Научная статья на тему 'Прогноз эффективности рекламы в экономике предприятий производства мебели'

Прогноз эффективности рекламы в экономике предприятий производства мебели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕКЛАМЫ / СПРОС НА МЕБЕЛЬ / ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ФУНКЦИИ / ЧАСТОТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЗАПАЗДЫВАНИЯ / ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ / ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / IDENTIFICATION OF EFFECTIVE ADVERTISING / DEMAND FOR FURNITURE / TRANSFER FUNCTIONS / FREQUENCY CHARACTERISTICS / CRITICAL TIME OF DELAY / STOCK OF FINANCIAL STABILITY / GAIN FROM REALISATION / THE AUTOMATIC CONTROL THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаков В. М., Петровский В. С.

Бугаков В.М., Петровский В.С. ПРО ГНО З ЭФФЕКТИВНО СТИ РЕ КЛАМЫ В ЭКОНО МИКЕ ПРЕД ПРИ ЯТИЙ ПРОИ ЗВОД СТВА МЕБЕЛИ. Рассмотрена идентификация изменений спроса на мебель по времени в зависимости от действия результативной рекламы, что дало возможность провести адаптацию методов теории автоматического регулирования для анализа, прогноза форсирующих свойств результативной рекламы и ее влияния на изменение запасов устойчивости мебельных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bugakov V.M., Petrovskiy V.S. THE FORECAST OF ADVERTIZING EFFECTIVENESS IN THE ECONOMY OF FURNITURE PRODUCING ENTERPRISES. The research studies the identification of the furniture demand change in the course of the time in connection with the effect resulting from advertizing, that gives us the opportunity to adopt the Automatic Regulation theory methods in order to analyze and forecast the intensive qualities of the effective advertizing and its influence on the stability potential of furniture producing enterprises.

Текст научной работы на тему «Прогноз эффективности рекламы в экономике предприятий производства мебели»

ЭКОНОМИКА

ПРОГНОЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВА МЕБЕЛИ

В.М. БУГАКОВ, ректор ВГЛТА, канд. техн. наук,

В.С. ПЕТРОВСКИЙ, каф. автоматизации производственных процессов ВГЛТА, д-р техн. наук

[email protected]

Результативность рекламы определяется количеством откликов покупателей, которые приобрели соответствующие виды мебели на определенную сумму.

Пусть предприятие использует /-видов рекламы (/ = 1, n), на очередной месяц затрачивается по каждому виду рекламы определенная сумма финансовых средств х. и объем продаж В вычисляются коэффициенты эффективности каждого вида рекламы b

b. = В. / хг ' (1)

Получается целевая функция управления рекламной деятельностью, максимизирующая, например, месячный объем продаж мебели (В) от действия рекламы [1]

n

B = ^ b.x. ^ max . (2)

/=1

С учетом ограничений:

1. Сумма квартальных затрат на все виды рекламы не должна превышать лимита (А) на рекламу

S x - A, X - 0, (3)

/=1

х. = 0, если нет отклика на этот вид рекламы.

2. Известны минимальные затраты на разовую рекламу /-го вида х . mm x - x .

г г mm

Так определяются наиболее результативные 1-2 вида разовой рекламы, динамическая идентификация которых дает возможность прогнозировать изменение последующего спроса на изделия в течение очередного месяца [1].

1. Как показал опыт реализации мебели, при значительной разовой затрате денежных средств на результативную рекламу в объеме (x;) обычно спрос на товары (у) в начальный период будет быстро увеличиваться, потом достигает максимума и после чего происходит более медленный спад спроса новых покупателей от действия этой рекламы, что показано на рис. 1. В этом проявляется

влияние дифференцирующих форсирующих свойств рекламы на спрос изделий [1, 2].

их

X

t

—►

о

Время

Рис. 1. Влияние разового расхода денежных средств (х1) для результативного вида рекламы на изменение спроса на виды мебели (у) новыми покупателями

“х

X

t

—►

Время

Рис. 2. Динамика реакции выручки за мебель (у) от новых покупателей, появившихся после разовых затрат (х), на результативный вид рекламы

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

153

ЭКОНОМИКА

Эту закономерность реакции спроса мебели новых покупателей на внезапное появление разовой результативной рекламы с некоторой погрешностью можно идентифицировать графиком на рис. 2.

2. Непрерывную кривую реакции спроса мебели новых покупателей от разовой затраты денежных средств на результативный вид рекламы (рис. 2) можно достаточно адекватно идентифицировать уравнением (4) изменения по времени величины выручки (у) от новых покупателей

кх —

У = Tе т , (4)

где t - время в днях после появления разовой результативной рекламы; х1 - величина затрат на разовую результативную рекламу;

Т - постоянная времени, при которой ежедневная выручка от новых покупателей по сравнению с пиком их спроса, сократится в 2,73 раза; к - коэффициент чувствительности, результативности проведенной рекламы, при котором в пик спроса на мебель от новых покупателей получается наибольший объем продаж на 1 руб. затрат на рекламу.

Анализ уравнения (4) показывает:

а) при t < 0, x= 0, у = 0;

б) при t = 0, х} = const, y = кх1 / T;

в) при t = T, хг = const, y = кх1 / 2,73 T;

г) при t — <х>, хг = const, у —— 0, то есть при t — <х> действие проведенной разовой результативной рекламы потеряло влияние на привлечение новых покупателей мебели.

Уравнение (4) представляет собой сумму общего и частного решения исходного дифференциального уравнения вида (5) [3]

T(dy / dt) + y = k(dx / dt). (5)

А это уравнение и есть уравнение дифференцирующего, форсирующего инерционного процесса действия разовой результативной рекламы на изменение спроса рекламируемой мебели новыми покупателями. Следовательно, дифференциальное уравнение (5) можно вполне обоснованно рассматривать как динамическую модель математической идентификации реакции спроса новыми покупателями на мебель по времени или вы-

ручки по времени (у) от величины затрат на разовую результативную рекламу (х^.

Передаточная функция W(S)p рассматриваемого рекламного динамического процесса экономики реализации мебели имеет вид

W(S)p = Y(S) / Xj(S) = kS / (TS + 1); (6)

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

., ч к • ш

А(ш) = I 2 2 ; (7)

у/T 2ш2 +1

Фазово-частотная характеристика (ФЧХ) ф(ш) = + п/2 - arctgTo. (8)

В начальном диапазоне низких частот внешних воздействий на дифференцирующее форсирующее рекламное звено экономики реализации мебели его реакция в частотной области дает предваряющий, опережающий по фазе результат, ф(ш) « + п/2. Это замечательное свойство дифференцирующих, форсирующих звеньев, процессов широко используется в решении задач повышения запасов устойчивости систем автоматического управления различной физической природы [3].

Так как результативная, чувствительная реклама мебели, в сущности, обладает дифференцирующими, форсирующими свойствами, то ее использование в экономике реализации продукции, очевидно, позволяет повысить запас финансовой устойчивости мебельного производства. Это явление рассмотрим более подробно.

3. Исследование влияния результативной рекламы мебели на повышение запаса финансовой устойчивости предприятия при задержках платежей за реализуемую оптом мебель. I. Принимаем торговую наценку на мебель 1,2, то есть коэффициент передачи кТ = 1,2. Поступивший на базу товар реализуется не сразу, но вся поступившая партия товара будет реализована, пусть через 1,5 месяца, то есть постоянную времени инерционности реализации будем считать около 0,5 месяца. Следовательно ТТ = 0,5. Оптовая база закупила партию мебели на сумму Q} по цене изготовителя. Через 1,5 месяца партия мебели была реализована на сумму Q2, то есть Q2 = ^-Q = 1,2Q Динамику реализации этой партии мебели, без затрат на рекламу, можно с некоторой динамической погрешностью идентифицировать дифференциальным уравнением (9)

154

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

ЭКОНОМИКА

TT(dQ2 / dt) + 02 = kTQi, (9)

или

0,5(dQ2 / dt) + 02 = 1,2-Qr (10)

Передаточная функция этого процесса W(S) будет иметь вид

W(S) = 02(S) / Qi(S) = 1,2 / (0,5S + 1), (11) или

Q2(S) = (1,2 / (0,5S + 1))-Q1(S).

Частотная передаточная функция (амплитудно-фазово-частотная характеристика АФЧХ) реализации мебели без запаздывания платежей от покупателей (т = 0) будет равна W(j&) = U(ffl) + jV(a) = (1,2 / (0,25ш2 + 1)) --j(0,6© / (0,25ш2 + 1)). (12)

АЧХ: А(ш) = VU2(ш) + V2(ш); (13)

ФЧХ: ф(ш) = - arctg(F(ra) / и(ш)). (14)

Если будут задержки платежей за реализуемую партию мебели на время (т), то А(ш) не изменится, а ф(ш) будет с дополнительным отрицательным фазовым сдвигом и примет выражение

ф(ш) = - arctg(F(b) / и(ш)) - шт. (15)

Определим допустимое время запаздывания (т ) поступления денежных средств за реализованную партию мебели. В координатах jV(&), У(ш) построим АФЧХ функции реализации мебели (рис. 3) для частот ш = 0; 0,01; 0,1; 0,2;...;го.

На рис. 3 кривая I - это АФЧХ процесса реализации мебели без расходов на рекламу. Для этой АФЧХ частота среза шс1 = 1,3 1/Мес, запас устойчивости по фазе yt = 147°, запас устойчивости по амплитуде а = 1. Запас по фазе в радианах у = 2,56 рад. Определим критическое время запаздывания (т ) поступления денежных средств за оформленную на продажу покупателям партию мебели, но оставленную на хранение на предприятии.

То есть нужно определить максимально допустимое время запаздывания оплаты на всю партию закупленной, оформленной на продажу мебели: ткр1 = у1 / шс1 = 2,56 / 1,3 = = 1,97 мес. Расчет достаточно соответствует реальности, так как ЗТт = 1,5 мес., а т , = 2 мес.

Если время фактического запаздывания оплаты за партию мебели (т) будет больше (ткр1), т > ткр то запас финансовой устойчивости реализации мебели исчезнет за счет затрат на хранение, охрану и появятся убыт-

ки. При частоте входных воздействий ш = 0, А(0) = 1,2. Это значит, что 02 = 1,2-01, или Q2 / Q1 = 1,2. Товар базой был приобретен у товаропроизводителей на сумму Q} и при его реализации планировалось получить торговую прибыль 20 %, т.е. kT = 1,2. Но если за мебель после оформления ее продажи денежные средства Q2 поступят через ткр1 = 1,97 месяца, то за это время расходы на хранение, реализацию мебели будут в данном примере проведены за счет коэффициента kT, который на момент поступления денежных средств будет равен не kT= 1,2, а фактически будет равен kT= 1,0.

Следовательно, через 1,97 мес. после оформления продажи партии мебели поступят денежные средства оплаты, при этом Q2 = Q т.е. никакой торговой прибыли с данной партии товара длительного пользования на этой операции не будет.

Если т > ткр, то коэффициент передачи, коэффициент торговой наценки фактически будет km < 1, тогда коммерческая операция с данной партией мебели станет просто убыточной.

Мебельная компания заинтересована в увеличении объемов реализации изделий в значительно большем объеме и не одному, а многим оптовым покупателям. Для решения этой задачи компания должна реализовать результативную рекламу рассматриваемого товара длительного пользования.

Рис. 3. Амплитудно-фазово-частотная характеристика процесса реализации мебели: I - без рекламы, II - с результативной форсирующей рекламой

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

155

ЭКОНОМИКА

Рис. 4 Динамическая структура реализации мебели (kT / (TTS + 1)) с форсирующей рекламой

k S / (TS + 1)

4. Вернемся к п.1. Сделана результативная реклама мебельных изделий, которая пусть на 1 руб. затрат на рекламу обеспечила увеличение выручки на 50 руб., т. е. kg = 50. Пусть для примера постоянная времени спада спроса на мебель после его пика будет Tg. = 0,2 мес. (см. уравнения (4, 5, 6)). Реклама проходит по времени параллельно с реализацией изделий и представляет собой наиболее идентичную реальным последствиям спроса на мебель от новых покупателей форсирующую передаточную функцию (6).

W(S)p = kgS / (TS + 1).

Тогда, с учетом появления разовой результативной рекламы, структура реализации мебели, в том числе ряду новых оптовых покупателей, на какой-то период времени приобретает вид (рис. 4).

Часть выручки AQ' используется на разовое скачкообразное ступенчатое финансирование рекламы, которая создает форсированное увеличение спроса от новых покупателей и вызывает дополнительную закупку у предприятия мебели на сумму AQ”.

Теперь на вход звена реализации поступает мебель на общую сумму Q1(S) + AQ2", что значительно увеличит общую выручку. Включение в обратную положительную связь гибкого форсирующего рекламного звена снижает инерционность торговли, дает на некоторый период времени форсирование роста объема продаж мебели от новых покупателей с последующим уменьшением до определенного уровня.

Передаточная функция динамической системы экономики реализации товара с его

(16)

W(S\

результативной рекламой в замкнутом состоянии Ж^зам с положительной гибкой инерционной обратной связью [3] имеет вид

^зам = Q2(S) / Ql(S =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= (1 - ^аз- ^рХ

где ^раз = kT / (TtS + 1).

Используя выражения W(S) получим

кр-Тт- Т • S + кт (Тг + Т )S + кт (17)

W(S) =——-—1----------—-----s—----— (17)

зам T2TgS3+[Tr-Tg+TT(TT+Tg)]S2 +

+(2-Тт -Tg — kTkgTT)S +1 В числителе передаточной функции (17) имеются составляющие с S2 и S, которые при нулевых начальных условиях можно идентифицировать с операторами дифференцирования d2 / dt2 и d / dt. Следовательно, с точки зрения управления, введение в динамическую систему реализации товара дифференцирующего инерционного звена результативной рекламы превращает эту систему из позиционной в форсирующую систему с повышением на некоторое время скорости (d / dt) и ускорения d2 / dt2 реализации мебели.

После подстановки в уравнение (17) принятых выше численных значений kT, kg, TT, T находим

0,12S2 + 0,6S +1,2

W (S ) зам =-

(18)

0,05S3 - 29,65S2 - 59S +1 Перейдем в частотную область заменой S = j®, получим выражение частотной передаточной функции (АФЧХ) рассматрива-

емой системы

W(j®) = U(®) + jV(®) = -3,54ю4 - 0,08ю2 +1,2 -0,0025ш6 + 850ш4 - 59,4ш2 +1

+

0,006о5 - 10,63ш3 + 71,6о ,1Г1Ч

+1---------т----—------^----. (19)

-0,0025ш6 + 850ш4 - 59,4ш2 +1

После расчета величин U(®), jV(®) для ® = 0;0,001,...,го получена АФЧХ-II, представленная на рис. 3. Частота среза стала WC2 = = 0,48 1/мес. Запас финансовой устойчивости Y1 увеличился с 147° до 265°, т.е. у2 = 4,62 рад. При рассмотрении АФЧХ -I и АФЧХ -II видно, что АФЧХ - II получила положительный фазовый сдвиг (против часовой стрелки), а это дает наглядное подтверждение реализации дифференцирующих, форсирующих свойств результативной рекламы, увеличившей на не-

156

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

ЭКОНОМИКА

который период времени запас финансовой устойчивости торговли мебелью, что дало возможность увеличить ткр2 - наибольшее предельно допустимое время задержки денежных средств от оплаты товара оптовыми покупателями после оформления продаж

Ткр2 = Y2 / Юо2 = 4,62 / 0,48 = 9,63 мес.

Отношение критического времени ткр1 и т 0 т J т 0 = 9,63 / 1,97 = 4,89 показывает,

кр2 кр1 кр2 i i i 1

что при использовании разовой результативной рекламы с постоянной времени действия Tg = 0,2 мес. запас финансовой устойчивости по времени задержки поступления денежных средств от оформленных продаж увеличивается в 4,89 раза.

Это, очевидно, связано с тем, что после действия результативной рекламы число новых покупателей товара с оптовой базы возросло, а количество и объем отсроченных платежей сравнительно небольшие в общем балансе выручки за товар.

4. Влияние результативной рекламы на финансовую устойчивость и прибыльность предприятий реализации мебели. Для рассмотренных в п. 3 условий изменение выручки Q2 за приобретенный у производителя товар на сумму Q1 описывается дифференциальным уравнением (9)

TT(dQ2 / dt) + Q2 = k'QV

Сумма общего и частного решения этого дифференциального уравнения имеет вид Q2 = kT - Qi(1 - /Т). (20)

Это уравнение отражает месячный рост суммарной выручки, т.е. рассматриваем месячный результат работы. Здесь t = 0 - 1 .

Реализация товара проводится с оптовой базы известным, постоянным оптовым покупателям, которые сотрудничают с базой и будут приобретать тот же товар и в тех же размерах, несмотря на появление рекламы.

Результативная реклама привлечет дополнительно новых покупателей, которые будут приобретать мебель с закономерностью изменения спроса (4), (5), (6), вызванного дифференцирующим, форсирующим действием рекламы.

Т -

d (AQ2)

dt

+aq:=kg

d (AQ2)

dt

(21)

где AQ2 - затраты на разовую результативную рекламу;

AQ2 - выручка от дополнительной реализации товара, которая вызвана рекламой;

Tg - постоянная времени спада спроса от его пика (максимума) после рекламы;

kg - коэффициент чувствительности рекламы, который в пик спроса отражает наибольший объем продаж на 1 рубль затрат на рекламу.

Общее и частное решение уравнения (21) изменения дополнительного объема выручки из-за рекламы имеет вид

kg AQ2 -Tg

AQ2 =

T

(22)

Л 1 2 3

t = 0, —, —, —, 30 30 30

Это уравнение отражает изменение ежедневной выручки AQ2 для

...,30 = 1.

30

Чтобы определить суммарную месячную выручку оптовой базы за счет привлечения рекламой новых покупателей, нужно проинтегрировать функцию (22) по t в пределах от 0 до 1.

* 1 k AQ2 -Tjr

YdAff1=\-gfL.e Tgdt =

К AQ2

С --л

T 1 - e Tg

g

V J

.(23)

kT = 1,2,

Пусть ТТ = 0,5 мес.

AQ2 '= 50000 руб., Q*=1000000 руб. По уравнению (20) вычисляем месячный объем реализа ции мебели (t=1) постоянным покупателям.

С t \

Q2 = kT Q1

1 - e Tt = 1,2 -1000000 1 - e 0’5

V J VJ

= 1038000 руб.

В последний день предыдущего месяца появилась результативная разовая реклама с параметрами kg = 25 (на рубль затрат на рекламу в пик спроса - 25 рублей выручки), T = 0,2 мес., на рекламу пусть затрачено AgQ2 ' = 50000 руб.

По формуле (23) вычисляем дополнительную месячную выручку от привлечения рекламой новых покупателей.

( t \

ZAQ2' = kg AQ'

1 - e Tg

= 1227500 руб., t = 0-1.

Следовательно, суммарная выручка от реализации мебели с оптовой базы постоян-

0

S

g

0

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.