Научная статья на тему 'ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическое воспитание / профессиональноприкладная подготовка / профилизация / направления профилизации учителя / начальные классы / содержание и организация режима дня / physical culture / physical education / vocational and applied training / profiling / teacher profiling areas / primary classes / content and organization of daily routine

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нафисет Кирмизовна Куприна, Елена Григорьевна Вержбицкая, Юлия Борисовна Тхакумачева, Асиет Кирмизовна Басте, Аминат Шимафовна Шишхова

На основании анализа и синтеза опыта ведущих ученых и научных школ по организации профессионально-прикладной подготовки будущих специалистов выявлены суть и значение принципа профилизации, позволяющего обеспечить условия для реализации человеком профессионально-личностных потребностей и в результате быть готовым к разнообразию будущей деятельности. Анализ содержания действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» — и изучение пространства профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов в сфере физического воспитания детей позволяет выделить особенности процесса физического воспитания и содержание процесса профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов. Обоснованы направления профилизации: формирование сознательного отношения личности к освоению основных ценностей физической культуры и результаты освоения этих ценностей педагогами, обучение способам формирования у детей младшего школьного возраста с акцентом внимания на операциональный и мотивационно-ценностный базовые компоненты физической культуры личности; подготовка к организации самостоятельных занятий физической культурой детьми младших классов в условиях семьи, к физическому воспитанию детей младших классов в условиях семьи, способам учета в реализации задач самостоятельных занятий физической культурой; способам противодействия негативным явлениям в отношении сохранности здоровья, основам физического воспитания детей младших классов в условиях семьи, особенностям организации двигательного режима и активного отдыха в процессе учебного дня младших школьников и др. Выделенное в результате изучения общих закономерностей профилизации профессиональноприкладной подготовки будущих учителей начальных классов содержание требует выделения времени на теоретические и практические занятия. Исходя из этого, при разработке новых государственных стандартов следует вернуться к практике выделения собственного учебного времени на профилизацию профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов по физической культуре и освоения выделенного содержания знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нафисет Кирмизовна Куприна, Елена Григорьевна Вержбицкая, Юлия Борисовна Тхакумачева, Асиет Кирмизовна Басте, Аминат Шимафовна Шишхова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILING THE VOCATIONAL AND APPLIED TRAINING OF FUTURE PRIMARY CLASS TEACHERS IN PHYSICAL EDUCATION

This study aims to examine and analyze the organization of professional and applied training for future primary class teachers in physical education, with an emphasis on the concept of profiling. The principle of profiling is crucial in meeting the professional and personal needs of individuals, thereby preparing them for diverse future activities. By examining the current federal state educational standard for higher education in pedagogical education and exploring the professional activities of future primary school teachers in physical education, this research highlights the unique aspects of physical education and provides insight into the content of their professional and applied training. The study establishes various directions for profiling, including cultivating a conscious attitude towards physical culture values, teaching methods that focus on developing primary school children’s physical culture components, training in organizing independent physical education classes within families, addressing negative health phenomena, organizing the daily routine and active recreation for primary schoolchildren, and more. The research underscores the need for allocating sufficient time for both theoretical and practical classes to support effective profiling in professional and applied training. Future state standards should consider dedicating specific instructional hours for the profiling of future primary school teachers in physical education and master the corresponding content of knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

PHYSICAL EDUCATION AND PROFESSIONAL PHYSICAL READINESS

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК [796.01:378.147]:373.3 ББК 75.1:74.480 П 84

001: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-69-76

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

(Рецензирована)

Нафисет Кирмизовна КУПРИНА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия паПэеЬ.кирппа@уапбех.ги, Ьирз://огас1. огд/0000-0002-5179-4467

Елена Григорьевна ВЕРЖБИЦКАЯ

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия еду1809@таН.ги, Ьирз://огас1. огд/0000-0001 -7161 -2707

Юлия Борисовна ТХАКУМАЧЕВА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия и<1пакитас11еуа@та17.ги, ¡Шрз://огас1. огд/0009-0008-5420-3889

Асиет Кирмизовна БАСТЕ

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия аз1еЬ2010@таИ.ги, Ьирз://огас1. огд/0009-0009-4639-4272

Аминат Шимафовна ШИШХОВА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия 5Л/'5Л/(Л01/а77@та/7.ги, Ьирз://огас1. огд/0009-0002-9788-3235

Аннотация. На основании анализа и синтеза опыта ведущих ученых и научных школ по организации профессионально-прикладной подготовки будущих специалистов выявлены суть и значение принципа профилизации, позволяющего обеспечить условия для реализации человеком профессионально-личностных потребностей и в результате быть готовым к разнообразию будущей деятельности.

Анализ содержания действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» — и изучение пространства профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов в сфере физического воспитания детей позволяет выделить особенности

процесса физического воспитания и содержание процесса профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов.

Обоснованы направления профилизации: формирование сознательного отношения личности к освоению основных ценностей физической культуры и результаты освоения этих ценностей педагогами, обучение способам формирования у детей младшего школьного возраста с акцентом внимания на операциональный и мотивационно-ценностный базовые компоненты физической культуры личности; подготовка к организации самостоятельных занятий физической культурой детьми младших классов в условиях семьи, к физическому воспитанию детей младших классов в условиях семьи, способам учета в реализации задач самостоятельных занятий физической культурой; способам противодействия негативным явлениям в отношении сохранности здоровья, основам физического воспитания детей младших классов в условиях семьи, особенностям организации двигательного режима и активного отдыха в процессе учебного дня младших школьников и др.

Выделенное в результате изучения общих закономерностей профилизации профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов содержание требует выделения времени на теоретические и практические занятия. Исходя из этого, при разработке новых государственных стандартов следует вернуться к практике выделения собственного учебного времени на профилизацию профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов по физической культуре и освоения выделенного содержания знаний.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, профессионально-прикладная подготовка, профилизация, направления профилизации учителя, начальные классы, содержание и организация режима дня.

Для цитирования: Профилизация профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов по физической культуре // Н.К. Куприна, Е.Г. Вержбицкая, Ю.Б. Тхакумачева [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(238). С. 69-76. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-69-76.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

PROFILING THE VOCATIONAL AND APPLIED TRAINING OF FUTURE PRIMARY CLASS TEACHERS IN PHYSICAL EDUCATION

Nafiset K. KUPRINA

Adyghe State University, Maykop, Russia

nafiset.kuprina@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0002-5179-4467

Elena G. VERZHBITSKAYA

Adyghe State University, Maykop, Russia

egvl809@mail.ru, https://orcid. org/0000-0001 -7161 -2707

Yuliya B. TKHAKUMACHEVA

Adyghe State University, Maykop, Russia

tkhakumacheva@mail. ru, https://orcid. org/0009-0008-5420-3889 Asiet K. BASTE

Adyghe State University, Maykop, Russia

asiet2010@mail. ru, https://orcid. org/0009-0009-4639-4272

Aminat Sh. SHISHKHOVA

Adyghe State University, Maykop, Russia

shishkhova77@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-9788-3235

Abstract. This study aims to examine and analyze the organization of professional and applied training for future primary class teachers in physical education, with an emphasis on the concept of profiling. The principle of profiling is crucial in meeting the professional and personal needs of individuals, thereby preparing them for diverse future activities. By examining the current federal state educational standard for higher education in pedagogical education and exploring the professional activities of future primary school teachers in physical education, this research highlights the unique aspects of physical education and provides insight into the content of their professional and applied

training. The study establishes various directions for profiling, including cultivating a conscious attitude towards physical culture values, teaching methods that focus on developing primary school children's physical culture components, training in organizing independent physical education classes within families, addressing negative health phenomena, organizing the daily routine and active recreation for primary schoolchildren, and more. The research underscores the need for allocating sufficient time for both theoretical and practical classes to support effective profiling in professional and applied training. Future state standards should consider dedicating specific instructional hours for the profiling of future primary school teachers in physical education and master the corresponding content of knowledge.

Keywords: physical culture, physical education, vocational and applied training, profiling, teacher profiling areas, primary classes, content and organization of daily routine.

For citation: Kuprina N.K., Verzhbitskaya E.G., Tkhakumacheva Yu. B. [and others]. Profiling the vocational and applied training of future primary class teachers in physical education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 69-76. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-69-76.

Введение. Определение содержания, методик и технологий профессиональной подготовки специалистов строится на основе учета своеобразия будущей деятельности [1-4]. Явление, при котором содержание процесса обучения основывается на результатах анализа содержания и потребностей профессии у работника, то есть на основе учета своеобразия будущей профессиональной деятельности, определяется как принцип профилизации.

Реализация принципа профилизации в процессе учебной деятельности и подготовки студентов к профессии обеспечивает целенаправленное и системное формирование их профессиональных знаний, навыков, умений и компетенций, поэтому преподавание всей совокупности учебных дисциплин в меру своих возможностей должно строиться таким образом, чтобы обеспечить вклад в реализацию исследуемого принципа. При этом реализация принципа имманентно предусматривается в содержании государственных стандартов, а также в совокупности методологических и методических рекомендаций по их исполнению, разрабатываемых соответствующими министерствами и ведомствами. Предполагается, что за счет такого подхода обеспечивается системная подготовка будущего специалиста.

И действительно, во многом этот подход срабатывает позитивно и системно, обеспечивая при этом однонаправленный педагогический процесс и гарантируя достижение высокого уровня профессиональной подготовки [5]. Вместе с тем существуют как минимум два фактора, обуславливающих необходимость постоянного внимания к процессу реализации принципа профилизации в учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки:

1. Профилизация обеспечивает не только реализацию задач профессиональной подготовки, но и участвует в широком общеобразовательном, общекультурном и нравственном формировании будущего специалиста, обеспечивает понимание значимости своей профессиональной деятельности в обществе, обеспечивает видение пространства своих компетенций и механизмов взаимодействия с обществом. В силу того что развитие общества и общественных отношений представляет собой высокодинамичный процесс, появляется задача адаптации процесса образования к ее изменениям, в данном случае — задача уточнения содержания, направлений и средств реализации принципа профилизации. Тем самым обеспечивается гуманистичность и ориентированность на личность специалиста изучаемого принципа.

2. Многообразие профессиональной деятельности, интенсивное изменение средств производства и пространства деятельности, состояния участников деятельности приводят к необходимости изучения этих факторов, так как динамика их развития опережает по скорости возможности руководящих систем в принятии управленческих решений. Таким образом, возникает задача адаптации процесса

профилизации к изменениям пространства и содержания всего многообразия деятельности [6].

С этой точки зрения особенно сложно обеспечить профилизацию процесса подготовки специалистов для педагогической деятельности и процесса психолого-педагогической и специальной их подготовки. При этом общие знания, составляющие основы профессионального мировоззрения, заявлены в государственных стандартах, реализация изучаемого принципа имманентно заложена в предметах, прописаны способы профилизации и процесс их изучения. Однако компоненты особенных знаний, навыков, умений, компетенций вытекают из конкретных условий пространства деятельности, состояния обучающихся, способностей и потребностей детей, их мотивированности на процесс образования и из многих других переменных. То есть процесс профилизации требует опоры на знания, существование которых только предполагается, при этом сам процесс профилизации предполагает не формальную сумму профессиональных знаний, навыков и умений и компетенций, а их взаимопроникновение.

Никакая общая подготовка не может быть эффективной, если не содержит ориентации обучающихся на прикладные возможности информации, составляющей изучаемые курс или дисциплину. Это обстоятельство подчеркивает потребность в изучении пространства профессиональной деятельности, особенностей и содержания всего многообразия профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Для выделения основных направлений и содержания профилизации профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов по физической культуре проведены библиографический поиск, анализ и синтез опыта ведущих ученых и научных школ, а также нормативных документов, в том числе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [7]; осуществлено теоретическое моделирование содержания образования на основе теоретического, логического, сравнительно-сопоставительного и категориального анализа и синтеза закономерностей профессионального образования и профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов по физической культуре; изучены и обобщены практики профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов по физической культуре в Адыгейском государственном университете.

Результаты и обсуждение. Процесс непосредственной подготовки учителей начальных классов обеспечивает подготовку по всему фронту учебных предметов, однако каждый из них имеет свои особенности, требующие изучения за пределами конкретного предметного содержания. Причем успешность будущей деятельности в существенной степени зависит от возможностей качественного решения этих важных задач.

В соответствии с содержанием учебного предмета доминирующее внимание уделяется решению трех основных задач, а именно: 1) накоплению объема знаний, позволяющих формировать ценности физической культуры, 2) развитию и совершенствованию двигательных навыков и двигательной активностии, 3) формированию уровня физической подготовленности. Безусловно, в общем плане качественное решение этих проблем физической культуры позитивно влияет на формирование профессиональной подготовленности, однако процессы решения названных выше задач не реализуются учителями начальных классов. Они реализуются специалистами в области физической культуры.

Важным фактором теории и методики физического воспитания для распределения задач физического воспитания детей между учителем начальных классов

и учителем физической культуры является разнообразное влияние, оказываемое физическими упражнениями в зависимости от применяемых средств, их объема и интенсивности.

Систематическое применение физических упражнений с такими объемом и интенсивностью, которые обеспечивают утомление, позитивно сказывается на формировании физического состояния в процессе адаптации, обеспечивает развитие физических качеств и двигательных навыков.

Однако утомление приводит к кратковременному снижению умственной и физической работоспособности. Как бы эффективно ни реализовывал учитель физической культуры свои задачи, это не приведет к повышению умственной работоспособности на уроке и между уроками. Для этого должны применяться формы, методы и упражнения, отличные от тех, которые применяют учителя физической культуры. При этом использовать их может только сам учитель начальных классов, который находится с детьми класса весь период их времяпрепровождения в школе.

Это означает, что пространство профессиональной деятельности учителя начальных классов требует знаний, навыков и умений, не входящих в процесс их обучения в вузе.

Еще одним направлением профилизации процесса формирования компетенций в области физической культуры является подготовка учителей к работе с детьми по проблемам научной организации самостоятельного учебного труда и физического самовоспитания, сохранения и укрепления здоровья детей.

Это обстоятельство подчеркивается, в частности, в обосновании актуальности диссертационной работы Е.Г. Вержбицкой «Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся» [8], где отмечается, что «современные дети и подростки нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности».

В выводах работы подчеркивается необходимость обеспечения руководителями школ эффективного взаимодействия учителей и родителей, влияния школы на просвещение семьи, на участие семьи и родителей в охране здоровья, в обеспечении стремления к созданию здорового образа семьи и принятия ценностей здоровья детьми.

Особо отмечается, что «...процесс педагогического просвещения родителей следует начинать в период обучения детей в начальном школьном звене, когда возможно наиболее эффективное воздействие на активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей, к формированию здоровой семейной среды» [8].

Вместе с тем, если учитель не имеет знаний, навыков и умений в этой области, то эта совокупность задач решена быть не может. Следовательно, характеристика пространства профессиональной деятельности учителя начальных классов требует овладения знаниями, навыками и умениями семейного физического воспитания, путей и способов формирования исходных представлений о личностной физической культуре детей.

Понятно, что в такой ситуации организация педагогического просвещения родителей не основывается на выработке общих подходов школы и семьи к реализации единого целеполагания и создании условий для развития физически, психически и нравственно здоровой личности ребенка. Эти подходы становятся недоступными или малодоступными и семьям, и самой школе.

Согласно общим рассуждениям о содержании профессиональной деятельности учителя начальных классов [9-11], профилизация профессионально-прикладной

подготовки будущих учителей начальных классов по физической культуре кроме задач, реализуемых в процессе общего физического воспитания студентов, должна включать в себя следующие направления:

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) учителей начальных классов (сознательное отношение личности к освоению основных ценностей физической культуры и результаты освоения этих ценностей; содержание, состав применяемых средств; направление формирования физических качеств, определяющих будущую трудовую деятельность учителя начальных классов; характеристика условий, характера, вида труда и проявляющегося утомления; причины необходимости и порядок внедрения ППФП в режим деятельности учителя начальных классов).

2. Обоснование и направление формирования основ личностной физической культуры детей младшего школьного возраста с акцентом внимания на операциональный, когнитивный и мотивационно-ценностный базовые компоненты физической культуры личности.

3. Основы организации самостоятельных занятий физической культурой детей младших классов в условиях семьи (индивидуальные способности и потребности в занятиях физическими упражнениями; направления применения и состав средств физического воспитания детей младших классов в условиях семьи; условия физического воспитания детей младших классов в семье и роль родителей в их обеспечении; основы организации самостоятельных занятий физической культурой в семье; способы самоконтроля в условиях дистанционной либо очной формы, «похитители» здоровья человека (безнравственное поведение, несоблюдение режима питания и режима дня, двигательная бездеятельность, в том числе чрезмерное использование компьютерных технологий, курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и анаболических препаратов, стимуляторов, энергетиков).

5. Формирование двигательного режима и организация активного отдыха в процессе учебного дня младших школьников: научная организация режима деятельности, нормирование и чередование учебной, бытовой, досуговой, физкультурной форм деятельности и отдыха в режиме дня, активного отдыха в процессе учебного дня младших школьников; оптимального двигательного режима в течение дня, недели и месяца, выбор средств и видов занятий; эффекты упражнений (ближайший эффект и явление активного отдыха, следовой эффект и закономерности адаптации, кумулятивный эффект и повышение уровня физической подготовленности и тренированности); явление активного отдыха, формы активного отдыха, состав применяемых физических упражнений; основополагающие черты методики (интенсивность выполнения упражнений невысокая, объем воздействия небольшой, применение способов создания и поддержания позитивного эмоционального фона, повторение воздействия до наступления выраженного утомления, сопряжение данных форм с другими).

Заключение. Обнаруженное в результате изучения общих закономерностей профилизации профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов содержание требует выделения времени на теоретические и практические занятия. Их проведение в структуре учебного предмета «Физическая культура» малоэффективно и может отрицательно повлиять на решение собственных задач учебного предмета. Исходя из этого, при разработке новых государственных стандартов следует вернуться к практике выделения собственного учебного времени на профилизацию профессионально-прикладной подготовки будущих учителей начальных классов по физической культуре и обеспечить освоение выделенного содержания знаний.

Примечания:

1. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1978. 144 с.

2. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров A3. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод, пособие. М.: Советский спорт, 2010. 149 с.

3. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. С. 82.

4. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7.С. 42-47.

5. Глубоковская Е.Е. Современные проблемы подготовки и профессиональной реализации среднего медицинского персонала // Современное региональное здравоохранение: тенденции развития и перспективы:науч.-практ.конф.,посвящ. 20-летию кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского. Саратов, 2013. С. 23-24.

6. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук, в форме науч. докл. М., 1990. 84 с.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. №121: с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г., 19 июля 2022 г., 27 февраля 2023 г. URL:https://normativ.kontur.ru/

8. Вержбицкая Е.Г. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 25с.

9. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М.: Высшая школа, 1989. 164 с.

10. Ковачева И.А. Содержание, методы и организационные формы профессионально-прикладной физической подготовки студенток гуманитарных специальностей: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 176с.

11. Чермит К.Д. Теория и методика физического воспитания: опорные схемы: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 272 с.

References:

1. Ilyinich V.I. Professional and applied physical training of university students: a manual / V.I. Ilyinich. M.: Vysshaya shkola, 1978. 144 pp.

2. Kabachkov V.A. Professional physical culture in the system of continuous education of youth: scientific and methodological manual / V.A. Kabachkov, S.A. Polievsky, A.E. Burov. M.: Soviet sport, 2010. 149 pp.

3. Korovin S.S. Theoretical and methodological foundations of the professional physical culture of students: Diss, abstract for the Dr. of Pedagogy degree. M., 1997. P. 82.

4. Matveev L.P., Polyansky V.P. Application of physical culture: conceptual foundations and their specification in modern conditions // Theor. and pract. of physical culture, 1996. No. 7. P. 42-47.

5. Glubokovskaya E.E. Modern problems of training and professional implementation of nursing personnel // Modern regional healthcare: development trends and prospects: scient. and pract. conference, dedicated to the 20th anniversary of the Department of Economics and Management of Healthcare and Pharmacy of Saratov SMU named after V.I. Razumovsky. Saratov. 2013. P. 23-24.

6. Vilensky M.Ya. Formation of physical culture of a teacher's personality in the process of his professional training: Diss, abstract for the Dr. of Pedagogy degree in the form of a scientific report. M., 1990. 84 pp.

7. On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education — Bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical education: Order of the Ministry of Education and Science of the RF dated February 22, 2018. No. 121: with amendments and additions dated: November 26 2020, February 8, 2021, July 19, 2022, February 27, 2023. URL: https://normativ. kontur.ru/

8. Verzhbitskaya E.G. Pedagogical education of parents as a component of school activities to protect the health of students: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maykop, 2006. 25 pp.

9. Vilensky M.Ya., Safin P.S. Professional orientation of physical education of students of pedagogical specialties. M.: Vysshaya Shkola, 1989. 164 pp.

10. Kovacheva I.A. Contents, methods and organizational forms of professionally applied physical training of female students of humanitarian specialties. Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2002. 176 pp.

11. Chermit K.D. Theory and methods of physical education: support schemes: a manual. M.: Soviet Sport, 2005. 272 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©Куприна H.K., Вержбицкая Е.Г., Тхакумачева Ю.Б., Баете А.К., Шишхова А.Ш., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.