В. М. Жураковская (г. Новокузнецк), кандидат педагогических наук, доцент
ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение с педагогическим сообществом спектра ее возможных проблем выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. С.Н.Чистякова [1] справедливо считает, что весьма неопределенным оказывается даже само наименование этого педагогического явления - профильная (или профессиональная, или учебная?) ориентация. Однако совершенно очевидно, что без полноценного ориентационного компонента предпрофиль-ная подготовка окажется сведенной к «комплектованию», «подбору», «отбору», «селекции» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса.
В русском языке «ориентация» трактуется по-разному: во-первых, как совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация ориентируемого в том или ином направлении; во-вторых, как умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определять свое собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Термин «ориентация» в применении к профильному обучению может рассматриваться и как заказанная государством и обществом «ориентация-манипулирование», и как поддержка необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной школы.
Выявление средств профессиональной ориентации, которые могут быть адаптированы к задачам профильной ориентации, и создание оригинальных профильно-ориентационных средств поставят задачу сотрудничества представителей служб занятости, психологов, педагогов, руководителей школы и работников органов управления образованием, причем не столько формального сотрудничества, а появления их самоорганизующегося сообщества. Особую актуальность будет приобретать взаимодействие всех вышеперечисленных специалистов с родителями учащихся предпрофильных классов, поскольку именно их влияние на ориентацию учащихся окажется
наиболее важным фактором, имеющим позитивный характер, ограничивающим принятие школьником личной ответственности за содержание своего образования.
Целью профильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки является:
- оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
- создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению;
- организация первоначального этапа социально-профессиональной адаптации личности взрослеющего человека.
В процессе реализации целей профильной ориентации предполагается пройти этапы подготовки учащихся к выбору профиля: пропедевтический, основной и завершающий.
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностями в продолжении обучения в профильной школе, пробой сил через курсы по выбору и т.п. На этом этапе осуществляется:
- презентация «образовательной карты» территории;
- предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
На основном этапе предусматривается:
- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
- организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.
На завершающем этапе:
- реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля;
- используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и ранним юношеским возрастом (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И.Божович). Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения.
Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране насчитывается более 7000 профессий, и каждый год происходит обновление этого списка примерно на 500 видов. Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм, человеку нужно овладеть несколькими смежными профессиями. Складывается парадоксальная ситуация, связанная с длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым устареванием и обновлением видов профессиональной деятельности.
Эта противоречивая ситуация становится причиной падения у школьников интереса к выбору профессии, возникает неуверенность в возможности сделать правильный выбор. Все это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределенности, либо делают свой сомнительный и примитивный выбор. Кроме того, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует опыт переживания ситуации успеха как личной победы, заработанной личной активностью.
Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира можно разделить на пять основных типов — такой способ ориентации в мире профессий предложил известный психолог академик Е.А. Климов [2].
Профессии типа «человек-природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог, метеоролог и т.п.), ее растительного и животного мира (ботаник, биолог, зоолог, орнитолог, кинолог, генетик, эколог и т.п.), производством продукции животновод-
ства и растениеводства (садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник, ветеринар и т.п.).
В профессиях типа «человек-техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда можно отнести великое множество промышленных и строительных специальностей (сталевар, литейщик, кузнец, фрезеровщик, электрик, токарь, слесарь, штукатур, каменщик, столяр, швея, инженер и т.п.), а также вождение и обслуживание транспортных средств.
К профессиям типа «человек — знаковая система» смело можно отнести разнообразные формы обработки информации. Это работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк, филолог, философ, литературовед и т.п.), абстрактно-математическими (статистик, математик, кассир, бухгалтер, экономист, метролог и т.п.), графическими (чертежник, конструктор, картограф, штурман и т.п.), с системами и средствами обработки знаков (программист, оператор ЭВМ и т.п.).
Основное содержание профессий типа «человек — художественный образ» - искусство, художественная культура. Сюда можно отнести изобразительное творчество (архитектор, живописец, дизайнер, скульптор и т.п.), художественную обработку материалов (гравер, модельер, ювелир и т.п.), создание художественных зрелищ (композитор, музыкант-исполнитель, вокалист, дирижер, танцовщик, балетмейстер, актер, режиссер, оператор).
Основным содержанием профессий типа «человек-человек» является общение. Здесь необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Сюда относятся педагогические профессии (учитель, воспитатель, вожатый, тренер, преподаватель), область юстиции (арбитр, юрисконсульт, милиционер, следователь, прокурор, адвокат), культпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, гид-переводчик, корреспондент), сфера обслуживания (продавец, официант, парикмахер, бортпроводник и т.п.). Медицинские профессии (санитар, фельдшер, медицинская сестра, врач) в значительной степени относятся к этому виду деятельности, хотя отчасти попадают и в другие виды - «человек-природа» и «человек-техника».
Реальные профессии представляют собой, как правило, комбинацию различных видов деятельности, поэтому ранжирование склонностей по методике Е.А. Климова может служить надежным компасом.
Многие считают, что работодателю безразлично, получает ли работающий у него человек удовольствие от выполнения своих обязанностей. «Если у меня есть навыки и умения, необходи-
мые для выполнения данной работы, — рассуждают они, — то этого вполне достаточно, чтобы полностью удовлетворить моего работодателя». Оказывается, это не так. Огромное внимание уделяется сейчас тому, чтобы человек получал максимальное удовлетворение от своей работы. Его настроение не только влияет на его здоровье и моральный климат в коллективе, но и является важнейшим и необходимым условием роста производительности труда, надежнейшей гарантией от ошибок и упущений, халатности и небрежности, а в конечном итоге — главным залогом процветания фирмы.
За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути, речь идет о самом его начале — «профессиональном старте», именно о построении правильного проекта профессионального старта. Поэтому так важно для человека, вступающего в жизнь, сделать правильный выбор. Е.А. Климов [3] считает, что обдумывание жизненного и, в частности, профессионального пути — это и есть непременное уменьшение неопределенности представлений о своем будущем. Профессиональное самоопределение, в понимании Е.А. Климова, это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.
Профессиональное самоопределение — это процесс и результат сознательного, самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает:
- развитие самосознания;
- формирование системы ценностей;
- моделирование своего будущего;
- построение «идеального образа» профессионала.
Очевидно, что часть содержания, форм и методов профильной ориентации будет заимствована из теории и практики профессиональной ориентации и адаптирована к ситуации самоопределения в предпрофильном классе. Известная профориентационная триада «хочу-могу-надо» в современных условиях накладывается на комплекс социально-адаптационных и ценностно-смысловых вопросов, которые могут быть сведены к трем основным: Кем?, Каким?, Зачем? (эти вопросы соответствуют трем основным блокам успешно применяемого в профконсультиро-вании старших школьников активизирующего опросника Н.С. Пряжникова «За и против» [4]).
Для решения проблем профильного самоопределения недостаточно лишь дать рекомендации о том, какой профиль подходит, а какой не подходит данному ученику. Консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост личности, в результате чего школьник сам мог бы
взять на себя ответственность за выбор профиля. Ориентационная работа по выбору профиля обучения, прежде всего, должна помочь подростку увидеть и осознать свои возможности, способности, склонности; стимулировать развитие личности; высвечивать сильные и слабые стороны индивидуальности; очерчивать зону возможных продвижений; намечать реальные шаги к успеху и задавать вектор жизненного и профессионального самоопределения.
Выделяют ряд типичных проблем, связанных с профильным самоопределением девятиклассника:
- неадекватная самооценка, рассогласование Я-идеального и Я-реального;
- отсутствие четкого представления о направлении продолжения образования;
- размытые представления о своих ценностных ориентациях в отношении будущей профессии;
- недостаточная мотивация профессионального выбора;
- несовпадение идеального и реального образа выбираемой профессии;
- отсутствие жизненной цели, плана.
Жизненный план возникает тогда, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Жизненные цели — это более масштабные и хронологически менее определенные будущие события, чем планы. Примеры жизненный планов: окончание школы, поступление в вуз, вступление в брак; жизненные цели: хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь. Предполагается, что реализация планов в конечном итоге приводит к осуществлению жизненных целей. Таким образом, жизненные планы составляют ближайшую перспективу личности, а жизненные цели — отдаленную, считают О.А. Ма-хаева и Е.Е. Григорьева [5].
Индивидуальная ситуация выбора профиля у каждого девятиклассника при всем разнообразии конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторые общие причины:
- позиция старших членов семьи;
- позиция сверстников, друзей;
- позиция учителей, классного руководителя;
- достигнутый уровень развития личности как субъекта деятельности;
- уровень притязаний учащегося;
- уровень информированности;
- склонности, интерес к тем или иным видам деятельности;
- возможности и резервы организма;
- сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы.
Результатом профильного самоопределения для самого девятиклассника является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум, на ближайшие три года. Важным и необходимым результатом самоопределения является отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профиль или профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.
Огромное желание и усилия на подготовку помогут развить необходимые навыки до профессионального уровня. Этот уровень, возможно, не позволит достичь вершин мастерства, но вполне позволит получить удовольствие от занятий любимым делом. Однако даже талантливый человек без желания или подготовки либо быстро дисквалифицируется, либо будет завидовать тем, кто работает с удовольствием.
Каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека. Такие требования могут затрагивать различные стороны: физические данные, психологические особенности, уровень образования и другие. Для того чтобы профессия привела Вас к успеху в жизни, Вы должны руководствоваться несколькими простыми правилами.
Во-первых, выбор необходимо строить, исходя из своих интересов. В противном случае Вас поджидают разочарования и скука.
Во-вторых, надо реально оценить свои способности - ведь именно они определят уровень Ваших успехов.
В-третьих, надо приложить необходимые усилия для получения базового образования и затем — непрерывно повышать квалификацию в течение всей жизни.
Если Вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию и тип профессиональной карьеры, которые:
а) интересны и привлекательны для Вас,
б) соответствуют Вашим способностям,
в) пользуются спросом на рынке труда.
Школа же, если она опирается на реализацию индивидуальной ориентационной активности учащегося, в отличие от профессиональной среды, пытается создать условия для формулирования учеником ответов на другие вопросы. Эти вопросы могут быть сформулированы (по Н.Б. Крыловой) следующим образом: «Что?» (информационный компонент содержания), «Как?» (де-ятельностный компонент содержания) и «Зачем?» (ценностный компонент содержания). Для ори-ентационных целей в ситуации выбора профиля
обучения к этим очевидным блокам, возможно, следует добавить еще и блок вопросов «Где?». Профориентационная триада «хочу-могу-надо» в применении к ситуации продолжения обучения в старшей школе может быть редуцирована до «хочу-могу». В ситуации же продолжения образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования актуальными становятся уже проблемы не профильной, а профессиональной ориентации [6].
С.Н. Чистякова справедливо считает, что основным объектом внимания педагога в профильной ориентации должен являться сложившийся в той или иной мере субъектный опыт учащегося, в который могут быть включены представления о собственных проявлениях познавательной активности, приемах выполнения умственных и практических действий, а также личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы. Однако в аспекте становления субъектного опыта учащегося в ситуациях профильной ориентации будут возникать те же проблемы, что и при реализации средств профессиональной ориентации. С одной стороны, если учащемуся предлагается осмыслить свой выбор и найти в нем определенную личностную значимость, это способствует становлению его индивидуальной позиции, то есть подросток сам совершает действие, а не действие совершается над ним. С другой стороны, и педагогической задаче можно противопоставлять следующее возражение: насколько психологически дискомфортным и, следовательно, насколько практически реализуемым в условиях завершения основной школы будет самостоятельное совершение этого действия? Известно, что даже для значительной части взрослых людей превращение из «продукта обстоятельств» в «субъекта собственного выбора» является психотравмиру-ющей ситуацией.
Опыт профориентационной и профконсуль-тационной работы с учащимися 11-го класса показывает, что более половины из них демонстрирует ярко выраженное избегание самостоятельных размышлений о путях продолжения образования, негативную реакцию на предложения формировать собственное суждение по данному поводу. При введении профильного обучения ситуация «рискованного выбора» перемещается на два года раньше не только для тех, кто переходит из общеобразовательной школы в учреждения среднего и начального профессионального образования, но и для всех остальных учащихся. Очевидно, во многом на уровне активности и самостоятельности учащегося в совершении выбора будет сказываться нежелание принимать на себя ответственность, неготовность адекватно воспринимать информацию о возмож-
ностях продолжения образования после школы, желание сохранить благоприятный эмоциональный климат на прежнем месте учебы, а также многочисленные факторы, связанные с влиянием родителей на личную позицию подростка, с их стереотипными представлениями о доступных (в том числе по финансовым соображениям) благоприятных жизненных сценариях.
В эволюции системы профориентации можно выделить три основных направления: во-первых, отказ от практики принятия решения за учащихся и поощрение их самостоятельности; во-вторых, профориентация переместилась с периферии школьной деятельности к центру всей учебно-воспитательной работы, сохраняя при этом связь с социумом; в-третьих, на смену замкнутым системам приходят новые, в большей степени соответствующие особенностям развития учащихся и признающие разнообразные формы работы, влияющие на их решения.
Введение специальных курсов, таких, как «Планирование карьеры», акцентирует внимание учащихся на материале, который позволяет им:
- реалистически оценивать себя;
- составить представления о системе образования и предлагаемых ею образовательных возможностях;
- получить информацию о перспективах трудоустройства;
- ориентироваться в экономических условиях, в которых они живут;
- научиться делать выбор и принимать решения;
- усвоить необходимые для профессионального самоопределения знания и умения;
- приобрести навыки, требующиеся на начальном и последующих этапах профессиональной деятельности;
- достичь определенного уровня зрелости для позитивного отношения к труду.
Таким образом, процесс самоопределения можно представить в виде 3 приоритетных сфер деятельности:
1. Формирование образа «Я» — это система представлений личности о себе, включающая 3 составляющие:
а) когнитивную — совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях;
б) эмоциональную — наличие адекватной самооценки и принятие себя;
в) регулятивную — способность к самоконтролю, управлению собственным поведением.
2. Способность к анализу профессиональной деятельности — это умение разделить единый процесс трудовой деятельности на отдельные характеристики, обобщить и выделить основные признаки профессии (выстраивание формулы профессии).
3. Профессиональные пробы — И.В. Рябце-ва [7] под профессиональными пробами понимает: «Профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии».
Цель профессиональной пробы — определить, соответствует ли характер данной работы способностям и умениям ученика. Выполнение профессиональных проб включает комплекс теоретических и практических занятий разной степени сложности. Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально или в группе, могут быть включены в структуру урока или осуществляться во внеурочное время. Важно, что прохождение профессиональных проб должно осуществляться по всем основным (базовым) сферам профессиональной деятельности («человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-знаковая система», «человек-техника», «человек-природа»).
Пробы 1 уровня проводятся в виде проектных и имитационных игр и служат дополнением к информационной и профориентационной работе. Пробы 2 уровня проводятся в виде практических работ, характерных для выбранного профиля, в рамках курсов по выбору. Пробы 3 уровня — углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в ходе учебных практик, практикумов, выполнения проектов.
Система профессиональных проб может быть запущена, начиная с начальной школы (в форме мини-проб), можно порекомендовать методические пособия О.Ю.Елькиной «Волшебный компас в океане профессий» и «Путешествие по галактике профессий», хорошие разработки профпроб представлены И.В. Рябцевой для учащихся 6-8 классов по географии и биологии. В настоящее время скорректирована программа курса «Твоя профессиональная карьера» под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной [8], продумана система профессиональных проб, подготовлены методические пособия, стенды, сформирован методический комплект кабинета «Твоя профессиональная карьера».
Литература:
1. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпро-фильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. — М.: АПКиПРО, 2003. — С. 10-11.
2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: МГУ, 1995. — 224 с.; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996; Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. — СПб., 1995.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4 ниг од общим названием. - М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 1997.
5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива», 2004. — С. 8.
6. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпро-фильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. — М.: АПКиПРО, 2003. — С. 10-11.
7. Рябцева И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6-8 классов. — Новокузнецк: ИПК, 2004. — 100 с.
8. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8— 9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. — М.: Просвещение, 2003. — 159 с.