Научная статья на тему 'Профориентация и миграция молодежи как важнейшие элементы развития регионального рынка труда'

Профориентация и миграция молодежи как важнейшие элементы развития регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА МОЛОДЕЖИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачёва Н. А.

В настоящее время проблема сохранения и развития кадрового потенциала регионов стоит очень остро, поскольку столичные и мировые центры «стягивают» молодых и перспективных работников с рынков труда регионов, порождая такие явления, как «утечка мозгов» и «утечка мотиваций». По нашему мнению, в настоящее время необходима дальнейшая разработка концептуальных основ управления миграцией на молодёжном сегменте рынка труда регионов, а также выявление закономерностей, направлений и масштабов миграционных потоков молодежи из региональной периферии в столичные центры через призму развития рынка образовательных услуг. В связи с этим в статье проводится анализ текущей ситуации на молодежном рынке труда и рынке образовательных услуг, анализируется востребованность молодых специалистов на рынке труда в органической взаимосвязи с востребованностью специальностей высшего образования абитуриентами при поступлении в вуз, а также выявляются особенности различного спроса на одни и те же направления (специальности) в разных учебных заведениях. Объект исследования. Молодежь, как важнейшая категория трудовых ресурсов региона. Предмет исследования. Молодёжный рынок труда в системном взаимодействии с рынком образовательных услуг. Цель исследования. Выявление особенностей профориентации и образовательной молодёжной миграции из региональной периферии в столичные центры через призму развития рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грачёва Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентация и миграция молодежи как важнейшие элементы развития регионального рынка труда»

Профориентация и миграция молодежи как важнейшие элементы развития регионального рынка труда

Vocational Guidance and Migration of Young People the As Most Important Elements in the Development of the Regional Labour Market

Грачева Н.А.

Получено: 16.09.2016 г. Одобрено: 28.09.2016 г. Опубликовано: УДК 331.556 DOI: 10.12737/22296

Грачёва Н.А.

аспирант ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан». Телефон: 8 917 803 82 48. Email: [email protected]

Grachyova, NA

Postgraduate Student, Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan. Telephone: 8 917 803 82 48. Email: [email protected]

Аннотация

В настоящее время проблема сохранения и развития кадрового потенциала регионов стоит очень остро, поскольку столичные и мировые центры «стягивают» молодых и перспективных работников с рынков труда регионов, порождая такие явления, как «утечка мозгов» и «утечка мотиваций». По нашему мнению, в настоящее время необходима дальнейшая разработка концептуальных основ управления миграцией на молодёжном сегменте рынка труда регионов, а также выявление закономерностей, направлений и масштабов миграционных потоков молодежи из региональной периферии в столичные центры через призму развития рынка образовательных услуг. В связи с этим в статье проводится анализ текущей ситуации на молодежном рынке труда и рынке образовательных услуг, анализируется востребованность молодых специалистов на рынке труда в органической взаимосвязи с востребованностью специальностей высшего образования абитуриентами при поступлении в вуз, а также выявляются особенности различного спроса на одни и те же направления (специальности) в разных учебных заведениях.

Объект исследования. Молодежь, как важнейшая категория трудовых ресурсов региона.

Предмет исследования. Молодёжный рынок труда в системном взаимодействии с рынком образовательных услуг.

Цель исследования. Выявление особенностей профориентации и образовательной молодёжной миграции из региональной периферии в столичные центры через призму развития рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: рынок труда молодежи, профориентация, миграция, образовательные услуги, специальности, уровень жизни региона.

Abstract

Currently, the problem of preservation and development of personnel potential of the regions is very urgent, because the capital and world centres "pull together" young and promising employees from the labour market in the region, giving rise to such phenomena as the "brain drain" and "brain motivations." We think that the further development of the conceptual foundations of migration management in the youth segment of the labour market regions, as well as identification of patterns, trends and extent of migration flows of young people from the periphery to the regional metropolitan centres in the light of development of the market of educational services are needed. In this regard, the article analyzes the current situation in the youth labour educational services market, the demand for young professionals in the labour market in an organic relationship with the demand for higher education specialties of applicants for admission to the university. Besides the distinctive features of different demands on one and the same direction (specialty) in different educational institutions are singled out.

Object of the Study. Young people, as the most important category of the labour force in the region.

Subject of the Study. Youth labour market in the system interaction with the market of educational services.

Purpose of the Study. Identifying features of the educational and vocational guidance of youth migration from the periphery to the regional metropolitan centres in the light of development of the market of educational services.

Keywords: a youth labour market, vocational guidance, migration, educational services, a specialty (a speciality), living standards in the region.

1. Введение

Вопросы формирования, развития и использования трудовых ресурсов территории изучались с начала XX века, но особенно активно ученые стали интересоваться данной тематикой к концу прошлого столетия. Значительный вклад в данную сферу исследования внесли отечественные экономисты: Л. Абалкин, С. Андреев, В.Бобков, Г. Вечканов, О. Виханский, Н. Волгин, А. Гапоненко, Б. Генкин, Л. Гохберг, Т. Заславская, В. Зинов, А. Козлов, Н. Кузьмина, Л. Минделли, Ю. Одегов, С. Струмилин, Е. Некипелова и др.

Теоретическую основу данного вопроса заложили труды зарубежных ученых в области развития и использования трудовых ресурсов: Г. Беккера, И. Бен-Пората, Э. Брукинг, Б. Вейсброда, Э.Дж. Долана, П. Друкера, А. Маршалла, Л. Сена, Л. Туроу, Т. Шульца, Р. Эренберга и др.

Проблемы занятости в России, особенностей российского рынка труда, трудовой миграции, варианты разрешения ситуации с разны сторон освещены в работах Одегова Ю.Г., Руденко Г.Г., Гимпельсона В.Е., Капелюшникова Р.И., А.В. Шаруниной, С.С. Сулакшина, А.С. Малчинова, А.В. Кашепова, Е.Ш. Гонтмахера, В.А.Ракоти, Н.А.Волгина, Р.П.Колосовой и др.

Вопросы воспроизводства и движения трудовых ресурсов, а также их влияние на региональные рынки труда рассматривали такие ученые как: Е. Андреев, А. Вишневский, В. Елизарова, С. Грицай, А. Коровкин, А. Кваша, В. Моисеенко, И. Молодикова, В. Осанкин, Н. Суворов, Т. Регент, Л. Рыбаковский, Н. Тихомиров, О. Чудиновских.

Анализ факторов межрегиональной миграции был осуществлен в работах С. Гуриева, Ю. Андриенко, Т. Гербера, А. Коровкина, А. Лукьяновой.

Тот факт, что столь большое внимание уделяется вопросам трудовой миграции и проблемам занятости объясняется тем, что конкуренция за лучшие человеческие ресурсы все острее ощущается не только на микроуровне - уровне предприятий, организаций, но также на межрегиональном и межнациональном уровнях.

Таким образом, все возрастающие объемы, многогранность и значимость для экономики миграционных процессов и последствий требуют глубокого осмысления природы и мотивов миграции, особенно это касается миграции молодежи, как основы экономического развития и стабильности региона (страны).

Под миграцией мы будем понимать пространственное движение населения, которое, в конечном счете, ведет к территориальному перераспределению человеческих ресурсов. В этом смысле отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую. [Кельник, 2012, с. 10]

Наибольшую миграционную активность демонстрирует молодёжь. Молодежная миграция, с одной стороны, открывает перед молодыми людьми новые возможности и перспективы реализации своего человеческого капитала, с другой стороны, является основой для укрепления и обеспечения устойчивого развития, роста производительность труда и экономической стабильности или же наоборот - упадка региона или страны в целом.

По результатам исследования Глобальной Группы по вопросам миграции, трудовая миграция, особенно молодежи, имеют двухфакторную этимологию: высокая безработица и отсутствие возможность для самореализации в одном регионе и постоянно развивающиеся рынки и, соответственно, рост возможностей в другом. [Migration and Youth Challenges and Opportunities, 2014, 18] Для России с её огромной территорией важное значение имеет также внутренняя миграция. На этот вид миграции в разные годы приходилось от 75 до 90% всех фиксируемых статистикой миграционных перемещений. [Воробьева, 2014, 5, с. 58]. Одним из последствий

внутренней миграции является перераспределение трудовых ресурсов, что приводит к изменению равновесия на рынках труда, и как результат, — к изменениям межрегиональной дифференциации. [Вакуленко, 2012, 1, с.122].

Наибольшие миграционные всплески демонстрирует молодежь в так называемых «критических точках» - постобразовательных периодах жизни, которые и должны стать основой регулирования всего процесса молодежной миграции. Это подтверждается статистикой: 44,4% из общего числа мигрантов внутри страны - молодежь в возрасте 15-29 лет, из которых 31% имеют высшее образование. Основные миграционные потоки имеют чёткую направленность: это «регион - столичный центр», т.е. население постепенно перемещается ближе к столице, концентрируясь вокруг Москвы и Санкт Петербурга, тем самым деформируя социально-экономическое пространство страны, обедняя кадровый потенциал регионов. Руководитель Центра демографии и экологии человека при ИНП РАН А.Г.Вишневский данную миграционную ситуацию в стране «западным дрейфом» [Вишневский, 2015, 2, с.581]. В качестве иллюстрации можно также привести статистику Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ: из столичных регионов выбывает не более 2% абитуриентов, а прибывает более половины.

Согласно принятой в 2012 г. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., целями миграционной политики России являются:

- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищённость, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

- стабилизация и увеличение численности постоянного населения РФ;

- содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей [Концепция государственной миграционной политики..., 2012, 9, Раздел III, ст.21]

Что представляется невозможным, без сильных регионов и соблюдения межрегионального баланса трудовых, интеллектуальных, человеческих ресурсов.

Таким образом, регионы всё явственней нуждаются в целостной системе маркетинга трудовых ресурсов на уровне региона, для построения которой необходимо четко понимать закономерности, касающиеся предпочтений молодежи в отношении будущей профессии, места жительства, построения карьеры.

Безусловно стоит отметить, что большое внимание в последнее время государство и научное сообщество уделяют вопросу трудоустройства выпускников вузов, но основной акцент в данном направлении делается на профориентацию молодежи в учебных заведениях, а также непосредственному содействию выпускникам в трудоустройстве, в то время как эта проблема имеет более глубокие корни и касается не просто профессиональной ориентации студентов, но и, в первую очередь, отношения людей к региону с точки зрения места жительства и работы, имиджа власти региона, возможностей получения хорошего образования и дальнейшего профессионального роста и построения карьеры талантливой молодежи, а также продвижения региона как работодателя на глобальном рынке труда.

2. Основные факторы, влияющие на миграционные процессы молодежи.

На характер, направленность и интенсивность миграционных процессов влияют различные факторы - экономические, политические, демографические, социальные, культурные и другие. Однако экономические причины следует признать главными побудительными мотивами, подталкивающими людей к смене жительства. Несмотря на внешнюю хаотичность, спонтанность миграционных процессов в их развитии прослеживается определенная логика. [Гибадуллин, 2014, 6, с. 89]

Попробуем выделить из общих миграционных процессов миграцию молодежи, а именно постобразовательную миграцию и определить основные факторы, влияющие на данные миграционные процессы. Под постобразовательной миграцией будем подразумевать миграцию в критических точках - временных отрезках (по собственным авторским исследованиям этот срок составляет примерно три месяца) после окончания учебного заведения, когда молодой человек принимает окончательное решение о выборе дальнейшей профессии, специальности или карьеры,

а также места приложения своей трудовой активности. [Назарова, 2014, 12, с. 1125]. При этом в постобразовательной миграции также выделим два этапа - первичный - после окончания школы и в период выбора будущей специальности: поступления в учебное заведение следующего уровня или же поиска постоянного места работы сразу после школы и определим этот период как «первую критическую точку»; и вторичный - период первичного трудоустройства на постоянное место работы после получения высшего (среднеспециального) образования, определив этот период как «вторую критическую точку».

Следует отметить, что молодежь является самой перспективной с точки зрения экономики частью трудовых ресурсов страны (региона), качество которых характеризуется такими показателями как общая и профессиональная трудоспособность, и трудовой потенциал работников [Одегов, 2015, 13, с. 32]. И, по словам современных ученых, модернизация, информатизация и нововведения (инновации), охватывающие все виды экономической деятельности, а также отрасли, предопределяющие научно-техническое развитие и обладающие высоким экспортным потенциалом, предъявляют к формированию трудовых ресурсов международные «стандарты XXI», важнейшими из которых являются: усиление дифференциации сегментов трудовых ресурсов под воздействием факторов научно-технического и инновационного развития; повышение гибкости и мобильности трудовых ресурсов, ориентированных на научно-технический прогресс; смещение акцентов на качество образования и непрерывное повышение квалификации работников для соответствия новым требованиям инновационной экономики. [Воробьева, 2012, 4, с.137].

Для построения причинно следственных связей возможной первичной постобразовательной миграции, т.е. выбора направления обучения, уровня обучения, и, следовательно, будущей профессии и места обучения выпускниками школ нам следует учесть многие факторы, которые можно разделить на следующие пять групп:

1. Социально-экономические и демографические:

- финансовое состояние семьи,

- перспективы трудоустройства в регионе,

- наличие бюджетных мест,

- стоимость платного обучения,

- наличие общежитий и стоимость проживания в них,

- средний размер заработной платы в отрасли,

- уровень безработицы в регионе,

- локальные (региональные) потребности экономики,

- востребованность данных специалистов на рынке труда,

- соотношение населения региона оп половозрастному признаку;

2. Инфраструктурно-географические:

- месторасположение учебного заведения (в масштабах страны, региона, внутри самого города - относительно доступности транспорта, близости центров проведения досуга и пр.),

- обеспеченность обучающихся жильем,

- наличие спортивных комплексов, профилакториев, санаториев, турбаз в вузе;

3. Имиджевые:

- имидж учебного заведения,

- имидж региона, как образовательного, развлекательного центра, или как региона-работодателя и пр.,

- престижность профессии,

- преемственность профессии в семье,

- мнение окружающих (одноклассников, родителей, друзей),

- уровень образования в вузе;

4. Правовые:

- наличие правовой основы для поступления (положительные результаты соответствующих ЕГЭ, наличие соответствующего уровня образования для продолжения обучения в вузе и пр.),

- конкурсная ситуация при поступлении на выбранную (желаемую) специальность,

5. Личностные и психологические: это качества поступающего, к которым в данном случае можно отнести мотивированность, самоорганизацию, гибкость, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, коммуникабельность, стрессоустойчивость и пр. качества, влияющие на мобильность человека, выбор вида деятельности окружения и пр.

3. Анализ факторов

Анализ начнем с последних обозначенных групп факторов.

Оценка личностных и психологических качеств поступающего не является предметом данного исследования, хотя данный фактор и оказывает огромное влияние на приверженность человека к какому либо виду деятельности, а, следовательно, влияет и на выбор профессии, и имеет большое значение при выборе вуза и региона обучения абитуриентом.

Следующей группой факторов являются правовые. Следует начать анализ с правовой основы для поступления. К сожалению, зачастую выбор школьниками предметов для сдачи ЕГЭ основывается на принципе «наименьшего сопротивления». Так по данным Министерства образования и науки самым популярным предметом по выбору уже несколько лет остается обществознание, которое в 2016 году сдавали более 59% участников ЕГЭ, в то время как физику -28%, химию - менее 15%, а ведь именно эти предметы являются основными для поступления на большинство технических специальностей. [минобрнауки.рф, 2016, 11]. Таким образом более половины школьников при выборе предметов для сдачи ЕГЭ лишают себя возможности получения высшего образования по инженерным, техническим направлениям. В то время как выпускники, сдававшие обществознание, составляют друг другу огромную конкуренцию при поступлении на экономические специальности, а также некоторые специальности и направления гуманитарного профиля, так в отдельных вузах конкурс на направления экономика и менеджмент, а также социальные направления составил более 40 - 50 человек на место. [14]. Данная статистика подтверждается и на региональном уровне, к примеру, в Тюменском государственном университете конкурс на гуманитарные и социально-экономические направления: от 9 человек на одно место по специальности «Журналистика» и до 80 человек на «Менеджмент» [17].

При этом необходимо отметить, что большой конкурс на экономические и юридические специальности не объясняется исключительно большим количеством школьников, сдающих ЕГЭ. Здесь играют свою роль такие факторы, как престижность профессии, средний размер заработной платы в отрасли. Ведь не смотря на перенасыщение рынка труда молодежи юристами и экономистами, о котором все чаще говорят в научном и образовательном сообществах России, данные профессии универсальны для любой отрасли народного хозяйства. Кроме того, заработная плата хороших специалистов в данной области также выше среднего, а специалисты в сферу рекламы и продаж, где, как правило, требуются также с экономическим образованием, и по данным портала Superjob, являются одними из самых востребованных на рынке труда. Таким образом ситуация на рынке труда, а также востребованость различных специальностей у абитуриентов и специальности, востребованные экономикой страны это на сегодняшний момент вещи, которые требуют регулирования ситуации со стороны государства.

Также отметим, что профессии, отмеченные министерством образования как наиболее перспективные с точки зрения трудоустройства (инженеры в сфере информационных технологий, ядерной энергетики, электроники, нефтегазового дела, технологий кораблестроения, авиационной и ракетно-космической техники, педагоги, врачи) также не пользуются большим спросом среди абитуриентов страны, за исключением инженеров в сфере информационных технологий и нефтегазового дела, которые являются наиболее высокооплачиваемыми на сегодняшний день на рынке труда.

Следующим фактором, влияющим на выбор специальности абитуриентом является конкурсная ситуация в различных учебных заведениях регионов страны. Лидерами по количеству поступающих здесь являются столичные вузы. Вне конкуренции, безусловно, остаются такие гиганты российского образования как МГУ, СПбГУ, МФТИ, РЭУ им.Г.В. Плеханова. И потому для корректного анализа сравним конкурсную ситуацию в двух отраслевых вузах России, а именно, в «Уфимский государственный нефтяной технический университет» и «Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина». Анализ конкурсной ситуации,

проведенной по данным он-лайн информации на сайтах приемных комиссий университетов, показывает следующую картину: конкурс на одни и те же специальности в московском вузе превышает конкурс в уфимском вузе в среднем более чем в 3 раза, такая же ситуация наблюдается и при сравнении московского вуза с томским, ухтинским, тюменским и другими вузами, имеющими специальности нефтегазовой направленности.

Тут следует затронуть такой социально-экономический фактор, как стоимость обучения и отметить, и сказать, что стоимость обучения в столичных вузах на порядок выше стоимости в вузах региональных, данное замечание также касается и стоимости проживания обучающегося во время учебы. Подобная ситуация складывается по всем направлениям подготовки и вузам страны: конкурс на обучение в столичных вузах неизменно в несколько раз превышает конкурс на те же специальности в вузах региональных.

Таким образом, не смотря на значительное удорожание образования и проживания, большинство абитуриентов предпочитает обучение в столичном регионе. На чём основано такое центростремительное движение выпускников, на наш взгляд, до конца не изучено. Однако понятно, что без комплексного маркетинга трудовых ресурсов, включающего комплексную работу над имиджем работодателя, регионам не обойтись.

Следующим приоритетом при выборе направлений обучения у абитуриентов, по результатам анализа конкурсных ситуаций в вузы, становятся наиболее высокооплачиваемые отрасли и специальности - это информационные технологии, нефтегазовое дело, аудит, стоматология.

Следующий блок факторов, влияющих на выбор будущей специальности у выпускников школ - это имиджевые факторы. Рассматривать данный блок имеет смысл в совокупности, т.к. эти факторы создают общую картину престижности обучения в том или ином учебном заведении в глазах окружающих, что безусловно очень важно для молодого человека.

Делая небольшое отступление отметим, что приемная Кампания этого года (2016 г.) отличилась некоторыми разногласиями по отношению к осознанности выбора профессии вчерашнего школьника. Так, ответственный секретарь приемной комиссии одного из Томских университетов прокомментировал ситуацию следующим образом: «нынешние абитуриенты огорчили своей полной профессиональной дезориентацией. Особенно это касается выпускников школ, которые абсолютно ничего не знают о специальностях, на которые они подают документы. Есть случаи, когда бывшие школьники одновременно подают документы к нам на строительный факультет, в Кемеровский институт пищевой промышленности и в политех.» [16]. Подобную ситуацию трудно назвать осознанным выбор профессии - однозначно, что абитуриент в данном случае действует исходя из собственного набора ЕГЭ и конкурса на специальность, цель которого ясно не прослеживается.

Но, в то же время, по наблюдению ректоров столичных вузов, абитуриенты стали более осознанно подходить к выбору будущей профессии «в этом году мы отмечаем, что самые трудные специальности - машиностроительные, например, тоже пользуются большим спросом у ребят. Ребята по-другому стали относиться к выбору профессии, при выборе пытаются определить, что они будут делать в жизни завтра. И делают выбор в сторону реальной экономики, реальной промышленности». [15].

Из приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: в более престижные вузы с наибольшим конкурсом, высоким качеством образования и, как правило, с высокими требованиями к собственным студентам и выпускникам выпускники идут с наибольшей осознанностью, приверженностью будущей профессии, и, безусловно, в такие вузы поступают лучшие из лучших.

Однако, не следует забывать, что конкурс на специальность в вузе сегодня - это показатель весьма условный, т.к. абитуриент может подать документы сразу в несколько вузов, в каждый из которых на несколько специально, создавая тем самым искусственную, видимую конкуренцию.

Влияние следующей группы факторов (инфраструктуры и географии) частично отразились в предыдущей части статьи, но необходимо дополнительно отметить, что среди поступающих всегда есть большой процент не определившихся со специальностью, и при этом не желающих далеко уезжать от родительского дома. Для подобной категории абитуриентов очень важен

помимо экономического фактор близости от дома, транспортной доступности и т.п. Отдельно также можно отметить категорию спортсменов, танцоров, общественных активистов и пр. для которых важны условия для продолжения тренировок и репетиций, возможность свободного посещения занятий.

Социально-экономические и демографические факторы частично уже были нами рассмотрены выше, стоит лишь отметить, что стоимостной фактор играет большую роль для менее обеспеченных слоев населения, а вот перспективы трудоустройства, возможной будущей заработной платы одинаково волнуют практически любого человека, не зависимо от достатка семьи и сегодняшнего уровня жизни.

Таким образом мы получили целый набор взаимосвязанных факторов, которые влияют на выбор будущей профессии у молодого человека. Рассматривать данные факторы отдельно друг от друга не имеет смысла, т.к. все они представляют своеобразную систему. Подобную модель причинно-следственных связей можно выстроить и в отношении вторичной «критической точки» - выбора будущего места работы, где лидирующую и доминантную позицию, безусловно, займут социально-экономические и психологические факторы.

Переходя ко второй критической точке миграции, отметим, что любые экономические, технологические, технические и даже политические изменения в стране и отдельных регионах неизбежно влияют на выбор, или правильнее сказать на стремление человека к наилучшему выбору своего постоянного места жительства, а, следовательно, и места работы. И предварительная, до начала трудовой деятельности, профессиональная подготовка молодого поколения становится приметой передовых экономик и инновационного характера развития общества [Константиновский, 2013, 8, с. 20-39] в целом и региона в частности. Которые в свою очередь определяют структурные сдвиги в сфере занятости, характеризующиеся переливом занятости в новые высокотехнологичные отрасли и сферу услуг при одновременном сокращении занятости в материальном производстве, особенно в традиционных отраслях (таких как автомобильная, текстильная, пищевая и нефтеперерабатывающая промышленность). Происходящие технологические сдвиги влияют и изменяют распределение занятых по отраслям и регионам. Распространение компьютеров и современных коммуникационных технологий и автоматизация производства сокращает потребность в малоквалифицированной рабочей силе (например, в грузчиках и станочниках), но повышает возможность найти работу для специалистов (например, механики и техники). [Воробьева, 2012, 4, с.115].

Также стоит отметить, что современный этап развития России характеризуется серьезными проблемами в сфере трудовых отношений, среди которых - неэффективная занятость, высокая скрытая безработица, низкая производительность труда и заработная плата, высокий уровень неравенства заработной платы и доходов, углубление дифференциации основных показателей, характеризующих региональные рынки рабочей силы и др. [Вишнякова, 2014, 3, с.6].

Соответственно, возможности и перспективы выпускника образовательного учреждения, зачастую лежат за пределами его привычного «ареала обитания», а от полученного образования, развития, саморазвития и личностных качеств человека во многом зависит не только сама профессия, в смысле должности и места работы, но и регион будущего трудоустройства.

Так, к основным факторам, которые способствуют усилению миграционных процессов во второй критической точке можно отнести:

- более низкую заработную плату в регионе по сравнению со столичным центром;

- более высокий уровень безработицы в регионе (высокий риск длительного времени поиска работы);

- отсутствие возможности для самореализации в выбранной профессии или научном направлении;

- высокие амбиции соискателя;

- мнение (давление) окружающих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что от оттока наиболее перспективной молодежи особенно страдают регионы Приволжского ФО, что объясняется близостью и доступностью Центрального ФО, городов Москва и Санкт-Петербург, а также приграничные восточные регионы страны (в

относительных к плотности населения показателях), что является уже угрозой национальной безопасности страны.

Следовательно, создание оптимальных условий для жизни, развития, самореализации молодежи в регионе является первостепенной задачей не только местных, региональных властей, но и федеральных органов власти. Ведь регулирование миграционных потоков внутри страны, особенно потоков молодой рабочей силы - это регулирование половозрастного, интеллектуального, национального состава регионов, что является острой необходимостью в сегодняшних реалиях России. Именно грамотный маркетинг трудовых ресурсов региона позволит сформировать условия для скорейшего развития региона и страны в целом. Так как от формирования, распределения и использования трудового потенциала регионов зависит не только эффективное воспроизводство человеческого потенциала страны, но и возможности ускорения темпов догоняющего развития.[Леонидова, 2013, 10, с. 56]

В заключении отмечу, что подобный анализ факторов при разработке Дорожной карты, или Миграционной политики региона стоит проводить, разбивая предмет изучения на более мелкие составляющие части, как например это сделано в книге «Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения», где подробно описаны механизмы и факторы влияющие на выбор именно рабочей профессии. Таким же образом необходимо тщательно изучать выбор образования и профессии в высшем образовании, средне-профессиональном, а также по отраслям и различным другим категориям.

Такой анализ позволил бы разработать отдельные профориентационные виды работ для каждой категории, целью которых станет некое регулирование (влияние) процесса выбора ступени образования, профессии, профиля деятельности и пр. сегодняшнего школьника.

Литература

1. Вакуленко Е.С. Исследование влияния внутренней миграции населения на межрегиональную дифференциацию в России // Многомерный статистический анализ и эконометрика. Труды VШ-й Международной школы-семинара. - Цахкадзор, 2012. - С. 122-124.

2. Вишневский А.Г. Глобальные демографические процессы в свете теории демографического перехода // В кн.: Демографическое развитие: вызовы глобализации. Седьмые Валентеевские чтения. Материалы международной конференции / Под общ. ред.: В. А. Ионцев, Н. Зверева, Г. Ананьева, В. Тышкевич. М. : МАКС Пресс, 2012. С. 578-585.

3. Вишнякова В.А. Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России: Монография / В.А. Вишнякова, В.Д. Руднев - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 180 с.

4. Воробьева О.Д. Миграция населения: теория, политика: Учебное пособие / Под редакцией др экон. наук, проф. А.В. Топилина - Москва: Экономическое образование, 2012. - 364 с.+ 2 вклейки.

5. Воробьева О.Д. Многоликая миграция/ Под общей ред. О.Д. Воробьевой, А.В. Топилина. -М.: Экон-информ, 2014. 261 с .

6. Гибадуллин М.З. Миграция в России: проблемы и последствия // Миграционные процессы, тренды, вызовы, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, 2014. С.88-94]

7. Кельник А.В. Регулирование внутренней миграции населения в аспекте регионального развития Республики Беларусь: Монографии / А.В. Кельник - Минск : Беларус.навука, 2012.161 с.

8. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения. [Электронный ресурс]. - М.: ЦСИ. 2013. - 277 с.

9. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года,, утв. Президентом РФ, 2012.

10. Леонидова Г.В.Проблемы эффективности государственного управления. Человеческий капитал территорий: проблемы формирования и использования / под редакцией Г.В. Леонидовой, М.А. Головчина и др. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 260 с.

11. Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф /новости /8429 (дата обращения 03.09.2016)

12. Назарова У.А., Грачева Н.А., Региональный маркетинг персонала: проблемы постобразовательной миграции // Фундаментальные исследования - 2014 - № 11(5), - С. 1124-1128.

13. Одегов Ю.Г. Управление человеческими ресурсами: Учебник / под редакцией Ю.Г. Одегова, В.В. Лукашевича - Москва: КноРус, 2015. - 222 с.

14. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [Электронный источник].- Режим доступа: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/itogi-priemnoi-kampanii-80-zayavlenii-na-mesto-srednii-ball-zachislennyh-na-bvudzhetnye-mesta-prevvsil-88 (дата обращения 03.09.2016)

15. Российская газета [Электронный источник]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/08/10/rektory-vedushchih-vuzov-podveli-itogi-priemnoj-kampanii-2016-goda.html (дата обращения 01.09.2016)

16. Томское агентство новостей ТВ2. - [Электронный источник].- Режим доступа: http://www.tv2.tomsk.ru/m/nojs/node/112298 (дата обращения 30.08.2016)

17. Тюменский индустриальный университет. - [Электронный источник].- Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/novosti/priyem/270139/ (дата обращения 30.08.2016)

18. Migration and Youth Challenges and Opportunities, Global Migration Group by the United Nations Children's Fund, 2014

Abstract

1. Vakulenko E.S. Issledovanie vliyaniya vnutrenney migratsii naseleniya na mezhregionalnuyu differentsiatsiyu v Rossii // Mnogomernyiy statisticheskiy analiz i ekonometrika. Trudyi VIII-y Mezhdunarodnoy shkolyi-seminara. - Tsahkadzor, 2012. - S. 122-124.

2. Vishnevskiy A.G. Globalnyie demograficheskie protsessyi v svete teorii demograficheskogo perehoda // V kn.: Demograficheskoe razvitie: vyizovyi globalizatsii. Sedmyie Valenteevskie chteniya. Materialyi mezhdunarodnoy konferentsii / Pod obsch. red.: V. A. Iontsev, N. Zvereva, G. Ananeva, V. Tyishkevich. M. : MAKS Press, 2012. S. 578-585.

3. Vishnyakova V.A. Formirovanie i gosudarstvennoe regulirovanie ryinka rabochey silyi v Rossii: Monografiya / V.A. Vishnyakova, V.D. Rudnev - Moskva: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°», 2014. - 180 s.

4. Vorobeva O.D. Migratsiya naseleniya: teoriya, politika: Uchebnoe posobie / Pod redaktsiey d-r ekon. nauk, prof. A.V. Topilina - Moskva: Ekonomicheskoe obrazovanie, 2012. - 364 s. 2 vkleyki.

5. Vorobeva O.D. Mnogolikaya migratsiya/ Pod obschey red. O.D. Vorobevoy, A.V. Topilina. -M.: Ekon-inform, 2014. 261 s .

6. Gibadullin M.Z. Migratsiya v Rossii: problemyi i posledstviya // Migratsionnyie protsessyi, trendyi, vyizovyi, perspektivyi. Materialyi mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 2014. S.88-94]

7. Kelnik A.V. Regulirovanie vnutrenney migratsii naseleniya v aspekte regionalnogo razvitiya Respubliki Belarus: Monografii / A.V. Kelnik - Minsk : Belarus.navuka, 2012.-161 s.

8. Konstantinovskiy D. L., Voznesenskaya E. D., Cherednichenko G. A. Rabochaya molodezh Rossii: kolichestvennoe i kachestvennoe izmereniya. [Elektronnyiy resurs]. - M.: TsSI. 2013. - 277 s.

9. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda,, utv. Prezidentom RF, 2012.

10. Leonidova G.V.Problemyi effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya. Chelovecheskiy kapital territoriy: problemyi formirovaniya i ispolzovaniya / pod redaktsiey G.V. Leonidovoy, M.A. Golovchina i dr. - Vologda: ISERT RAN, 2013. - 260 s.

11. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy federatsii [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: minobrnauki.rf /novosti /8429 (data obrascheniya 03.09.2016)

12. Nazarova U.A., Gracheva N.A., Regionalnyiy marketing personala: problemyi postobrazovatelnoy migratsii // Fundamentalnyie issledovaniya - 2014 - # 11(5), - S. 1124-1128.

13. Odegov Yu.G. Upravlenie chelovecheskimi resursami: Uchebnik / pod redaktsiey Yu.G. Odegova, V.V. Lukashevicha - Moskva: KnoRus, 2015. - 222 s.

14. Rossiyskaya akademiya narodnogo hozyaystva i gosudarstvennoy sluzhbyi pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy istochnik].- Rezhim dostupa: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/itogi-priemnoj-kampanii-80-zayavlenij-na-mesto-srednij-ball-zachislennyh-na-byudzhetnye-mesta-prevysil-88 (data obrascheniya 03.09.2016)

15. Rossiyskaya gazeta [Elektronnyiy istochnik]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2016/08/10/rektory-vedushchih-vuzov-podveli-itogi-priemnoj -kampanii-2016-goda.html (data obrascheniya 01.09.2016)

16. Tomskoe agentstvo novostey TV2. - [Elektronnyiy istochnik].- Rezhim dostupa: http://www.tv2.tomsk.ru/rn/nojs/node/n2298 (data obrascheniya 30.08.2016)

17. Tyumenskiy industrialnyiy universitet. - [Elektronnyiy istochnik].- Rezhim dostupa: https://www.utmn.ru/presse/novosti/priyem/270139/ (data obrascheniya 30.08.2016)

18. Migration and Youth Challenges and Opportunities, Global Migration Group by the United Nations Children's Fund, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.