Научная статья на тему 'Профсоюзы Урала: социальные ориентиры и опыт практической деятельности'

Профсоюзы Урала: социальные ориентиры и опыт практической деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗ / "НОВЫЙ КУРС ПРОФДВИЖЕНИЯ 1922 ГОДА" / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / ОХРАНА ТРУДА / TRADE UNIONS / TRADE MOVEMENT NEW COURSE IN 1922 / LABOUR CONTRACT LABOUR PROTECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прошина Наталья Михайловна

Период новой экономической политики является переломным в деятельности советской России. В соответствии с «новым курсом профдвижения» приоритетной становится защитная функция профсоюзов. Радикально меняются отношения профсоюзов с государством и работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade Unions in Ural: social aspects and experience

The period of new economic policy was crucial for trade unions activity in Soviet Russia. The trade union defensive function became priority in compliance with “the new course”. The trade union relations with the state and employers changed radically.

Текст научной работы на тему «Профсоюзы Урала: социальные ориентиры и опыт практической деятельности»

Наталья Михайловна Прошина

кандидат исторических наук, доцент,кафедра гуманитарных дисциплин,

г. Оренбург, ГОУВПО «ОГИМ»

ПРОФСОЮЗЫ УРАЛА: СОцНАЛБНЫЕ ОРИЕНТИРЫ и опыт практической деятельности

Период новой экономической политики является переломным в деятельности советской России. В соответствии с «новым курсом профдвижения» приоритетной становится защитная функция профсоюзов. Радикально меняются отношения профсоюзов с государством и работодателями.

Ключевые слова: профсоюз, «новый курс профдвижения 1922 года», коллективный договор, охрана труда.

Профессиональные союзы - необходимый институт цивилизованного общества. Общественное назначение и социальная роль профсоюзов определяется содержанием их деятельности во всех сферах функционирования социума: экономической, социальнобытовой, культурной. Задача этих организаций, обусловленная логикой их становления и развития, состоит в том, чтобы не позволять работодателям, вне зависимости от их удельного веса, будь то транснациональные компании, государственные структуры, смешанные государственно-частные объединения или собственно частнопредпринимательские институты произвольно действовать по отношению к работникам.

В результате длительного развития профсоюзы превратились в крупные объединения, создаваемые по территориальному, отраслевому или иному, учитывающему профессиональную специфику признаку, в основные центры защиты социально-трудовых и жизненных интересов своих членов, всех трудящихся. Они получили признания как на национальном уровне (в конституциях государств, законодательных актах о профсоюзах), так и в международном масштабе (во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политиче-

ских правах, об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной Хартии, в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда и т.д.).

Все это свидетельствует о том, что профессиональные союзы действовали и будут выполнять свои функции до тех пор, пока существует система наемного труда. Исторический опыт пока не знает иной массовой общественной неполитической организации трудящихся, более нацеленной на защиту работающих-- по найму людей, чем профсоюзы.

Важным фактором, способным повысить эффективность деятельности российских профсоюзов в современной России, является умение использовать накопленный исторических опыт, поскольку многие средства, формы и методы деятельности профсоюзов в XX вв., прошли проверку временем и доказали, что они оказались одной из самых жизнестойких общественных структур, остались единственной организацией, действующей как на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, так и на уровне трудовых коллективов.

Возросшее на рубеже ХХ-ХХ1 вв. значение субъектов Российской Федерации в современном обществе усиливает потребность

выявления общего и особенного в происходящих в стране многогранных процессах, преломление их на уровне регионов России. На Урале наиболее рельефно проявляются многие тенденции осуществляемых преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах: совершенствование федеральных и межнациональных отношений, правовом регулировании новых форм рыночного хозяйства, проведение государственной политики в области трудовых отношений и т.д. Урал, как и другие субъекты Российской Федерации, переживает трудный, противоречивый период поиска путей дальнейшего развития, обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. на принципиально новой основе стали строиться отношения профсоюзов с органами исполнительной власти и работодателями.

Вековой опыт практической деятельности профсоюзов Урала уникален и поучителен. В современных условиях профсоюзы региона определяют, настойчиво ищут новые пути развития, пытаются вернуться к своей изначальной, защитной функции. Значительный научный интерес в этом плане представляет их деятельность в 20-е годы. Именно в условиях новой экономической политики значительное внимание профсоюзы уделяли развитию традиционной сферы своей деятельности -охране труда, правовой защите, улучшению жилищно-бытового обслуживания, оздоровления и организация отдыха трудящихся и членов их семей.

новая экономическая политика радикально изменила тарифную работу союзов. Краеугольным камнем взаимоотношений профсоюзов с хозяйственными структурами стали коллективные договоры и тарифные соглашения. В них регламентировались основные права и обязанности рабочих и администрации в производственной, экономической и социальной сферах.

В марте 1922 года Уралбюро ВЦСПС утвердило проект примерного коллективного договора для промышленных предприятий области. Убедительную картину практики заключения колдоговоров представляет отчет Уралбюро ВЦСПС о проведении новых союзных задач. В документе говорится, что договоры заключены практически со всеми частными предпринимателями, а также в предприятиях мелкой промышленности. Что же касается мелкой индустрии, то здесь положение сложнее и кроме договора с Уралпла-той, Асбестовой концессией, других не имеется. При этом металлисты встали на путь

заключения временных тарифных соглашений. Фактически колдоговоры в крупной и средней промышленности области начали заключаться с мая-июня. И только во второй половине 1922 г. практика получила широкое распространение.

В декабре 1922 г. по горной металлопромышленности было зафиксировано 28 договоров, охватывающих 72 302 рабочих и служащих. В целом по области в конце 1922 г. действовало 47 коллективных договоров, которые охватили 157,713 тыс. членов союзов [4].

1923 год в Оренбургской губернии прошел под знаменем усиливающегося внимания к колдоговорам. Хозорганы убедились, что колдоговоры являются необходимыми в деле увеличения объемов производства, а значит, улучшения материального положения рабочих.

Если на 1 сентября 1922 года в Оренбургской губернии было заключено 22 колдогово-ров, охвативших 7 856 работников, то в январе 1923 г. - колдоговоров действовало 80, охвативших 10 057 работников, а к сентябрю 1923 года было уже заключено 103 колдогово-ра, которые охватили 17 193 работника. [5]

на начало 1923 года действовал 1 генеральный договор, а к концу года - уже 13 генеральных договоров. Явно, предубеждение против колдоговоров было побеждено.

к заключению договоров союзы относились очень внимательно. Это отразилось на жизненности принимаемых документов. За весь 1923 год было только 2 случая, когда подписанные уже договоры пришлось аннулировать, так как хозяйственники заключали их, не подсчитав своих ресурсов (Кирцирк и Губздрав). Обычно предварительно договоры подвергались длительному всестороннему обсуждению на общих собраниях, в правлениях и т.д.

Всякий союз, заключая договор, полагался на реальные результаты, учитывая ресурсы производства и интересы рабочих. Это подчас было не по силам одному союзу. Необходима была консультационная помощь. Ее оказывал отдел труда экономики губернского Совета профессиональных союзов (ОТГСПС). В большинстве случаев, благодаря такой помощи, стороны приходили к согласию.

Для практики заключения колдоговоров на 1923 год характерно то, что было всего 7 случаев передачи конфликтов по заключению и перезаключению договоров в Примирительную камеру и Третейский суд.

На декабрь 1923 г. по всей промышленности Урала колдоговорами было охвачено 80,4% всех занятых на ней работников. Если

раньше заключение коллективных договоров носило эпизодический характер, то теперь они получили широкое распространение.7

Одним из важнейших направлений тарифной работы профсоюзов был вопрос о сроках действия заключенных договоров. Средняя продолжительность договоров и тарифных соглашений на Урале не превышала 3 месяца. В крупной промышленности области коллективные договоры заключались союзами не с отдельными предприятиями, а с правлениями трестов. Наряду с локальными договорами, заключаемыми губернским отделами союзов с отдельными предприятиями и учреждениями, заключались генеральные колдоговоры во всероссийском масштабе. Они распространялись на те отрасли народного хозяйства, управления и ресурсы которых были централизованы; как правило, к ним относились металлическая и горная промышленность. Однако генеральные договоры не могли в полной мере учитывать специфику местных условий и гибко реагировать на изменение деятельности отдельных предприятий в губерниях. на этой почве часто возникали конфликты. надо отметить, что практически повсеместно профсоюзами при заключении колдоговоров приходилось сталкиваться с различными трудностями, обусловленными целым рядом причин. Возникавшие трения между профсоюзами и администрацией предприятий во многом объяснялись некомпетентностью, неумением ориентироваться в ситуации, верно определить, что же выгоднее - регламентировать или не регламентировать отношения с профсоюзными организациями. Часто хозяйственники недостаточно полно учитывали имевшиеся у них ресурсы и в стремлении перестраховаться давали на переговорах заниженные данные о состоянии предприятия. Аналогичное, а иногда и в более выраженной форме, наблюдалось со стороны отдельных профсоюзов.

Существенным фактором договорных отношений являлась экономика края, которая в силу своей отсталости не только препятствовала их развитию, но оказывала решающее влияние на содержание последних. Особенно ярко это проявилось на размере тарифных ставок. Так, ставки, определенные договорами в течение летних месяцев 1922 г., не превышали уровня, установленного высшим тарифным советом. Отдельные же договоры регламентировали лишь определенные правовые аспекты, оставляя ставки Высшего тарифного совещания, очень редко с незначительным повышением.

Необходимо учитывать, что при установленной высоте тарифной ставки фактический размер заработной платы, получаемый рабочими на руки, зависел, прежде всего, от своевременности ее выплаты, что объяснялось нестабильным валютным курсом в государстве.

Задолженность по выплате заработной платы - типичное явление для крупной уральской промышленности. Тяжелейшим психологическим последствием этого являлась зависимость заработной платы рабочего не только и даже не столько от производительности труда, сколько от совершенно не зависящего от рабочего обстоятельства наличия средств у предприятия.

коллективный договор регулировал не только вопросы оплаты труда, но и обусловливал правовые аспекты жизнедеятельности рабочего, важнейшим из которых являлась охрана труда.

Если до «нового курса» в профдвижении союзы выполняли государственные функции в области охраны труда, то в новых условиях данный вид деятельности передавался в ведении НкТ. В результате государственный контроль за охраной труда осуществлялся отделами труда НКТ. Помимо общего наблюдения за выполнением законов Республики по охране труда надзор включал в себя еще санитарный и технический, назначение которого - предупреждать производственный травматизм и заболевания.

Таким образом, сосредоточив в своих руках аппарат по научной разработке вопросов охраны труда и законодательства в этой сфере, отделы труда всю работу проводили по общим руководством профсоюзов.

Избираемая союзами инспекция труда осуществляла контроль за соблюдением рабочего дня, применением сверхурочных работ, социальным страхованием трудящихся и другими вопросами.

При обследовании предприятий инспекторы труда опирались на профсоюзные комитеты. Инспекция труда была подотчетна как организациям, их выделявшим, так и соответствующим межсоюзным органам.

Профсоюзные объединения области активно включались в процесс реорганизации данной сферы своей деятельности. Уже в апреле 1922 г. Повсеместно инспекция труда была переведена в ведение Наркомата труда [9].

Следует отметить, что каждый профсоюз организовал свою работу исходя из сложившейся ситуации на местах. В частности, при заключении колдоговора они включали

конкретные пункты по охране труда, определяемые спецификой данного производства. Вопросы ставились самые разнообразные. к примеру, деятельность металлистов в области охраны труда выражалась в организации комиссии по обследованию предприятий и отдельных цехов; рыболовных артелей, а в отдельных случаях мелкого ремонта жилищ; прикреплений предприятиям необходимого количества больничных коек для обслуживания рабочих, а также в привлечении рабочих в отделы труда.

Введение нового КЗОТа (ноябрь 1922 г.) значительно активизировало работу профсоюзных организаций области, придав ей более массовый, систематический и четкий характер. кЗОТ в законодательном порядке возложил на профсоюзы наблюдение за точным исполнением администрацией предприятий, учреждений установленных норм по охране труда, социальному страхованию, выплате заработной платы, правил санитарии и техники безопасности.

Приоритетным направлением в деятельности профсоюзов являлось их участие в государственной политике занятости. С окончанием гражданской войны и введением НЭПа понятие безработицы получило официально узаконенный и юридически точный смысл. На Урале по данным 1921 г. насчитывалось 3 464 безработных, зарегистрированных на биржах труда. Причины безработицы на Урале были те же, что и по стране: переход промышленности щ, хозрасчет, вызвавший закрытие нерентабельных предприятий, сокращение числа рабочих мест на действующих предприятиях из-за режима экономии; приток крестьянского населения в города в связи с неурожаем 1921 г. [10].

Однако безработица на Урале имела и специфические особенности больший, чем в других регионах страны процент выходцев из сельских районов (57%, в то время как в Москве данная категория составляла 12%, в Ленинграде - 11%, в среднем по губернским городам - 47,8%); консервация большего количества предприятий с устаревшим оборудованием, относительно медленные темпы реконструкций действующих предприятий, большой процент неквалифицированных рабочих среди безработных, преобладание тяжелой индустрии, и в силу этого дефицит рабочих мест для женщин и подростов, концентрация промышленного производства в относительно небольшом количестве городов и рабочих поселков [11].

Профсоюзы участвовали в оказании материальной помощи и устройстве на работу

безработных членов союзов. Это выражалось в формировании фондов материальной помощи и трудовой помощи, выражавшейся в организации общественных работ и создании для этих целей трудовых коллективов. Так, по союзу металлистов помощь безработным со стороны союзной организации увеличивалась ежемесячно. По данным на 1 июля 1925 г. 50% безработных металлистов, нигде не получавших пособия, пользовались помощью союза.

Источник свидетельствует, что часто расход превышал отпущенные средства на пособия. Например, Челябинскому и ЮжноУральскому союзам, которые испытывали серьезные затруднения, были выделены дотации. Это позволяет говорить о наличии в фонде помощи безработным резерва областных средств, которые формировались не только за счет отчислений, но и спонсорских пожертвований. к примеру, южно-Уральский союз металлистов (1923 г.) оказал помощь безработным членам союза в сумме 28 000 рублей, распределив ее конкретно по заводам. Помощь, оказываемая данным союзам, непрерывно возрастала, о данной стороне деятельности Южно-Уральским райкома свидетельствуют и другие источники. Часто помощь, оказываемая союзам, являлась более существенной, нежели пособия органов страхования [12].

Важным способом борьбы с безработицей являлась организация общественных работ и создание трудовых коллективов для привлечения в них лиц, не имеющих работы.

Профсоюзы совместно с отделами труда формировали трудовые артели, столовые для безработных, помогали в устройстве на работу, оказывали помощь в приобретении квалификации.

С октября 1922 г. по октябрь 1925 г. на работу было устроено 213 тыс. безработных.

По справедливому замечанию английского советолога Эдварда Карра: «Это было знамение времени, когда осенью был выпущен декрет, поднимавший до уровня современных требований законодательство 1918 г. о пособиях по безработице, а дальнейшим декретом предусматривалась выплата полумесячного содержания (в качестве компенсации) рабочим, «уволенным не по своей воле» государственными предприятиями и учреждениями» [13].

Вопрос о состоянии безработицы и мерах борьбы с ней находился в поле зрения профсоюзных структур Урала. Так как на заседании бюро фракции Уралпрофсовета предлагались меры по борьбе с безработицей:

интеллект. инновации. инвестиции

3/2008

расширить круг безработных, получающих пособия, добиваться отпуска средств на организацию общественных работ, осуществлять контроль за наймом рабочей силы и др.

Профсоюзы принимали участие в охране здоровья трудящихся. В частности, проводили большую работу по созданию домов отдыха и санаториев для рабочих. Совместно с государственными и партийными органами уже в 1921 г. были открыты первые в Урале 28 домов отдыха временного типа на 400 мест.

Отбор нуждающихся в лечении определяли врачебные комиссии. Профсоюзные органы на основе данных курортно-отборочных комиссий определяли состав лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. При необходимости они ходатайствовали о предоставлении дополнительных отпусков нуждающимся в углубленном лечении. Неоднократно профсоюзы ставили вопрос перед вышестоящими организациями о строительстве и оборудовании медицинских учреждений.

В целях улучшения медицинской помощи рабочим губернский совет профсоюзов при-

нял постановление о создании отдела рабочей медицины при Губздравотделе. В его функции входила организация и регулирование медицинской помощи рабочим, строгий контроль за расходованием средств страховых сумм по рабочей медицине соответственно их прямому назначению.

В результате только в 1924/25 гг. курортносанаторное лечение прошли 6 тыс. рабочих и служащих Урала. В 15 домах отдыха поправили здоровье 15 тыс. человек. Профсоюзы держали под постоянным контролем работу органов, осуществляющих государственное социальное страхование и медицинское обслуживание рабочих и служащих.

Исторический опыт свидетельствует, что приоритетными направлениями деятельности профсоюзов в XXI в., в условиях глобализации экономики останутся борьба за обеспечение полной занятости населения, достаточного уровня заработной платы, создание безопасных условий труда, эффективная защита малоимущих слоев населения, обеспечение охраны жизни и здоровья всех трудящихся, сохранение и развитие социальнокультурной среды.

список литературы:

1. см: Права человека : Сборник международных документов. - М., 1986; Жарков Б. Н. Профсоюзные права и их международно-правовая защита. - М., 1998; Профсоюзная азбука. - М, 1998.

2. ГАОО. ф. 1-273. оп. 1. л. 57.

3. ГАРФ. ф - 5451., оп. 6., д. 162., л. 29.

4. Уральский рабочий в 1922 г. Статистика Урала. Серия III. Материалы по статистике труда. Т. I. Екатеринбург, 1929, с. 88.

5. История профсоюзов области. - к 100-летию создана. - Оренбург, 2005. - с. 27-28.

6. см. там же.

7. ГАРФ.ф., 5451. оп. 6., д. 162., л. ЗЗ.

8. Рабочий журнал. 1922. - № 1. - С. 9.

9. Рогачевская Л. С. Ликвидация безработицы в СССР. 1917-1930 гг. / Рогачевская Л. С. -М., 1973. с. 74.

10. См. там же

11. ГАЧО. Ф.-114.0П. 1.д. 20. л. 69.

12. ГАЧО. Ф. - 153. оп. 1. д. 88. л. 153.

13. Карр Э. Х. История Советской России. Большевисткая революция. 1917-1923. / Э. Х. Карр. - М. : Прогресс, 1990. кн 1. - 763 с.

14. ЦДНИ.С.О.ф. - 4. оп 2. д. 273. л. 58.

15. Профсоюзы Урала. Отчет Уралпрофсовета III областному съезду профсоюзов : Свердловск. : Уралпрофсовет., 1925. р. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.