Научная статья на тему 'Профориентационная работа в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей'

Профориентационная работа в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2119
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивоварова Л. Д., Толмачева И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Л. Д. Пивоварова И. Н. Толмачева

Целью работы по социализации школьников с нарушением зрения является создание в школе благоприятных условий для успешной абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей, их всестороннего развития в младшем звене, развития ведущих творческих способностей и выявления склонностей к какой-либо профессиональной деятельности в основной школе, индивидуализации и профессионального самоопределения с учетом психофизических особенностей и желаний в средней школе и, в конечном итоге, воспитания самоактуализирующейся личности, свободно интегрирующейся в общество.

Решение этой цели невозможно без организации профориентационной работы в школе. Профориентация - это целенаправленная деятельность, связанная с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личностными способностями , потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии.

Профориентационная работа должна строиться на принципе комплексности, включать в себя все виды взаимоотношения с учеником и его семьей. Профориентация является составной частью всего учебно-воспитательного процесса. Процесс профориентации должен быть непрерывным в течение всех лет обучения ребенка в школе, вместе с тем при сохранении единой цели работы (формирование способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям, функциональным возможностям и запросам современного рынка труда) задачи и содержание работы меняются в зависимости от возраста учащихся.

Исходя из опыта работы, мы можем сказать, что наиболее важными для определенного возраста учащихся являются постановка и решение следующих задач:

• 1-4 классы: Готовить учащихся к трудовым условиям, осуществлять ориентировочное знакомство с миром труда с обязательным учетом возрастных особенностей и интересов.

• 5-10 классы: Формировать осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; формировать представление о профессиональной деятельности

Екатеринбург

как способе создания определенного образа жизни, пути реализации своих возможностей.

• 11-12 классы: Осуществлять профориентаци-

онную работу на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учащихся проявляются устойчивые интересы и способности. Обеспечение социальной адаптации выпускников школы для детей с нарушением зрения, подготовка выпускников школы к особенностям учебного процесса в колледже, ВУЗе. Практика показывает, что наиболее эффективно решаются цели и задачи профориентационной работы при определении следующих

направлений:

Направления профориентационной работы Цели профориентационной работы

Профессиональное просвещение Ознакомление уч-ся с профессиями и отраслями народного хозяйства, накопление банка профессий, доступных для выпускников с нарушением зрения, требований предъявляемых профессий к человеку, информации о возможности получения выбранной профессии.

Профессиональная диагностика Осуществление комплекса медико-психологических и социологических мероприятий, направленных на оценку физического и психического развития школьников, состояния его здоровья в целом, особенностей личности

Рекомендации по выбору профессии Оценка адекватности избираемой профессии индивидуальным интересам, способностям и возможностям. Составление заключения о доступных выпускнику школы видов труда и путях дальнейшего профессионального обучения

Профессиональная адаптация Овладение «азами» выбранной профессии, совершенствование социальной адаптации слепых и слабовидящих

Основное содержание профориентационной работы в старших классах - организация профильных классов.

В последнее время эта тема приобретает особое звучание в связи с положением «Концепции модернизации российского образования на период до 2010года»: «отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе».

В школе для слепых и слабовидящих детей г. Верхняя Пышма накоплен богатый опыт по

организации профильных классов. В 80-е годы прошлого столетия под руководством директора школы Мартиросяна С.А. Уральским государственным университетом(УрГУ) в содружестве с Научно-исследовательским институтом дефектологии Академии педагогических наук СССР на базе школы осуществлялась экспериментальная разработка системы профориентации.

1970г. - начало работы профильных классов в школе.

Были организованы классы с углубленным изучением предметов (литературный, математический), класс допрофессиональной подготовки по специальности «Медицинская сестра по массажу», классы профессиональной подготовки по специальностям «Картонажник», «Штампов -щик».

Поскольку в школе обучали профессиям, то учиться приезжали дети из всех республик бывшего Союза ССР. В одной параллели было несколько классов, что давало возможность вести обучение по нескольким профилям. В 90-х годах профильные классы (кроме массажного) прекратили существование, так как изменения, произошедшие в государстве за последние несколько лет, вызвали:

• резкое уменьшение количества учащихся старших классов, что привело к невозможности организации нескольких профилей и удовлетворение потребностей учащихся в обучении по интересам и способностям;

• увеличение конкуренции на рынке труда, ,что привело к повышению уровня требований к специалисту;

• появление требований в лицензировании любого вида деятельности.

Вместе с тем появилась возможность заключения договоров о совместной деятельности с колледжами и ВУЗами.

На современном этапе профильное обучение понимается как «система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».

В 1997 году наша школа заключила договор с Социальным институтом Уральского государственного профессионально-педагогического университета об открытии класса по профилю «Социальная работа».Было сделано два выпуска по данному профилю.

В 1998 году был заключен договор с Свердловским областным медицинским колледжем (СОМК), официально утвердивший работу класса по профилю «Медицинская сестра по мас-сажу».Согласно этому договору учащиеся могут

быть зачислены на первый или второй курс СОМК по результатам обучения.

В 1999году заключен договор с Институтом специального образования Уральского государственного педагогического университета об открытии педагогического профильного класса.

В данное время в действии два последних договора.

Диагностический срез, проведенный среди выпускников (анкетирование), показал, что в ходе учебы в профильных классах вырос уровень информированности учащихся о профессиях, усовершенствованы коммуникативные умения и навыки выпускников, сформированы четкие представления о том, какое место в этом мире они могли бы занимать.

Вместе с тем мы не можем сказать, что в школе созданы условия для реализации любого жизненного выбора учащихся, что потребности в подготовке к продолжению образования полностью удовлетворены. Значительная часть выпускников продолжает обучение по выбранному профилю, но есть выпускники, которые не связывают свою дальнейшую жизнь с предложенной им профессией, выпускники непрофильных классов.

На протяжении многих лет в школе работает комиссия, которая занимается трудоустройством учащихся, по тем или иным причинам не могущих продолжить обучение в школе или получить образование по окончанию школы, на УППВОС.

Перспективы развития профориентационной работы в нашей школе лежат, во-первых, в укреплении связей с предприятиями (желательно заключение договоров о приеме детей на работу, информация о наличии вакантных мест на предприятии и т.д.), во-вторых, в области организации классов, обучаясь в которых, дети имели бы возможность приобрести рабочую профессию. В школе имеются цеха швейного дела, керамики, деревообрабатывающий, есть учителя с большим опытом работы с детьми-инвалидами. Главную сложность администрация видит в том , чтобы добиться права вручения учащимся документа (сертификата) о получении профессии. Второе направление развития профильных классов - возрождение гуманитарного и математического классов. Необходимость таких классов выявлена через анализ данных о поступлении в вузы.

Как показывает многолетний опыт работы школы, профориентационная работа, проводимая в системе, облегчает учащимся выбор профессии, расширяет перспективы профессионального обучения, формирует профессиональные интересы.

© Пивоварова Л. Д., Толмачева И. Н., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.