Научная статья на тему 'Профилактика вербальной агрессии среди подростков посредством тренинговых занятий'

Профилактика вербальной агрессии среди подростков посредством тренинговых занятий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
958
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика вербальной агрессии среди подростков посредством тренинговых занятий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Е. В. Матецкая

студентка 3 курса отделения педагогического, социального и специального образования

Иркутский государственный университет г. Иркутск, Российская Федерация

ПРОФИЛАКТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Неустойчивая социальная обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Количество детей и подростков, склонных к агрессивному поведению и уже проявляющих различные виды агрессии, продолжает увеличиваться[1].

Агрессивность понимается как враждебность - поведение человека по отношению к другим людям, которое отличается стремлением причинить вред[2].

Вербальная агрессия занимает особое место среди других форм агрессивного поведения подростков. Это одна из актуальных проблем, с которой часто сталкиваются практические психологи.Вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме[3].Она часто выступает как неблагоприятный механизм адаптации при неудовлетворении значимых социальных потребностей.

Основными причинами вербальной агрессии в подростковом возрасте могут выступать: враждебность по отношению к объекту агрессии, вызванная рядом субъективных, объективных либо ситуативных причин; провокационные действия со стороны объекта агрессии, в том числе агрессивное вербальное поведение; нарушение объектом агрессии концептуальных и ситуативных норм общения, неприемлемое для коммуникатора; низкий уровень речевой и коммуникативной культуры субъекта высказывания.

Подростков, склонных к проявлению вербальной агрессии отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне они часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных. Однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Еще одной особенностью таких подростков является низкая фруст- рационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они высоко сенситивны, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах. Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

Изучение вербальной агрессии у подростков - одна из актуальных проблем психологии подросткового возраста и психологической практики. Это системная проблема, так как она охватывает не только подростков, как самих агрессоров, так и жертв, но так же и стиль взаимодействия в родительской семье, отношения в группе сверстников и саму школу.

Наше исследование посвящено изучению склонности подростков к определенному типу агрессивного поведения и уровня несдержанности обучающихся общеобразовательной школы. Базой проведения нашего исследования стало МБОУ г. Иркутска СОШ № 5.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

На первом этапе исследования нами был определен уровень вербальной агрессии подростков. Для этого была сформирована группа. В выборку вошли 22 обучающихся 8 класса, в возрасте 14-15 лет.

В качестве диагностического инструментария применялся опросник Е.П. Ильина, П.А. Ковалева Методика «Агрессивное поведение».

Обратимся к результатам исследования. Методика «Агрессивное поведение», позволила выявить склонность обучающегося к определенному типу агрессивного поведения (рисунок 1).

50 45 40 35 30

25 20 15 10

I Прямая вербальная агрессия I Прямая физическая агрессия

I Косвеная вербальная агрессия I Косвенная физическая агрессия

Рисунок 1 - Склонность обучающихся к определенному типу агрессии (%).

Склонность к прямой вербальной агрессии установлена у 45%.Эти подростки используют оскорбительные слова в адрес другого человека, высказывают ему это лично, тем самым унижая его.

Склонность к косвенной вербальной агрессии выявлена у 14%. Подростки обвиняют или угрожают человеку. Проявляется это в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение сверстника, агрессивных фантазий.

Склонность к прямой физической агрессии определена у 14%. Этим подростком свойственно нападение на другого человека, причинение ему физической боли и унижение.

Склонность к косвенной физической агрессии характерна 27%. Чаще подростки приносят материальный ущерб другому человеку через непосредственные физические действия.Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей.

Так же данная методика позволила нам определили уровень несдержанности обучающихся (рисунок 2).

60

50 40 30 20 10

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень Рисунок 2 - Уровни несдержанности обучающихся (%)

5

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070

Высокий уровень несдержанности респондентов выявлен у 9%. У данных подростков высокие показатели по всем шкалам (вербальная агрессия: прямая и косвенная, физическая агрессия: прямая и косвенная, уровень несдержанности). Это свидетельствует о том, что дети не только вербально выражают свою агрессию, при помощи оскорблений, грубого тона по отношению к другому человеку, но и физически. Используют физическую силу против другого лица или объекта.

Средний уровень несдержанности установлен у 50%. У подростков присутствует как физическая, так и вербальная агрессия, но проявляется она не так часто и не так явно. Низкий уровень несдержанности диагностирован у 41% респондентов. Этим подросткам свойственна уступчивость и бесконфликтность в поведении.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что в данном классе, большинство подростков склонны к проявлению прямой вербальной агрессии и имеют высокий уровень несдержанности. Следовательно, с такими детьми необходима профилактическая работа. Для снижения вербальной агрессии нами была разработана программа психолого - педагогических тренингов, направленная на профилактику вербальной агрессии подростков в условиях общеобразовательного процесса. В программу вошли тренинговые занятия, направленные на решения данной проблемы. Кроме того, тренинги расчитаны не только на группу подростков, но и на их родителей, в ходе которых ожидается снижение вербальной агрессии. Данная программа будет реализовываться в 2017 - 2018 учебном году. Список использованной литературы:

1. Истрофилова, О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: учебное пособие / О. И. Истрафилова - Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014.- 244 с.

2. Рерке, В.И. Коррекция детско-родительских отношений как направление первичной профилактики зависимых форм поведения подростков//Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.- 2016. С. 326-330.

3. Рерке, В.И. Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2016. № 1. С. 27-31.

4. Щербина, Ю.В. Вербальная агрессия. Изд. 2-е. М. : ЛКИ, 2008. 360 с.

5. Якимова, Н. С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества / Н. С. Якимова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - № 1 (45). - С. 184-188.

© Матецкая Е.В., 2017

УДК 159.9.075

М.В. Михина

аспирант ФГБОУ ВО «ИГУ» г. Иркутск, Российская Федерация mihinamv@yandex.ru

КОММУНИКАЦИОННЫЕ МОТИВЫ УЧАСТНИКОВ ГРУПП СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ОСНОВАНИИ СИМВОЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Аннотация

В сети «Интернет» участники коммуникаций презентуют себя с помощью символа, то есть электронной личной фотографии или другого изображения. Символьные изображения пользователей (аватары) предложено дифференцировать по содержательным категориям в соответствии с визуальной формой. Установлено статистически их неравномерное распределение в разных тематических группах сети. Обнаружено, что во всех исследуемых группах присутствуют пять выделенных категорий символьных изображений пользователей, но с разными процентными показателями. В статье показано, что существует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.