Научная статья на тему 'Профилизация преподавания физиологии на педиатрическом факультете'

Профилизация преподавания физиологии на педиатрическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилизация преподавания физиологии на педиатрическом факультете»

80

Преподавание физиологии

Проблемы преподавания

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИОЛОГИИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Горожанин Л.С., Булыгин А.Н., Назаров СБ.

ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава

Кафедра нормальной физиологии, физики, математики и информатики

Введение элементов физиологии развивающегося организма в преподавание началось у нас с 50-х гг. прошлого столетия и исторически связано с научными разработками на кафедре проблем возрастной гематологии. Комплексный характер этой работы (совместно с кафедрой педиатрии, руководимой проф. О.М. Лаго, а затем проф. М.С. Философовой) позволил вскоре интегрировать преподавание физиологии и патологии системы крови у детей в учебный процесс. Этому способствовало издание обеими кафедрами нескольких учебно-методических пособий, в том числе совместного пособия для студентов, интернов и врачей-педиатров [9]. Особое место в их ряду заняло пособие «Возрастная физиология системы крови» [2], где впервые были систематизированы данные литературы и результаты исследований сотрудников кафедры по функциональной гематологии развивающегося организма применительно к целям и задачам подготовки будущих педиатров. В пособии для студентов «Адаптационные реакции взрослого и развивающегося организма» [5] нами показан системный характер этих реакций и их роль в адаптации организма к различным условиям кислородообеспечения (гипоксия, гипероксия, мышечная нагрузка, гиподинамия). Даны современные представления о регуляции эритропоэза, не нашедшие пока отражения в учебной литературе, в том числе по такому вопросу, как гуморальный механизм торможения эритропоэза. Последнее важно для понимания происхождения так называемой физиологической анемии новорожденных.

С начала 70-х гг. коллектив кафедры стал интенсивно разрабатывать профилизацию всего курса нормальной физиологии. Первые же результаты этой работы были одобрены учебнометодической конференцией заведующих кафедрами нормальной физиологии медицинских вузов Российской Федерации [1]. Особенности преподавания нашего предмета неоднократно обсуждались на методических совещаниях и комиссиях совместно с педиатрическими кафедрами нашего вуза. Соответствующие материалы были включены для будущих педиатров во все разделы лекционного курса и в практические занятия. В учебном процессе стали исполь-

зоваться созданные кафедрой (с привлечением студентов) таблицы, схемы, стенды по физиологии развивающегося организма. Были составлены методические разработки для студентов и преподавателей, отражающие возрастные особенности и их клиническое значение. В разработки были включены списки рекомендуемой литературы по возрастной физиологии, контрольные вопросы по различным ее разделам. Экзамен для студентов педиатрического факультета стали проводить по отдельным билетам, каждый из которых содержал вопрос по физиологии растущего организма или задачу применительно к профилю факультета (анализ гемограммы ребенка, составление пищевого рациона и другие).

Основные принципы профилизации преподавания физиологии на педиатрическом факультете сохранялись и развивались нами в последующие десятилетия. Существенным подспорьем в этой работе стало централизованное издание в 1988 г. учебного пособия для студентов педиатрических факультетов «Физиология плода и детей» [8]. В нем нашли отражение и результаты исследований нашего коллектива по функциональной гематологии. Мы включили материалы по физиологии рационального питания ребенка в изданное нами учебно-методическое пособие [3].

Актуален вопрос профилизации практических работ на занятиях по физиологии. Такие попытки предпринимались нами при организации изучения тем «Кровообращение», «Дыхание», «Кровь», «Обмен веществ и энергии». Занятия по первым двум темам проводились в старших группах детского сада. Студенты исследовали у детей в покое и при дозированной физической нагрузке пульс, артериальное давление, показатели внешнего дыхания. Занятия проходили интересно, способствовали созданию у студентов мотивации в отношении их будущей специальности. К сожалению, по ряду причин пришлось отказаться от подобной практики. Продолжаются работы по разделам: 1. Оценка эритропоэза в

раннем возрасте путем сопоставления концентрации ретикулоцитов в крови новорожденного и взрослого животного [4]. 2. Решение

Т. 10, №1-2, 2005

Вестник Ивановской медицинской академии

81

задач по обмену энергии и составление пищевого рациона для детей разного возраста.

В последние два десятилетия мы, используя наработанный опыт, расширили практику профилизации по возрастной физиологии, включив вопросы по особенностям стареющего организма для преподавания на лечебном факультете. Жизнь, однако, показывает, что нередко выпускник педиатрического факультета как врач может иметь дело со взрослыми, а выпускник лечебного факультета — с детьми. Тем более что ограничения в выборе специальности после окончания того или иного факультета стали менее жесткими. Усиливается тенденция к подготовке семейного врача, подопечными которого являются пациенты всех возрастных групп. Это побудило нас к преподаванию студентам обоих факультетов всех этапов онтогенеза — от раннего до «позднего». В том числе на обоих факультетах в лекционном курсе излагается тема «Система крови и ее регуляция» по материалам исследования кафедры. И все же на педиатрическом факультете мы стремимся дать более углубленные сведения по физиологии развивающегося организма. Традиционно сохраняется интеграция преподавания физиологии и детских болезней на основе комплексных исследований по функциональной и клинической гематологии [6, 7, 10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Горожанин Л.С. О профилизации преподавания физиологии на педиатрическом факультете // Материалы 1-й республиканской учебно-методической конференции заведующих кафедрами нормальной физиологии медицинских вузов РСФСР. - Ярославль, 1973. - С. 47-48.

2. Горожанин Л.С. Возрастная физиология системы крови. Иваново, 1977. - 66 с.

3. Горожанин Л.С, Булыгин А.Н., Назаров СБ. и др. Физиологические основы рационального питания. - Иваново, 1997. — 79 с.

4. Горожанин Л.С, Катаева Л.Н., Чухнина И.П. К методике проведения практической работы для студентов педиатрического факультета по возрастной физиологии системы крови //Комплексный сборник изобретений и рационализаторских предложений медицинских вузов и научно-исследовательских институтов РСФСР. - М. - Иваново, 1973. - С. 261-261.

5. Горожанин Л.С, Назаров СБ., Полумискова Л.А. Адаптационные эритроцитарные реакции взрослого и развивающегося организма. -Иваново, 1992. - 40 с.

6. Горожанин Л.С, Философова М.С Опыт интеграции преподавания физиологии и детских болезней на основе комплексных научных исследований // Интеграция преподавания теоретических и клинических дисциплин: Сб. тр. -Иваново, 1996. - С. 37-38.

7. Горожанин Л.С, Философова М.С. Итоги и перспективы клинико-экспериментальных исследований возрастного становления эритроци-тарной системы, механизмов ее повреждения и компенсации //Вестник Ивановской медицинской академии. - 2000. - Т. 5, № 3-4. - С. 18-26.

8. Физиология плода и детей / Под ред. В.Д. Глебовского. - М.: Медицина, 1988. - 224 с.

9. Философова М.С, Горожанин Л.С. Становление функций эритроцитарной системы развивающегося организма. — Иваново, 1987. - 47 с.

10.Философова М.С, Чемоданов В.В., Ситнова Е.В., Шниткова Е.В. Клетки периферической крови - показатель уровня здоровья растущего организма // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2003. - Т. 8, приложение. -С. 54-56.

Поступила 15.02.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.