Научная статья на тему 'Прогибиционистское движение в США: образование Антисалунной лиги Америки и  деятельность Кэрри Нейшн'

Прогибиционистское движение в США: образование Антисалунной лиги Америки и  деятельность Кэрри Нейшн Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГИБИЦИОНИЗМ / PROHIBITIONISM / ПАРТИЯ СУХОГО ЗАКОНА / PROHIBITION PARTY / ЖЕНСКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ СОЮЗ ЗА ВОЗДЕРЖАНИЕ / WOMAN'S CHRISTIAN TEMPERANCE UNION / АНТИСАЛУННАЯ ЛИГА / ANTI-SALOON LEAGUE / КЭРРИ НЕЙШН. / CARRIE NATION.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лавров С.И.

Цель статьи заключается в изучении прогибиционистского движения в США после окончания Гражданской войны. В центре анализа — деятельность Антисалунной лиги (1893) и одного из ее харизматичных и неоднозначных лидеров Кэррри Нейшн, методы действий которой до сих пор являются предметов споров среди исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROHIBITION MOVEMENT IN THE USA: THE FORMATION OF ANTI-SALOON LEAGUE OF AMERICA AND CARRIE NATION’S ACTIVITIES

The aim of the article is to study the prohibition movement in the USA after the Civil War. In the spotlight of the analysis is the activity of the Anti-Saloon League of America (1893) and one of its charismatic and controversial leaders Carrie Nation, whose methods of action are still subject of dispute among researchers.

Текст научной работы на тему «Прогибиционистское движение в США: образование Антисалунной лиги Америки и  деятельность Кэрри Нейшн»

УДК 93/94 ББК 63.3(7)52

ПРОГИБИЦИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В США: ОБРАЗОВАНИЕ АНТИСАЛУННОЙ ЛИГИ АМЕРИКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЭРРИ НЕЙШН

PROHIBITION MOVEMENT IN THE USA: THE FORMATION OF ANTI-SALOON LEAGUE OF AMERICA AND CARRIE NATION'S ACTIVITIES

С. И. Лавров

Цель статьи заключается в изучении прогибицио-нистского движения в США после окончания Гражданской войны. В центре анализа — деятельность Антисалунной лиги (1893) и одного из ее харизма-тичных и неоднозначных лидеров Кэррри Нейшн, методы действий которой до сих пор являются предметов споров среди исследователей.

Ключевые слова: прогибиционизм, партия Сухого закона, Женский христианский союз за воздержание, Антисалунная лига, Кэрри Нейшн.

S. I. Lavrov

The aim of the article is to study the prohibition movement in the USA after the Civil War. In the spotlight of the analysis is the activity of the Anti-Saloon League of America (1893) and one of its charismatic and controversial leaders Carrie Nation, whose methods of action are still subject of dispute among researchers.

Keywords: Prohibitionism, Prohibition Party, Woman's Christian Temperance Union, Anti-Saloon League, Carrie Nation.

Самые ранние движения протеста, направленного против алкогольной продукции и ее распространителей, в Америке начались еще в конце XVIII столетия, однако активизация прогибиционистского движения приходится на годы после окончания Гражданской войны, вошедшие в историю как «позолоченный век». В 1869 г. была образована партия Сухого закона (Prohibition Party). Хотя ее основной задачей была борьба за запрещение продажи и потребления алкогольных напитков, партия также поддерживала политику сохранения инфляции, антитрестовское законодательство и борьбу за избирательные права женщин. В 1874 г. был создан Женский христианский союз за воздержание (Woman's Christian Temperance Union—WCTU). Появление этой организации было связано с переменами в положении женщин в социальной структуре общества.

Антиалкогольный крестовый поход резко усилился после образования в 1893 г. Антисалунной лиги Америки (Anti-saloon League of America - ASLA). В 1893 г. преп. Ховард Х. Рассел из Оберлина (Огайо) основал первое местное отделение межконфессиональной, но по преимуществу протестантской организации, стремившейся ввести сухой закон, -Антисалунной лиги, которая в 1895 г. была преобразована в организацию национального масштаба. К 1900 г. Лига стала крупным политическим лобби, благодаря бюджету в 2 млн долл. и активной публицистической деятельности. Она играла принципиально важную роль в пресечении употребления алкоголя с помощью законов штатов, а впоследствии -Восемнадцатой поправки к Конституции США.

Своей целью Антисалунная лига ставила повсеместное введение Сухого закона. «Антисалунной» она называлась потому, что салун олицетворял собой все пороки

американского общества: это были гнезда преступности и порока, где круглые сутки находились нетрезвые бедные эмигранты, проститутки, а продажные хозяева позволяли вести политическую агитацию, нередко сопровождавшуюся погромами. Для полноценной политической партии у Антисалунной лиги были слишком ограниченные цели и программа, но это с лихвой окупалось ее радикальным настроем. Росло число ее последователей, бюджет, организация обрастала сторонниками в каждом штате. Лига вполне успешно реализовывала лоббистские возможности, спекулируя на острой борьбе республиканцев с демократами и поддерживая лояльных к запрету политиков вне зависимости от их партийной принадлежности.

Популярность и успех Лиги во многом был связан с появлением харизматичных лидеров вроде Кэрри Нейшн. Кэрри Нейшн была весьма спорной и противоречивой фигурой, которую неоднозначно оценивали как современники, так и исследователи, историки и психологи. Ее представляют как религиозного фанатика, чудачку и эксгибиционистку, зачастую приписывая ей определенные проблемы психического свойства, оправдывая ее агрессивные действия «сексуальной неудовлетворенностью» и негативным психологическим опытом раннего детства, хотя большинство исследователей не склонны объяснять ее нестандартные методы борьбы психологическими причинами [1, р. 5-6]. Если судить по ее методам действий, да и по внешнему облику, запечатленному на фотографиях, можно предположить, что Кэрри обладала весьма суровым нравом. Друзья, однако, описывают ее как любящего, нежного, заботливого и очень щедрого человека. Всю свою жизнь она протягивала руку помощи нуждающимся, даже тогда,

когда сама была в бедности, а также несмотря на то, что ее деятельность вызывала серьезные проблемы в семье. Люди, знавшие Кэрри, воспринимали ее как человека самоироничного и не дававшего спуску другим [2].

Кэрри Мур родилась 25 ноября 1846 г. в сельской местности, штате Кентукки, в семье Джорджа и Мэри Мур. Ее отец был преуспевающим владельцем рабовладельческой плантации. Мать Кэрри страдала психическим расстройством, считая себя английской королевой [3], поэтому некоторые исследователи склонны полагать, что психологические проблемы Кэрри имели наследственный характер.

Когда началась Гражданская война, семья переехала в Техас. В 1867 г., несмотря на серьезные возражения родителей, Кэрри вышла замуж за доктора Чарльза Глойда, страдавшего алкоголизмом. От этого брака родилась дочь Шарльен, имевшая некоторые отклонения в здоровье, которые мать связывала с алкоголизмом отца. Брак был несчастливым, Кэрри вскоре ушла от мужа, который был не в состоянии обеспечить ей финансовую поддержку.

Кэрри получила сертификат учителя, однако была уволена с работы и оказалась в сложной финансовой ситуации. На свое счастье, она встретила доктора Дэвида А. Нейшна, адвоката, редактора газеты, который был старше ее на 19 лет. В 1877 г. Кэрри вышла за него замуж. Супруги купили большую хлопковую ферму, хотя были некомпетентны в вопросах сельского хозяйства, что стало причиной краха их предприятия. В американских традициях семья колесила по стране, пытаясь обосноваться в Техасе, потом в Миссури, и, наконец, в 1889 г. осела в небольшом городке Медицин Лоудж в штате Канзас. Здесь муж Кэрри стал проповедником, а сама она вступила в местное отделение Женского христианского союза за воздержание, стала его президентом, служила евангелистом от Союза в тюрьме, преподавала в местной церкви, проявляя внимание к бедным и нуждающимся [4].

Как человек властный и волевой, Кэрри решила направлять работу мужа, не удовлетворенная его проповедями. Часто она писала тексты его проповедей, в том числе направленных против алкоголя и табакокурения. Во время проповеди она сидела в первом ряду и выступала в качестве дирижера, подсказывая мужу, повысить ему голос или понизить, говорить медленнее или быстрее. Когда она считала, что супруг сказал все, что нужно, она могла встать в проходе и объявить: «На сегодня все, Дэвид!» Если тот упорствовал, продолжая речь, она поднималась на кафедру, закрывала Библию, передавала мужу шляпу со словами, что пора идти домой.

Радикализм Кэрри и ее поведение в церкви стали вызывать беспокойство прихожан «Церкви Христа» (Ученики Христа), к которой она принадлежала. К тому же она стала утверждать, что у нее были видения и она получала информацию непосредственно от Бога, а также что она была крещена Святым Духом. После этого в 1892 г. «Церковь Христа» отлучает ее [5].

В следующем году в Канзасе была принята конституционная поправка о запрещении производства и продажи алкогольных напитков кроме тех, которые могли потре-

бляться в лечебных целях. Поскольку закон игнорировался, супруги Нейшн начали агитацию за его соблюдение. Начало было вполне умеренным, в виде мирных протестов, например, приветствия барменов такими словами: «Доброе утро, разрушители человеческих душ», или пения гимнов и молитв вместе с другими членами Женского христианского союза за воздержание на пороге салуна [6].

5 июня 1900 г., Нейшн, по ее собственным словам, получила божественное благословение: голос свыше внушил ей идти в городок Киова, в штате Канзас, взять в руки какой-нибудь предмет и начать крушить салуны. Нейшн так и поступила: отправилась в Киову, зашла в салун со словами: «Господа, я пришла, чтобы спасти вас от участи пьяниц» - и начала разрушать все вокруг себя, уничтожая алкоголь. То же самое она проделала в двух других салунах города, используя палки, бутылки и бильярдные шары в качестве боеприпасов. Выходка Кэрри озадачила местные власти, но, поскольку деятельность салунов была незаконной, она не была отправлена в тюрьму [7].

Так началась ее погромная деятельность. После одного из нападений муж предложил ей, возможно в шутку, в следующий раз использовать топор, чтобы причинить побольше вреда, на что она якобы ответила: «Это самое разумное, что вы сказали после того, как женились на мне».

Деятельность Нейшн быстро привлекла внимание всей страны. Считается, что ее погромные действия за несколько месяцев произвели больший эффект, чем политика церкви и других организаций. С 1900 по 1910 г. ее арестовывали 30 раз за ее «топорные дела», как она их называла.

Она крушила не только салуны, продававшие в нарушение закона алкоголь, но и аптеки, в которых легально и по рецептам продавался спирт в медицинских целях. Временами она нападала на людей, продававших алкоголь.

Для пропаганды своих идей Кэрри отправилась в Нью-Йорк, хотя ее поездка оказалась неэффективной. Она продолжала атаковать салуны в крупных городах по всей стране, но все чаще ее действия воспринимались как символ агрессии, а не воздержания.

Ее действия все чаще вызывали неодобрение мужа. Она была в городе Колумбус, штат Огайо, когда узнала, что он подал на развод по причине ее жестокости и пренебрежения домашними обязанностями. В 1901 г. по суду супруги были разведены. У них не было общих детей, возможно потому, что Кэрри осуждала сексуальные контакты между супругами, выступая против «похоти в браке» [8].

Кэрри обрушивалась не только на торговцев и потребителей алкоголя. Она выступала против табакокурения, иностранных продуктов питания, богатой одежды, корсетов, юбок «неправильной длины», подвергая эти товары и их покупателей насмешкам. Более того, она приветствовала убийство президента Уильяма Маккинли в 1901 г., считая, что он был тайным алкоголиком и что пьющие всегда должны получать по заслугам. Внешне Кэрри была высокой (около шести футов), сильной и грозной женщиной. Канзасское отделение Женского христианского союза за воздержание подарило ей золотой медальон с над-

писью «самой храброй женщине в Канзасе», поскольку ее деятельность была сопряжена с опасностью и требовала большой физической силы [6].

Получив общенациональную известность, Кэрри занялась публицистикой: она издавала выходивший дважды в неделю бюллетень «Почто крушителя» ("The Smasher's Mail"), газету «Топор» ("The Hatchet"), опубликовала автобиографию [9]. Автобиографию Нейшн написала от имени матерей и от имени женщин. Это одновременно и антиалкогольное, и феминистское произведение, поскольку здесь Кэрри выступает за свободу и равноправие женщин как таковых, рассматривая их как залог свободного и стабильного общества: «Свободные люди должны быть сыновьями свободных женщин. Чтобы возвысить мужчин, вы должны сначала возвысить женщин» [9].

Крестовый поход по Канзасу и соседним штатам сделал ее народной героиней, и она стала зарабатывать на своем имени, используя его как раскрученный бренд, выступая на эстраде, продавая фотографии и миниатюрные сувенирные топорики.

Нейшн была создана «Прогибиционистская Федерация» ("The Prohibition Federation"), официальным органом которой была газета «Топор». В преамбуле этого издания были следующие слова: «Мы исключаем из нашей организации любое лицо, которое не будет голосовать за полное уничтожение алкогольных напитков в любых целях. Мы сотрудничаем с партией Сухого закона, но мы идем дальше, выступая против производства и продажи алкогольных напитков в любых целях». Как видим, Нейшн выступала против использования алкоголя даже в религиозных или медицинских целях.

В конце своей жизни она переехала в штат Арканзас, город Эврика-Спрингс, говоря, что это тихое место напоминает ей о Шотландии, где она недавно побывала. Ее большой дом был одновременно пансионатом и школой, которую она называла «Национальным колледжем», хотя, конечно, это не был колледж в традиционном понимании и обучение там не соответствовало данному уровню учебных заведений. Здесь она прожила до своей смерти в 1911 г., активно путешествуя и пропагандируя идеи трезвости [3]. Ее дом в Медицин Лоудж был выкуплен в 1950-х гг. Женским христианским союзом за воздержание и в настоящее время является Национальным историческим памятником. Через восемь лет после ее смерти национальный запрет на продажу алкоголя был реализован в США принятием Восемнадцатой поправки к Конституции.

Что касается Антисалунной лиги, то она активно функционировала и в 1920-е гг., играя принципиально важную роль в пресечении употребления алкоголя с помощью законов штатов и Восемнадцатой поправки, противодействовала избранию на пост президента «мокрого» кандидата Альфреда Смита и вынудила Конгресс в 1929 г. принять закон Джонса (Jones Act), в соответствии с которым Конгресс назначил большие штрафы и тюремное заключение в качестве наказания за нелегальные операции с алкогольными напитками. Упадок Антисалунной лиги начался после ратификации в 1933 г. Двадцать первой поправки, отменившей Сухой закон.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Grace F. Carry A. Nation: Retelling the Life. Bloomington, 2001.

2. Braniff E. A. Carry Nation recalled as a crusader who could laugh at own discomfiture // Kansas City Times. 29.03.1948.

3. Carrie Amelia Moore Nation (1846-1911) aka: Carry Nation. Encyclopedia of Arkansas History & Culture [Electronic resource]. URL: http://www. encyclopediaofarkansas.net/encyclopedia/entry-detail.aspx?entryID=2514 (accessed: 26.11.2013).

4. Cary A. Nation. Kansas Heritage [Electronic resource]. URL: http://www.kansasheritage.org/med-icine/carry.html (accessed: 26.11.2013).

5. Maxey. Al. A Bulldog for Jesus [Electronic resource]. URL: http://www.zianet.com/maxey/ reflx335.htm (accessed 26.11.2013).

6. State Historical Society of Missouri [Electronic resource]. URL: http://shs.umsystem.edu/famous missourians/leaders/nation/nation.shtml (accessed: 26.11.2013).

7. Kansas State Library. Carry A. Nation [Electronic resource]. URL: http://www.skyways.org/histo ry/cnation.html (accessed: 26.11.2013).

8. Carry Nation Organization [Electronic resource]. URL: http://www.carrynation.org/history/histo ry.htm (accessed: 26.11.2013).

9. Nation C. A. The Use and Need of the Life of Carry A. Nation. Revised edition, 1905 [Electronic resource]. URL: http://www.gutenberg.org/cache /epub/1485/pg1485.html (accessed: 13.01.2014).

REFERENCES

1. Grace F. Carry A. Nation: Retelling the Life. Bloomington, 2001.

2. Braniff E. A. Carry Nation recalled as a crusader who could laugh at own discomfiture, Kansas City Times. 29.03.1948.

3. Carrie Amelia Moore Nation (1846-1911) aka: Carry Nation. Encyclopedia of Arkansas History & Culture. Available at: http://www.encyclopediaof arkansas.net/encyclopedia/entry-detail.aspx?ent ryID=2514 (accessed 26.11.2013).

4. Cary A. Nation. Kansas Heritage. Available at: http://www.kansasheritage.org/medicine/carry. html (accessed 26.11.2013).

5. Maxey Al. A Bulldog for Jesus. Available at: http://www.zianet.com/maxey/reflx335.htm (accessed 26.11.2013).

6. State Historical Society of Missouri. Available at: http://shs.umsystem.edu/famousmissourians/ leaders/nation/nation.shtml (accessed 26.11.2013).

7. Kansas State Library. Carry A. Nation. Available at: http://www.skyways.org/history/cnation.html (accessed 26.11.2013).

8. Carry Nation Organization. Available at: http://

www.carrynation.org/history/history.htm A. Nation. Revised edition, 1905. Available at:

(accessed 26.11.2013). http://www.gutenberg.org/cache/epub/1485/

9. Nation C. A. The Use and Need of the Life of Carry pg1485.html (accessed 13.01.2014).

УДК 93/94 ББК 63.3(2)531

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ СРЕДИ РАБОЧИХ 1880-1904 гг.

ACTIVITIES OF THE CHURCH AND THE SECULAR AUTHORITIES FOR STRENGTHENING THE FOUNDATIONS OF THE STATE SYSTEM OF RUSSIA AMONG WORKERS IN 1880-1904

О. В. Фидченко

В статье рассматриваются и анализируются конкретные усилия представителей двух властей, направленные на сохранение существовавшего политического режима и реализованные посредством оказания экономической, идеологической и просветительской помощи рабочим. Пристальное внимание автор уделяет нравственному облику представителей рабочего класса дореволюционной России.

Ключевые слова: светская власть, духовная власть, рабочие, самодержавие, православная церковь.

O. V. Fidchenko

In this article the concrete activities of the representatives of two authorities are described and analyzed which were directed to maintaining the existing political regime and implemented by means of economical, ideological and educating relief to the workers. The emphasis is placed on moral development of the working class in pre-revolutionary Russia.

Keywords: secular authorities, spiritual authorities, workers, autocracy, Orthodox Church.

В эпоху капитализма причиной многих изменений, происходивших и происходящих практически во всех областях жизни людей, является преобразование социальной структуры общества. Это общество из феодального, сословного превращается в классовое. Межклассовые границы при этом характеризуются подвижностью и проницаемостью, что дает любому человеку теоретическую и практическую возможность для перехода из одного класса в другой. Данное явление становится важным аргументом в пользу развития капиталистического общества, поскольку при феодализме сословные границы для подавляющего большинства населения остаются непреодолимыми.

Особую значимость внутри капиталистического общества приобретают представители нарождающегося рабочего класса, которые постепенно становятся основными производителями ВВП. Изучением разных аспектов положения рабочих в дореволюционной России занимались такие ученые, как Б. В. Ананьич, М. С. Балабанов, Г. В. Балицкий, П. В. Волобуев, И. Ф. Гиндин, Б. Б. Граве, П. И. Кабанов, М. В. Нечкина, А. М. Панкратова, В. А. Прокофьев, А. Г. Ратин, А. Г. Рашин, Б. М. Фрейдлин, В. К. Яцун-ский. В целом в работах данных исследователей давалась негативная характеристика и оценка деятельности пред-

ставителей светской и духовной власти в отношении рабочих. Привлечение новых источников по истории дореволюционной России, равно как и более объективный, нежели прежде, анализ известных источников, привели к пересмотру старых оценок и характеристик такими учеными, как В. И. Бовыкин, А. Н. Боханов, Ю. И. Кирьянов.

По результатам Первой всеобщей переписи населения России в 1897 г., доля горожан в стране составляла 15% [1, с. 32]. И, судя по общему своду по империи результатов данной переписи, количество рабочих в стране не превышало 0,4% от всего населения [2, с. 3]. Эти цифра складывается нами из количества лиц, не принадлежавших к вышеперечисленным в источнике, явно непролетарским, сословиям (их было по стране 0,3%) и из лиц, не указавших своего сословия (0,1%) [2, с. 3].

Исследователь Ю. И. Кирьянов приводит другие цифры. Так, в 1900 г., по его сведениям, общее число рабочих (включая промышленных, прежде всего фабрично-заводских рабочих, вместе с занятыми в строительстве, на земляных работах, в сельском хозяйстве, в качестве чернорабочих, грузчиков, а также в кустарном и ремесленном производстве) составляло около 14 млн, то есть, 10% от 140-миллионного населения страны [3; 4, с. 273].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.