Шварцман Н.И., глава г. Горячий Ключ, докторант каф. политологии и этнополитики СКАГС
ПРОФСОЮЗЫ И МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПАРТНЕРСТВА
Исполнительная и представительная власть города Горячий Ключ видит в профсоюзах не только средство и возможность защиты интересов самих работников, но и огромную силу по консолидации трудовой части; нашего общества. И если говорится о необходимости удвоения внутреннего валового продукта и о подъеме экономики, то, конечно, роль профсоюзов исключить нельзя.
Мы прекрасно понимаем, что эффективное развитие местного сообщества возможно лишь на основе активизации его общественно-политического и гражданского потенциала. Взаимодействие органов местного самоуправления города Горячий Ключ с профсоюзными организациями определяется участием общественно-политических сил в решении различных социально значимых проблем. Вопросы, затрагивающие интересы профсоюзных организаций в предусмотренных законом случаях решаются органом местного самоуправления с их участием или по согласованию с ними.
Профсоюзные организации участвуют в решении вопросов местного значения в соответствии со своими уставными целями и возможностями. В современном мире понятие "профсоюзы" и "органы власти" неотделимы друг от друга, так как цель любой профсоюзной организации - поддержка и оказание помощи работающему населению, а цель власти - реализация эффективной социально-экономической политики во имя населения муниципального образования.
Отношения профсоюзных организаций и администрации города определяются Законом Краснодарского края "О социальном партнерстве в Краснодарском крае", постановлением главы администрации края "О дальнейшем взаимодействии исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, работодателей с профсоюзными организациями края". В соответствии с данным законом в городе не на словах, а на деле решаются вопросы предоставления льгот и преимуществ работникам бюджетных учреждений города. И в организациях (учреждениях) города, где профсоюзные организации проявляют заинтересованность и настойчивость в решении вопросов повышения социального статуса членов профсоюза уже достигнуты положительные результаты.
Вступивший в силу более двух с половиной лет назад Трудовой кодекс Российской Федерации повысил значимость коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, передав в эту систему многие вопросы социально-трудовой сферы, и в то же время предоставил дополнительные возможности по созданию целостной системы коллективно-договорного регулирования.
Более 100 статей Трудового кодекса содержат ссылки на коллективный договор, как на документ, регулирующий социально-трудовые отноше-
ния. Заключение коллективного договора позволяет упорядочить взаимоотношения между работодателями и коллективом организации. То, что коллективный договор должен быть заключен в каждом учреждении, организации независимо от форм собственности является для нас признанным фактом. Это тем более важно для нас с учетом того, что до настоящего времени не завершена работа и не принят Федеральный Закон о минимальных государственных социальных стандартах. В этих условиях коллективные договоры и соглашения могут стать законом местного значения, позволяющим расходовать финансовые средства на цели, в них заложенные.
Развивая социальное партнерство, администрация города через соответствующие структуры (управление социальной защиты населения) разрабатывает и заключает соглашения и коллективные договора, тем самым последовательно осуществляя меры по защите социально-трудовых интересов работающего населения города.
Сегодня в городе 657 хозяйствующих субъектов, на которых работает более 13 тысяч горячеключевцев, из них крупных и средних предприятий -38 (с численностью работающих 5792 человека). В числе хозяйствующих субъектов: 136 крестьянских (фермерских) хозяйств, 10 из которых используют наемный труд; 560 субъектов малого и среднего предпринимательства (число работающих около 4 тысяч человек).
В текущем году заключено и зарегистрировано 240 коллективных договоров, охватывающих 11,5 тысяч работающих; зарегистрировано 1587 трудовых договоров с частными предпринимателями.
103 коллективных договора заключено на 3 года, 21 коллективный договор на 2 года. На 136 предприятиях, где заключены коллективные договора, профсоюзных организаций нет. В этом году на 16 процентов возросло число предприятий, заключивших коллективные договоры.
На территории города Горячий Ключ действует 101 профсоюзная организация; все они довели переговоры о заключении коллективных договоров до положительного решения.
Также на территории города при заключении коллективных договоров применяются отраслевые соглашения в системе жилищно-коммунального комплекса, агропромышленного комплекса, образования, здравоохранения, федеральной почтовой связи, транспорта.
Надо отметить, что в городе изменился и сам поход к заключению коллективных договоров. В этом отношении активность стали проявлять не только председатели профкомов, но и руководители предприятий. Это заметно улучшило содержание документов.
Система социального партнерства в городе получила дальнейшее развитие в виде трехстороннего соглашения представителей координационного совета профсоюзов, представителей объединения работодателей и представителей администрации города на 2003-2004 год, учитывающего интересы всего работающего населения.
В городе образована и активно действует городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В текущем году проведено три заседания трехсторонней комиссии, в ходе которых обсуждены вопросы заключения коллективных договоров, своевременной выплаты заработной платы, расширению числа членов профсоюзов и другие.
На заседаниях трехсторонней комиссии широкую практику получило заслушивание работодателей и председателей профсоюзов о соблюдении трудового законодательства и улучшению социальной защищенности работающего населения.
В администрации города создан банк данных коллективных договоров и соглашений, который постоянно пополняется. Налажен регулярный обмен информацией о заключении коллективных договоров между администрацией и профсоюзными организациями. Проводятся семинары-совещания с руководителями, специалистами учреждений и организаций города по вопросам заключения коллективных договоров, своевременной выплаты заработной платы, охраны труда.
Администрация города обеспечивает жесткий контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Все они проверяются на соответствие трудовому законодательству. Практически во всех коллективных договорах, зарегистрированных в текущем году, указывается размер ставки первого разряда или минимальная заработная плата в организации от минимума до величины прожиточного минимума. В ходе уведомительной регистрации письменные замечания выданы к 56 процентам коллективных договоров.
Учитывая, что введенные Правительством Российской Федерации с 1 октября 2003 года ставки и оклады Единой тарифной сетки не только не решили вопроса достойной оплаты труда учителей, врачей, работников культуры, но даже не в полной мере компенсируют рост стоимости жизни после предыдущего повышения заработной платы в декабре 2001 года, администрация города ежегодно выделяет значительные денежные средства для дополнительных выплат и предоставления льгот работникам образования, здравоохранения, культуры, социальным работникам за счет городского бюджета.
Так, учитывая социальную незащищенность работников образования, низкий уровень оплаты труда, в соответствии с постановлением главы города педагогическим работникам и среднему медицинскому персоналу образовательных учреждений всех типов, имеющим 7, 8 и 9 разряды оплаты труда установлена доплата с учетом ставки оплаты труда по 10 разряду Единой тарифной сетки.
Учителям начальных классов снижена норма загрузки рабочего времени до 18 часов в неделю.
Молодым педагогам, имеющим 7, 8 и 9 разряды оплаты труда установлена доплата с учетом ставки оплаты труда по 10 разряду Единой тарифной сетки.
В городском бюджете на 2004 год на эти цели предусмотрены средства в размере 1391 тыс. рублей.
В городе никогда не было и нет задолженности по выплате педагогическим работникам компенсаций на приобретение методической литературы, по оплате коммунальных услуг сельским учителям.
В целях стимулирования оплаты труда работников образовательных учреждений за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей, за качество учебно-воспитательного процесса нами введены такие виды доплат и надбавок, как: обязательные доплаты за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника; доплаты, стимулирующие работу, не
входящую в круг основных обязанностей, а также надбавки за сложность, напряженность и высокое качество работы. Все эти доплаты работникам образовательных учреждений устанавливаются руководителями учреждения и могут составлять до 25 процентов фонда оплаты труда.
Медицинским работникам нами установлены доплаты медицинскому персоналу всех медицинских учреждений города:
- врачебному персоналу Центральной городской больницы - до 10 процентов тарифной ставки;
- персоналу поликлиник, женкой консультации, фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий - до 35 процентов тарифной ставки;
- медицинским сестрам стационара - до 40 процентов тарифной ставки;
- старшим медицинским сестрам стационара - до 50 процентов тарифной ставки.
Доплаты медицинским работникам обходятся городской казне в 8004,0 тыс. рублей (ежегодно).
Также как и работникам образования, нами предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, работающим на селе.
В размере 120 рублей нами установлена надбавка к заработной плате работников отделений социального обслуживания и специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; центра социального обслуживания населения; отделения срочного социального обслуживания; социально-реабилитационного отделения и муниципального учреждения "Дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов.
Не оставлены нами без внимания работники культуры, библиотечные работники; им установлена надбавка в размере 30 процентов от должностного оклада. Сумма выплаченной надбавки за год составит 1285 тысяч рублей.
Все работники здравоохранения, образования, культуры, социальные работники обеспечены льготными проездными билетами; предусмотрен бесплатный проезд в муниципальном транспорте на работу и с работы для работников, проживающих за пределами городской черты, на что из городской казны в этом году уже затрачено более одного миллиона рублей.
Под постоянным контролем администрации города находится вопрос заработной платы. На сегодняшний день в городе нет задолженностей по оплате труда. В текущем году при регистрации коллективных договоров руководителями 25 предприятий рекомендовано установить размер заработной платы не ниже прожиточного минимума. Нами проверены 29 предприятий города: на 17 предприятиях выплачивалась заработная плата ниже прожиточного уровня. На руководителей 4 предприятий и 2 частных предпринимателей - физических лиц направлены представления в прокуратуру города.
Еженедельно по четвергам на заседания городской чрезвычайной комиссии по укреплению налоговой бюджетной дисциплины нами заслушиваются руководители предприятий и частные предприниматели, выплачивающие своим работникам заработную плату ниже прожиточного минимума. В текущем году было заслушано 170 руководителей; 135 из них были вынуж-
дены установить заработную плату выше прожиточного минимума трудоспособного человека (2230,0 рублей).
Администрация совместно с профсоюзами города постоянно контролирует соблюдение работодателями законодательных и иных нормативных актов об охране труда и создании для работников здоровых и безопасных условий труда. Среди предприятий и учреждений города стало традицией проведение дней, месячников и смотров-конкурсов по охране труда. Главой города принято постановление "О взаимодействии администрации города, контрольно-надзорных органов и профсоюзов в области охраны труда", в котором предусмотрен комплекс мер по охране труда на предприятиях и учреждениях. По итогам совместных проверок охраны труда к административной ответственности привлечено 25 должностных лиц, а прокуратурой города внесено 10 представлений руководителям организаций.
С июня месяца текущего года в соответствии с постановлением главы города на предприятиях и в учреждениях города независимо от организационно-правовых форм и видов собственности ежемесячно (первый четверг каждого месяца) проводится День охраны труда. День охраны труда в городе - это анализ состояния работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, повышению технологической, трудовой дисциплины, культуры производства и производительности труда. День охраны труда, как правило, проводится в одной из следующих форм: совещание руководителей организаций; семинары по различным вопросам охраны труда, соблюдению законодательства о труде; обмен опытом работы; заседание межведомственной комиссии по охране труда.
В коллективных договорах в раздел "Охрана труда" включены приложения по обеспечению работников специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты; молоком, моющими средствами, а на ряде предприятий - вопросы предоставления дополнительных отпусков и проведение медицинских осмотров.
В июне текущего года на сессии депутатов мы детально обсудили вопрос "Об исполнении трудового законодательства Российской Федерации в лесопромышленном и строительном комплексах муниципального образования г. Горячий Ключ".
Обсуждению этого вопроса предшествовала большая работа депутатов по проведению комплексных проверок предприятий всех форм собственности лесопромышленного и строительного комплекса. На каждом проверенном предприятии обнаружены отклонения от трудового законодательства, соблюдения правил охраны труда, санитарных условий работы и выплаты заработной платы. Многие недостатки устранены работодателями в ходе работы комиссии, а деятельность двух предприятий была приостановлена.
Аналогичную работу мы проводим сейчас на всех предприятиях города, занимающихся разливом минеральной воды. По окончании работы вопрос будет обсужден на очередной сессии представительного органа.
Важное место в развитии социального партнерства имеет улучшение работы по охране здоровья, профилактики и снижения заболеваемости работников. Это возможно сделать, если руководители всех уровней совместно с профсоюзными комитетами создают достойные условия труда. Одна из
задач, стоящих перед руководителями учреждений и организаций - проведение аттестации рабочих мест; наличие в штате ответственных лиц или специалистов по охране труда; проведение комплекса мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости, сохранения здоровья работающих.
Надо отметить, что высокие показатели заболеваемости на ряде предприятий, в основном, обусловлены негативными факторами: перегрузками, несоблюдением режима труда и отдыха, отсутствием санаторно-курортного лечения. Надо также отметить, что еще недостаточно используются коллективные договора для обеспечения приоритета и оказания медицинской помощи работающим. Над решением этой задачи должны работать и власть, и профсоюзные комитеты. И мы работаем. Так, только летом этого года за счет администрации города для оздоровления и лечения работников образования города было приобретено 5 путевок и 65 курсовок в санатории города на сумму 255 тысяч рублей.
Можно очертить еще целый круг проблем, над которыми в рамках социального партнерства мы должны вместе решать проблемы, стоящие перед профсоюзами: это и пенсионное обеспечение работников, и расширение числа членов профсоюзов, и создание новых профсоюзных организаций (к примеру, среди работников малого бизнеса и предпринимателей), и обучение профсоюзного актива и ряд других.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что альтернативы социальному партнерству нет. Социальное партнерство является одной из форм мотивации профсоюзного членства. Возможно, только благодаря ему в профсоюз возвращаются люди. Есть над чем работать. Поэтому надо стремиться всем сторонам к ответственности и контролю. Если это будет выполняться, значит, наше партнерство не будет пустой декларацией.