Научная статья на тему 'Профилизация образовательной среды на этапе дошкольного образования'

Профилизация образовательной среды на этапе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / PROFILISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Е. М.

В статье рассматривается проблема профилизации образовательной среды на этапе дошкольного образования. Формулируется определение понятию «профилизация образовательной среды». Дается концептуальная основа рассматриваемого процесса. Анализируется результат реализации Концепции профилизации дошкольной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILISATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE STAGE OF PRESCHOOL EDUCATION

In the article the problem of profilisation of the educational environment at a stage of preschool education is considered. Definition of the concept «profilisation of the educational environment» is formulated. The conceptual basis of considered process is given. The result of implementation of the concept of profilisation of the preschool educational environment is analyzed.

Текст научной работы на тему «Профилизация образовательной среды на этапе дошкольного образования»

УДК 378

Е.М. Каргина

канд. пед. наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема профилизации образовательной среды на этапе дошкольного образования. Формулируется определение понятию «профилизация образовательной среды». Дается концептуальная основа рассматриваемого процесса. Анализируется результат реализации Концепции про-филизации дошкольной образовательной среды.

Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, дошкольное образование, концепция.

E.M. Kargina, Penza State University of Architecture and Construction

PROFILISATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE STAGE OF PRESCHOOL EDUCATION

Abstract. In the article the problem of profilisation of the educational environment at a stage of preschool education is considered. Definition of the concept «profilisation of the educational environment» is formulated. The conceptual basis of considered process is given. The result of implementation of the concept of profilisation of the preschool educational environment is analyzed.

Keywords: profilisation, educational environment, preschool education, concept.

Профилизация - это культурно-исторический процесс, важную роль в развитии которого играют социокультурные предпосылки. Социокультурные компоненты имеют превалирующее значение и в развитии компонентов профилизации, в том числе в развитии образования как одного из социальных институтов. Актуальность изучения процесса профилизации образовательной среды и факторов, определяющих его необходимость и содержание, связана с модернизацией деятельности системы образования и поиском новых подходов к организации и содержанию деятельности основных компонентов современной образовательной среды.

Под профилизацией дошкольной образовательной среды нами понимается процесс дифференциации взаимодействия системы дошкольного образования и совокупности источников образования в референтной социальной среде, интеграция деятельности которых на основе системно-деятельностного подхода, личностной ориентированности, акмеологичности и аксиологичности действия участников педагогического процесса позволяет учитывать интересы, склонности, способности и потребности дошкольников и осуществлять процесс их активного самоопределения.

Разработана Концепция [1] профилизации дошкольной образовательной среды, сущность которой заключается в дифференциации взаимодействия системы дошкольного образования и совокупности источников образования в референтной социальной среде. Интеграция их деятельности на основе системно-деятельностного подхода, личностной ориентированности, акмеологичности и аксиологичности действия участников педагогического процесса позволяет учитывать интересы, склонности, способности и потребности дошкольников и осуществлять процесс их активного самоопределения.

Первое концептуальное положение (методологический аспект), определяющее методологию исследования, заключается в системно-деятельностном обосновании развития структуры и содержания профилизированной дошкольной образовательной среды на основе выявления ведущих аксиологических аспектов и акмеологического содержания взаимодействия его участников.

Второе концептуальное положение (теоретический аспект), определяющее теоретическую основу исследования: основываясь на концептуальном характере профилизации, сле-

дует рассматривать следующие уровни определения и реализации факторов, определяющих необходимость профилизации дошкольной образовательной среды. Это - содержание государственной политики в области образования и потребности общества в профилизации образовательной среды; федеральный уровень определения стратегии профилизации системы образования; региональный уровень тактических действий по профилизации системы образования; уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования; уровень взаимодействия корректирующих факторов и профилизации образования.

Третье концептуальное положение (содержательный или практический аспект), определяющее содержание исследования: о создании инновационной структуры профилизации дошкольного образования на базе многопрофильного образовательного комплекса и реализации модели профилизации дошкольной образовательной среды на основе условий (организация педагогического сопровождения личностно-направленного развития дошкольника, дифференциация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и потребностей личности дошкольника, формирование мотивации участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды, формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилиза-ции дошкольной образовательной среды), способствующих социально-педагогическому проектированию в рамках Концепции профилизации образовательной среды.

Четвертое концептуальное положение (субъектный аспект), определяющее субъектную основу исследования: о формировании компетентной самодостаточной субъектной основы профи-лизации дошкольной образовательной среды средствами социально-педагогического проектирования на основе формирования и развития таких личностных качеств дошкольника, как готовность к реализации опыта социального научения, полученного в процессе семейно-бытовой социализации и в системе дошкольного образования; направленность на идентификацию формируемых учебных умений и имеющегося опыта социального действия; интерес к рационализации практических действий; готовность дошкольника проявить учебные умения в стандартных ситуациях; активность участников социального и дидактического взаимодействия и др.

Результатом реализации Концепции профилизации дошкольной образовательной среды являются:

1. Мотивация личности дошкольника: познавательная мотивация; мотивация достижения успеха; мотивация к проявлению личностных основ готовности к профессиональному самоопределению; интерес к рационализации практических действий; мотивация к установлению положительного отношения окружающих к личности дошкольника.

2. Направленность личности дошкольника: направленность на идентификацию формируемых учебных умений и имеющегося опыта социального действия; направленность на обучение в школе.

3. Качества личности дошкольника: активность дошкольника в процессе социального и дидактического взаимодействия; познавательная активность; уверенность в себе; самостоятельность поступков; исполнительность; ответственность; организованность; дифференцированная самооценка.

4. Ценности личности дошкольника: нравственные нормы и правила поведения; социально-значимые ценности - ориентация на социальное окружение; практический опыт взаимодействия с социальным окружением.

5. Свойства личности дошкольника: готовность к реализации опыта социального научения, полученного в процессе семейно-бытовой социализации и в системе дошкольного образования; готовность проявить учебные умения в стандартных ситуациях; развитая культура самообслуживания; эмоционально-волевое восприятие личности педагога в процессе взаимодействия; избирательность восприятия информации; сформированность самооценки; субъект-

ность деятельности; ориентация на выполнение положительно-оцениваемых поступков.

Таким образом, профилизация образовательной среды на этапе дошкольного образования соответствует основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2]. В разработанной Концепции, в частности, учитываются принципы создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Список литературы:

1. Каргина Е.М. Профилизация образовательной среды: концепция и модель формирования: (монография). - Пенза: ГУАС, 2011. - 148 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. -№ 6241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.