ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
Попова Е.и.
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ МИКРОСОЦИУМА ДВОРА
В последнее время отмечается рост насилия и жесткого обращения по отношению к детям и подросткам, особенно в семьях.
Об актуальности этой проблемы говорят официальные показатели распространенности этого явления.
Так, по данным российской статистики ежегодно регистрируется более двух миллионов случаев жестокого обращения с детьми:
- более 2 млн. детей подвергаются физическому насилию, каждый 10-й ребенок гибнет, а около 3 тысяч детей и подростков заканчивают жизнь самоубийством;
- более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома по причине жестокого обращения родителей, около 10% из этих детей погибают на улице в силу разных обстоятельств, а 25 тысяч детей находятся в розыске;
- число зарегистрированных убийств новорожденных в 2014г. составляло более 200 случаев, между тем по последним данным наблюдается увеличение числа преступлений подобного рода;
- ежегодно выявляется свыше 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, большинство из которых - социальные сироты, брошенные или отобранные у родителей;
- ежегодно около 10 тысяч родителей лишаются родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются из семей без лишения их родителей родительских прав, по причине того, что дальнейшее нахождение в родительской семье представляет угрозу их жизни и здоровью.
Профилактика жестокого обращения с детьми понимается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на формирование у родителей и детей семейных ценностей, ориентацию на внутренние ресурсы семьи, а также профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью [7].
В системе профилактики жестокого обращения с детьми выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика.
В статье пойдет речь только о первичной профилактике жестокого обращения с детьми в семье, задачей которой является формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения, воспитание гармоничной личности.
Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения факторов риска жестокого обращения, выявление и коррекцию проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьи (регулятивной, ценностно-ориентирующей, отражательной, информационной, прогнозирующей и т. д.).
Под жестоким обращением с детьми Е.Н. Волкова понимает умышленное или неосторожное обращение или действие со стороны взрослых, приведшее к травмам, нарушению в развитии, летальному исходу ребенка, либо угрожающее благополучию и правам ребенка [2].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие виды насилия над детьми: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное, экономическое и пренебрежение основными нуждами ребенка.
К общим признакам неблагополучия ребенка, связанным с жестоким обращением в семье, мы отнесли следующие:
- стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий;
- проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка);
- низкая способность к рефлексии и заботе о себе;
- стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, «негативной» аффектив-ности, низким уровнем развития способности к сопереживанию;
- агрессивность и нетерпимость;
- склонность к регрессивному поведению;
- отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению;
- подчиненность среде;
- слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг-поведе-
ния.
Причины жестокого обращения с детьми необходимо рассматривать в совокупности и понимать причинность насилия в семье в четырех контекстах:
• в общем социокультурном контексте, который подразумевает в чем-то специфические для каждого общества социально-культурные установки, отношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей;
• в социальном семейном контексте, который включает в себя специфическую структуру отношений в семье и их негативную динамику (большое количество конфликтов между поколениями, конфликты и коллизии между супругами, ролевые изменения в отношениях между родителями и детьми), а также обезличенность семейных отношений;
• в индивидуальном психологическом контексте личности родителей, который включает в себя: представления родителей об образе жизни, специфический взгляд на собственный опыт детства, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способ-
ность бороться со стрессами и пр.;
• в кризисном психосоциальном контексте, который проявляется в дефиците средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; в нагрузках, вызванных социальными изменениями, в существенно низкой адаптации родителей в кризисных ситуациях; в некомпетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т.д. [4].
Анализ литературных источников позволил нам выявить следующие причины насилия в семье:
• разобщенность, разрушение межпоколенных связей, социальная атомизация;
• потеря событийности детской жизни;
• создание условий для подмены среды свободного живого общения, «виртуальной» действительностью и др.
Естественно, при изучении причин жестокого обращения с детьми необходимо изучать совокупность всех существующих факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.
Следует подчеркнуть, что риску жестокого обращения могут быть подвержены дети не только в семьях, относящихся к группе риска, но и в социально благополучных семьях. Это связано с тем, что в наше время многие семьи подвержены влиянию стрессовых факторов.
Осмысление процессов жизнедеятельности детей и взрослых в пространстве двора и исследование особенностей протекания данного процесса в дворовой среде является новой и значимой тематикой в ситуации профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
Мы полагаем, что двор как микросоциум - это наиболее стабильная часть воспитательной среды, активно влияющей на формирование и развитие личности не только ребенка, но и взрослого.
С. Курганский выделяет следующие компоненты микросоциума двора:
1) социальный компонент состоит из системы норм и отношений, в которых протекает жизнедеятельность взрослеющего человека, личностные особенности и ценности участников взаимодействия в среде;
2) гуманный компонент двора несет в себе пространство гуманных отношений. Гуманные отношения выступают как отношения, в которых предметный мир, а также социальный мир - общество взрослых и детей - приобретают статус безусловных личных ценностей, которые переживаются как сострадание, сорадование и порождают стремление к защите, содействию, помощи;
3) двор должен быть пространством событийности [6].
Поэтому важное значение представляет обращение к положениям событийного подхода, который в рамках исследуемой проблемы можно рассматривать относительно значимости происходящих в жизни семьи событий.
В работах Е.Г. Соловьева событийный подход понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни семьи. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, ему присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сфе-
ру и поведение личности. Действенность воздействия осуществляется на основе факта свершения события, как увиденное и лично пережитое. Событие является вариантом сообщения информации, а также может предоставить богатый эмпирический материал, стать основой для совместной деятельности родителей и детей [8].
Как отмечает Д.В. Григорьев, событийный подход позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности, рефлексировать и управлять личностно-развивающимся потенциалом совместного бытия родителей и детей. Событийный подход, считает автор, является практической альтернативой «мероприятийному» воспитанию, поскольку ориентирован не на «событие ради события», но на «событие ради со-бытия». По мнению автора, единицей данного подхода выступает событие, которое автор определяет как «развивающую, целе- и ценностно ориентированную встречу взрослого и ребенка, длящуюся в объективной реальности или в сознании субъекта» [3, с. 79].
Как видно, событийный подход предусматривает создание для родителей и детей ситуаций с особо яркими впечатлениями, задающих эталон гуманистических ценностей и открытых отношений, выводящих участников события на приобретение нового ценного опыта (пересечение в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах, характеризующееся принятием друг друга, взаимопониманием, духовной связью, близостью, чувством МЫ).
Исходя из предыдущих суждений, пространство двора предстает как динамическая сеть взаимосвязанных событий, в каждом из которых происходит личностно развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча родителя и ребенка, их со-бытие.
Поскольку событийный подход предполагает «выращивание» детско-взрослых событийных общностей и обладает личностным, развивающимся потенциалом совместного события родителей и детей, их взаимодействие друг на друга должно исключать использование открытых и скрытых форм принуждения, когда каждая сторона, сохраняя свою независимость, демонстрирует способность к согласованию действий и достижению позитивного результата.
Согласно этому, событие должно стимулировать духовную работу личности, интегрироваться в такое свойство, которое называется миролюбием, выражающееся в способности к преодолению собственной агрессивности, способности ненасильственно разрешать конфликты, находить разумные компромиссы. Решение названой проблемы возможно лишь при условии бытия взрослых и детей не «рядом», но «вместе» друг с другом. Речь идет об активном социальном взаимодействии взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого и ребенка.
Таким образом, особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях микросоциума двора состоят в реализации событийного подхода, ориентированного на преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения детей и их родителей, и формировании миролюбия, как личностного качества, проявляющегося в этом взаимодействии.
Одним из условий профилактики жестокого обращения с детьми в семье, на наш взгляд, является укрепление семейных традиций посредством досуговой деятельности.
Микросоциум двора может стать местом для реализации названного условия, так как целостность развития ребенка в большой степени зависит от среды, которая организуется наиболее выгодным образом.
Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции - рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека. Организация досуга -одна из значимых функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени [5].
Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах деятельности, способствует сплочению семейного коллектива, направлена на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие семейных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи [1].
Анализ литературных источников и реинтерпритация собственного опыта показывают, что профилактика жестокого обращения с детьми в семье в условиях микросоциума двора может осуществляться посредством реализации потенциала семейного досуга, способствующего социализации ребенка и конструктивному взаимодействию членов семьи через:
- целенаправленное включение в досуговую деятельность всей семьи, как целостного субъекта, результат которого зависит от совместных усилий родителей и детей;
- оптимизацию социально-психологической и духовно-нравственной атмосферы жизнедеятельности семьи путем насыщения семейного досуга разными видами деятельности;
- формирование у родителей ценностей семейного досуга, повышение их мотивации принимать активное и конструктивное участие в оптимизации межличностных отношений с ребенком, когда каждая сторона, сохраняя свою независимость, демонстрирует способность к согласованию действий и достижению позитивного результата; когда первостепенное значение приобретает характер отношения одного человека к другому; ненасильственное отношение выражается в способности к принятию другого, терпимости, ассертивности как умения достигать своих целей, не причиняя вреда другому; когда убеждение используется вместо наказания, подбадривание вместо унижения; когда эмоционально окрашенные переживания взаимного принятия друг друга и переживание позитивных изменений становятся внутренними установками личности взрослого и ребенка;
- формирование ролевой идентичности и максимально полной реализации возможностей личности каждого члена семьи.
Есть основания полагать, что вовлечение детей и их родителей в дворовые игры может способствовать их сплочению на основе общего досуга, поскольку в игре создается атмосфера открытости, непринужденности, доброжелательности, готовности к общению, настроенности на понимание и диалог, т.е. происходит определенного рода «оздоровление детства». Как известно, опыт игровой деятельности передавался из поколения в поколение, а именно от взрослых и старших детей к младшим. К сожалению, эта связь оборвалась. Социализирующие и развивающие возможности дворовых
игр оказались практически утеряны. Возрождение дворовых игр и приумножение опыта создания условий для совместного детско-родительского общения сможет обеспечить создание устойчивых семейных связей, уменьшить озлобленность родителей, физическое или психическое переутомление взрослых; незрелость и эгоизм родителей, отсутствие личностной привязанности к ребёнку; чрезмерную требовательность и т.п.
Превращая дворовую игру в событие, родителям предстоит решить две основные задачи: 1) сделать его личностно значимым событием для ребенка; 2) создать ситуацию со-бытия участников события.
Следует заметить, что организация семейного досуга в микросоциуме двора предполагает использование потенциала волонтерской деятельности.
Другим важным условием профилактики жестокого обращения с детьми в семье является распространение информации о недопустимости проявления жестокого обращения:
• распространение информационных листков с контактными данными учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам в случаях семейного и иного насилия;
• разработка и распространение тематических профилактических плакатов, памяток, буклетов, листовок, ориентированных на разные целевые группы;
• разработка и распространение методических пособий для родителей, включающих информацию о формах, видах, последствиях жестокого обращения с детьми и т.п.;
• подбор и показ видеороликов о недопустимости жесткого обращения с детьми;
• изготовление и размещение баннеров на тему ответственного родительства.
Распространение такой информации может осуществляться через проведение:
• акций, направленных на противодействие жестокому обращению в семье;
• мероприятий с семьями, посвященных Дню спонтанного проявления доброты, Международному дню защиты детей, Всемирному дню детей, Всероссийскому дню семьи, любви и верности, Международному дню семей и др.;
• психологических консультаций в условиях жизненного пространства двора;
• Оп-Нпе-консультирования через социальные сети.
Реализация названных условий волонтерами Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» в микросоциуме нескольких дворов г. Ишима, Тюменской области позволила получить следующие результаты:
• совместная подготовка к тому или другому событию сблизила детей и родителей, подружила семьи;
• каждое со-бытие позволило родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия;
• если встреча с ребенком осознавалась родителем как событие, то в его сознании начинали присутствовать не только его собственные смыслы, но и смыслы ребенка;
• в процессе совместного с ребенком времяпрепровождения родители научились контролировать, в первую очередь, собственное поведение, воспитывать ребенка, не подавляя его личность, понимать причины поведения ребенка, передавать ему убеждение, что они его любят и готовы помогать;
• расширились возможности улучшения рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
• играя с ребенком, родители находились на территории его интересов, учились проникновению в его образ мышления, умению разбираться в мотивах и значении его поступков;
• подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры давали возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю - сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка;
• ребенок стал воспринимать родителей по-новому, как союзников;
• улучшилось психическое и эмоциональное самочувствие детей;
Важно, что все приобретенные родителями и детьми умения и навыки, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом стали переноситься в реальную жизнь семьи.
Литература
1. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде дополнительного образования детей. М.: Компания Спутник +, 2005. 152 с.
2. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения / Е.Н. Волкова. М.: Дашков и К, 2007. 212 с.
3. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / Д.В.Григорьев. Пермь, 2001. С. 77-88.
4. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, как субъекты психологической безопасности [Электронный ресурс] / А.И.Донцов и др. - Режим доступа: http://novamfo.ru/archive/7/deti-zhestokoe-obrashchenie. - Загл. с экрана.
5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева. М.: МГУ-КИ, 2004. 539 с.
6. Курганский С. Дворовая педагогика : модель орг. досуга детей и подростков по месту жительства «А у нас во дворе» / С. Курганский // Народное образование. 2005. № 3. С. 233-239.
7. Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2011.152 с.
8. Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике / Г.Е. Соловьев // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. Ижевск. 2006. Ч. 2. С. 24-26.