Научная статья на тему 'Профилактика жесткого обращения с детьми в семье в условиях микросоциума двора'

Профилактика жесткого обращения с детьми в семье в условиях микросоциума двора Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
966
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ / МИКРОСОЦИУМ ДВОРА / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / PRIMARY PREVENTION / FAMILY CHILDREN ABUSE / YARD MICROSOCIUM / EVENT APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Елена Исааковна

В статье впервые освящены вопросы, связанные с профилактикой жестокого обращения с детьми в семье в условиях микросоциума двора, описаны признаки и причины жесткого общения с детьми, предложены условия первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье в контексте событийного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY CHILDREN ABUSE PREVENTION IN THE CONDITIONS OF A YARD MICROSOCIUM

The article outlines the issues related to the children abuse prevention in the family in the conditions of a yard microsocium. It describes the family children abuse symptoms and causes, suggests the terms of its primary prevention in the context of the event approach.

Текст научной работы на тему «Профилактика жесткого обращения с детьми в семье в условиях микросоциума двора»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ

Попова Е.и.

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ МИКРОСОЦИУМА ДВОРА

В последнее время отмечается рост насилия и жесткого обращения по отношению к детям и подросткам, особенно в семьях.

Об актуальности этой проблемы говорят официальные показатели распространенности этого явления.

Так, по данным российской статистики ежегодно регистрируется более двух миллионов случаев жестокого обращения с детьми:

- более 2 млн. детей подвергаются физическому насилию, каждый 10-й ребенок гибнет, а около 3 тысяч детей и подростков заканчивают жизнь самоубийством;

- более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома по причине жестокого обращения родителей, около 10% из этих детей погибают на улице в силу разных обстоятельств, а 25 тысяч детей находятся в розыске;

- число зарегистрированных убийств новорожденных в 2014г. составляло более 200 случаев, между тем по последним данным наблюдается увеличение числа преступлений подобного рода;

- ежегодно выявляется свыше 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, большинство из которых - социальные сироты, брошенные или отобранные у родителей;

- ежегодно около 10 тысяч родителей лишаются родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются из семей без лишения их родителей родительских прав, по причине того, что дальнейшее нахождение в родительской семье представляет угрозу их жизни и здоровью.

Профилактика жестокого обращения с детьми понимается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на формирование у родителей и детей семейных ценностей, ориентацию на внутренние ресурсы семьи, а также профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью [7].

В системе профилактики жестокого обращения с детьми выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика.

В статье пойдет речь только о первичной профилактике жестокого обращения с детьми в семье, задачей которой является формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения факторов риска жестокого обращения, выявление и коррекцию проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьи (регулятивной, ценностно-ориентирующей, отражательной, информационной, прогнозирующей и т. д.).

Под жестоким обращением с детьми Е.Н. Волкова понимает умышленное или неосторожное обращение или действие со стороны взрослых, приведшее к травмам, нарушению в развитии, летальному исходу ребенка, либо угрожающее благополучию и правам ребенка [2].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие виды насилия над детьми: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное, экономическое и пренебрежение основными нуждами ребенка.

К общим признакам неблагополучия ребенка, связанным с жестоким обращением в семье, мы отнесли следующие:

- стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий;

- проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка);

- низкая способность к рефлексии и заботе о себе;

- стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, «негативной» аффектив-ности, низким уровнем развития способности к сопереживанию;

- агрессивность и нетерпимость;

- склонность к регрессивному поведению;

- отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению;

- подчиненность среде;

- слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг-поведе-

ния.

Причины жестокого обращения с детьми необходимо рассматривать в совокупности и понимать причинность насилия в семье в четырех контекстах:

• в общем социокультурном контексте, который подразумевает в чем-то специфические для каждого общества социально-культурные установки, отношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей;

• в социальном семейном контексте, который включает в себя специфическую структуру отношений в семье и их негативную динамику (большое количество конфликтов между поколениями, конфликты и коллизии между супругами, ролевые изменения в отношениях между родителями и детьми), а также обезличенность семейных отношений;

• в индивидуальном психологическом контексте личности родителей, который включает в себя: представления родителей об образе жизни, специфический взгляд на собственный опыт детства, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способ-

ность бороться со стрессами и пр.;

• в кризисном психосоциальном контексте, который проявляется в дефиците средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; в нагрузках, вызванных социальными изменениями, в существенно низкой адаптации родителей в кризисных ситуациях; в некомпетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т.д. [4].

Анализ литературных источников позволил нам выявить следующие причины насилия в семье:

• разобщенность, разрушение межпоколенных связей, социальная атомизация;

• потеря событийности детской жизни;

• создание условий для подмены среды свободного живого общения, «виртуальной» действительностью и др.

Естественно, при изучении причин жестокого обращения с детьми необходимо изучать совокупность всех существующих факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.

Следует подчеркнуть, что риску жестокого обращения могут быть подвержены дети не только в семьях, относящихся к группе риска, но и в социально благополучных семьях. Это связано с тем, что в наше время многие семьи подвержены влиянию стрессовых факторов.

Осмысление процессов жизнедеятельности детей и взрослых в пространстве двора и исследование особенностей протекания данного процесса в дворовой среде является новой и значимой тематикой в ситуации профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

Мы полагаем, что двор как микросоциум - это наиболее стабильная часть воспитательной среды, активно влияющей на формирование и развитие личности не только ребенка, но и взрослого.

С. Курганский выделяет следующие компоненты микросоциума двора:

1) социальный компонент состоит из системы норм и отношений, в которых протекает жизнедеятельность взрослеющего человека, личностные особенности и ценности участников взаимодействия в среде;

2) гуманный компонент двора несет в себе пространство гуманных отношений. Гуманные отношения выступают как отношения, в которых предметный мир, а также социальный мир - общество взрослых и детей - приобретают статус безусловных личных ценностей, которые переживаются как сострадание, сорадование и порождают стремление к защите, содействию, помощи;

3) двор должен быть пространством событийности [6].

Поэтому важное значение представляет обращение к положениям событийного подхода, который в рамках исследуемой проблемы можно рассматривать относительно значимости происходящих в жизни семьи событий.

В работах Е.Г. Соловьева событийный подход понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни семьи. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, ему присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сфе-

ру и поведение личности. Действенность воздействия осуществляется на основе факта свершения события, как увиденное и лично пережитое. Событие является вариантом сообщения информации, а также может предоставить богатый эмпирический материал, стать основой для совместной деятельности родителей и детей [8].

Как отмечает Д.В. Григорьев, событийный подход позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности, рефлексировать и управлять личностно-развивающимся потенциалом совместного бытия родителей и детей. Событийный подход, считает автор, является практической альтернативой «мероприятийному» воспитанию, поскольку ориентирован не на «событие ради события», но на «событие ради со-бытия». По мнению автора, единицей данного подхода выступает событие, которое автор определяет как «развивающую, целе- и ценностно ориентированную встречу взрослого и ребенка, длящуюся в объективной реальности или в сознании субъекта» [3, с. 79].

Как видно, событийный подход предусматривает создание для родителей и детей ситуаций с особо яркими впечатлениями, задающих эталон гуманистических ценностей и открытых отношений, выводящих участников события на приобретение нового ценного опыта (пересечение в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах, характеризующееся принятием друг друга, взаимопониманием, духовной связью, близостью, чувством МЫ).

Исходя из предыдущих суждений, пространство двора предстает как динамическая сеть взаимосвязанных событий, в каждом из которых происходит личностно развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча родителя и ребенка, их со-бытие.

Поскольку событийный подход предполагает «выращивание» детско-взрослых событийных общностей и обладает личностным, развивающимся потенциалом совместного события родителей и детей, их взаимодействие друг на друга должно исключать использование открытых и скрытых форм принуждения, когда каждая сторона, сохраняя свою независимость, демонстрирует способность к согласованию действий и достижению позитивного результата.

Согласно этому, событие должно стимулировать духовную работу личности, интегрироваться в такое свойство, которое называется миролюбием, выражающееся в способности к преодолению собственной агрессивности, способности ненасильственно разрешать конфликты, находить разумные компромиссы. Решение названой проблемы возможно лишь при условии бытия взрослых и детей не «рядом», но «вместе» друг с другом. Речь идет об активном социальном взаимодействии взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого и ребенка.

Таким образом, особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях микросоциума двора состоят в реализации событийного подхода, ориентированного на преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения детей и их родителей, и формировании миролюбия, как личностного качества, проявляющегося в этом взаимодействии.

Одним из условий профилактики жестокого обращения с детьми в семье, на наш взгляд, является укрепление семейных традиций посредством досуговой деятельности.

Микросоциум двора может стать местом для реализации названного условия, так как целостность развития ребенка в большой степени зависит от среды, которая организуется наиболее выгодным образом.

Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции - рекреативную (или восстановительную) и духовного развития человека. Организация досуга -одна из значимых функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени [5].

Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах деятельности, способствует сплочению семейного коллектива, направлена на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие семейных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи [1].

Анализ литературных источников и реинтерпритация собственного опыта показывают, что профилактика жестокого обращения с детьми в семье в условиях микросоциума двора может осуществляться посредством реализации потенциала семейного досуга, способствующего социализации ребенка и конструктивному взаимодействию членов семьи через:

- целенаправленное включение в досуговую деятельность всей семьи, как целостного субъекта, результат которого зависит от совместных усилий родителей и детей;

- оптимизацию социально-психологической и духовно-нравственной атмосферы жизнедеятельности семьи путем насыщения семейного досуга разными видами деятельности;

- формирование у родителей ценностей семейного досуга, повышение их мотивации принимать активное и конструктивное участие в оптимизации межличностных отношений с ребенком, когда каждая сторона, сохраняя свою независимость, демонстрирует способность к согласованию действий и достижению позитивного результата; когда первостепенное значение приобретает характер отношения одного человека к другому; ненасильственное отношение выражается в способности к принятию другого, терпимости, ассертивности как умения достигать своих целей, не причиняя вреда другому; когда убеждение используется вместо наказания, подбадривание вместо унижения; когда эмоционально окрашенные переживания взаимного принятия друг друга и переживание позитивных изменений становятся внутренними установками личности взрослого и ребенка;

- формирование ролевой идентичности и максимально полной реализации возможностей личности каждого члена семьи.

Есть основания полагать, что вовлечение детей и их родителей в дворовые игры может способствовать их сплочению на основе общего досуга, поскольку в игре создается атмосфера открытости, непринужденности, доброжелательности, готовности к общению, настроенности на понимание и диалог, т.е. происходит определенного рода «оздоровление детства». Как известно, опыт игровой деятельности передавался из поколения в поколение, а именно от взрослых и старших детей к младшим. К сожалению, эта связь оборвалась. Социализирующие и развивающие возможности дворовых

игр оказались практически утеряны. Возрождение дворовых игр и приумножение опыта создания условий для совместного детско-родительского общения сможет обеспечить создание устойчивых семейных связей, уменьшить озлобленность родителей, физическое или психическое переутомление взрослых; незрелость и эгоизм родителей, отсутствие личностной привязанности к ребёнку; чрезмерную требовательность и т.п.

Превращая дворовую игру в событие, родителям предстоит решить две основные задачи: 1) сделать его личностно значимым событием для ребенка; 2) создать ситуацию со-бытия участников события.

Следует заметить, что организация семейного досуга в микросоциуме двора предполагает использование потенциала волонтерской деятельности.

Другим важным условием профилактики жестокого обращения с детьми в семье является распространение информации о недопустимости проявления жестокого обращения:

• распространение информационных листков с контактными данными учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам в случаях семейного и иного насилия;

• разработка и распространение тематических профилактических плакатов, памяток, буклетов, листовок, ориентированных на разные целевые группы;

• разработка и распространение методических пособий для родителей, включающих информацию о формах, видах, последствиях жестокого обращения с детьми и т.п.;

• подбор и показ видеороликов о недопустимости жесткого обращения с детьми;

• изготовление и размещение баннеров на тему ответственного родительства.

Распространение такой информации может осуществляться через проведение:

• акций, направленных на противодействие жестокому обращению в семье;

• мероприятий с семьями, посвященных Дню спонтанного проявления доброты, Международному дню защиты детей, Всемирному дню детей, Всероссийскому дню семьи, любви и верности, Международному дню семей и др.;

• психологических консультаций в условиях жизненного пространства двора;

• Оп-Нпе-консультирования через социальные сети.

Реализация названных условий волонтерами Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» в микросоциуме нескольких дворов г. Ишима, Тюменской области позволила получить следующие результаты:

• совместная подготовка к тому или другому событию сблизила детей и родителей, подружила семьи;

• каждое со-бытие позволило родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия;

• если встреча с ребенком осознавалась родителем как событие, то в его сознании начинали присутствовать не только его собственные смыслы, но и смыслы ребенка;

• в процессе совместного с ребенком времяпрепровождения родители научились контролировать, в первую очередь, собственное поведение, воспитывать ребенка, не подавляя его личность, понимать причины поведения ребенка, передавать ему убеждение, что они его любят и готовы помогать;

• расширились возможности улучшения рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

• играя с ребенком, родители находились на территории его интересов, учились проникновению в его образ мышления, умению разбираться в мотивах и значении его поступков;

• подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры давали возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю - сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка;

• ребенок стал воспринимать родителей по-новому, как союзников;

• улучшилось психическое и эмоциональное самочувствие детей;

Важно, что все приобретенные родителями и детьми умения и навыки, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом стали переноситься в реальную жизнь семьи.

Литература

1. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде дополнительного образования детей. М.: Компания Спутник +, 2005. 152 с.

2. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения / Е.Н. Волкова. М.: Дашков и К, 2007. 212 с.

3. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / Д.В.Григорьев. Пермь, 2001. С. 77-88.

4. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, как субъекты психологической безопасности [Электронный ресурс] / А.И.Донцов и др. - Режим доступа: http://novamfo.ru/archive/7/deti-zhestokoe-obrashchenie. - Загл. с экрана.

5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева. М.: МГУ-КИ, 2004. 539 с.

6. Курганский С. Дворовая педагогика : модель орг. досуга детей и подростков по месту жительства «А у нас во дворе» / С. Курганский // Народное образование. 2005. № 3. С. 233-239.

7. Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2011.152 с.

8. Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике / Г.Е. Соловьев // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. Ижевск. 2006. Ч. 2. С. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.