Научная статья на тему 'Профилактика жестокого обращения с подростками в семье'

Профилактика жестокого обращения с подростками в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / НАСИЛИЕ / PREVENTION / ABUSE / VIOLENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крук Е.Г.

В статье исследуются профилактика жестокого обращения с подростами в семье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика жестокого обращения с подростками в семье»

Крук Е.Г. ©

Студент, кафедра педагогики и психологии, «Тюменский государственный университет» Филиал в городе Ишиме

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ В СЕМЬЕ

Аннотация

В статье исследуются профилактика жестокого обращения с подростами в семье

Ключевые слова: профилактика, жестокое обращение, насилие. Keywords: prevention, abuse, violence.

В условиях экономических, политических и социальных изменений в нашей стране, обусловивших ухудшение качества жизни, снижение жизненного уровня населения, социальную напряженность, дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп.

Проблема насилия над детьми носит педагогический характер, хотя ее механизмы находятся преимущественно в психологии, которая достаточно глубоко изучает природу агрессивного поведения человека [15].

В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля понятие «жестокое» определяется - это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное [43].

Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует рассматриваемое понятие «жестокое обращение» как применения физической силы к кому-либо; притеснение, беззаконие; опора на силу действие с помощью силы[43].

Авторы педагогического энциклопедического словаря «жестокое обращения» рассматривают как «деление чего-либо через силу, принуждение силой» и интерпретируют его как общественное отношение, в ходе которого одни индивиды с помощью принуждения, насилия, представляющие угрозу жизни, подчиняют себе других [161].

По мнению Алексеева И.А - жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию. Наконец, отдельной новой формой жестокости называют торговлю детьми.

Далее отмечает И.А Алексеева «жестокое обращение и насилия над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности» [28, с. 9].

Е.Н Волкова отмечает, что жестокое обращение это - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка, жестокого обращения с ребенком учитывает актуальное состояние ребенка и как условия жизни в семье могут влиять на дальнейшем его развитие и социальную адаптацию [4].

Семантические близкие понятия «жестокое обращения» включающие в себя все виды деструктивных действий, актов бездействия, совершаемых в отношении детей в семье «жестокий» или «жестокое» - «свойства явления, процесса или личности, заключающиеся в безразличии к страданиям других людей (или к стремлению их подчинению), осознанные действия направленные на причинения мучений, страданий другим людям для достижения

© Крук Е.Г., 2016 г.

определенной цели и удовлетворения потребностей»; «крайне суровый, безжалостный, беспощадный»; «очень сильный, превосходящий обычное» [93]

Проблема защиты детей от жестокого обращения в наши дни становится все более и более актуальной. Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. [83]

Следуя за отечественными исследователями (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, Р.В. Овчарова, Н.Ю. Синягина и др.) мы выделяем 5 видов жестокого обращения над подростком в семье: физическое, психическое (эмоциональное), психологическое, сексуальное и пренебрежение нуждами ребёнка.

Домашнее жестокое обращение существует со времени возникновения семьи и брака. В США этой проблемой с 1960-х годов занимаются специалисты ведущих социальных институтов. В России о домашнем жестоком обращение впервые поднят вопрос в средине 1990-х годов, когда появились научные исследования и законодательства. В значительной мере благодаря социальным работникам и врачам общество стало проявлять беспокойство по поводу роста населения, применяемого к близким людям.

К сожалению, дол сих пор остается открытым вопрос о реальных масштабах насилия в современных российских семьях, требует доработки и правовая база социальной защиты от насилия в семье.

По мнению Е.И. Зритнева, И.П. Клушина проблема профилактики жестокого обращения с подростками в современном мире требует серьезных исследований. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста насилия над ребёнком в семье и его профилактика [с. 145 Е.И. Зритнева, И.П. Клушина]. Рассмотрим это понятие.

Термин профилактика (др.-греч. prophylaktikos предохранительный) Толковый словарь С.И.Ожегова трактует как «комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска» [94, с. 625].

Р.В. Овчарова под «профилактикой» понимает научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социально-культурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов [91, С. 275].

М.А. Галагузова полагает, что «профилактика» - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении личности [31, С. 294].

Р. Баркер рассматриваемое понятие определяет как предупредительные действия, используемые социальными работниками и другими специалистами, чтобы свести до минимума и устранить социальные, психологические и другие определенные условия, способствующие физическим и эмоциональным болезням, а иногда социоэкономическим проблемам[30].

Таким образом, под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

- сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Из всех вышеприведённых определений следует, что профилактика затрагивает не только медицинские аспекты, но и социальные, психологические и педагогические

составляющие. В соответствии с ними в науке выделяются различные виды профилактики: медицинская, социальная, психологическая, педагогическая[50].

В Российском педагогическом словаре социальной работы понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Социальная профилактика в то же время выступает в качестве инструмента, дающего необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая С.И.Ожегова [98].

Следовательно, социальную профилактику необходимо рассматривать как сознательную, целенаправленную, социально организованную деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания и перестройку их взаимодействия. При этом деятельность по социально-педагогической профилактике направлена на воспитательный микросоциум ребёнка (педагоги, родители, группа сверстников), изменение характера их отношений, воздействий на ребенка из вне, на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними, на изменение позиции ребёнка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие)

О психологической профилактике ведётся речь в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития [109].

По мнению психологов, сущность психопрофилактической деятельности состоит в создании с помощью психотехнологий условий для предотвращения ситуаций психологического насилия [99].

Психолого-педагогическая профилактика - система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Психолого-педагогическая профилактика призвана содействию полноценному развитию личности всех участников учебно-воспитательного процесса, предупреждению возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощи в осознании деструктивного влияния психологического насилия и направлена на поддержание, защиту здоровья ребёнка; предотвращение причин, способных вызвать различного рода отклонения в личности[93].

Литература

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2010. - 256 с.

2. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. - М.: ВЛАДОС, 2011.-512с.

3. Адлер А.С. Стили воспитания. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.