Научная статья на тему 'Прогностическая модель модернизации обучения художественно-эстетическому профилю учащихся старших 10-11-х классов среднего полного образования'

Прогностическая модель модернизации обучения художественно-эстетическому профилю учащихся старших 10-11-х классов среднего полного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / PROFILE SUBJECTS / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ELECTIVE COURSES / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОФИЛЬ / PROFILE / ИСКУССТВО / ART / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахотников Александр Григорьевич

В статье представлены педагогические условия обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием и обоснована необходимость более эффективной подготовки выпускников общеобразовательных школ к профилизации программ высшего художественно-профессионального образования. Задачей профильного обучения является создание насыщенной образовательной среды-поля для самостоятельного осознанного выбора учащимися учебных профильных предметов и форм обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGNOSTIC MODEL OF THE MODERNIZATION OF ART AND AESTHETIC EDUCATION OF SENIOR SCHOOL PUPILS IN SECONDARY SCHOOLS

The article describes pedagogical conditions of the guaranteeing succession between general and vocational education. It also explains the necessity of more effective approach to the process of preparation of a school-leaver to profilization of high art and professional educational programs. The aim of the specialized education is the creation of the saturated educational sphere for students so that they would be able to choose subjects and types of education independently.

Текст научной работы на тему «Прогностическая модель модернизации обучения художественно-эстетическому профилю учащихся старших 10-11-х классов среднего полного образования»

Следует отметить, что некоторые научные методологии (например, системно-синергетический, функциональный подходы) еще не имели официального статуса, однако их элементы уже использовались в исследовании явления наследственности, то есть генетической информации.

Выявленные методологические приемы и подходы, используемые при становлении и развитии учения о наследственной информации в генетике, следует взять на вооружение при изучении соответствующего раздела в курсе общей биологии. Это будет соответствовать основному принципу научного образования: «образование является проекцией науки».

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубинин Н. П. Общая генетика. 2-е изд. М.: Наука, 1976. 572 с.

2. Урсул А. Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. 231 с.

3. Общая биология: учеб. для 9—10 классов школ с углубленным изучением биологии / А. О. Рувин-ский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. М.: Просвещение, 1993. 544 с.

4. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1985. 1600 с.

5. Ленин В. И. Философские тетради // Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1963. Т. 29. 782 с.

6. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века / под ред. С. Р. Микулянского. М.: Наука, 1972. 536 с.

7. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1980. Т. 18. 525 с.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ 10-11-х КЛАССОВ СРЕДНЕГО ПОЛНОГО ОБРАзОВАНИЯ

PROGNOSTIC MODEL OF THE MODERNIZATION OF ART AND AESTHETIC EDUCATION OF SENIOR SCHOOL PUPILS IN SECONDARY SCHOOLS

А. Г. Плахотников

В статье представлены педагогические условия обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием и обоснована необходимость более эффективной подготовки выпускников общеобразовательных школ к профилизации программ высшего художественно-профессионального образования. Задачей профильного обучения является создание насыщенной образовательной среды-поля для самостоятельного осознанного выбора учащимися учебных профильных предметов и форм обучения.

Ключевые слова: профильные предметы, элективные курсы, модель, профиль, искусство, технология.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более дифференцированным, индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика анализа общего образования убедительно показала, что как минимум начиная с позднего подросткового возраста - с 15 лет - в системе образова-

A. G. Plahotnikov

The article describes pedagogical conditions of the guaranteeing succession between general and vocational education. It also explains the necessity of more effective approach to the process of preparation of a school-leaver to profilization of high art and professional educational programs. The aim of the specialized education is the creation of the saturated educational sphere for students so that they would be able to choose subjects and types of education independently.

Keywords: profile subjects, elective courses, a model, a profile, art, technology.

ния должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучить только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах

соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию, как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы, поддерживают около четверти старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проводимых в 2002 г. Центром социологических исследований Минобразования РФ, профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности [1, с. 65].

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях приводит к нарушению преемственности между школой и вузом, порождая многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения) [1, с. 66].

В связи с этим переход к профессиональному обучению преследует следующие основные цели:

• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и глубокими возможностями построения учащимися индивидуальных образовательных программ;

• способствовать установлению равного доступа к полному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями;

• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, сделать процесс подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования более эффективным [1, с. 66].

Таким образом, основным в организации профильного обучения является создание условий, обеспечивающих эффективную разработку учащимися индивидуальных образовательных программ (ИОП) и механизм их учета при организации профильного обучения в школе. Поэтому необходимо определить условия, обеспечивающие

разработку учащимися индивидуальных профильных образовательных программ.

Важнейшим условием на наш взгляд, является создание насыщенной образовательной среды - поля для самостоятельного осознанного выбора учащимися учебных предметов (базовых, профильных, элективных), формы обучения (очная, экстернат).

Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся, обеспечивают минимальный уровень общего образования. И здесь мы можем предоставить большой выбор учащимся. Тем не менее возможен выбор и формы изучения предметов. При этом для каждой формы обучения должна быть составлена своя программа, обосновывающая привлекательность и доступность освоения данного курса для учащихся.

Профильные предметы должны быть представлены как углубленными курсами, разработанными на базе общеобразовательных предметов, так и специальными профильными курсами, которые отсутствуют в базовом учебном плане (право, философия, экономика, журналистика, специальные курсы по художественно-эстетическому профилю) [1, с. 67].

Элективные курсы, по существу, являются средством собственно профильной дифференциации образования, так как в наибольшей степени обязаны с выбором каждым учащимся содержания образования в зависимости от его интересов, познавательных потребностей, жизненных устремлений. Именно благодаря таким курсам школа может задать наиболее широкое «поле выбора» [1, с. 67].

Выбирая различные сочетания базовых, профильных и элективных курсов, каждый учащийся вправе сформировать свой индивидуальный учебный план (ИУП). Совокупность учебных планов становится основой распределения учащихся по классам и учебным группам.

Учащиеся с близкими интересами или общей направленностью могут быть объединены в один класс. Как правило, так организуется изучение базовых общеобразовательных предметов. Одновременно с этим изучение профильных и элективных курсов может происходить в более мелких учебных группах, которые формируются на базе всей параллели. Именно этим задается гибкость профиля, в отличие от ситуации, когда за одним классом закрепляется один-два профильных специализированных курса.

Одна из важнейших особенностей концептуальной модели профильного обучения - выделение специального времени для проведения учебных практик, проектов исследовательской деятельности учащихся.

Эти часы могут быть использованы либо для организации специальных курсов («Путь в науку», «Технология проектирования»), либо для выполнения учащимися исследования или проекта в учебном предмете с целью удовлетворения своих образовательных потребностей [1, с. 67].

Переход старшей школы по профильному обучению предлагает изменение в содержании форм педагогической деятельности. Во-первых, для расширения педагогических возможностей образовательной среды школы необходимо, чтобы каждый учебный предмет был представлен и базо-

Таблица 1

Художественно-эстетический профиль [по: 2, с. 48]

Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык 2

Литература 6

Иностранный язык 6

Математика 8

История 4

Обществознание (включая экономику и право) 4

Естествознание 6

Физическая культура 4

II. Профильные учебные предметы

Мировая художественная культура 6

Профильные учебные предметы искусства 12

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 10

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона 4

вым, и профильным курсом. Перечень элективных курсов должен намного превышать число таких курсов, которые обязан выбрать учащийся. И здесь перед управлением школы стоит задача создания ситуации педагогического авторства. Во-вторых, необходимо создание учебных программ (и профильных, и базовых) нового типа, предполагающих:

• значительную долю самостоятельной работы учащихся, в том числе программы экстерната и дистанционного курса;

• использование новых технологий (исследование, проектирование) и формы работы (деловые игры, образовательные сессии, учебные практики, блочно-модуль-ный подход, портфолио).

В-третьих, обучение по ИУП невозможно без специального педагогического сопровождения. Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

Таблица 2

Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильное обучение) [по: 2, с. 50].

Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык 2

Литература 6

Иностранный язык 6

Математика 8

Информатика и ИКТ 2

История 4

Обществознание (включая экономику и право) 4

География 2

Физика 4

Химия 2

Биология 2

Мировая художественная культура 2

Технология 2

Основы безопасности жизнедеятельности 1

Физическая культура 4

II. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 17

III. Региональный компонент

По усмотрению региона 4

Таблица 3

Интегрированное обучение учащихся 10-11 классов среднего (полного) общего образования «Художественно-эстетический профиль» [по: 10, с. 48-50]

Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения

Вторая ступень профильного обучения учащихся старших 10-11-х классов художественно-эстетического профиля

I. Базовые учебные предметы

Русский язык 2

Литература 6

Иностранный язык 6

Математика 8

История 4

Обществознание (включая экономику и право) 4

Естествознание 6

Физическая культура 4

II. Профильные учебные предметы

Мировая художественная культура и технология 6+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профильные учебные предметы искусства: углубленные курсы, обучение учебно-академическому рисунку античной гипсовой головы (Дорифор, Аполлон, Венера, Антиной); живопись - цветоведение, колористика; композиция: тематическая, декоративная, архитектурно-строительная 12

III. Элективные учебные предметы

1. Учебный предмет рисунок. Рисунок античной гипсовой головы (с натуры, по памяти, по представлению) с трех разных ракурсных поворотов (анфас, профиль, три четверти) 7

2. Живопись натюрморта с натуры; декоративное решение живописи-натюрморта; живописный портрет; цветоведение, колористика (упражнение). 5

3. Композиция: тематическая, декоративная, монументальная, архитектурно-строительная. В каждом разделе композиции свой индивидуальный план обучения учащихся профильной школы. 5

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона 1. Факультативные курсы 2. Углубленные курсы 3. Элективные курсы 4

• вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

• практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

• завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компе-тентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования [1, с. 68].

Проанализировав и обобщив опыт выдвигаемых идей субъектного подхода в психологии развития (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, В. И. Слободчиков и другие), а также концептуальные идеи личностного образования, личностного подхода (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и другие), опираясь на психологические теории личности (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. А. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и другие), мы выдвигаем собственную концептуаль-

ную «модель» профильной подготовки учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы.

Выдвигаемая нами концептуальная «модель» представляет 1-й уровень - «подготовка учителя изобразительного искусства и дизайна в системе непрерывного профессионального образования» на 1-м этапе подготовки учащихся общеобразовательной школы 10-11классов.

9-й класс представляет 1-ю ступень предпрофильной интегрированной подготовки учащихся по профилю «Изобразительное искусство и художественный труд».

10-11-е классы представляют 2-ю ступень интегрированного профильного обучения «Мировая художественная культура и технологии».

Основное условие профильной школы является разработка прогнозированной «модели» подготовки учащихся старших классов к ответственному выбору профиля развивающего обучения (художественно-эстетический и мировая художественная культура), к эффективному становлению в качестве субъекта профессионального и личностного самоопределения. Самостоятельный и осознанный выбор учащимися учебных предметов профильной школы; составляющие профили направления; форму обу-

Рис. Модернизация профильного обучения изобразительному искусству и дизайну учащихся 9-11-х классов общеобразовательной школы в современных условиях

чения и школу профильной подготовки (лицей, учебно-производственный комбинат, образовательная школа).

В связи с выбором образовательно-профилирующего учреждения последующие основные целевые задачи:

• обеспечить учащихся профильной школы педагогическими и профессиональными условиями развивающего обучения изобразительному искусству и дизайну;

• эффективного обеспечения разработки учащимися индивидуальных образовательных программ (ИОП) для самостоятельного осознанного выбора учащимися учебных предметов (базовые, профильные, элективные, регионального компонента);

• обеспечить углубленное изучение следующих предметов: рисунок, черчение, компьютерная графика, живопись, цветоведение и колористика, композиция (тематическая, декоративная, архитектурно-строительная);

• равного обеспечения доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• обеспечить преемственность в системе непрерывного художественно-профессионального образования, между профильной школой, средним профессиональным образованием и двухуровневым высшим образованием (бакалавриат - магистратура) и послевузовским профессиональным.

Таким образом, профильная школа для будущих абитуриентов (художественно-графических факультетов, архитектурно-строительных вузов; вузов культуры и искусства; кафедр изобразительного искусства и дизайна):

1) создает необходимую насыщенную учебно-профессиональную среду обучения;

2) создает формы и методы развивающего обучения учащихся профильной школы художественному деятельному восприятию в учебно-академическом усвоении изобразительного искусства и дизайна;

3) эффективно использует методы развивающего обучения в изображении:

• учебно-академического рисунка античной гипсовой головы (Аполлон, Дорифор, Антиной, Венера);

• станковой и декоративной живописи, цветоведе-ния и колористики;

• композиции станковой, монументальной, тематической, декоративной, архитектурно-строительной.

Прогностическая модель «профильной школы» убедительно показывает на межпредметную связь в обучении учащихся старших классов по предмету «Изобразительное искусство» в интеграции с предметом «Технология», так как обучение учащихся 9-11-х классов черчению, художественному проектированию и компьютерной графике необходимо вести совместно, в межпредметной связи с изобразительным искусством.

Таким образом, анализ прогностической модели обучения учащихся старших 10-11-х классов профильной школы среднего (полного) общего образования показывает на необходимость проведения предметов художественно-эстетического профиля в интеграции с предметами технологического профиля, так как блок профильных учебных предметов по мировой художественной культуре является лишь теоретическим. Для абитуриентов художественно-графических факультетов, кафедр изобразительного искусства и дизайна необходима практическая подготовка по предметам: рисунок античной гипсовой головы в трех разных ракурсных разворотах (анфас, профиль, три четверти); живопись и цветоведение; композиция: тематическая, декоративная, монументальная, архитектурно-строительная. По профилю «Технология» профилирующие предметы: черчение, компьютерная графика, художественное проектирование. Все вышеперечисленное необходимо давать в межпредметной связи для более емкого и углубленного изучения дисциплин художественно-эстетического профиля.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проблемы и перспективы предпрофильной подготовки и профильного обучения в современной системе образования: материалы научно-практической конференции «Вуз — профильная школа» / [науч. ред. С. С. Горбачева, отв. ред.: Т. А. Коглова, И. Н. Нестерова]. Воронеж: ВГПУ, 2005.

2. Новые государственные стандарты школьного образования. М.: Астрель, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.