УДК/UDC 377
DOI 10.54509/22203036_2024_2_87 EDN NFIZQH
Серова Наталья Анатольевна
начальник центра профориентации, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
Понамарева Елена Владимировна
методист центра профориентации, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
Serova Nataliya A.
Head of the Career Guidance Center,
Kuzbass Regional Institute of Professional Improvement,
Kemerovo
Ponamareva Elena V.
Methodologist of the Career Guidance Center,
Kuzbass Regional Institute of Professional Improvement,
Kemerovo
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
CAREER GUIDANCE ACTIVITIES OF TEACHERS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AIMED AT SOLVING THE PROBLEMS OF EDUCATIONAL MIGRATION
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы образовательной миграции в регионе, высокой загруженности педагогов, занимающихся профориентаци-онной работой с обучающимися; описываются факторы, негативно влияющие на результативность проф-ориентационной работы с обучающимися; представляются результаты социологического исследования «Профессиональное самоопределение старшеклассников Кузбасса», опроса студентов профессиональных образовательных организаций о роли цифровых ресурсов при выборе профессии и образовательной организации для ее получения; мониторингов, проведенных Центром профориентации КРИРПО; предлагается алгоритм информирования участников профориентацион-ного сообщества инструментами цифровой образовательной среды.
Abstract. The article examines the problems of educational migration in the region, the high workload of teachers engaged in career guidance work with students; describes the factors that negatively affect the effectiveness of career guidance work with students; presents the results of a sociological study "Professional self-determination of Kuzbass high school students", a survey of students of professional educational organizations on the role of digital resources in choosing a profession and educational organization to obtain it monitoring conducted by the CRIRPO Career Guidance
Center; an algorithm is proposed for informing participants of the career guidance community with tools of the digital educational environment.
Ключевые слова: образовательная миграция, профориентация обучающихся, факторы, влияющие на результативность профориентации обучающихся, алгоритм информирования участников профориен-тационного сообщества, цифровая образовательная среда, профориентационная деятельность педагогов, цифровая образовательная среда.
Keywords: educational migration, vocational guidance of students, factors influencing the effectiveness of vocational guidance of students, algorithm for informing participants of the vocational guidance community, digital educational environment, vocational guidance activities of teachers, digital educational environment.
Введение
Динамика изменений современного общества создает для всех социальных субъектов не только возможности, но и необходимость изменений своего места в обществе. Социальные перемещения, мобильность являются неотъемлемой характеристикой обществ с высокоскоростными преобразовательными тенденциями. Мобильность, связанная с получением образо-
вания, становится актуальной в связи с потребностями человека в эффективном освоении постоянно обновляющихся социальных обстоятельств.
Для изучения вопроса, связанного с проблемами образовательной миграции, следует выяснить, что же представляет собой само понятие «миграция» и в чем сущность данного процесса. Формирование понятия «миграция» началось с конца XIX в. Английский географ Е. Равенштейн впервые дал научное определение, в котором миграция понималась как «постоянное или временное изменение места жительства человека» [8]. Следовательно, миграция - это объективное, характеризующееся социально-экономическими, а также политическими и демографическими причинами явление.
Процессы образовательной миграции (переезд в другой город, регион с целью получения образования) известны довольно давно. Переезд дает шанс молодым людям получить качественное образование, а также воспользоваться предоставляемыми возможностями этого социального лифта. Один из подобных примеров - М. В. Ломоносов, который, включившись в образовательную систему и приложив большие усилия в обучении, получил возможность подняться по социальной лестнице.
Возникновение миграционных процессов традиционно рассматривается как ответ на пространственное неравновесие на рынке труда процесса принятия решений. Перемещение трудовых ресурсов между регионами с дефицитом и избытком рабочей силы объясняется теорией выталкивания-притяжения: индивиды стремятся максимизировать свой доход, переместившись из одного региона в другой.
Поскольку получение профессионального образования является дорогой на рынок труда, можно утверждать, что международная и межрегиональная учебная миграция происходит, по аналогии с трудовой миграцией, на основе «притяжения» экономически и индустриально развитых территорий [4].
Основной причиной для смены места жительства в настоящее время, как правило, выступает поиск работы, безопасных условий жизнедеятельности, более высокого уровня комфорта для себя и своих детей. Поэтому основу миграционных потоков составляют люди трудоспособного возраста, чье перемещение оказывает влияние на структуру рынка труда как в регионе-доноре, так и регионе-реципиенте. Особым видом миграции является смена места проживания в связи с получением образования, которая, возможно, не выглядит так масштабно, но оказывает сильное отложенное воздействие на рынок труда, особенно если возвращаться в свой регион в будущем молодой специа-
лист не планирует. Такая ситуация приводит к потере интеллектуального, демографического и репродуктивного потенциала регионом-донором. Образовательная миграция в мире - довольно масштабный процесс неравномерного притока и оттока населения в возрасте от 18 до 30-35 лет. Неутешительные показатели данного явления регистрируются во многих странах, и в России в том числе. В первую очередь они связаны с ростом востребованности высшего образования в мире. Принято считать, что впервые об этой тенденции написал в 1974 году Д. Б. Петтенджер. Интерес к данной проблеме демонстрируют и отечественные исследователи: О. Д. Воробьева, Л. Л. Рыбаковский, Г. Е. Збо -ровский, П. А. Амбарова, Л. Б. Карачурина, Н. В. Мкртчян, И. С. Кашницкий, О. В. Лешуков и др. И если еще в недавнем прошлом основную тревогу вызывала международная образовательная миграция, за которой скрывались проблемы «утечки мозгов», адаптации к культуре страны-реципиента, а также сложности межкультурной коммуникации, то в последнее время многие регионы нашей страны стали сталкиваться с угрозой потери человеческого капитала, в том числе и из-за внутренней образовательной миграции. Увеличивается и число людей, рассматривающих получение образования как первый шаг к формированию миграционных намерений, что дополнительно актуализирует проблему невозвратного оттока населения в регионах. В связи с этим в работах ряда отечественных авторов стали подниматься вопросы, касающиеся необходимости регулирования внутренних миграционных потоков. Образовательная миграция существовала всегда, так как не все населенные пункты имеют возможность предложить выпускникам школ весь возможный набор образовательных траекторий. Но в последнее время постоянно расширяющаяся и поощряемая академическая мобильность значительно меняет интенсивность и возвратность данных потоков. По статистике, ежегодно по разным причинам внутри РФ мигрируют от 2 до 3 млн человек в возрасте от 14 лет. Переезд для получения образования -третья по распространенности причина смены постоянного места жительства (185 572 человек от общего числа за 2022 год). Она уступает только переезду по семейным обстоятельствам (903 822 человек) и в связи с работой -246790 человек. В 2023 году тенденция сохранилась. Выступая существенным признаком открытости образовательного пространства, академическая мобильность призвана служить повышению качества образования за счет заинтересованности вузов в привлечении студентов из других регионов [2].
При этом в общественном мнении поддерживаются положительные установки в отношении образова-
тельных миграционных практик абитуриентов в пределах страны. В 2014 году по заказу Минобрнауки РФ Институтом образования НИУ ВШЭ и «Социальным навигатором» МИА «Россия сегодня» было проведено исследование по изучению образовательной миграции в России (в том числе в отношении приоритетов выбора абитуриентами учебных заведений). Результаты его свидетельствуют о том, что крупные города в центральной части страны наиболее привлекательны для молодежи в плане профессионального обучения. На первом месте по востребованности среди абитуриентов оказался Санкт-Петербург, на втором - Москва [3]. Из этих городов после окончания школы выбывает не более 2% выпускников, число прибывающих же для поступления в столичные вузы, напротив, велико - около 50 %. Следующими по привлекательности для абитуриентов оказались Томская, Тюменская и Новосибирская области. Такое положение дел вполне объяснимо, так как не во всех городах России есть высшие учебные заведения, а если они и есть, то развиваются достаточно слабо и не могут конкурировать с центральными университетами. Это заставляет вчерашних школьников покидать свои родные места ради получения качественного образования и достижения более комфортного уровня жизни. Сложившаяся ситуация с неравномерным распределением высших учебных заведений по территории Российской Федерации способствует усилению образовательной миграции. В этом случае ее можно рассматривать как попытку преодоления молодежью социального образовательного неравенства по территориальному принципу, тесным образом связанного с качеством обучения и его престижностью.
Таким образом, мы видим, что образовательная миграция имеет потенциал изменения социального положения человека. Эти возможности являются одним из важнейших мотивов при выборе места получения образования. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические данные, которые подтверждают, что наиболее важными мотивами для переезда является не только получение более качественного высшего образования, но и ожидание отдачи от высшего образования в виде получения высокооплачиваемой работы по окончании вуза в крупном городе.
Современные требования рынка труда таковы, что любой выпускник вуза после окончания учебного заведения должен постоянно пополнять копилку своих компетенций самостоятельно и нередко по смежным профилям. Более того, эксперты говорят о том, что, скорее всего, он будет вынужден раза три сменить сферу деятельности. Понятно, что в таких условиях молодой человек и его родители стараются снизить риски путем
поступления в ведущие вузы страны, которые гарантируют получение котирующегося диплома, а также обретение определенного круга знакомств, что в дальнейшем позволит выпускнику увереннее чувствовать себя на рынке труда.
Особо требуется отметить, что на качественный состав образовательной миграции оказало влияние реформирование законодательной базы в сфере образования, когда высокие баллы по результатам ЕГЭ или победы во всероссийских олимпиадах дают бывшему школьнику возможность поступить в ведущий вуз в другом городе, не приезжая в него и не неся материальных издержек, связанных с этим. Для самого абитуриента и его родителей это является значительным плюсом, но такая ситуация влечет за собой и негативные последствия: донорские регионы покидают самые подготовленные выпускники школ, происходит снижение интеллектуального потенциала «домашнего» региона. Кроме того, это грозит развитием кризисных явлений не только в профессиональных сферах, но и в демографических процессах. Воспользоваться образовательной миграцией как социальным лифтом преимущественно имеют возможность молодые люди, которые в ближайшем будущем начнут создавать семьи и растить детей, передавая им семейный социальный капитал, но уже на других территориях. К сожалению, традиционная для нашей страны миграция с периферии в центр оказывает негативное влияние на количество и качество человеческого капитала в регионах, не позволяя большинству из них экономически и технологически развиваться наравне с центральными территориями или соседними странами. Современные исследователи указывают на некомпенсируемый характер образовательной миграции в России. Так, О. В. Санни-кова отмечает, что о ней «можно уверенно говорить, если большинство образовательных мигрантов стараются сделать свой отъезд из родного региона невозвратным, а миграционная убыль населения региона при этом не восполняется притоком человеческих ресурсов с других территорий».
Такая некомпенсируемая образовательная миграция является вызовом для региона, ответом на который должно стать реформирование системы профессионального и высшего образования на его территории, повышение качества подготовки студентов, а также соответствие выпускаемых специалистов требованиям рынка труда в регионе. Важно работать именно на привлечение сильнейших абитуриентов в стены региональной высшей школы. Если пойти по пути зачисления в вузы всех желающих, то придется снижать образовательную планку, что не позволит подготовить высоко-
квалифицированных специалистов, которые найдут себя в инновационных и технологичных отраслях экономики региона, чтобы обеспечивать его поступательное развитие.
Отметим, что образовательная миграция лучших выпускников школ, даже невозвратная, соответствует общим положениям экономической теории, когда самые достойные должны получать высококачественное образование, которое позволит им в будущем занять трудовые позиции, на которых они смогут обеспечить максимальный рост экономики и благосостояния страны. Образовательная миграция - естественный процесс, благодаря которому абитуриенты получают возможность обучаться в вузах, соответствующих их потребностям и возможностям, что способствует подготовке мотивированных высококачественных специалистов и их успешной интеграции в социально-экономические процессы страны. Однако это оправдано только в том случае, когда миграция носит сбалансированный характер, то есть если отток населения при невозвратной миграции молодежи восполняется ее притоком из других регионов и стран [2].
Не является исключением в данном вопросе и Кузбасс, причины образовательной миграции в котором изучаются достаточно серьезно, и для их решения в регионе делается сегодня немало. Данное явление изучается не постфактум, когда отъезд уже совершен: превентивные меры основываются на исследовании миграционных причин молодежи, выпускников школ.
К решению данных вопросов активно подключаются органы власти, представители государственных структур, сферы экономики, культуры, медицины и другие.
Одной из задач системы образования региона является разработка мер по снижению уровня образовательной миграции. При этом одним из ключевых направлений выступает профориентация обучающихся, так как именно в процессе профориентацион-ной работы у обучающихся формируется готовность к профессиональному самоопределению и построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, подразумевающей выбор конкретной образовательной организации для получения профессионального образования.
Реализации данных мер способствует формирование цифровой образовательной среды, позволяющей обеспечивать взаимодействие участников профориен-тационного сообщества в рамках единого информационного поля.
Очевидно, что профессиональная ориентация в современном обществе уже не является только совокупностью мероприятий, позволяющих человеку выби-
рать профессию с учетом его запросов и возможностей. Современная профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема [6].
Методология
Теоретико-методологическую основу работы составляют подходы и исследования отечественных и зарубежных ученых: А. Л. Арефьева, Дж. Берри, С. Бохнера, О. Д. Воробьевой, С. Д. Гуриевой, В. К. Голу-бева, А. В. Дмитриева, А. Л. Дмитриева, В. Г. Доб-рохлеб, Ю. А. Зубок, И. В. Ивахнюк, В. А. Ионцева, В. П. Казначеева, Н. М. Лебедевой, В. И. Мукомеля, У. Мэрфи, К. Оберга, И. Б. Орловой, И. М. Прибытковой, Н. М. Римашевской, Т. К. Ростовской, Л. Л. Рыбаков-ского, С. В. Рязанцева, Т. Г. Стефаненко, А. В. Топилина, А. Фурнхэма, В. И. Чупрова, Л. Этингера, Т. Н. Юдиной, А. Ф. Шереги и др. Методы исследования - социологический опрос и мониторинг.
Методологической основой данного исследования является системный анализ изучения проблемы образовательной миграции в регионе и ее решения в процессе профориентационной деятельности педагога в условиях цифровой образовательной среды. В ходе данной работы проанализированы статистические данные, отчеты, публикации в сети Интернет, данные мониторингов и исследований, проведенных центром профориентации КРИРПО, которые содержат информацию, отражающую различные аспекты изучения проблемы образовательной миграции в Кузбассе в период с 2022 года по 2023 год. Проанализированы формы использования ресурсов профориентационного портала Кузбасса «Профориентир» целевыми категориями (обучающиеся, родители, педагоги). На основе проведенного системного анализа конкретизированы возможности использования ресурсов цифровой образовательной среды с целью снижения уровня образовательной миграции в регионе.
Результаты
Согласно данным социологического исследования «Профессиональное самоопределение старшеклассников Кузбасса», проведенного КРИРПО в 2023 году среди учащихся 8-11-х классов всех муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса (общий массив анкет составил 7 600 анкет), миграционные намерения обучающихся характеризуются сохранением тенденции к выезду в другие регионы. Ответы на вопрос «Где Вы планируете получать профессиональное образование? Отметьте, пожалуйста, самый приоритетный для Вас
Таблица 1
Планируемые варианты места получения профессионального образования (%)
Варианты ответа Класс обучения
8-й 9-й 10-й 11-й
Образовательная организация, расположенная в Кемеровской области - Кузбассе 49,9 61,1 40,7 43,1
Образовательная организация Российской Федерации, расположенная за пределами Кемеровской области - Кузбасса 23,6 21,8 43,4 45,7
Образовательная организация, расположенная за пределами Российской Федерации 2,2 1,9 1,5 1,4
Пока не определились 23,2 14,2 13,9 9,2
Вы не планируете получать профессиональное образование 1,1 1,0 0,5 0,6
Всего 100 100 100 100
вариант и одновременно реалистичный с точки зрения возможности достижения» представлен в таблице 1.
Почти каждый второй намеревается обучаться в образовательной организации другого субъекта РФ.
То есть происходит отток молодежи, сокращается потенциал естественного прироста населения, отмечается нехватка трудовых ресурсов, сокращается доля экономически активного населения, в сфере высшего образования происходит недобор студентов на различные специальности, ухудшается качество контингента.
Соответственно, одной из задач системы образования региона является разработка мер по снижению уровня образовательной миграции. При этом ключевым направлением является профориентация обучающихся.
Важной составляющей данного процесса является мотивация к выбору будущей профессии и образовательной организации в своем регионе.
Согласно данным социологического исследования «Профессиональное самоопределение старшеклассников Кузбасса» лидером по предпочтениям обучающихся являются встречи и беседы с представителями профессий, экскурсии на предприятия - отметили 64 % опрошенных, т.е. непосредственный выход на работодателя.
Второе место поделили «профессиональные пробы» и «профессиональные тренинги» (по 32 %). Заканчивают рейтинг профориентационных мероприятий классные часы, занятия, посвященные выбору профессии.
Таким образом, в глазах старшеклассников наиболее весомыми выглядят воздействующие практики, где ведущими субъектами выступают работодатели, учреждения профессионального образования.
Отчеты центра профориентации и методистов-профориентологов на местах показывают значительное количество проводимых профориентационных мероприятий и большое количество вовлеченных в них школьников, однако частота проведения подобных мероприятий не гарантирует ценность таких событий
в глазах учащихся. Увеличение нагрузки на педагогов и школьников в плане организации и участия в различных профориентационных мероприятиях (олимпиады, конкурсы и пр.) далеко не всегда приводит к нужному результату.
В то же время работодатели и вузы не всегда имеют возможность выхода на широкую аудиторию школьников. Как правило, взаимодействие происходит по сложившейся традиции, например, с учащимися профильных классов.
С другой стороны, школы также не всегда имеют выход на работодателей, не всегда владеют информацией о профориентационных проектах на предприятиях, о возможностях взаимодействия с вузами, центрами занятости и пр.
В настоящее время, в связи с отсутствием в сфере образования профессий «профориентатор», «проф-ориентолог» или «профконсультант», функции по профориентации обучающихся делегированы педагогам разных специальностей. Одновременно с выполнением основной профессиональной деятельности (преподавание учебных предметов, осуществление классного руководства, деятельность педагога-психолога или социального педагога) в условиях реализации проф-ориентационного минимума в задачу этих педагогов также входит «комплексная, целенаправленная поддержка и помощь обучающимся в профориентации, с опорой на научно подтвержденные и успешно зарекомендовавшие себя на практике подходы и инструменты профориентации» [5].
Однако реализацию данной задачи затрудняют различные факторы. Центром профориентации КРИРПО ежегодно проводится мониторинг «Реализация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области - Кузбасса», участниками которого стали педагоги 54 профессиональных образовательных организаций (80,6% от общего количества ПОО региона). При ответе на вопросы мониторинга педа-
Таблица 2
Факторы, негативно влияющие на результативность профориентационной работы с обучающимися
Факторы Количество ответов, %
2022 2023
Недостаточная разработанность нормативной базы 9,1 20,1
Отсутствие квалифицированных специалистов-профориентологов 15,2 29,6
Недостаточный уровень развития материально-технической базы 18,2 22,2
Недостаток времени у педагогов 43,9 64,8
Отсутствие заинтересованности со стороны родителей 48,5 42,6
Низкий уровень взаимодействия ПОО и ОВО со школами 12,6 14,8
Низкий уровень взаимодействия с предприятиями/учреждениями 16,7 22,2
Отсутствие заинтересованности со стороны школьников 13,6 40,1
Высокая загруженность школьников учебной деятельностью (уроки, репетиторство, подготовительные курсы и др.) Фактор не учитывался 70,4
Нет проблем 28,8 14,8
гогами было отмечено несколько факторов. Анализ полученных результатов показал, что одним из самых значимых негативных факторов, по мнению педагогов, является недостаток времени у педагогов, осуществляющих профориентационную работу - 64,8 % (в 2022 году наличие данного фактора отметили 43,9 %) (табл. 2).
Следствием недостатка времени у педагогов выступает организация профориентационной работы по привычному «шаблону»: использование привычных проф-ориентационных технологий (не всегда эффективных), привлечение одних и тех же социальных партнеров (без расширения баз практики и знакомства с новыми производствами), работа без учета актуальных требований рынка труда и т.д.
Учитывая важность вышеуказанных проблем и поиска путей их решения на уровне региона, необходимо использовать все имеющиеся средства, одним из которых является профориентационный портал Кузбасса «Профориентир», который был создан на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования в 2016 году с целью оказания качественной квалифицированной помощи не только школьникам, но и родителям, педагогам, психологам, работодателям в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессиональной ориентации.
На сегодняшний день портал является основным информационным профориентационным ресурсом Кузбасса, а также одним из доступных, а главное -результативных способов решения профориентацион-ных вопросов. Подтверждением тому служат данные исследований.
В апреле-мае 2023 года нашим институтом было проведено социологическое исследование «Профес-
сиональное самоопределение старшеклассников Кузбасса». Участниками стали 7 600 обучающихся старших классов всех муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса. Одним из результатов исследования стали данные об использовании школьниками ресурсов портала «Профориентир» при выборе будущей профессии и профессиональной организации среднего и высшего образования. Так, из 1 852 обучающихся, которые обращались к ресурсам портала, 1 702 человека считают полезной информацию данного ресурса для профессионального выбора. Наиболее востребованными для школьников оказались разделы: тестирование, профессии,образование и новости.
В октябре 2023 года в рамках областной акции «Учусь в Кузбассе» центром профориентации был проведен опрос студентов профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) (1 522 участника), который показал, что из 350 обучающихся, пользовавшихся ресурсами портала, 325 выбрали будущую профессию и ПОО с его помощью.
Согласно данным исследований наиболее интересными и востребованными для школьников и студентов являются такие разделы портала, как «Образование», «Профессии», «Истории успеха».
Несколько слов о данных разделах:
- «Образование» (https://proforientir42.ru/ оЬ^оуате/) - представлен весь спектр организаций высшего, среднего профессионального, дополнительного образования региона; информация по целевому обучению и реализации федерального проекта «Профессионалитет»;
- «Профессии» (https://proforientir42.ru/professii/) -«Энциклопедия профессий» содержит 168 профессио-грамм различных профессий с описанием сфер про-
фессиональной деятельности, классификацией профессий, их характеристиками, требованиями к индивидуальным особенностям, профессионально важным и личностным качествам специалиста, медицинскими противопоказаниями и профессиональными рисками; актуальная информация о профессиях, востребованных в Кузбассе и в России;
- «Истории успеха» (https://proforientir42.ru/ roditelyam/delimsya-opytom/) - рассказы успешных выпускников образовательных организаций Кузбасса, их педагогов, а также состоявшихся профессионалов о том, как они достигли успеха в своей профессии.
Таким образом, портал «Профориентир» является не просто востребованным ресурсом (в 2023 году его посетили более 200 тысяч человек), но и результативным средством профориентационной работы с обучающимися.
Невысокий процент опрошенных, пользующихся порталом, во многом объясняется низким уровнем информированности школьников и студентов о данном профориентационном ресурсе. Таким образом, педагогам необходимо обращать внимание обучающихся и родителей на возможность использования портала в решении профориентационных вопросов, использовать ресурсы портала на своих занятиях.
Это, несомненно, будет способствовать решению проблем профориентационного характера и снижению уровня образовательной миграции.
Следует отметить, что негативные последствия недостатка времени у педагогов для обеспечения результативности профориентационной работы с обучающимися усугубляются другими существующими в регионе проблемами. Так, 25 января 2024 года состоялось заседание совета регионального методического объединения (РМО) профконсультантов Кемеровской области - Кузбасса, задачей которого являлось обсуждение проблемы образовательной миграции и выработка мер по ее снижению. Организатором РМО выступил Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (далее - КРИРПО), приглашенные участники - представители крупных промышленных компаний (КАО «Азот», АО «ХК «Сибцем», ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго - РЭС», ЕВРАЗ, ПАО «Кокс»), Министерства науки, высшего образования и молодежной политики и Министерства труда и занятости населения Кузбасса и др.
В качестве проблем, влияющих на обеспеченность квалифицированными кадрами, представителями предприятий были отмечены:
- отсутствие межведомственной координации в системе профориентации обучающихся региона;
- низкая информированность педагогов о профориентационных проектах предприятий для обучающихся;
- недостаточная информированность педагогов о предприятиях региона;
- недостаточная вовлеченность родителей в проф-ориентационную работу;
- нехватка учителей математики, физики, информатики;
- сомнительная престижность востребованных профессий в отраслях (непривлекательные условия труда, недостаточно высокая зарплата и т. д);
- отсутствие площадок для обсуждения проблем профориентации;
- отсутствие профессиональной подготовки кадров в регионе по ряду важных профессий, востребованных в регионе;
- отсутствие сбалансированности в подготовке кадров в регионе (например, перенасыщенность рынка труда специалистами IT-сферы, обучение которых ведется на бюджетной основе, тогда как на технологов для отраслей в регионе не учат);
- неумение школьников выстраивать образовательно-профессиональный маршрут.
В свою очередь, специалисты, ответственные за профориентацию обучающихся в муниципальных образованиях области, указали:
- на преимущественную работу работодателей с детьми из крупных городов, без привлечения детей «из глубинки»;
- недостаточную координацию профориентацион-ной деятельности работодателей в регионе;
- несоответствующую потребностям работодателей квалификацию выпускников организаций среднего и высшего профессионального образования;
- отсутствие возможности трудоустройства в регионе выпускников востребованных специальностей ПОО (сварщики, экскаваторщики), т.к. их квалификация не соответствует требованиям работодателя и нет опыта работы;
- отсутствие доступной информации о профориентационных мероприятиях предприятий для школьников, невозможность искать нужную информацию из-за нехватки времени;
- проблему организации доставки школьников на предприятия;
- недостаточную активность Кузбасских вузов по привлечению абитуриентов (по сравнению с вузами близлежащих регионов) [7].
Одним из возможных способов решения вышеуказанных проблем мы видим в систематизации информа-
ООВО
ИРО
Работодатели
Минтруд
ЦОПП
Центр профориентации КРИРПО
Электронная почта
Социальные сети
Портал «Профориентир»: «Анонсы», «Единое профориентационное окно»
Общеобразовательные организации
Другие
-► Информация об участниках профориентационного сообщества
...........► Оперативная информация о предстоящих событиях
--->■ Обращение за необходимой информацией
Рис. 1. Алгоритм информирования участников профориентационного сообщества
ционных потоков в региональной системе профориентации. Центр профориентации КРИРПО разработал и представил алгоритм информирования участников профориентационного сообщества (рис. 1).
По поручению Министерства образования Кузбасса центр профориентации отвечает за организацию проф-ориентационной работы с обучающимися, реализацию регионального плана профориентационных мероприятий в общеобразовательных организациях, функционирование профориентационного портала Кузбасса «Профориентир» (далее - портал «Профориентир»), организацию деятельности регионального методического объединения профконсультантов Кузбасса и др. Соответственно, центр профориентации КРИРПО выполняет функцию координатора в алгоритме информирования участников профориентационного сообщества.
Участники профориентационного сообщества (работодатели, образовательные организации высшего и дополнительного образования, организации, реализующие профориентационные мероприятия) направляют в центр профориентации информацию о том, какая профориентационная работа для обучающихся ими осуществляется. Предоставление информации по следующим позициям:
- предприятие/организация;
- структурное подразделение;
- контактные данные;
- профориентационные форматы;
- муниципальные образования, в которых могут быть запланированы мероприятия.
Полученная информация в виде единой сводной таблицы размещается на портале «Профориентир» в новом подразделе «Единое профориентационное окно». Педагоги, обратившись к этому разделу, видят, какие предприятия и организации предлагают для обу-
чающихся конкретного муниципального образования те или иные форматы профориентации. Представленные здесь же контактные данные позволяют уточнить условия участия в мероприятии. Такая информационная площадка, работающая по принципу единого окна, позволяет: педагогам - сокращать время, затрачиваемое на поиск информации о предприятиях и их проектах; предприятиям - представить информацию о себе максимально широкой аудитории; организациям среднего и высшего профессионального образования - повысить привлекательность направлений подготовки востребованных в регионе профессий и специальностей; учащимся и их родителям - получать актуальную для себя профориентационно значимую информацию в индивидуальном порядке; всем участникам профориентационного сообщества - развивать партнерские связи [1].
Для оперативного информирования целевой аудитории о предстоящих профориентационных событиях участники профориентационного сообщества направляют информацию в центр профориентации. Затем определенные целевые аудитории получают информацию посредством электронной почты, и/или размещения в социальных сетях КРИРПО, и/или в группах профессиональных сообществ в мессенджерах, и/или в разделе «Анонсы» на портале «Профориентир».
Заключение
Проведенное исследование о профориентационной деятельности педагогов и профессиональном самоопределении обучающихся, анализ полученных результатов позволили выявить проблемные зоны организации профориентационной работы с обучающимися:
- большая загруженность школьников учебной деятельностью (уроки, репетиторство, подготовительные курсы и др.);
- недостаток времени у педагогов для организации профориентационной деятельности;
- высокий уровень образовательной миграции (23,7% выпускников 9-х классов и 47,1 % выпускников 11-х классов планируют получать профессиональное образование в образовательных организациях за пределами Кемеровской области - Кузбасса);
- недостаточная координация профориентацион-ной деятельности работодателей в регионе;
- отсутствие единой информационной базы о профориентационной деятельности участников профориен-тационного сообщества.
Определены форматы информационной работы с использованием инструментов цифровой образовательной среды (профориентационный портал Кузбасса «Профориентир», группы профессионального сообщества в социальных сетях), которые будут способствовать минимизации выявленных проблем.
Разработанный алгоритм информирования участников профориентационного сообщества, не решая всех выявленных проблем, является одним из инструментов оптимизации нагрузки педагогов, популяризации профессий и специальностей ведущих сфер экономики региона, а также организаций среднего и высшего профессионального образования, получения родителями и обучающимися объективной информации о различных аспектах регионального рынка труда.
Выполнение всеми участниками профориентационного сообщества предложенного алгоритма в конечном счете будет способствовать снижению оттока молодежи из региона за счет повышения привлекательности рынков образовательных услуг и труда Кузбасса.
Литература
1. Единое профориентационное окно [Электронный ресурс] // Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» : [сайт]. URL: https://proforientir42.ru/professii/proforientatsiya-obuchayushhihsya/ (дата обращения: 25.02.2024).
2. Капшук Е. А. Образовательная миграция в современной России: тенденции и проблемы [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2022. № 3 (169). С. 26-32. DOI 10.24158/tipor.2022.3.3. EDN BURZZH (дата обращения: 25.02.2024).
3. Карданова Е. Ю. Санкт-Петербург стал лидером образовательной миграции в РФ [Электронный ресурс] // РИА. Новости. URL: https://na.ria.ru/20150127/1044484728.html (дата обращения: 22.02.2024).
4. Марианьский А. Современные миграции населения. М. : Статистика, 1969. 224 с.
5. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования разработаны Министерством просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) и изложены в письме от 17 августа 2023 г. № ДГ-1773/05 [Электронный
ресурс]. URL: https://obrnadzor.gov.ru/ron_doc/metodicheskie-rekomendaczii-po-realizaczii-proforientaczionnogo-minimuma-v-obrazovatelnyh-organizacziyah-rossijskoj-federaczii-realizuyushhih-obrazovatelnye-programmy-osnovnogo-obshhego -i-srednego-ob/ (дата обращения 26.02.2024).
6. Пилюгина Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 619-623. URL: https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 24.02.2024).
7. Кузбасский региональный институт развития профессионального образования: [сайт]. URL: https://krirpo.ru/ wp-content/uploads/20 24/0 3/protokol_rmo-_-_16_-ot-25.01.20243.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
8. Самитова А. А. Проблемы образовательной миграции и пути ее решения [Электронный ресурс] // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 196-200. DOI 10.24412/2414-39952022-3-196-200. EDN BWBHAP (дата обращения: 27.02.2024).
References
1. Edinoe proforientacionnoe okno [A single career guidance window]. Proforientacionnyj portal Kuzbassa "Proforientir", URL: https://proforientir42.ru/professii/proforientatsiya-obuchayushhihsya/ (accessed 25.02.2024). (In Russian).
2. Kapshuk E. A. Obrazovatel'naja migracija v sovremennoj Rossii: tendencii i problemy [Kapshuk E. A. Educational migration in modern Russia: trends and problems]. Teorija i praktika obshhest-vennogo razvitija, 2022, no. 3 (169), pp. 26-32. DOI 10.24158/ tipor.2022.3.3. EDN BURZZH (accessed 25.02.2024). (In Russian).
3. Kardanova E. Ju. Sankt-Peterburg stal liderom obrazovatel'noj migracii v RF [St. Petersburg has become the leader of educational migration in the Russian Federation]. URL: https://na.ria.ru/20150127/1044484728.html (accessed 22.02.2024). (In Russian).
4. Marian'skij A. Sovremennye migracii naselenija [Modern population migrations]. Moscow, 1969. 224 p. (In Russian).
5. Metodicheskie rekomendacii po realizacii proforientacionnogo minimuma v obrazovatel'nyh organizacijah Rossijskoj Federacii, realizujushhih obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshhego i srednego obshhego obrazovanija razrabotany Ministerstvom pros-veshhenija Rossijskoj Federacii (Minprosveshhenija Rossii) i izloz-heny v pis'me ot 17 avgusta 2023 g. No. DG-1773/05 [Methodological recommendations for the implementation of the vocational guidance minimum in educational organizations of the Russian Federation implementing educational programs of basic general and secondary general education were developed by the Ministry of Education of the Russian Federation (Ministry of Education of the Russian Federation) and set out in a letter dated August 17, 2023 No. DG-1773/05]. URL: https://obrnadzor.gov.ru/ron_doc/ metodicheskie- rekomendaczii-po-realizaczii- proforientaczionnogo-minimuma-v-obrazovatelnyh- organizacziyah-rossijskoj- federaczii-realizuyushhih- obrazovatelnye-programmy- osnovnogo-obshhego-i-srednego-ob/ (accessed 26.02.2024). (In Russian).
6. Piljugina E. I. Aktual'nost' proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah [The relevance of career guidance in educational institutions]. Molodoj uchenyj, 2017, no. 15 (149), pp. 619-623. URL: https://moluch.ru/archive/149/42233/ (accessed 24.02.2024). (In Russian).
7. Kuzbasskij regional'nyj institut razvitija professional'nogo obrazovanija [Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education]. URL: https://krirpo.ru/wp-content/ uploads/2024/03/protokol_rmo-_-_16_-ot-25.01.20243.pdf (accessed 27.02.2024). (In Russian).
8. Samitova A. A. Problemy obrazovatel'noj migracii i puti ee resh-enija [Problems of educational migration and ways to solve it]. Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti, 2022, no. 3, pp. 196-200. DOI 10.24412/2414-3995-2022-3-196-200. EDN BWBHAP (accessed 27.02.2024). (In Russian).