Научная статья на тему 'Профориентационная работа как важный элемент системы формирования контингента колледжа'

Профориентационная работа как важный элемент системы формирования контингента колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа как важный элемент системы формирования контингента колледжа»

профориентационная работа

как важный элемент системы формирования

контингента колледжа

Л. В. Дудина, ответственный секретарь приемной комиссии ГПОУ «Мариинский педагогический колледж им. императрицы Марии Александровны»

Изменения социально-экономической и демографической ситуации в регионе, возросшая конкуренция среди образовательных учреждений профессионального образования определяют приоритетные направления деятельности ГПОУ «Ма-риинский педагогический колледж им. императрицы Марии Александровны» в совершенствовании профориентации, взаимодействия с социальными партнерами. Работа по профессиональной ориентации — это осознанная необходимость в деятельности колледжа.

Подготовка к новому набору студентов в колледже начинается с профориентационной работы, которая проводится в целях полного и эффективного использования потенциала колледжа в интересах кадрового обеспечения образовательных учреждений северного региона области.

Профориентационная работа направлена на решение следующих задач: повышение уровня осведомленности школьников о специальностях и профессиях колледжа; формирование позитивного имиджа колледжа; повышение конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг; подготовка квалифицированных кадров; создание условий для осознанного профессионального самоопределения и раскрытия способности личности.

С учетом ухудшения демографической ситуации и для более планомерного проведения профориентационной работы в колледже создан центр профориентации, в который входят: председатель приемной комиссии (директор колледжа), ответственный секретарь, заведующие отделениями, руководители цикловых комиссий, преподаватели, студенты старших курсов. Центр профориентации определяет и осуществляет меры по поддержанию постоянной связи с потенциальными абитуриентами, тем самым проводит про- 58

фориентационную работу, основными формами которой являются:

— профессионально ориентированные встречи с руководителями управлений образования севера Кузбасса и директорами образовательных учреждений по вопросам совместной работы;

— размещение в средствах массовой информации материалов о приеме в колледж;

— организация и выезд агитационных бригад в территории с просветительской и проф-ориентационной работой;

— агитационная работа с абитуриентами в период приема документов;

— анкетирование выпускников 8-11-х классов с целью их самоопределения в профессии;

— создание рабочих групп из числа студентов для профориентации по месту жительства;

— участие в специализированных городских и районных ярмарках учебных мест совместно со службами занятости населения и управлениями образования региона;

— организация и проведение дней открытых дверей, где выпускники школ имеют возможность познакомиться со специальностями, условиями приема в учреждения, требованиями и режимом работы приемной комиссии, социальной защитой студентов, с историей и традициями колледжа;

— использование интернет-ресурсов. На сайте колледжа представлена полная информация о специальностях, их содержании, востребованности на рынке труда, условиях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможности продолжения обучения. Здесь можно общаться, получать ответы на интересующие вопросы, познакомиться со всеми новостями, событиями, происходящими в колледже.

Не осталась без внимания такая форма профориентации, как работа с родителями выпускников: участие в родительских собраниях, информирование родителей учащихся о специальностях, разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации детей.

Данные формы совмещаются и дополняют друг друга, а в целом представляют систему профориентационной работы.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 2 (49) 2016

Центром профориентации составлен пакет информационно-рекламных материалов для будущих абитуриентов (в том числе видеоролик о колледже), который передается во все школы северного региона области. Учащиеся выпускных классов школ города и районов имеют возможность во время каникул совершить экскурсию, посетить музей колледжа, выставки творческих работ студентов, конкурсы, концерты художественной самодеятельности, уроки и внеурочные занятия по специальностям. В течение года ведется переписка с выпускниками школ через электронную почту колледжа по вопросам поступления в наш колледж.

Профориентационная работа с учащимися образовательных учреждений, с одной стороны, готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а с другой стороны, повышает привлекательность нашего колледжа. Благодаря тому что в колледже трудятся заинтересованные творческие люди, в нашем образовательном учреждении появляются новые, современные, интересные профориентационные формы работы. Результатом целенаправленной профориентацион-ной работы колледжа является ежегодное выполнение контрольных цифр приема студентов, поддержание рейтинга образовательного учреждения.

организация профориентационной работы

в техникуме

Е. В. Михайленко, заведующая очным отделением ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

На современном этапе развития профессионального образования залогом успешной деятельности учебного учреждения является выполнение государственного задания. Выполнение плана набора студентов — стратегическая задача любой профессиональной образовательной организации. Следует учитывать, что решение этой проблемы в текущем году не гарантирует сохранение контингента в дальнейшем, а потому не дает права останавливаться на достигнутых результатах.

В Прокопьевском промышленно-экономиче-ском техникуме работа по профориентации ведется систематически в течение всего года. Используются различные методы, и все они отражены в ежегодном плане профориентационной работы техникума. Несмотря на многообразие направлений работы, основными остаются работа с выпускниками школ и их родителями, а также работа со взрослыми людьми из числа безработных.

Основная часть будущих студентов приходит в техникум из общеобразовательных школ города Прокопьевска, Прокопьевского района. Территориальная близость городов Киселевска и Новокузнецка дает возможность работать и в этих

городах. Работа с учащимися школ начинается с осени, когда они еще не заняты подготовкой к предстоящей итоговой аттестации, когда еще есть время для размышлений. На этом этапе очень важно показать все преимущества профессионального образования. Особый акцент сделан на отсутствии вступительных экзаменов, и на то, что вместе со средним общим образованием они получат профессию или специальность. В профессиональных образовательных организациях остается относительно большое количество бюджетных мест, тогда как в высших учебных заведениях их с каждым годом становится все меньше. Важен и показатель трудоустройства выпускников, так как будущие специалисты пользуются постоянным и устойчивым спросом среди работодателей — организаций и предприятий города и близлежащих районов.

Часто у поступающих нет четкого представления о своем трудовом будущем. Многие учащиеся и их родители полагают, что попытка и возможно успешное поступление в вуз повысят шансы молодого человека на благополучную жизнь. К сожалению, на рабочие профессии и специальности выпускники обращают внимание лишь тогда, когда не могут поступить на бюджетное место в организацию высшего образования. Былой престиж рабочих профессий на данный момент находится на этапе возрождения.

Одним из эффективных способов проф-ориентационной работы является проведение

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 2 (49) 2016

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.