профориентационная работа
как важный элемент системы формирования
контингента колледжа
Л. В. Дудина, ответственный секретарь приемной комиссии ГПОУ «Мариинский педагогический колледж им. императрицы Марии Александровны»
Изменения социально-экономической и демографической ситуации в регионе, возросшая конкуренция среди образовательных учреждений профессионального образования определяют приоритетные направления деятельности ГПОУ «Ма-риинский педагогический колледж им. императрицы Марии Александровны» в совершенствовании профориентации, взаимодействия с социальными партнерами. Работа по профессиональной ориентации — это осознанная необходимость в деятельности колледжа.
Подготовка к новому набору студентов в колледже начинается с профориентационной работы, которая проводится в целях полного и эффективного использования потенциала колледжа в интересах кадрового обеспечения образовательных учреждений северного региона области.
Профориентационная работа направлена на решение следующих задач: повышение уровня осведомленности школьников о специальностях и профессиях колледжа; формирование позитивного имиджа колледжа; повышение конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг; подготовка квалифицированных кадров; создание условий для осознанного профессионального самоопределения и раскрытия способности личности.
С учетом ухудшения демографической ситуации и для более планомерного проведения профориентационной работы в колледже создан центр профориентации, в который входят: председатель приемной комиссии (директор колледжа), ответственный секретарь, заведующие отделениями, руководители цикловых комиссий, преподаватели, студенты старших курсов. Центр профориентации определяет и осуществляет меры по поддержанию постоянной связи с потенциальными абитуриентами, тем самым проводит про- 58
фориентационную работу, основными формами которой являются:
— профессионально ориентированные встречи с руководителями управлений образования севера Кузбасса и директорами образовательных учреждений по вопросам совместной работы;
— размещение в средствах массовой информации материалов о приеме в колледж;
— организация и выезд агитационных бригад в территории с просветительской и проф-ориентационной работой;
— агитационная работа с абитуриентами в период приема документов;
— анкетирование выпускников 8-11-х классов с целью их самоопределения в профессии;
— создание рабочих групп из числа студентов для профориентации по месту жительства;
— участие в специализированных городских и районных ярмарках учебных мест совместно со службами занятости населения и управлениями образования региона;
— организация и проведение дней открытых дверей, где выпускники школ имеют возможность познакомиться со специальностями, условиями приема в учреждения, требованиями и режимом работы приемной комиссии, социальной защитой студентов, с историей и традициями колледжа;
— использование интернет-ресурсов. На сайте колледжа представлена полная информация о специальностях, их содержании, востребованности на рынке труда, условиях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможности продолжения обучения. Здесь можно общаться, получать ответы на интересующие вопросы, познакомиться со всеми новостями, событиями, происходящими в колледже.
Не осталась без внимания такая форма профориентации, как работа с родителями выпускников: участие в родительских собраниях, информирование родителей учащихся о специальностях, разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации детей.
Данные формы совмещаются и дополняют друг друга, а в целом представляют систему профориентационной работы.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 2 (49) 2016
Центром профориентации составлен пакет информационно-рекламных материалов для будущих абитуриентов (в том числе видеоролик о колледже), который передается во все школы северного региона области. Учащиеся выпускных классов школ города и районов имеют возможность во время каникул совершить экскурсию, посетить музей колледжа, выставки творческих работ студентов, конкурсы, концерты художественной самодеятельности, уроки и внеурочные занятия по специальностям. В течение года ведется переписка с выпускниками школ через электронную почту колледжа по вопросам поступления в наш колледж.
Профориентационная работа с учащимися образовательных учреждений, с одной стороны, готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а с другой стороны, повышает привлекательность нашего колледжа. Благодаря тому что в колледже трудятся заинтересованные творческие люди, в нашем образовательном учреждении появляются новые, современные, интересные профориентационные формы работы. Результатом целенаправленной профориентацион-ной работы колледжа является ежегодное выполнение контрольных цифр приема студентов, поддержание рейтинга образовательного учреждения.
организация профориентационной работы
в техникуме
Е. В. Михайленко, заведующая очным отделением ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»
На современном этапе развития профессионального образования залогом успешной деятельности учебного учреждения является выполнение государственного задания. Выполнение плана набора студентов — стратегическая задача любой профессиональной образовательной организации. Следует учитывать, что решение этой проблемы в текущем году не гарантирует сохранение контингента в дальнейшем, а потому не дает права останавливаться на достигнутых результатах.
В Прокопьевском промышленно-экономиче-ском техникуме работа по профориентации ведется систематически в течение всего года. Используются различные методы, и все они отражены в ежегодном плане профориентационной работы техникума. Несмотря на многообразие направлений работы, основными остаются работа с выпускниками школ и их родителями, а также работа со взрослыми людьми из числа безработных.
Основная часть будущих студентов приходит в техникум из общеобразовательных школ города Прокопьевска, Прокопьевского района. Территориальная близость городов Киселевска и Новокузнецка дает возможность работать и в этих
городах. Работа с учащимися школ начинается с осени, когда они еще не заняты подготовкой к предстоящей итоговой аттестации, когда еще есть время для размышлений. На этом этапе очень важно показать все преимущества профессионального образования. Особый акцент сделан на отсутствии вступительных экзаменов, и на то, что вместе со средним общим образованием они получат профессию или специальность. В профессиональных образовательных организациях остается относительно большое количество бюджетных мест, тогда как в высших учебных заведениях их с каждым годом становится все меньше. Важен и показатель трудоустройства выпускников, так как будущие специалисты пользуются постоянным и устойчивым спросом среди работодателей — организаций и предприятий города и близлежащих районов.
Часто у поступающих нет четкого представления о своем трудовом будущем. Многие учащиеся и их родители полагают, что попытка и возможно успешное поступление в вуз повысят шансы молодого человека на благополучную жизнь. К сожалению, на рабочие профессии и специальности выпускники обращают внимание лишь тогда, когда не могут поступить на бюджетное место в организацию высшего образования. Былой престиж рабочих профессий на данный момент находится на этапе возрождения.
Одним из эффективных способов проф-ориентационной работы является проведение
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 2 (49) 2016
59