Научная статья на тему 'Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты'

Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2222
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухов Виталий Владиславович, Шаповалова Дарья Николаевна

В статье рассматриваются варианты проведения профориентации онлайн на примере интернет-сервиса профессиональной навигации «Профилум», а также способы вовлечения детей и родителей в процесс профориентации с помощью интернет-технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career guidance in the online mode: new services and tools

The article discusses options for conducting career guidance online for example, the Internet service of a professional navigation «Profilum», as well as ways of involving children and parents in the process of career counseling using Internet technologies.

Текст научной работы на тему «Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты»

58 |

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты

АЛТУХОВ Виталий Владиславович,

директор по разработке и исследованиям ООО «Профилум», Москва

ШАПОВАЛОВА Дарья Николаевна,

контент-менеджер/

аналитик

ООО «Профилум»,

Москва

Аннотация

В статье рассматриваются варианты проведения профориентации онлайн на примере интернет-сервиса профессиональной навигации «Профилум», а также способы вовлечения детей и родителей в процесс профориентации с помощью интернет-технологий

Ключевые слова:

профориентационные сервисы в режиме онлайн, индивидуальная образовательная траектория, профориентационный тест

Не секрет, что мы живем в эпоху всеобщей информатизации и глобального доступа практически к любой информации, прежде всего через интернет. Поколение современных детей принято называть диджитал-поколением, так как многие из них растут в постоянном взаимодействии с персональными компьютерами, мобильными устройствами, социальными сетями и пр. Согласно исследованию Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ 2014 года, более 96% школьников имеют мобильные устройства или гаджеты, с помощью которых могут выходить в интернет, причем около 90% из них делают это через мобильный телефон или смартфон [3]. Около 70% учащихся используют эти устройства и в процессе обучения (на уроках и пр.). Соответственно меняются и каналы коммуникации, и форматы доступа к различным сервисам для современного школьного поколения, в том числе доступы к сервисам профориентации. Согласно статистике сервиса анализа запросов Яндекса (wordstat.yandex.ru), поиск по слову «профориентация» растет ежегодно на 35%, в 2015 году количество поисковых запросов составляло примерно 70 тыс. в месяц, а в 2017-м — уже 130 тыс. в месяц [4]. Таким образом, наблюдается рост спроса на профориентационные сервисы онлайн, готовность ими пользоваться и, как следствие, необходимость создания и развития таких сервисов.

В чем заключается преимущество профориентационных сервисов в режиме онлайн? Во-первых, это легкий доступ и прямой контакт между пользователями и самими профориен-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

тационными сервисами. Во-вторых, это скорость обновления и актуальность данных, которые могут представить такие сервисы (например, об актуальных профессиях или образовательных возможностях). В-третьих, это возможности для широкой образовательной аналитики, так как такие сервисы могут получить доступ к большой аудитории, не привязанной к одной географической локации. И наконец, возможности формирования индивидуальных треков и пользовательского сопровождения также в режиме онлайн.

Сервис профессиональной навигации «Профилум» создавался в методологии профориентации онлайн. Он представляет собой технологию выявления и развития талантов и нацелен на помощь в образовательном и профессиональном развитии и самоопределении [5]. Сервис рассчитан на аудиторию учащихся средней и старшей школы, а также их родителей. Кроме того, он представляет интерес и для молодых специалистов, недавно окончивших вуз. В целом, на основании статистических данных о посетителях сервиса можно выделить несколько типичных пользователей:

- ребенок (до 18 лет), школьник средней или старшей школы, основная задача которого понять, куда поступать и какие экзамены выбирать для сдачи ЕГЭ или ОГЭ, чтобы потом иметь возможность поступить в вуз на желаемую специальность;

- родитель или родители ребенка-дошкольника или учащегося младшей школы, которые ищут варианты досуга для него: развивающие программы, кружки, секции, куда можно ходить после школы;

- родитель или родители подростка, учащегося средней или старшей школы, которые вместе с ребенком рассматривают различные варианты будущей профессии, профессиональных областей, помогают ребенку выбрать специальность для поступления;

- молодая женщина или мужчина, несколько лет назад окончил/а вуз. Он/а работает, но пока не до конца уверен/а в выборе профессии, готов/а корректировать свою карьеру, искать другие профессиональные области для применения своих компетенций.

Все эти типажи в той или иной степени встречаются среди пользователей сервиса, и у каждого из них может быть сформирован свой собственный сценарий пользовательского поведения в онлайн сервисе.

1. Школьник при посещении ресурса «Профилум» сначала проходит тест на профессиональную ориентацию и определение уже имеющегося набора склонностей, навыков и способностей. На основании пройденного тестирования он получает рекомендации по наиболее подходящим профессиям на основании его склонностей и талантов, а также список программ дополнительного образования1, посещая которые, можно получить базовые знания и навыки в интересующей профессиональной области.

2. Родители ребенка-дошкольника или ученика начальной и средней школы активно используют каталоги центров и программ дополнительного образования. С помощью фильтров они могут найти центр детского развития и творчества рядом с домом или подобрать кружок для определенной возрастной категории. В этом случае прохождение профориентационного теста опционально и возможно только совместно с ребенком.

1 Под программами дополнительного образования понимаются платные и бесплатные программы в коммерческих и государственных центрах молодежного творчества, студиях, секциях и т.п., где преподаются дисциплины различной направленности (творчество, спорт, наука и техника, информационные технологии и др.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

сервис: Профилум

Пользователь:

- школьник

- родитель

I Навыки : Способности ! < Склонности -

Каталог :

профессий s !

§ s

Каталог программ ДО э Б 5 ¥ i-» Посещение выбранных программ ДО

£

Каталог центров ДО : ; Есть интерес к выбранному направлению?

Да

Рис. 1. Схема пользовательского взаимодействия с сервисом профессиональной навигации «Профилум»

йыйос специальности ВО или СПО/Выбор доа или ссуза

3. Родители подростка могут предложить ему пройти профориентацион-ный тест. По его результатам можно не только выявить склонности и таланты своего ребенка, больше узнать о подходящих профессиях, но и выбрать для него программы дополнительного образования, посредством которых можно получить базовые представления об интересующей профессиональной области, необходимые знания и навыки, которые могут стать основой для дальнейшего образования. В рамках этого сценария сервис «Профилум» выступает как инструмент навигации, используя который, можно не только получить рекомендации относительно выбора профессиональной области, но и определить свои дальнейшие действия, необходимые для освоения выбранной области.

4. Молодые специалисты так же, как и школьники, прежде всего, проходят профессиональное тестирование для определения наиболее подходящих профессий, в которых они могут применить уже существующие навыки и способности.

Данные сценарии иллюстрируют гибкость подходов онлайн сервиса «Про-филум» к профессиональной ориентации и навигации, возможности предоставлять различный спектр актуальной информации и персонализировать ее в зависимости от запроса пользователей. Этот подход также предполагает вовлечение пользователя в некоторую активность, побуждение его самостоятельно совершить определенные действия, которые помогут ему более точно сориентироваться в своем профессиональном и образовательном будущем. Таким образом, происходит итерационный процесс: пользователь проходит тест, получает структурированную информацию о своих склонностях, навыках и способностях, рекомендации по выбору профессиональной области, затем на основании результатов теста выбирает программу дополнительного образования, которая помогает развить и улучшить определенные навыки,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

получить новые знания, которые в дальнейшем могут пригодиться при получении профессионального образования. В рамках сервиса делается особый акцент на дополнительном образовании, так как в нем видится большой и пока не реализованный потенциал для оптимальных в школьном возрасте профпроб для наиболее полноценного самоопределения [1]. В целом, после некоторого времени посещения дополнительных занятий, когда становится ясно, действительно ли нравится выбранная область или нет, можно проходить тест повторно, сравнивать с предыдущими результатами, выбирать при желании другое направление дополнительного образования и так корректировать свою образовательную траекторию. Возможная схема взаимодействия пользователя с сервисом «Профилум» представлена на рис. 1.

Дополнительное образование становится неотъемлемым этапом профессиональной ориентации, встраивается в процесс взаимодействия между профориентационным инструментом (сервисом) и пользователем. Дополнительное образование — кружок, посещаемый во время обучения в школе, — становится первой ступенью образовательного трека школьника. Оно позволяет понять, нравится или нет рекомендованная профессиональная область, скорректировать свой выбор до того, как будут потрачены значительные усилия на поступление в вуз (или ссуз), и, в конечном счете, максимально быстро и эффективно встроиться в профессиональную жизнь, решать действительно интересные задачи, используя свои изначальные данные и приобретенные во время обучения навыки, способности и таланты. То есть дополнительное образование в школе становится основой для построения своего дальнейшего образовательного пути, тем элементом, который позволяет снизить вероятность ошибочного решения при выборе образовательных программ в дальнейшем. Типичный образовательный трек школьника, формированию которого способствует навигационный сервис «Профилум», представлен на рис. 2.

Рекомендации по программам дополнительного образования присутствуют не только в результатах тестирования, но и в описаниях конкретных профессий. Для каждой профессии приводится список направлений дополнительного образования, посетив которые, можно получить представление либо об этой профессии, либо о профессиональной области, приобрести базовые навыки и знания.

Перспективы развития онлайн сервиса «Профилум»

Как было сказано выше, основное преимущество онлайн сервисов — быстрый и прямой способ коммуникации с пользователями, возможность доносить наиболее актуальную информацию о рынке труда и образования и технологии ее персонализации под запросы пользователей для формирова-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ния «индивидуальной образовательной траектории» (ИОТ). Под ИОТ понимается персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным человеком, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям [2]. В рамках профори-ентационной работы образовательными целями являются интересующие пользователя профессии или профессиональные треки, к которым можно прийти через определенные варианты освоения основного, дополнительного и профессионального образования. Онлайн сервис «Профилум» нацелен на развитие технологических и информационных функциональных возможностей, которые помогут пользователям формировать свои профессиональные цели и получать индивидуальные треки по их освоению.

Литература

1. Алтухов В.В., Шаповалова Д. Н. Роль дополнительного образования для школьников в профориентации: текущее состояние и перспективы развития. Анализ рынка на примере г. Москвы // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной- ориентации учащейся молодежи: материалы международной научно-практической конференции (Кемерово, 15-16 марта 2017 г.). — 2017. — Ч. 1. — С. 6-8.

2. Вдовина С.А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Науковедение». — 2013. — № 6 (19) [Электронный ресурс] // URL: http://naukovedenie. ru/PDF/40PVN613.pdf.

3. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. — 2016. — № 1.

4. Онлайн-сервис анализа запросов Яндекс [Электронный ресурс] // URL: https://wordstat.yandex.ru.

5. Онлайн-сервис профессиональной навигации «Профилум» [Электронный ресурс] // URL: https://profilum.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.