Научная статья на тему 'Профильное обучение - основа самостоятельного выбора профессии'

Профильное обучение - основа самостоятельного выбора профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CHOICE OF PROFESSION / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPECIALIZED EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ / FORMATION OF READINESS TO CHOICE OF PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчина Людмила Александровна

В статье на примере реализации проекта К1.3/2015/КЦ1/2 «Мой профессиональный выбор МПВ» проведен анализ программы «Выбор профессии в условиях профильного обучения», которая способствовала повышению эффективности подготовки старшеклассников к выбору профессии в условиях профильного обучения. Исследователь акцентирует внимание на том, что в современной школе профильное обучение является основой самостоятельного выбора профессии; раскрывает целостное представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; описывает формы и методы профориентационной работы, применяемые в процессе реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profile Training - the Basis of an Independent Choice of Profession

In the article on the example of the project K1.3/2015/KTS1/2 «My professional choice MPC» analysis of the «Choosing a profession in terms of school education», which contributed to enhancing the effectiveness of the training of senior pupils to a choice of profession in the conditions of profile training. The researcher emphasizes that, in the modern school specialized education is the foundation of an independent choice of profession. It reveals a holistic view of the world of professions, correlated with the training profiles. It describes forms and methods of career guidance used in the process of implementation of the program.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение - основа самостоятельного выбора профессии»

20/6/2

Л. А. Турчина

УДК 37.047:371.315

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ -ОСНОВА

САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

щественные социально-экономические изменения во всех сферах жизни страны отразились на состоянии современного среднего образования, на его содержании, организации образовательного процесса. В этой связи перед школой стоит задача подготовить выпускника, определившегося в выборе будущей профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и потребностью рынка труда. Для решения данной задачи необходимо создать условия, способствующие достижению эффективности образовательно-воспитательного процесса в подготовке старшеклассников к выбору профессии. Для этого важно выявить противоречие, возникшее в системе профориентационной работы со старшеклассниками. Такое противоречие заключается между необходимостью совершенствования профессиональной подготовки старшеклассника в соответствии со своими возможностями, способностями, потребностью рынка труда и отсутствием целенаправленной деятельности школы по подготовке к выбору профессии в условиях профильного обучения.

Методологические и теоретические основы профессиональной ориентации нашли отражение в исследованиях А. Вояковского, Н. Захарова, Т. Ремех, А. Сазонова, В. Симо-ненко, В. Синявского, И. Цушко, С. Чистяковой, С. Шацкого, А. Щербакова, Н. Янцур. Концептуальные основы организации проф-ориентационной работы в процессе профильного обучения изложены в работах Л. Гуцан, Д. Закатнова, Т. Елькинда, А. Кобер-ника, С. Лопатиной, В. Мадзигон, А. Мель-

ника, В. Моргун, О. Морина, Н. Поддячего, Н. Побирченко, М. Пищалковской, А. Пищик.

Целью статьи является попытка на примере реализации проекта К1.3/2015/КЦ1/2 «Мой профессиональный выбор - МПВ» раскрыть эффективность подготовки старшеклассников к выбору профессии в условиях профильного обучения.

В современной школе профильное обучение является основой самостоятельного выбора профессии. Влияние такого вида обучения на формирование готовности старшеклассников к выбору профессии - очевидно.

Для педагогической поддержки выбора профессии старшеклассниками с целью реализации проекта К1.3/2015/КЦ1/2 «Мой профессиональный выбор - МПВ» на базе Института педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Армянске была внедрена программа «Выбор профессии в условиях профильного обучения» (34 а. ч. из расчета 1 час -одно занятие), целью которой являлось оказание помощи в самостоятельном профессиональном выборе. Содержание программы направлено на подготовку выпускника, способного самостоятельно овладевать знаниями и определять свой профессиональный путь. В процессе реализации данной программы был соблюден ряд необходимых условий: наиболее полный учет интересов, склонностей, способностей учащихся, их удовлетворенность прогнозируемой профессией; использование передовых педагогических технологий, определяющих развивающий характер образовательной среды профильной школы; освоение эффективных технологий мышления, познавательной мотивации деятельности обучающихся; личностно-деятельно-стный подход к старшеклассникам с учетом уровня их готовности к выбору профессии.

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии на основе профиля обучения.

Задачи программы: дать учащимся целостное представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; способствовать усвоению понятий, характеризую-

щих профессиональную деятельность человека по различным профилям; помочь в изучении собственных профессиональных интересов, склонностей, способностей; скоординировать поиск путей и способов развития познавательных и личностных возможностей учеников старших классов в системе профильной образовательной подготовки.

Ожидаемый результат: самостоятельный выбор профессии на основе профильного обучения.

Содержание программы «Выбор профессии в условиях профильного обучения» следующее.

Тема 1. Введение в программу «Выбор

профессии в условиях профильного обучения» (3 часа)

Программа «Выбор профессии в условиях профильного обучения». Понятие «профориентация», «выбор». Развитие представлений о выборе профессии и профессиональном самоопределении. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения.

Тема 2. Формирование портфолио (3 часа)

Структура портфолио. Знакомство с порт-фолио, начало оформления и формирования. Работа над разделами: «Автопортрет», «Копилка», «Рабочие материалы» и «Достижения». Самоанализ по итогам года. Выписка из портфолио по профилю.

Тема 3. Роль тьютора в выборе профессии у старшеклассников (3 часа)

Направления тьюторского сопровождения. Роль тьютора в формировании готовности к выбору профессии. Роль тьютора в расширении знаний о содержании профессионального труда, ситуации на рынке труда в процессе выбора профессии. Роль тьютора в формировании мотивов выбора профессии. Роль тьютора в оценке правильности выбора, уточнение, возможная коррекция.

Тема 4. Возрастные особенности старшеклассников и их влияние на выбор профессии (4 часа)

Возрастные особенности старшеклассников. Условия формирования готовности стар-

шеклассников к выбору профессии. Профессионально значимые качества личности. Критерии и показатели готовности старшеклассников к выбору профессии.

Тема 5. Готовность учащихся к профильному обучению (3 часа)

Характер человека и профиль обучения. Основные направления, формы и методы профильной подготовки. Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на уроках и внеклассных занятиях.

Тема 6. Профили обучения и их соотношение с индивидуальными

возможностями личности (4 часа)

Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей учащихся. Ошибочные стратегии выбора профиля обучения. Субъективная и объективная значимость профильного обучения в профессиональном выборе.

Тема 7. Профили обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности (4 часа)

Отражение в системе профильного обучения основных сфер профессиональной деятельности. Классификация профессий. Вопросы престижности и полезности профессий и профилей обучения. Состояние здоровья и проблема профессиональной пригодности.

Тема 8. Профориентационный тренинг (4 часа)

Профориентационный тренинг как средство активизации выбора профессии учащихся старших классов. Игровые формы профориентации. Уточнение и конкретизация профессионального выбора. Формирование психологической готовности к выбору профессии в условиях кризиса и конкуренции. Моделирование вариантов поведения в проблемных ситуациях, развитие уверенности в себе, доверия к самому себе.

20/6/2

Тема 9. Рынок труда и профессии Республики Крым (3 часа)

Особенности местного рынка труда и образовательных услуг. Динамика тенденций рынка рабочей силы. Основы проектирования образовательного развития. Профессиональное планирование с учетом профессиональных интересов, склонностей, качеств личности, её возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Республики Крым. Индивидуальные образовательные маршруты, альтернативные способы их реализации.

Тема 10. Ошибки, связанные с выбором профессии (3 часа)

Правовая осведомленность старшеклассников в области получения образования и трудоустройства. Типичные ошибки при выборе профессии.

Задание для самостоятельной работы учащихся (в течение изучения): составить портфолио «Мой профессиональный выбор».

Рассмотрим, как проходило внедрение данной программы. При изучении темы «Введение в курс «Выбор профессии в условиях профильного обучения» старшеклассники ознакомились с содержанием программы, уточнили понятия «профориентация», «выбор профессии», получили представление о выборе профессии и профессиональном самоопределении, изучили отечественный и зарубежный опыт профильного обучения. В октябре и декабре 2015 г. старшеклассники были приглашены на день открытых дверей в Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Армянске. Использовали следующие формы работы: беседа «Выбираем свой путь», информационные уроки «Специалист и его основные обязанности», экскурсии в учебные заведения.

Работая над темой «Формирование порт-фолио», учащиеся совместно с тьютором определили структуру портфолио «Мой профессиональный выбор» (разделы «Автопортрет», «Копилка», «Рабочие материалы» и «Достижения»), наметили этапы работы

над ним. На протяжении работы над портфолио шел процесс анализа и самоанализа результатов обучения и профориентационной деятельности, что позволило старшеклассникам самостоятельно выстроить профессиональный и личный план на основе профиля обучения и выбранной профессии. Формы работы: беседы «Знакомство с портфолио», «Начало оформления и формирования порт-фолио», составление портфолио, анализ результатов выбора (заполнение листа самоанализа по итогам года, заполнение выписки из порт-фолио по профилю), рекомендации по дальнейшему профессиональному определению.

Работа по теме «Роль тьютора в выборе профессии у старшеклассников» способствовала ознакомлению старших школьников с новой формой сопровождения в выборе профессии, определила значимость и необходимость тьютора как помощника и советчика в формировании готовности к выбору профессии, в оценивании правильности выбора, уточнении и возможной коррекции профессионального выбора. В ходе работы ученики узнали о направлениях тьюторского сопровождения. Формы работы: беседы (например, «Сопровождение - это помощь?»), информационные уроки (например, «Кто мне поможет выбрать профессию?»), вечера (например, «Формула выбора профессии. Слагаемые успеха»), недели по профориентации.

Изучение темы «Возрастные особенности старшеклассников и влияние этих особенностей на выбор профессии» позволило учащимся определить свои возрастные особенности, выявить условия формирования своей готовности к выбору профессии, определить профессионально значимые качества личности, а также уровни готовности к выбору профессии в соответствии с критериями и показателями. Применялись такие формы работы, как беседа «Дорога в мир профессий», тренинг «Один день из жизни», индивидуальные и групповые задания для углубления знаний с учетом интересов, конкурсы для выявления склонностей. Приведем план проведения беседы «Дорога в мир профессий» и охарактеризуем деятельность старшеклассников.

1. Объявление темы беседы «Дорога в мир профессий».

2. Информация по теме: краткая история появления профессий; современные профессии; классификация профессий; возрастные особенности старшеклассников и влияние этих особенностей на выбор профессии; соотношение профессионально значимых качеств личности с профессией; пути получения профессий.

3. Обмен мнениями по теме.

4. Выработка решения на основе полученной информации.

5. Подведение итога беседы.

Тема беседы была объявлена заранее, поэтому каждый ученик имел возможность подобрать интересующий его материал. В процессе обсуждения старшеклассники активно высказывали и обосновывали свою точку зрения, что свидетельствовало об их знании научных основ профессионального выбора, способов классификации профессий, путей реализации профессиональных намерений и перспектив профессионального роста.

Работа над темой «Готовность учащихся к профильному обучению» помогла учащимся соотнести понятия «характер человека» и «профиль обучения», применить их к себе, получить представление об основных направлениях, формах и методах профильной подготовки, способствовала формированию адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на уроках и внеклассных занятиях. Использовались следующие формы работы: индивидуальные и групповые консультации, беседа «Кем быть?», просмотр и обсуждение телевизионных передач «Моя ли это профессия?», «Как определить формулу своей будущей профессии?».

Изучение темы «Профили обучения и их соотношение с индивидуальными возможностями личности» помогло старшеклассникам соотнести свои познавательные интересы, профессиональные намерения и интеллектуальные возможности с выбранными профилями обучения, ознакомиться с ошибочной стратегией выбора профиля обучения, а также определить субъективную и

объективную значимость профильного обучения в профессиональном выборе. Формы работы: беседы «Я в мире профессий», «Человек - профессия», индивидуальные и групповые консультации по типам профессий, тестирование интересов, склонностей и способностей, анализ результатов выбора и предоставление рекомендаций по дальнейшему выбору.

При изучении темы «Профили обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности» старшеклассники осмыслили значимость профильного обучения для дальнейшей профессиональной деятельности не как предметной подготовки, а как основы выбора профессии, ознакомились с классификацией профессий. В ходе изучения поднимались вопросы престижа и пользы профессий и профилей обучения, влияния здоровья на профессиональную пригодность. На встречи с учащимися старших классов приглашались представители различных профессий: врачи, бухгалтеры, учителя, представители правоохранительных органов, журналисты, воспитатели детских дошкольных учреждений, переводчики, редакторы, телеведущие, менеджеры. Применялись следующие формы работы: диспуты «Профессиональная карьера человека», «Здоровье и выбор профессии», встречи с представителями различных профессий, посещение выставок передового опыта.

Приведем план проведения диспута «Профессиональная карьера человека» и охарактеризуем деятельность старшеклассников.

1. Объявление темы диспута «Профессиональная карьера человека».

2. Ознакомление с литературой по теме диспута.

3. Определение вопросов для обсуждения:

- является ли карьера результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности;

- строит ли человек сам карьеру, руководствуясь своими целями, желаниями и установками;

- профессиональная карьера - это рост знаний, умений, навыков или везение;

20/6/2

- должностной рост - это профессиональный путь или желание выслужиться.

4. Определение регламента выступлений.

5. Проведение диспута.

6. Подведение итога.

Основываясь на том, что диспут - это коллективное обсуждение проблем, не имеющих общепринятого, однозначного решения, его участники высказывали различные суждения, точки зрения, давали оценки тем или иным проблемам. Из предложенных для обсуждения тем особый интерес вызвал вопрос «Строит ли человек сам карьеру, руководствуясь своими целями, желаниями и установками?». Старшеклассники, высказывая свою точку зрения, опирались на самооценку профессионально важных качеств, которые, по их мнению, помогут им в будущем карьерном росте. Таким образом, диспуты показали, что у выпускников сформирована система личностно и социально значимых качеств профессионального выбора.

При изучении темы «Профориентацион-ный тренинг» внимание старшеклассников акцентировалось на игровых формах по профориентации, уточнении и конкретизации профессионального выбора, формировании психологической готовности к выбору профессии в условиях кризиса и конкуренции. В ходе занятий создавались проблемные ситуации, которые требовали от учащихся моделирования вариантов поведения в соответствии с ситуацией, что способствовало развитию уверенности в себе, доверия к самому себе. Формы работы: профориентационные тренинги «Моя будущая профессия», «Моя профессия» и игры «Угадай профессию», «Один день из жизни», «Ловушки - капканчики», «Профессия - специальность», «Самая -самая», «Цепочка профессий», «Человек -профессия».

Задача, которая стоит перед профильным обучением, заключается не только в том, чтобы дать возможность старшекласснику самостоятельно выбирать систему знаний, но и выяснить, насколько избранная профессия востребована в конкретном регионе, в стране в целом. При изучении темы «Рынок труда и

профессии Республики Крым» учащиеся познакомились с особенностями рынка труда и образовательных услуг Республики Крым, основами проектирования образовательного развития; проанализировали динамику тенденций рынка рабочей силы, составили индивидуальные образовательные маршруты и альтернативные способы их осуществления. Для реализации данной программы были проведены экскурсии в различные учреждения и на производства: юридическую консультацию; Центры занятости Армянска и Красноперекопска; фабрику по пошиву детской одежды «Капитошка». Кроме того, были посещены Центральные городские больницы; заводы «Титан», «Бромный»; телекомпания «Северный Крым», редакция газеты «Северная Таврида». Старшеклассники ознакомились с Институтом педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Армянске, Таврической академией (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского».

Использовали следующие формы работы: информационные уроки «Куда пойти учиться», «Образовательная карта Республики Крым», экскурсии на предприятия и в учебные заведения, просмотр и обсуждение телевизионных передач.

Изучение темы «Ошибки, связанные с выбором профессии» способствовало повышению правовой осведомленности старшеклассников в области получения образования и трудоустройства. Выбор профессии - это серьёзный и ответственный шаг, который делает каждый выпускник. Мечтая приобрести престижную, интересную профессию, приносящую радость и удовлетворение в течение всей жизни, он часто допускает ошибки в профессиональном выборе. Поэтому главная задача, которая стоит перед старшеклассниками, состоит в том, чтобы избежать ошибок при выборе профессии.

Таким образом, данная форма работы нацелила старшеклассников на самоанализ процесса выбора профессии и помогла им избежать ошибок.

Реализация программы «Выбор профессии в условиях профильного обучения» предполагала не только аудиторные занятия, но и задания для самостоятельной работы. В течение курса учащиеся составляли порт-фолио «Мой профессиональный выбор». В данной программе учитывались социально-экономические потребности региона в трудовых ресурсах, что способствовало обеспечению уровневой подготовки старшеклассников к выбору профессии в условиях профильного обучения.

Таким образом, педагогическая поддержка старших школьников в выборе профиля обучения явилась динамичным процессом не только качества и эффективности образования, но и результатом профессионально ориентированного обучения. Проведенная работа свидетельствуют о положительных изменениях. Учащиеся стали соотносить свои познавательные интересы, профессиональные намерения и интеллектуальные возможности с выбранными профилями обучения.

АННОТАЦИЯ

В статье на примере реализации проекта К1.3/2015/КЦ1/2 «Мой профессиональный выбор - МПВ» проведен анализ программы «Выбор профессии в условиях профильного обучения», которая способствовала повышению эффективности подготовки старшеклассников к выбору профессии в условиях профильного обучения. Исследователь акцентирует внимание на том, что в современной школе профильное обучение является основой самостоятельного выбора профессии; раскрывает целостное представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; описывает формы и методы проф-ориентационной работы, применяемые в процессе реализации программы.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, старшеклассники, профильное обучение, формирование готовности к выбору профессии.

SUMMARY

In the article on the example of the project K1. 3/2015/KTS1/2 «My professional choice -MPC» analysis of the «Choosing a profession in

terms of school education», which contributed to enhancing the effectiveness of the training of senior pupils to a choice of profession in the conditions of profile training. The researcher emphasizes that, in the modern school specialized education is the foundation of an independent choice of profession. It reveals a holistic view of the world of professions, correlated with the training profiles. It describes forms and methods of career guidance used in the process of implementation of the program.

Key words: professional orientation, choice of profession, high school students, specialized education, formation of readiness to choice of profession.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева Н. В. Профориентацион-ный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Паншина; под ред. Н. В. Афанасьевой. -СПб.: Речь, 2007. - 366 с.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ, 2001. - 511 с.

3. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. -М.: Академ. проект, 2007. - 333 с.

4. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах / под ред. А. Я. Журкиной, С. Н. Чистяковой. - Кемерово, 1996. - 149 с.

5. Немов Р. С. Психология: учебник. -М.: Высшее образование, 2005. - 639 с.

6. Профориентация в школе / сост. С. В. Тарасевич, Н. А. Шалима, О. А. Купре-вич, Е. Н. Пастушкова. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 128 с.

7. Ретивых М. В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. - Брянск: БГПИ, 1994. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.