Научная статья на тему 'Прогностическая деятельность и специфика прогнозирования'

Прогностическая деятельность и специфика прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2046
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTUROLOGY / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ФУТУРОЛОГИЯ / FUTUROLOGY / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ / FORECASTING FUNCTION OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голованова Елена Владимировна

В статье рассматривается прогнозирование как одно из свойств интеллектуальной деятельности. Показывается, что прогнозирование позволяет отследить кризисные моменты в развитии общества и культуры, связанные с необходимостью изменений, и возможные пути осуществления этих изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines forecasting as one of the features of intellectual activity. If is shown, that forecasts allow us to trace the crisis moments in society and culture development, and to find possible ways of realization of changes which are necessary at such moments.

Текст научной работы на тему «Прогностическая деятельность и специфика прогнозирования»

народные традиции, историю революционного движения или достопримечательности.

Так, например, И.В. Сталину была прислана копия тосканской вазы I века до н.э. от коммунистической секции Джерарди города Ареццо (2, с. 269) или, как еще один пример этнического характера, свадебный головной убор от трансильванских венгров.

Эта способность вещи-подарка представить вождю «свою» часть света, профессиональную или иную идентичность дарителя и определяет во многом ценность дара. Сейчас появляются исследования, отводя-

щие сувениру особое внимание. Так, в своей диссертации Н.В. Ерискина (4), проанализировав концепцию дарения в традиционном обществе коренных народов Камчатки, выделила сувениры «личные», «общезначимые» и «этнические».

Подарок (и сам процесс дарения) как отдельный феномен истории культуры заслуживает дальнейшего детального изучения. В данном случае наша статья ограничилась лишь рамками выявления характерных функций подарков политическим лидерам советского государства.

Примечания

1. Всемирная история дипломатии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.diphis.ru

2. Годелье, М. Деньги и богатство в различных типах общества и их встреча на периферии капитализма / М. Годелье // Психоанализ и науки о человеке. — М.: Прогресс-Культура, 1996.

3. Дары вождям. — М.: Пинакотека, 2006.

4. Ерискина, Н. В. Историко-культурные формы дарообмена и этнического сувенира народов Камчатки : дис. ... канд. исторических наук / Н.В. Ерискина. — Владивосток. 2006. — 149 с.

5. Комарова, М. Ф. Подарки вождю / М.Ф. Комарова // Сборник Государственного музея революции СССР. — М., 1947.

6. Мосс, М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах / М. Мосс // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. — М.: Восточная литература, РАН, 1996.

7. Харитонова, Е. Н. От всего сердца. Подарки В. И. Ленину / Н.Н. Харитонова. — М.: Изобразительное искусство, 1985.

8. Шварц-Педраудзе, Г. М. О некоторых материалах коллекции подарков Франции к 70-летию И. В. Сталина / Г.М. Шварц-Педраудзе, Г.Н. Балакирева // Научные труды ГЦМСИР. — М., 2007.

П РОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Е. В. Голованова

Государственная академия славянской культуры

В статье рассматривается прогнозирование как одно из свойств интеллектуальной деятельности. Показывается, что прогнозирование позволяет отследить кризисные моменты в развитии общества и культуры, связанные с необходимостью изменений, и возможные пути осуществления этих изменений.

Ключевые слова: культурология, прогнозирование, футурология, прогностическая функция науки. The article examines forecasting as one of the features of intellectual activity. If is shown, that forecasts allow us to trace the crisis moments in society and culture development, and to find possible ways of realization of changes which are necessary at such moments. Key words: culturology, forecasting, futurology, forecasting function of science.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 93-97 93

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 5 (49) сентябрь-октябрь ^

Общество складывается в историческом времени, и все изменения, происходящие в нем, развиваются во времени. Это движение происходит по вектору прошлое — настоящее — будущее. Настоящее данного общества во многом определяется его прошлым, своими корнями связано с традициями прошлого, которое не исчезает бесследно, а будущее закладывается в настоящем.

Наука представляет собой специфическую познавательную деятельность, причем важным и неотъемлемым элементом ее структуры является прогностическая функция. В результате научной деятельности, в качестве ее продукта формируется целостная и относительно непротиворечивая научная картина мира — визуальный образ реальности, основанный на научной и социокультурной практике данного общества. Человеческое сознание отличается избирательностью, отражая самые существенные характеристики реальности, способностью создавать вероятностные модели будущих событий, предугадывать будущее. Прогнозирование является одним из свойств интеллектуальной деятельности, которая связана с механизмами социального отражения. Одним из вариантов такого способа познания является опережающее отражение.

Таким образом, науке вообще свойственна прогностическая функция. Эта функция реализуется на основе осмысления реальности, знания законов функционирования этой реальности, предположения о существовании законов развития реальности. Законы развития реальности могут отличаться в различных методологических концепциях и будут являться познавательными основаниями прогнозирования.

Нам представляется, что когда речь идет о социокультурных явлениях, то прогнозирование в этой сфере особенно важно для развития общества. Прогнозирование позволяет отследить кризисные моменты

в развитии общества и культуры, показывает необходимость определенных социальных, культурных, политических, экономических изменений и возможность осуществления этих изменений. В сфере социальных наук и наук о культуре прогнозирование опирается на полагание общих основ развития изучаемого общества и типа культуры и на знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта и конкретных культурных механизмов.

Еще одной особенностью футурологии является то, что она выполняет мировоззренческие и идеологические функции, дает основания для конкретных научных исследований, которые уже выполняют определенные функции социального проектирования и конструирования. Предвидение выступает фундаментальной методологической функцией науки. Именно некие идеальные стандарты (большие макродинами-ческие концепции, осмысляющие направления развития будущего) регулируют реальную предметную деятельность.

Идеи Платона, Канта, Гегеля, Галилея, Лейбница, Паскаля, других мыслителей и ученых, представляющих различные эпохи и сферы культуры, показывают принципиальную возможность объективных предсказаний, осуществляемых наукой на протяжении ее развития от Античности до наших дней, и субъективных предсказаний, сформулированных отдельными учеными, осознавшими свое утверждение как предсказание. Первые характеризуют прогностическое значение идеи, концепции, метода, теории, языка — словом, всего того, что имеет своим основанием концептуальное предвидение. Такой тип предсказания представлен прогностической функцией науки в целом. Каждая научная концепция вносила свою лепту в углубление прогностической рефлексии, но особенно бурно развивается рефлексирующая способность философии с открытием первых университетов. Неверно считать, что предсказатель-

ная функция была раньше исключительно ретроспективной. Если принять данное высказывание за истинное, то прогностическая функция философии идентифицируется с ее осознанием.

Футурологические концепции часто упрекают за избыточный метафоризм, далеко «отпущенную интуицию», иррациональность. Однако В.Н. Ярская справедливо утверждает, что предвидение представлено спектром прогностических рефлексий в отдельных видах познавательной деятельности, которые дополняют друг друга как в творчестве отдельных ученых и художников, так и в развитии науки и искусства в целом. В системе предвидения функционируют альтернативные, но дополняющие друг друга характеристики — логическое и внелогическое, сознательное и бессознательное, интенсивное и экстенсивное, субъективное и объективное, темпоральное и атемпоральное. Гносеологическая инверсия времени создает алгоритм, формирующий целостность объекта предсказания и снимающий различие временной ориентации непознанных сфер бытия (1).

Преодоление разрыва между предвидением и проблемой времени не может произойти стихийно, оно требует сознательно организованной деятельности людей на основе научной теории. Духовная жизнь принципиально прогностична, она выражает себя в открытости миру, способности к трансгрессии, преодолению наличной ситуации.

Отсюда проистекает важность рассмотрения временного аспекта опережающего отражения, являющегося природной основой прогностической функции сознания. В процессе создания теории предвидения должны быть учтены данные конкретных наук. Когда общество все в большей степени сознательно контролирует процессы своего развития, а социология становится методологией практики, проблема взаимосвязи конкретно-научных и

общеметодологических вопросов предвидения выдвигается в число наиболее важных вопросов социальной прогностики.

Не выходя за рамки индивидуальной деятельности, предсказательные суждения выступают как обыденная прогностика, базирующаяся на эмпирическом опыте личности и обладающая силой повседневной практики и здравого смысла: обыденный прогноз, по существу, выражает оптимальный алгоритм поведения. Спецификация открытий оказывается существенно связанной с типологией научного предвидения, с типом научной деятельности.

Историческая эволюция предвидения приходит к научному предвидению, демонстрируя сложнейший спектр донаучных форм предвидения, системный характер прогностического сознания и органическую взаимосвязь субъективных актов предсказаний и объективной ценности прогностической функции познания.

В научном предсказании психологическая и логическая стороны связаны как индивидуальное и универсальное. Предвидение выступает как деятельность в своем отношении к субъекту исследования и поставленной задаче, а также как процесс в аспекте вопроса о закономерностях его протекания. Для прогностического мышления, в отличие от психического прогнозирования, специфично предметное значение, семантическое содержание, которое сформировалось у человека. Поэтому временной аспект прогноза детерминирован не только природным, но и социальным временем. Законы науки в качестве алгоритма социального опыта служат критерием прогноза, которого мы лишаемся, как только входим в рамки индивидуальности.

Эмоционально-чувственный элемент прогностической деятельности способствует формированию внутреннего предвосхищения, увеличивая эффективность прогнозирования. Эмоции помогают уйти от консерватизма мышления, вступая в конфликт

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 5 (49) сентябрь-октябрь ^

со здравым смыслом и его стандартами. Алогизм эмоциональной сферы отражения оборачивается жизненной логикой чувств, предохраняющей от издержек жесткой логики рассудка. Прогностическая роль эмоций проявляется в создании новых формаций сознания, жизненных принципов и характера. Эмоции характеризуют темпоральность существования, исключают безразличие к собственному времени и объективной временности бытия, чему-то еще не осуществленному, направлены к будущему. Наличие внелогических элементов предсказания, которые не достигают осознания, открытости, но являются немаловажным фактором прогностической деятельности, выражает потенциальную силу бессознательного, из которого информация переходит в осознаваемую.

Важным моментом прогностических теорий является и то, что предсказание осуществляется не на основе, а, как правило, вопреки старой теории, выходит за ее границы, хотя вместе с тем оно детерминировано предшествующим экстенсивным развитием науки и общественно-исторической практики.

Уровень осознания предвидения зависит от общего исторического фона, в котором можно уловить определенную доминанту эпохи. Социальное обследование, к примеру, служило своеобразной формой артикуляции социальной утопии. Когда в методологии социальных наук возобладал позитивистский идеал строгого незаинтересованного знания, утопическая эйфория была вытеснена, по крайней мере, в подсознание общественных наук. Однако на новом этапе неклассической и постнеклассической науки прогностические концепции вновь приобретают свою актуальность. И появление такой обширной области социальных и культурологических исследований, как футурология, оказывается очень значимым этапом в развитии науки.

Перед человечеством в ХХ столетии

особенно остро встал вопрос познаваемости будущего, его поливариантности, допустимости вмешательства социального субъекта в ход социального процесса. Так, в декларации о целях и принципах своей деятельности Институт проблем будущего в 1968 году провозгласил: «В наше время необходимо отказаться от фаталистического представления, что будущее невозможно предвидеть и что оно неизбежно. И признать, что существует множество возможных будущностей и что соответствующее вмешательство может привнести существенные изменения в их вероятностные реализации. Это делает исследования будущего ... акциями большой социальной значимости... Мы должны перестать быть просто наблюдателями нашей собственной истории, а твердо и решительно участвовать в формировании будущего. Это потребует мудрости и восприимчивости к человеческим ценностям, чтобы сделать мир лучше, чем он есть. Но времени мало, так как события развиваются все быстрее и быстрее. Пора по-настоящему заняться проблемами будущности нашего общества» (2, р. 2).

Следует отметить, что будущее интересовало человечество с давних времен. Древнейшие мифологии и религии не могли обходиться без различного рода предсказаний и пророчеств, прогностическую функцию выполняли философия (философские утопии), искусство, литература, особенно фантастика и т.п. Все это свидетельствует о том, что человечество движется от фаталистического понимания и приятия своей судьбы к активному, конструктивному, творческому созиданию собственного будущего. И это движение по большей части происходит путем проб и ошибок, за которые человечество вынужденно расплачиваться.

Современные футурологические концепции отличаются мозаичным характером, поливариативностью, распространением сценарного подхода для модели-

рования будущего, то есть они целиком вписываются в русло общего культурного мейнстрима ХХ века и несут в себе те же тенденции, что и он.

Прогностические исследования каса-

ются самых различных сфер жизнедеятельности общества, и все-таки, в первую очередь, они сориентированы на изучение социокультурных процессов и общественные прогнозы.

Примечания

1. Ярская, В. Н. Научное предвидение / В.Н. Ярская. — Саратов, 1980.

2. Futures. — 1984. — Vol. 16. — № 1.

ОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ ЮСТИЦИИ В XVIII ВЕКЕ

А. А. Новиков

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС)

Формирование системы правоохранительных органов потребовало решения ряда социальных задач: подготовки прокурорских кадров, улучшения их материального содержания, пенсионного обеспечения, охраны здоровья.

Ключевые слова: юстиция, Петр I, Екатерина II, Павел I, прокурорский надзор, пенсионное обеспечение, Сенат, Шляхетский корпус.

Formation of system of law enforcement bodies has demanded the decision of some social problems: improvement of their material maintenance, provision of pensions, health protection. Key words: Justice, Peter I, Catherine II, Pavel I, public prosecutor's supervision, provision of pensions, the Senate, shlyahitsky case.

В результате предпринятых правительством Петра I реформ в России образовалось централизованное государство, в котором выделился слой людей, постоянно находившихся на государственной службе и профессионально занимавшихся делами управления. Таким образом, в начале XVIII века появилась особая прослойка общества — чиновники, чье поло-

жение среди других классов-сословий и групп феодальной России стало определяться законами абсолютной монархии.

Энергичное формирование государственного аппарата началось в России в 1711 году, с уничтожением Разрядного приказа, ведавшего учетом прежних чиновных людей, и учреждением Сената, который получил право присваивать только новые

97

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 97-102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.