Научная статья на тему 'Профилирование учебных курсов как педагогическая технология'

Профилирование учебных курсов как педагогическая технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФИЛИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ КУРСОВ / ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛИРОВАНИЯ / МАТРИЦА ВЗАИМОСВЯЗИ / ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ДИДАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дячкин Олег Дмитриевич, Околелов Олег Петрович

Статья посвящена профилированию вузовских учебных курсов педагогической технологии, реализующей компетентностный подход в образовании. Уточняются принципы профилирования, приводятся примеры профилирования курса высшей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дячкин Олег Дмитриевич, Околелов Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profiling of educational courses as a pedagogical technology

The article looks at the problem of profiling educational courses at higher educational institutions. Profiling is viewed as a competence-based pedagogical technology. Principles of profiling are specified. Profiling of higher mathematics course is given as an example.

Текст научной работы на тему «Профилирование учебных курсов как педагогическая технология»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

і

О.Д. ДЯЧКИН, доцент О.П. ОКОЛЕЛОВ, профессор Липецкий государственный технический университет

Профилирование учебных курсов как педагогическая технология

Статья посвящена профилированию вузовских учебных курсов- педагогической технологии, реализующей компетентностный подход в образовании. Уточняются принципы профилирования, приводятся примеры профилирования курса высшей математики.

Ключевые слова: компетенция, профилирование учебных курсов, принципы профилирования, матрица взаимосвязи, оптимизационные методы дидактики.

Педагогический опыт высшей школы свидетельствует, что традиционные формы и методы подготовки не способствуют оптимизации процесса формирования у выпускников компонентов профессиональной культуры. В самом деле, ведущей формой организации подготовки является предметная система, в рамках которой студент решает, как правило, задачи той или иной учебной дисциплины, обычно не связывая их с ведущей целью высшего образования - формированием профессионализма [1].

В действительности же профессиональные задачи, как справедливо подчёркивается в [2], не только полидисциплинарны, но и полисистемны: решая их, специалист вынужден работать одновременно в системах «человек - человек», «человек - информация », «человек - техника» и других, пользуясь знаниями из разных дисциплин.

Умение решать профессиональные задачи на достаточно высоком уровне - ключевая компетенция специалиста. Она может быть сформирована у выпускника лишь как результирующий вектор взаимодействия всех участников подготовки специалиста в реальных условиях образовательной среды данного вуза. Таким образом, формирование и развитие у выпускника вуза ключевых компетенций требует специальной организации учебного процесса. Поэтому в современной педагогике высшей школы в качестве приоритетной рассматривается

исследовательская задача проектирования и обоснования образовательных технологий, позволяющих интегрировать усилия дисциплин учебного плана по формированию у студентов основ профессионализма.

Самореализация в области профессиональной деятельности требует специфической личностной работы, и ее выполнению, конечно же, необходимо учить. Отсюда следует, что задача проектирования дидактической системы, предоставляющей студенту реальную возможность составить представление о ключевых компетенциях профессионала, должна рассматриваться педагогикой высшей школы как приоритетная.

Компетентностный подход к организации вузом учебного процесса, разрабатываемый сегодня многими исследователями, открывает принципиально новые педагогические возможности в решении задачи повышения качества подготовки специалистов. Существенным в этом подходе является отказ от ориентации главным образом на предметную подготовку будущего специалиста. Одной из наиболее перспективных педагогических технологий, реализующих основные идеи компетентностного подхода, является технология профилирования преподавания учебных курсов.

Педагогическую сущность профилирования преподавания вузовских учебных курсов раскрывает соответствующая система принципов.

Редакционная почта

153

Первый принцип профилирования требует целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала, исходя из государственного стандарта и задач компетентностного подхода. Процедуры реализации этого принципа в учебном процессе предусматривают формирование на основе содержания данного курса и содержания конкретной сферы компетентности так называемых ведущих тем курса. По сути, они составляют каркас учебной дисциплины, привязанной к конкретным сферам компетентности. Совокупность таких тем, дополненная вопросами, обеспечивающими научную и методическую целостность проектируемого курса, является наиболее оптимальным вариантом профилированного курса.

К системе ведущих принципов профилирования учебных предметов принадлежат также следующие:

• принцип комплексности — работа по профилированию курса должна охватывать все взаимосвязи данного курса с соответствующими предметами учебного плана;

• принцип целостности - профилирование курса не должно нарушать его логической стройности и научной целостности;

• принцип научной актуальности -содержание ведущих тем должно в максимально возможной мере отвечать достижениям соответствующих областей науки;

• принцип приоритета прикладных задач - на учебных занятиях в первую очередь должны предлагаться для решения прикладные задачи, которые имеют вполне определённое значение в плане формирования отдельных составляющих соответствующей компетентности.

Методы и средства профильного обучения вкупе с другими мероприятиями по совершенствованию организации учебного процесса [3] призваны создать оптимальные условия для наиболее полного достижения целей подготовки молодёжи к труду в современных социально-экономических условиях. Вместе с тем очень важно

иметь конструктивную (типа матрицы взаимосвязи задач обучения, воспитания и развития) программу реализации в практике преподавания принципов профилирования. Очевидно, что нет никакой необходимости загонять такого типа программы в какие-то жесткие структурные схемы - в этом отношении они могут отличаться друг от друга в очень широком диапазоне. Здесь более важно предусмотреть проектирование (не обязательно в явном виде) механизма управления процессом реализации программы в целом или какой-то её части.

Поясним только что сказанное на примере программы, реализующей принцип приоритета прикладных задач в обучении студентов. Эта программа предусматривает: 1) включение в материал учебных курсов обзоров методов решения конкретных классов прикладных задач; 2) разработку для каждого предмета учебного плана специальных пособий, содержащих теоретические упражнения и практические задачи прикладного характера; 3) оптимальное насыщение учебного курса прикладными задачами в соответствии с целями преподавания.

Так, студентам металлургических специальностей мы предлагаем решить следующие задачи: определение максимально полезной работы элемента по его ЭДС; вычисление энтропии; определение конфигурации прибыли, используемой в литейных процессах; нахождение коэффициента мас-сопереноса кислорода в газовой среде мартеновской печи в пограничном слое газ-шлак и др.

Трудно переоценить эффективность занятий, на которых студенты знакомятся с математическими методами решения инженерных задач и одновременно с алгоритмами их численной реализации с помощью современных компьютерных средств. Методика организации и проведения таких лабораторных занятий требует от преподавателя разработки комплексных заданий, охватывающих достаточно широкий круг познавательных проблем, а от студентов -

154 Высшее образование в России • № 10, 2009

активной познавательной деятельности в течение всего занятия.

Комплексные, междисциплинарные задания, включающие компьютерный эксперимент, позволяют, во-первых, добиваться качественного усвоения соответствующих разделов учебного предмета на уровне применения знаний, а во-вторых, наработать очень непростые навыки использования компьютерной техники для проведения нестандартных инженерных расчетов.

Не нуждается в особых доказательствах и тот факт, что совокупность принципов профилирования является системой целостной, открытой, развивающейся по мере установления новых закономерностей учебного процесса, накопления передового педагогического опыта. Нам особо хотелось бы отметить, что только системный подход к решению проблемы профилиро-

вания курсов дает возможность осуществить оптимальный отбор целевых установок учебной деятельности студентов, определить содержание профилированных курсов, выбрать необходимые методы и средства обучения.

Литература

1. См.: Болотов В.А., Сериков В.В. Компе-

тентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Кузьмина Н.В. Культура профессиональ-

ной деятельности, профессионализм, фундаментальность образования специалиста XXI столетия // Труды международной научно-практической конференции. СПб.: СПбГТУ, 2001. С. 266-271.

3. См.: Околелов О.П. Оптимизационные ме-

тоды дидактики // Педагогика. 2000. № 3. С. 21-26.

DYACHKIN O, OKOLELOV O. PROFILING OF EDUCATIONAL COURSES AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

The article looks at the problem of profiling educational courses at higher educational institutions. Profiling is viewed as a competence-based pedagogical technology. Principles of profiling are specified. Profiling of higher mathematics course is given as an example.

Keywords: competence-based technology, profiling of educational courses, principles of profiling, optimization methods of didactics.

Т.В. АНДРЮШИНА, доцент у„ебная

Сибирский государственный ./МСипаЯ

университет пут^ей сооб^щения илхлги«.1лтопи э о

О.Ф. ПИРАЛОВА, доцент КОМпЬЮтерная

Омский государственный презентация

университет путей сообщения гс,зс С1и'

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций студентов инженерно-технических вузов с помощью современных информационных и компьютерных технологий. Описаны возможности учебных компьютерных презентаций на примере преподавания инженерно-графических дисциплин.

Ключевые слова: интерактивное обучение, информационные технологии, мульти-медийность, профессиональные компетенции, содержательный компонент методической системы, учебные компьютерные презентации, целевой компонент методической системы, формы представления информации.

Преподавание курсов различных дис- усложнением их предметного содержания

циплин в рамках вузовских программ сегод- вследствие стремительного развития науки,

ня определяется, с одной стороны, посто- с другой - острой нехваткой часов на их

янным увеличением объема и качественным освоение учащимися, отсутствием полного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.