Научная статья на тему 'Профильный лагерь как среда приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности'

Профильный лагерь как среда приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профильный лагерь / приобщение учащихся к педагогической деятельности / profile camp / introducing students to teaching activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалова Людмила Павловна, Колмогорова Ирина Владимировна, Колмогорова Наталья Ивановна

Современное школьное образование призвано решать задачи, связанные с профессиональной ориентацией учащихся. Выявлении интересов, склонностей к выбранной будущей профессиональной деятельности. Решение этих задач ориентировано на профильную подготовку обучающихся, в том числе, ориентацию на профессию, связанную с педагогической деятельности. Создаются профильные психолого-педагогические классы с учетом склонностей учащихся к педагогической деятельности, в структурно-организационном плане которого два важных направления: образовательное и формирующее. Эти направления являются слагаемыми информации о педагогической профессии и на основе усвоения знаний формирование интересов, склонностей к педагогическому труду. Успешное выполнение этой задачи станет возможным, если пути, средства, методы, условия приобщения старшеклассников к педагогической профессии осуществляются в расширенной структуре процесса формирования профессионально-педагогической направленности у школьников. Одним из продуктивных в структуре приобщения старшеклассников к профессии педагога видится нам в организованно-функционирующем профильном лагере. В статье рассматриваются возможности профильного лагеря в приобщении учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности, определяются позиции, определяющие успешность приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности в условиях профильного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качалова Людмила Павловна, Колмогорова Ирина Владимировна, Колмогорова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profile camp as an environment for introducing students of psychological and pedagogical classes to pedagogical activity

Modern school education is designed to solve students’ career guidance problems, identification of interests and inclinations for the chosen future professional activity. The solution of these tasks is focused on the profile training of students including to teaching activities. Specialized psychological and pedagogical classes are being created taking into account the propensities of students to pedagogical activity including two important directions: educational and formative. These areas are the components of information about the teaching profession and the formation of interests and inclinations for pedagogical work are based on the assimilation of knowledge. The successful completion of this task will be possible if the ways, means, methods, and conditions for introducing high school students to the teaching profession are implemented in an expanded structure of the process of forming a professional and pedagogical orientation among schoolchildren. The authors consider an organized and functioning profile camp as one of the most productive in the structure of introducing high school students to teaching profession. The article examines the possibilities of a profile camp in introducing students of psychological and pedagogical classes to pedagogical activity, defines the positions that determine the success in a profile camp.

Текст научной работы на тему «Профильный лагерь как среда приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 113-120 --- ♦ ----

УДК 378.14 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_113

Людмила Павловна Качалова, Ирина Владимировна Колмогорова, Наталья Ивановна Колмогорова

г. Шадринск

Профильный лагерь как среда приобщения учащихся психолого-педагогических

классов к педагогической деятельности

Современное школьное образование призвано решать задачи, связанные с профессиональной ориентацией учащихся. Выявлении интересов, склонностей к выбранной будущей профессиональной деятельности. Решение этих задач ориентировано на профильную подготовку обучающихся, в том числе, ориентацию на профессию, связанную с педагогической деятельности. Создаются профильные психолого-педагогические классы с учетом склонностей учащихся к педагогической деятельности, в структурно-организационном плане которого два важных направления: образовательное и формирующее.

Эти направления являются слагаемыми информации о педагогической профессии и на основе усвоения знаний формирование интересов, склонностей к педагогическому труду. Успешное выполнение этой задачи станет возможным, если пути, средства, методы, условия приобщения старшеклассников к педагогической профессии осуществляются в расширенной структуре процесса формирования профессионально-педагогической направленности у школьников. Одним из продуктивных в структуре приобщения старшеклассников к профессии педагога видится нам в организованно-функционирующем профильном лагере.

В статье рассматриваются возможности профильного лагеря в приобщении учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности, определяются позиции, определяющие успешность приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности в условиях профильного лагеря.

Ключевые слова: профильный лагерь, приобщение учащихся к педагогической деятельности.

Lyudmila Pavlovna Kachalova, Irina Vladimirovna Kolmogorova, Natalia Ivanovna Kolmogorova

Shadrinsk

Profile camp as an environment for introducing students of psychological and pedagogical classes to pedagogical activity

Modem school education is designed to solve students' career guidance problems, identification of interests and inclinations for the chosen future professional activity. The solution of these tasks is focused on the profile training of students including to teaching activities. Specialized psychological and pedagogical classes are being created taking into account the propensities of students to pedagogical activity including two important directions: educational and formative.

These areas are the components of information about the teaching profession and the formation of interests and inclinations for pedagogical work are based on the assimilation of knowledge. The successful completion of this task will be possible if the ways, means, methods, and conditions for introducing high school students to the teaching profession are implemented in an expanded structure of the process of forming a professional and pedagogical orientation among schoolchildren. The authors consider an organized and functioning profile camp as one of the most productive in the structure of introducing high school students to teaching profession.

The article examines the possibilities of a profile camp in introducing students of psychological and pedagogical classes to pedagogical activity, defines the positions that determine the success in a profile camp.

Keywords: profile camp, introducing students to teaching activities.

Введение. Проблема приобщения к педагогической профессии в условиях школьного образования приобретает значимость, становится одной из важнейших проблем педагогической и психологической науки.

Актуальность этой проблемы показывает наличие противоречий между необходимостью ориентации учащихся старших классов на педагогическую профессию как сферу профессиональной деятельности и

недостаточным использованием педагогических ресурсов, позволяющих придать процессу

приобщения к данному виду деятельности целостно-результативный характер.

Целью данного теоретического исследования является теоретическое обоснование и выявление профильного лагеря как организационно-педагогического ресурса в приобщении учащихся психолого-

педагогических классов к педагогической деятельности как сфере профессиональной деятельности в будущем.

Новизна представленного материала заключается в том, что в нем: выявлены содержание, способы приобщения учащихся психолого-педагогических классов в условиях

профильного лагеря, условия эффективности его функционирования как организационно -педагогического ресурса.

Практическая значимость связана с возможностью широкого использования возможностей профильного лагеря в приобщении старшеклассников к

педагогической деятельности.

Проблема приобщения учащихся старших классов к педагогической деятельности как сфере профессиональной деятельности в будущем представлена спектром исследования, обращенных к профильной ориентации в школьном образовании, формированием интереса к профессии учителя, профессиональной направленности.

Так. важным условием формирования интереса к педагогической деятельности С.И. Бетехтина и А.О Лучинина считают использование различных методов обучения: лекция-визуализация, психолого-педагогическая диагностика, тренинг, ролевая игра, кейс-метод, экскурсия, мастер-класс.

Данную позицию авторы обусловливают тем, что за счет них обеспечивается связь теоретических знаний с практической деятельностью, а это дает возможность использовать знания в реальных жизненных ситуациях, что и вызывают интерес у старшеклассников [2, С. 256-258].

Иная точка зрения представлена в исследовании Т.Г. Мухиной, акцентирующей внимание на педагогизации образовательной среды школы, которая обеспечивает развитие субъектной позиции учащихся по отношению к формированию профессионально-важных

качеств личности педагога; формирование концепции «Я - будущий учитель» и перспективой будущей профессиональной деятельности и самоопределения [11].

Исследуя проблему педагогического сопровождения допрофессиональной

педагогической подготовки О.М. Гаврилова определяет взаимосвязи в сетевом образовательном пространстве «школа -педагогический вуз» между событийной организацией образовательного процесса и включенностью старшеклассников в

деятельностные формы этого пространства [4;

5].

Описывая опыт выбора

старшеклассниками профессии

Д.Д. Боймирзаева, указывает, что чаще всего этот выбор основан на специальном интересе к педагогической профессии и связанными с ней знаниями.

В этом аспекте автор предполагает, что уже в период обучения в школе старшеклассников возникает интерес, который может рассматриваться как начинающий формироваться профессиональный интерес в

силу отличия от учебного познавательного интереса [3, С. 284-286].

Внимание исследователей обращено к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы и в этом аспекте А.Э. Попович актуализирует ресурсные возможности педагогического процесса образовательного учреждения для управления профессиональным самоопределением

старшеклассников; моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности учащихся [12, С.3-6].

Исследуя пути повышения мотивации учащихся педагогических классов А.А. Сергеева предлагает опыт организации образовательного процесса в педагогической школе «РгоУчительство», который должен

осуществляться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, ориентироваться на формирование мотивации к получению профессионального педагогического образования и осуществлению данного вида деятельности в будущем.

Автор уверен, что систематическая работа по формированию положительной мотивации к профессиональной педагогической

деятельности в будущем достигает результатов, если рационально сочетать формы и методы, привлекать учащихся к самостоятельному поиску решений предлагаемых педагогических ситуаций [13].

Означенные позиции ученых позволяют утверждать, что приобщение старшеклассников, обучающихся в педагогических классах осуществляется через педагогизацию образовательной среды, через профильные программы обучения, через различные сочетаемые формы, методы формирования интереса к педагогической деятельности как сфере профессиональной деятельности.

В системе профильного обучения в школе исследователи подчеркивают важность ориентации старшеклассников психолого-педагогических классов на различные виды педагогической деятельности, акцентируя при этом внимание на необходимости формированию ценностного отношения к будущей профессии, привлечении

старшеклассников к работе вожатыми в младших классах, в пришкольных летних оздоровительных лагерях, что способствует развитию деятельностно-творческого

отношения к выполняемой деятельности [7].

В организации психолого-педагогической подготовки старшеклассников к учительскому труду отдается предпочтение приобщению старшеклассников через два взаимосвязанных подхода:

- психологический, направленный на понимание учащимися структуры личности учителя, знание закономерностей и связей компонентов структуры личности учителя;

- педагогический, обусловленный системой учебно-воспитательных воздействий, цель которых - формирование у учащихся психолого-педагогических классов склонностей к педагогической деятельности [8, С. 27-34].

Приобщение как педагогический феномен в некоторых определениях означает деятельность педагога, в ходе которого происходит соприкосновение с «миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений».

Отмечается, что в содержании понятия приобщения входят такие понятия как «изменение», «достраивание», «осознание». В динамической структуре понятия «приобщение» находит объяснение через понимание его как ступени к познанию, как проникновение в ценностно-смысловую сферу объективной реальности [6].

Мы под приобщением учащихся к педагогической деятельности рассматриваем как деятельности, призванная формирование устойчивых мотивов. Интереса к педагогической деятельности, как процесс, направленный на расширение представлений о профессии педагога, развитие способности видения сути педагогической деятельности как профессиональной сферы деятельности в социуме.

Исследовательская часть. Приобщение учащихся психолого-педагогических классов продуктивно и результативно осуществляется в организованных профильных лагерях. Принято говорить о профильной смене, профильном лагере как форме образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми в период каникул.

Профильный лагерь определяется как комплексная система, включающая спортивно-оздоровительные мероприятия, систему по развитию знаний. умений по определённому профилю. Каждый профильный лагерь (профильная смена) ориентирована на общую концепцию развития детей в рамках военно-патриотического, социально-педагогического и других направлений [10, С.16].

В нашем исследовании внимание уделено организации профильного лагеря как педагогического ресурса, как среды, в которой осуществляется приобщение учащихся психолого-педагогических к педагогической деятельности.

Для нас важным является определение организационно-педагогических возможностей профильного педагогического лагеря в приобщении учащихся психолого-

педагогических классов к педагогической

деятельности как будущей профессиональной сфере деятельности.

Обусловленность профильного лагеря в сотрудничестве школы и педагогического вуза определяется необходимостью создания психолого-педагогических условий приобщения старшеклассников к педагогической

деятельности, приобщения,

предусматривающего формирование личности старшеклассника посредством использования адекватных способов включенности

старшеклассников в пространство

педагогически ориентированного профильного лагеря.

Создаваемые условия направлены на:

- активизацию внутренних ресурсов личности в целях саморазвития и самореализации в избираемой профессиональной деятельности.

- создание проблемно-профессиональных ситуаций, атмосферы поиска, прогнозирования;

- создание

научно-педагогической

площадки для проведения мероприятий, приобщающих учащихся к педагогической деятельности;

осуществление

психолого-

педагогической поддержки;

- активизация самостоятельного поиска для изучения профессионально значимой информации [15, С.14].

Педагогическими условиями,

обеспечивающими приобщение

старшеклассников к педагогической профессии, педагогической деятельности, мы считаем:

- создание педагогически комфортной, эмоционально привлекательной среды профильной смены профильного педагогического лагеря. В данном условии педагогически комфортная среда направлена на поддержку позитивного отношения к педагогической профессии;

- определение уровня приобщения старшеклассников - учащихся психолого-педагогических классов к педагогической профессии, к педагогической деятельности соотношением субьективных оценок значимости педагогически значимой организации для включения в эту деятельность;

- обращение к предстоящей педагогической деятельности на основе учета имеющегося опыта и склонностей старшеклассников. Реализация обратной связи и всестороннее консультирование старшеклассников;

- организация командного сотрудничества студентов и старшеклассников -учащихся психолого-педагогических классов.

В ходе исследования разработана модель деятельности профильного педагогического лагеря по приобщению учащихся к

профессиональному осознанному выбору педагогической профессии.

Шадринский государственный

педагогический университет в рамках профильного педагогического лагеря выступает в качестве научно-образовательной площадки и обеспечивает:

- разработку плана и графика проведения профильных педагогических смен;

- психолого-педагогическое и методическое сопровождение;

- консультационную поддержку проектной деятельности учащихся психолого-педагогических классов;

- привлечение студентов-тьюторов к проведению образовательно-формирующих событий [14, С. 115-117].

В разработанной модели профильного лагеря нами выделены совокупность педагогических воздействий на формирование осознанного принятия педагогической профессии как значимой, формирование истинного интереса к дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.

Чтобы указанные блоки и педагогические воздействия «сработали» необходимо указать на педагогический функциональный потенциал профильного педагогического лагеря.

Мы выделяем следующие функции профильного педагогического лагеря:

- целеобразующая функция -соотносится с созданием педагогически ориентированной площадки для приобщения

старшеклассников к

профессии, активизации и профессионального

старшеклассников, интереса к педагогической формирование педагогической

(привлечения) педагогическую личностного самоопределения подкрепление деятельности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культуры старшеклассников, развитие их творческого потенциала, педагогически значимых качеств, приобретения опыта профессионально-педагогических проб;

- обогащающая функция определена расширением представлений и понятий, связанных с профессией педагога; формированием общественно значимых мотивов выбора профессии педагога, профессиональных интересов к педагогической деятельности;

- формирующая функция -формирование организаторских способностей, коммуникативной компетентности в сотрудничестве, вхождения в интерактивное взаимодействие с окружающими;

- ориентировочно-деятельностная функция - создание ситуаций для осуществления проб старшеклассников в типичных для профессии педагога видах деятельности;

- ресурсная функция означает сопровождение приобщения старшеклассников к педагогической профессии, деятельности, включающим технологию развивающего обучения (ключевых компетенций, решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся), технологию коллективного творческого дела, технологию ИКТ, технологию развитие рефлексивного мышления, тренинги как виды интерактивных техник, технология «Портфолио», игровые технологии.

Среди методов и подходов значительное место отводится методу творческого самовыражения (в рисунках, в письменных работах, в движении), коммуникативный, игровой метод, метод социально-психологического тренинга, проективного рисования, метод профессиональных проб, встречи с опытными и молодыми педагогами.

Принципы организации приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности нами выделены следующие:

- принцип организационно-деятельностного подхода, который определяет особенности организации образовательного пространства профильного лагеря в формате «педагогический университет - школа»;

- принцип личностно-ориентированного подхода, означающий, что при разработке содержания, средств и методов приобщения старшеклассников к педагогической деятельности в организованном пространстве профильного лагеря необходимо ориентироваться на развитие личностного потенциала обучающихся, поддержку их индивидуальности и становления субъектного опыта;

- принцип насыщения содержательно деятельностного пространства профильного лагеря в конструкте «педагогический университет - школа» социальными, образовательными ресурсами педагогической направленности для осуществления процесса приобщения к педагогической деятельности и формирования убежденности старшеклассников в правильном выборе педагогической профессии.

- принцип учета склонностей старшеклассников к педагогической деятельности - данный принцип требует в процессе приобщения к педагогической деятельности организации сотрудничества, доверительности, эмоциональной близости, взаимопонимания [9].

Выделим особенности и организационные моменты приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности как профессиональной сфере

Во-первых, профильный лагерь создан на базе Шадринского государственного педагогического университета и особенностью является организация взаимодействия учащихся психолого-педагогических классов и студентов -будущих педагогов.

В формате взаимодействия учащиеся включаются в моделируемое сотрудничество со студентами, в котором роль наставника, исполняющего роль учителя, выполняют студенты. а учащиеся выступают в роли помощника, например, организуют фрагменты воспитательных мероприятий с учащимися школы. Это позволяет им проникнуть в сущность педагогической профессии, стать соратником учителя в решении педагогических задач в смоделированной педагогической ситуации.

Во-вторых, учащиеся психолого-педагогических классов выезжают в профильный лагерь на короткое время. Это может быть день погружения в педагогическую профессию, или два дня, или каникулярное время.

Так, проводится профильный день на базе Шадринского государственного

педагогического университета «Академия будущего педагога», в рамках которого решались задачи, связанные с созданием условий для реализации творческого потенциала учащихся, формирование коммуникативных компетенций, осознание ценностей педагогического труда, умение видеть результат собственной «педагогической деятельности».

С этой целью проведены мастер-класс «Основы проектной деятельности», работа в проектных командах, включенность учащихся в разработку проекта «Я в педагогической профессии», оформление тематических зарисовок «Психологический комфорт в школе». В завершении проводятся результативные «фреймы», в которых учащиеся резюмируют приобретенные знания, умения.

Практика приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности как профессиональной сфере в ходе созданной экспериментальной площадки профильного лагеря означилось проведением конкурсно-фестивальных мероприятий. Такие мероприятия являются действенным

инструментом обновления воспитательно-образовательного пространства школы и при взаимодействии с вузом создает условия для демонстрации и диссеминации инновационных идей, что делает его неотъемлемой частью стратегии приобщения учащихся к педагогической деятельности.

Примером конкурсно-фестивального

мероприятия явилось «Сердце педагога бьется для других...». Учащиеся совместно со

студентами (командно) представляют интересные идеи, которые необходимо защищать.

Организованные дни профильного лагеря (однодневные смены) сопровождаются тематическими мероприятиями: «Силуэт педагога на фоне истории», викторина «Воспоминание о первом учителе», «Вожатская копилка» и другие.

За счет «трехдневного погружения» в выездном профильном лагере, организуемого педагогическим вузом, успешно осуществляется процесс формирования педагогического воображения.

С этой целью учащиеся совместно со студентами - будущими учителями готовят тематические сообщения по проблемам современных воспитательных практик с использованием актуальной научно-педагогической литературы; готовят

презентации, выступают с проблемными докладами-сообщениями. За счет такого погружения учащиеся психолого-

педагогических классов проникают в сущность педагогической профессии, стараются понять ее особенности.

Используя лучшие практики осуществляли вовлечение старшеклассников - учащихся психолого-педагогических классов в

моделируемые формы наставничества, целью которых поставлено осуществление

профессиональных проб. Учащиеся выполняли роль педагога-наставника в ситуации «воспитатель детского сада», «Воспитатель -вожатый».

С помощью технологии наставничества, где студенты выполняют роль наставника для учащихся, который в свою очередь имитирует деятельность педагога-наставника, вводилась практика «Учащийся психолого-

педагогического класса - наставник».

В этом аспекте учащиеся разрабатывали индивидуальный план развития

«воображаемого» ученика (наставляемого), обыгрывают ситуации наставничества, разрабатывают мероприятия по реализации наставничества [1, С. 87].

Организовывался творческий день «Педагогический дебют». Главная

педагогическая задача - укрепление престижа педагогических профессий среди

старшеклассников - учащихся психолого-педагогических классов; вовлечение

потенциальных абитуриентов в

образовательную среду педагогического вуза.

Учащиеся готовят творческую работу (проект), которая подразумевает проведение мероприятия педагогической направленности (образовательного или воспитательного характера) под руководством студента-наставника с обучающимися любого возраста.

Предлагаются различные варианты: урок (фрагмент урока), занятие кружка, внеклассное мероприятие, детский утренник, акция и т.п.

Работа оформляется в виде электронной презентации. К представленной презентации оформляется информационная карта. По окончании защиты творческой работы (проекта) учитывается: умение презентовать проект, умение вести диалог и отвечать на вопросы членов жюри, резюмирование собственного мнения.

Считаем важным, что до того, как учащиеся будут участниками профильной педагогической смены, следует привлекать их к выполнению отдельных функций педагога. Старшеклассники получают задание: записать примеры доброго отношения взрослых к детям, мудрого отношения к проблемам детей, примеры оказания помощи детям. По приезду в профильный лагерь старшеклассники составляют педагогическую рефлексивную карту и проводят анализ своей «педагогической зоркости».

Заключение. В исследовании дано обоснование деятельности профильных педагогического лагеря, функционирующего в партнерстве Шадринского государственного педагогического университета и школ Курганской области по приобщению учащихся психолого-педагогических классов к осознанному выбору будущей

профессионально-педагогической деятельности; определены организационно-педагогические возможности профильного педагогического лагеря по приобщению учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности, укреплению позиции в выборе профессиональной деятельности.

Приобщение учащихся психолого-педагогических классов к педагогической профессии - есть процесс, результатом которого формируются у старшеклассника мотивация, ценностное отношения к педагогической профессии и компонентам профессионально значимых компетенций, необходимых для успешного освоения программ

профессионального педагогического

образования и в будущей педагогической деятельности.

Предложенная организационная модель профильного педагогического лагеря

(профильных смен) приобщения

старшеклассников к педагогической

деятельности, основанная на основе создания площадки для «погружения» в образовательную среду педагогического вуза, интенсивных профессионально-ориентированных мероприятий педагогического содержания, позволяет вносить необходимые коррективы и оперативно реагировать на запросы практики.

Пилотный проект организации

профильного лагеря, проведения краткосрочных профильных смен «погружения» в педагогическую деятельность, направленного на приобщение учащихся к педагогической деятельности, показал результативность вариативного и инвариантного характера способов организации и условий проведения организационно-педагогических мероприятий. Выражено их влияние на развитие творческого потенциала учащихся психолого-

педагогических классов, приобщение к педагогическим ценностям, первичное вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных идей учащихся, осознанное подтверждение правильности выбора профессии.

Анализ полученного материала по результатам педагогического наблюдения, бесед с учащимися, показал, что в результате участия в профильных педагогических сменах на базе Шадринского государственного

педагогического университета у учащихся психолого-педагогических классов отмечается позитивное отношение к труду учителя, к педагогическому общению, устойчивое позитивное отношение к работе с детьми; стремление к совершенствованию

педагогических знаний, умений и навыков, которое выражается в активном участии в проводимых мероприятиях.

Для дальнейшего совершенствования работы профильного педагогического лагеря необходимо использовать традиции и современные практики приобщения учащихся к педагогической деятельности, привлечение кадрового, научного потенциала

образовательных учреждений, преподавателей вуза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белкина, Я.В. Лучшие практики наставничества Красноярского края / Я.В. Белкина, Н.И. Виталева // Лучшие практики наставничества - 2022 : сб. материалов по результатам краевого конкурса. - Красноярск, 2023. - 108 с. -Текст : непосредственный.

2. Бетехтина, С.И. К вопросу о формировании интереса к психолого-педагогической деятельности у старшеклассников / С.И. Бетехтина, А.О. Лучинина. - Текст : электронный // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2016. -Т. 28. - С. 256-258. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56534.htm (дата обращения: 15.05.2024).

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 113-120 -----. + .----

3. Боймирзаева, Д.Д. Психолого-педагогические основы формирования учебно-познавательного интереса у школьников в выборе педагогической профессии / Д.Д. Боймирзаева. - Текст : электронный // Novalnfo. - 2017. - № 68. - С. 284-286. - URL: https://novainfo.ru/article/13638 (дата обращения: 15.05.2024).

4. Гаврилова, О.М. Событийная организация допрофессиональной педагогической подготовки как фактор развития интереса старшеклассников к педагогической профессии / О.М. Гаврилова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27522 (дата обращения: 15.05.2024).

5. Гаврилова, О.М. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «Школа - Университет» / О.М. Гаврилова, Н.П. Безрукова. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1(115). - С. 99-103.

6. Галышева, А.С. Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория / А.С. Галышева, М.П. Филатова, Т.В. Сабурикова. - Текст : непосредственный // Царскосельские чтения. - 2015. - № Х1Х. - С. 27-30.

7. Гизатова, И.А. Аксиологические основы профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность / И.А. Гизатова. - Текст : электронный // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 6. -URL: http:// teoria-practica.ru/-6-2012/pedagogics/ gizatova.pdf (дата обращения: 15.05.2024).

8. Гущина, Т.И. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников / Т.И. Гущина, Л.Н. Макарова, А.Ю. Курин. - Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 23, № 174. - С. 27-34.

9. Колотилова, Н.Г. Формирование педагогической направленности у старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Колотилова Нина Георгиевна. - Киров, 2000. -190 с. - Текст : непосредственный.

10. Котанс, А.Я. Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как средство профессионального самоопределения учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Котанс Андрей Янисович. - Москва, 2003. -34 с. - Текст : непосредственный.

11. Мухина, Т.Г. Педагогическая среда как средство формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у старшеклассников / Т.Г. Мухина. - Текст : непосредственный // Современные проблемы гуманистической педагогики (методологические, научно-теоретические, технологические): опыт и перспективы развития : тез. докл. Междунар. науч.-метод. конф. / отв. ред. О.В. Еремкина. - Рязань : РГПУ, 1999.

12. Попович, А.Э. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников / А.Э. Попович. - Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 3. - С. 3-6.

13. Сергеева, А.А. Пути повышения мотивации к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в педагогическом классе / А.А. Сергеева. - Текст : электронный // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 8 (122). - URL: https://research-journal.org/archive/8-122-2022-august/10.23670/IRJ.2022.122.42 (дата обращения: 15.05.2024).

14. Федорова, Г.А. Принципы проектирования интегрированной информационно-образовательной среды педагогического вуза и школы / Г.А. Федорова. - Текст : непосредственный // Омский научный вестник. - 2014. - № 4 (131). - С. 115-117.

15. Шихамирова, Б.А. Преемственность общеобразовательной и высшей школы в ориентации учащихся на педагогическую профессию : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шихамирова Бата Абдулгамидовна. -Махачкала, 2002. - 18 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Belkina Ja.V., Vitaleva N.I. Luchshie praktiki nastavnichestva Krasnojarskogo kraja [Best mentoring practices of the Krasnoyarsk Territory]. Luchshie praktiki nastavnichestva - 2022: sb. materialov po rezul'tatam kraevogo konkursa [Best mentoring practices - 2022]. Krasnojarsk, 2023. 108 p.

2. Betehtina S.I., Luchinina A.O. K voprosu o formirovanii interesa k psihologo-pedagogicheskoj dejatel'nosti u starsheklassnikov [On the question of the formation of interest in psychological and pedagogical activity among high school students]. Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurn. [Concept], 2016, vol. 28, pp. 256-258. URL: http://e-koncept.ru/2016/56534.htm (Accessed 15.05.2024).

3. Bojmirzaeva D.D. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovanija uchebno-poznavatel'nogo interesa u shkol'nikov v vybore pedagogicheskoj professii [Psychological and pedagogical foundations of the formation of educational and cognitive interest among schoolchildren in choosing a teaching profession]. NovaInfo [NovaInfo], 2017, no. 68, pp. 284-286. URL: https://novainfo.ru/article/13638 (Accessed 15.05.2024).

4. Gavrilova O.M. Sobytijnaja organizacija doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki kak faktor razvitija interesa starsheklassnikov k pedagogicheskoj professii [Event-based organization of pre-professional pedagogical training as a factor in the development of high school students' interest in the teaching profession]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2018, no. 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27522 (Accessed 15.05.2024).

5. Gavrilova O.M., Bezrukova N.P. Innovacionnye formy pedagogicheskogo soprovozhdenija starsheklassnikov k vyboru pedagogicheskoj professii v sisteme «Shkola - Universitet» [Innovative forms of pedagogical support for high school students to choose a teaching profession in the School - University system]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2016, no. 2-1(115), pp. 99-103.

2024, no 3(63), pp. 113-120 --- ♦ ----

6. Galysheva A.S., Filatova M.P., Saburikova T.V. Priobshhenie kak sredstvo vospitanija i pedagogicheskaja kategorija [Communion as a means of education and pedagogical category]. Carskosel'skie chtenija [Tsarskoye Selo readings], 2015, no. Х1Х, pp. 27-30.

7. Gizatova I.A. Aksiologicheskie osnovy professional'noj orientacii starsheklassnikov na pedagogicheskuju dejatel'nost' [Axiological foundations of professional orientation of high school students to pedagogical activity]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2012, no. 6. URL: http:// teoria-practica.ru/-6-2012/pedagogics/ gizatova.pdf (Accessed 15.05.2024).

8. Gushhina T.I., Makarova L.N., Kurin A.Ju. Setevoj pedagogicheskij klass kak forma professional'noj orientacii starsheklassnikov [Network pedagogical class as a form of professional orientation of high school students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Humanities], 2018, vol. 23, no. 174, pp. 27-34.

9. Kolotilova N.G. Formirovanie pedagogicheskoj napravlennosti u starsheklassnikov. Dis. kand. ped. nauk [Formation of pedagogical orientation among high school students. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Kirov, 2000. 190 p.

10. Kotans A.Ja. Profil'nyj ozdorovitel'no-obrazovatel'nyj lager' kak sredstvo professional'nogo samoopredelenija uchashhihsja. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Profile health and educational camp as a means of professional self-determination of students. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2003. 34 p.

11. Muhin, T.G. Pedagogicheskaja sreda kak sredstvo formirovanija professional'nogo interesa k pedagogicheskoj dejatel'nosti u starsheklassnikov [Pedagogical environment as a means of forming professional interest in teaching among high school students]. Eremkina O.V. (ed.) Sovremennye problemy gumanisticheskoj pedagogiki (metodologicheskie, nauchno-teoreticheskie, tehnologicheskie): opyt i perspektivy razvitija: tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-metod. konf. [Modern problems of humanistic pedagogy (methodological, scientific, theoretical, technological): experience and development prospects]. Rjazan': RGPU, 1999.

12. Popovich A.Je. Rol' profil'nogo obuchenija v professional'nom samoopredelenii starsheklassnikov [The role of specialized education in the professional self-determination of high school students]. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 2011, no. 3, pp. 3-6.

13. Sergeeva A.A. Puti povyshenija motivacii k budushhej professional'noj dejatel'nosti v processe obuchenija v pedagogicheskom klasse [Ways to increase motivation for future professional activity in the learning process in the pedagogical classroom]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Scientific Research Journal], 2022, no. 8 (122). URL: https://research-journal.org/archive/8-122-2022-august/10.23670/IRJ.2022.122.42 (Accessed 15.05.2024).

14. Fedorova G.A. Principy proektirovanija integrirovannoj informacionno-obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo vuza i shkoly [Principles of designing an integrated information and educational environment of a pedagogical university and school]. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk scientific Bulletin], 2014, no. 4 (131), pp. 115-117.

15. Shihamirova B.A. Preemstvennost' obshheobrazovatel'noj i vysshej shkoly v orientacii uchashhihsja na pedagogicheskuju professiju. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Continuity of secondary and higher education in the orientation of students to the teaching profession Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Mahachkala, 2002. 18 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.П. Качалова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: lada7.54@mail.ru.

И.В. Колмогорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: i-kolm@yandex.ru.

H.И. Колмогорова, старший преподаватель кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ppos_sgpi@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L.P. Kachalova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lada7.54@mail.ru.

I.V. Kolmogorova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: i-kolm@yandex.ru.

N.I. Kolmogorova, Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ppos_sgpi@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.