Научная статья на тему 'Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области: основные направления и опыт реализации программы "Дорога домой"'

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области: основные направления и опыт реализации программы "Дорога домой" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / FAMILY / STATE PROGRAM / FAMILY SUPPORT / PREVENTION OF FAMILY DISTRESS / SOCIAL ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Земнухов Денис Владимирович, Романова Любовь Леонидовна

Рассмотрены основные направления профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области, а также проведен анализ результатов реализации государственной социальной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2015-2017 гг. „Дорога домой“». Особое внимание уделено вопросам профилактики лишения родительских прав и отказов от детей при рождении, уменьшению доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи; увеличению доли граждан, принявших ребенка на воспитание в семью. В результате исследования сделан вывод об эффективной реализации мероприятий программы, что позволило построить эффективную профилактическую работу с семьями, опираясь на социально-экономические, правовые, организационно-воспитательные, психолого-педагогические меры воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF FAMILY TROUBLES AND SOCIAL ORPHANHOOD OF CHILDREN IN THE AMUR REGION: THE MAIN DIRECTIONS AND THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE PROGRAM THE WAY HOME

This article discusses the main areas of prevention of family distress and social orphanhood of children in the Amur region, and also analyzed the results of the implementation of the state social program for the prevention of family distress and social orphanhood of children in the Amur region for 2015-2017 The Way Home. The authors paid special attention to the issues of prevention of deprivation of parental rights and refusals of children at birth, reduction of the proportion of orphans and children left without parental care; an increase in the number of orphans and children left without parental care, placed in families for upbringing; an increase in the proportion of citizens who have adopted a child for upbringing in a family. The family is the most important social institution in the development of each individual, which is the main step in the socialization and development of a person. Children in the family acquire the skills and abilities of communication, mutual understanding, form the communicative component of the personality. It is in the family that moral character of the future person is laid. As a result of the study, a conclusion was drawn on the effective implementation of the program’s measures, which made it possible to build effective preventive work with families, based on socio-economic, legal, organizational, educational, psychological and pedagogical interventions.

Текст научной работы на тему «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области: основные направления и опыт реализации программы "Дорога домой"»

УДК 364.075.2

йО! 10.23951/2307-6127-2019-3-94-99

ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДОРОГА ДОМОЙ»

Д. В. Земнухов, Л. Л. Романова

Амурский государственный университет, Благовещенск

Рассмотрены основные направления профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области, а также проведен анализ результатов реализации государственной социальной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2015-2017 гг. „Дорога домой"». Особое внимание уделено вопросам профилактики лишения родительских прав и отказов от детей при рождении, уменьшению доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи; увеличению доли граждан, принявших ребенка на воспитание в семью. В результате исследования сделан вывод об эффективной реализации мероприятий программы, что позволило построить эффективную профилактическую работу с семьями, опираясь на социально-экономические, правовые, организационно-воспитательные, психолого-педагогические меры воздействия.

Ключевые слова: семья, государственная программа, поддержка семьи, профилактика семейного неблагополучия, социальное сиротство.

Семья - важнейший социальный институт в развитии каждой личности, являющийся основной ступенью социализации и становления человека. Без должного внимания со стороны семьи, заключающегося в воспитании, обучении и формировании навыков социализации, ребенок подвергается влиянию сверстников, улицы и других факторов, способных оказать негативное воздействие на формирующуюся личность. Кроме этих внешних факторов присутствует ряд внутренних, психологических причин, ведущих к отчуждению ребенка, которые могут привести в дальнейшем к девиациям различного рода. Дети в семье приобретают навыки и умения общения, взаимопонимания, формируют коммуникативную составляющую личности. Именно в семье закладывается моральный и нравственный облик будущей личности [1].

Однако встречаются семьи, в которых между ребенком и родителями возникает отчуждение, ведущее к разного рода насилию по отношению к ребенку, пренебрежению его интересами и нуждами. Наблюдается ряд известных причин, приводящих к подобным девиациям: алкогольная и наркотическая зависимость родителей или опекунов, отсутствие необходимых педагогических компетенций для осуществления должного ухода.

Закономерным результатом подобного отношения внутри семьи является рост различных психических отклонений у несовершеннолетних, не вкладывающихся в рамки нормального общества, включая аддикцию, делинквентность и другие формы проявления де-виантного поведения [2].

Факты выявления подобных случаев требуют от органов соцзащиты формирования комплекса эффективной системы господдержки семей с детьми, которая бы содержала не

Земнухов Д. В., Романова Л. Л. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства...

только социально-реабилитационные мероприятия, исправляющие сложившуюся сложную ситуацию в семье и оптимизирующие повседневную среду жизнедеятельности семей с несовершеннолетними, но и различные диагностические и профилактические мероприятия, действующие превентивно, снижающие социально-психологическую напряженность и нивелирующие социальные факторы риска, ведущие к различным формам деприваций.

Программно-целевой подход, применяемый с 2011 г. в Амурской области к проблемам семейного неблагополучия и социального сиротства, обусловлен реализацией в 2011-2013 гг. мероприятий государственной социальной программы «Во имя детства» [3]. Ее закономерным продолжением стала программа «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2015-2017 гг. „Дорога домой"» (далее -программа «Дорога домой»), которая направлена на внедрение новых методов профилактической работы, преодоление неблагополучия в семье и социального сиротства несовершеннолетних детей [4].

Рассмотрим основные направления программы, обеспечившие профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства в Амурской области. Например, такие мероприятия, предусмотренные программой, как расширение сети служб «Скорая социальная помощь», позволили не просто расширить территориальный охват деятельности служб профилактики социального сиротства на 12 муниципальных районов области, но и увеличить охват за три года на 1 327 семей. Создание служб психологической помощи и развитие клубной деятельности позволили снизить основной показатель, являющийся наиболее важным в практике социальной защиты семьи, - количество случаев лишений родительских прав - с 680 (к началу реализации программы) до 518 случаев на территории области в 2017 г., что ниже значения показателя на начало реализации программы на 23,82 % и на 13,67 % ниже, чем запланированное значение показателя на конец реализации программы.

Рассматривая профилактику отказа от новорожденных как часть программы «Дорога домой», необходимо отметить внедрение такой новой формы работы, как оказание комплексной помощи в рамках технологии социально-психологического сопровождения женщин «Мой малыш». Работа по данному направлению опиралась на то, что в основе отказа от материнства лежит совокупность социальных, экономических, психологических и патологических факторов. Поэтому целесообразно и важно организовывать комплексное сопровождение несовершеннолетних беременных и юных мам, беременных женщин, психологически не подготовленных к рождению и воспитанию ребенка и сознательному материнству [5]. Таким образом, за время действия программы технология реализовывалась на базе 17 учреждений и охватила своей деятельностью 22 города и муниципальных района области. Внедрение технологии позволило предотвратить 44 отказа от новорожденных на территории данных муниципальных районов и снизить удельный вес отказов от детей при рождении по сравнению с общей численностью родившихся детей на территории области с 0,32 % к началу реализации программы до 0,20 % по состоянию на 1 января 2018 г. Запланированное значение показателя к концу реализации программы достигнуто в полном объеме [6].

Важной частью работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства является организация устройства детей в семьи. В целях развития семейного устройства детей-сирот, профилактики вторичных отказов от детей осуществлялась подготовка кандидатов к усыновлению и опекунству (попечительству). Приемные родители перед принятием на воспитание в свои семьи детей-сирот проходили комплексную подготовку в школах приемных семей, где проводилось обучение и сопровождение семей, принявших на воспитание несовершеннолетних [7].

Внедрение новых технологий по устройству детей в семьи, таких как создание служб подготовки и сопровождения замещающих семей, проведение курсов тимбилдинга для семей, использование новой реабилитационной технологии «Мир детства», положительно отразилось на показателе доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к общей численности несовершеннолетних, проживающих в области, с 3,7 % до начала реализации программы до 2,82 % к концу ее реализации. Достигнутое значение показателя на 0,37 % ниже показателя, установленного программой к концу ее реализации. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, увеличилась с 63,6 до 83,56 % к концу реализации программы, что на 9,17 % выше установленного программой показателя.

Подготовка семей, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется службами подготовки и сопровождения замещающих семей. Утвержденная программа обучения кандидатов, грамотно выстроенная система психологической диагностики на стадии подготовки кандидатов и знакомства семьи с ребенком, подготовка детей, воспитывающихся в стационарных организациях для несовершеннолетних, к устройству в семью, дальнейшее сопровождение замещающих семей и постоянное повышение квалификации специалистов положительно сказывается на показателях устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Постоянную тенденцию роста имеет показатель «Доля граждан, принявших ребенка на воспитание в семью, из общего количества граждан, прошедших подготовку в Службе подготовки и сопровождения замещающих семей» с 40 % в начале реализации программы до 65,48 % к концу реализации. Достигнутое значение показателя на 20,48 % выше запланированного программой показателя.

Немаловажную роль в формировании позитивных представлений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, играет информационная кампания, проводимая на территории области [8].

Стоит отметить, что снижение показателя численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи с 4 708 до 4 324, которое наблюдалось в 2017 г. по отношению к 2016 г., обусловлено объективными причинами и не имеет постоянной тенденции: 440 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выбыли из замещающих семей в связи с достижением совершеннолетия, 35 несовершеннолетних поступили на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования на полное государственное обеспечение [9].

Одним из перспективных направлений работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является их своевременная подготовка к жизни за пределами стационарного социального учреждения. Формирование навыков, которые необходимы для нормального функционирования личности в обществе, которые обычно даются в семье, вырабатываются у воспитанников благодаря внедрению технологии социально-средо-вой адаптации. Обучению бытовым навыкам самообслуживания, занятиями по профессиональной ориентации в 2015-2017 гг. был охвачен 671 воспитанник стационарных учреждений для несовершеннолетних.

Результаты анализа программы для наглядности внесены в таблицу.

Программа «Дорога домой» успешно продолжила опыт предыдущей программы, в рамках мероприятий которой отразились:

- изменения в профилактической работе с семьями, реабилитации семей из группы риска на системной основе;

Индикатор (показатель) Значение индикатора (показателя) Фактическое значение показателя на конец реализации программы

к началу реализации программы установленное программой по окончании реализации программы

Количество случаев лишений родительских прав, человек 680 600 518

Удельный вес отказов от детей при рождении, % 0,32 0,20 0,20

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, % 3,7 3,19 2,82

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, % 63,6 74,39 83,56

Доля граждан, принявших ребенка на воспитание в семью, из общего количества граждан, прошедших подготовку в службе подготовки и сопровождения замещающих семей, % 40 45 65,48

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, человек 4 054 4 744 4 324

- развитие новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание технологий и программно-целевых механизмов, целью которых является системное сокращение случаев лишения законных представителей несовершеннолетних родительских прав путем своевременного выявления, сопровождение и реабилитации семей из группы риска;

- тиражирование на территории Амурской области новейших технологий социальной работы, заложенных предыдущим опытом социальных программ, реализованных в области [10].

Реализация мероприятий программы позволила построить эффективную профилактическую работу с семьями на ранней стадии зарождающегося кризиса. Комплексная система, направленная на восстановление доброжелательных отношений внутри семьи, обеспечивает в ней условия для соблюдения прав и интересов несовершеннолетних детей. Можно сделать вывод о прямой зависимости между увеличением количества профилактических мероприятий и уменьшением количества случаев лишения родительских прав.

Таким образом, с помощью профилактических мер можно устранять или уменьшать проблемы семьи, которые вызывают семейное неблагополучие. Основная цель профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия.

На основе изучения практики реализации программы «Дорога домой» и анализа запланированных и реализованных задач и мероприятий можно сделать вывод, что программа успешно реализована, отмечены положительные изменения по таким направлениям, как количество случаев лишений родительских прав; удельный вес отказов от детей при рождении; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи; доля граждан, принявших ребенка на воспитание в семью; численность детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи. Исходя из этого, можно говорить о необходимости продолжения системного подхода в организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства и дальнейшем использовании государственных социальных программ.

^исок литературы

1. Институт семьи как объект социальной политики государства. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-semi-kak-obekt-sotsialnoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 01.12.2018).

2. Король Л. Г. Осуществление межведомственного взаимодействия органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в Амурской области // Семья, родительст-во, детство: приоритеты социальной политики и практики: материалы XXI Окружных научных социальных чтений. 2016. Ч. I. C. 37-40.

3. Постановление Правительства Амурской области от 01.04.2011 № 205 (ред. от 15.08.2013) «Об утверждении программы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2011-2013 гг. „Во имя детства"». URL: http://szn.amurobl.ru/upload/iblock/91c/91c73b030e7bcc24b4050e9f2a361001.docx (дата обращения: 01.12.2018).

4. Постановление Правительства Амурской области от 19.05.2015 № 230 (ред. от 30.05.2017) «Об утверждении программы „Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2015-2017 гг. „Дорога домой"» URL: http://szn.amurobl.ru/upload/iblock/56a/56a4ec86c2084e1a4940d91930ad2470.docx (дата обращения: 01.12.2018).

5. Иванов О. И. О социологии социальных проблем // Социологическое образование в России: проблемы, перспективы: тезисы научн. конф. СПб., 1998. 85 с.

6. Краткий словарь по социологии / под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. 479 с.

7. Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования. М., 1992. 244 с.

8. Щеглова С. Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование: учеб. практикум / Моск. гуманит.-со-циальн. академия. М.: Социум, 2001. 96 с.

9. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. 596 с.

10. Майер А. А., Файзуллаева Е. Д. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей. М.: Сфера, 2015. 128 c.

Земнухов Денис Владимирович, студент, Амурский государственный университет (Игнатьевское шоссе, 21, Благовещенск, Россия, 675027). E-mail: [email protected]

Романова Любовь Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, Амурский государственный университет (Игнатьевское шоссе, 21, Благовещенск, Россия, 675027).

Материал поступил в редакцию 10.12.2018.

DOI 10.23951/2307-6127-2019-3-94-99

PREVENTION OF FAMILY TROUBLES AND SOCIAL ORPHANHOOD OF CHILDREN IN THE AMUR REGION: THE MAIN DIRECTIONS AND THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE PROGRAM THE WAY HOME

D. V. Zemnukhov, L. L. Romanova

Amur State University, Blagoveshchensk, Russian Federation

This article discusses the main areas of prevention of family distress and social orphanhood of children in the Amur region, and also analyzed the results of the implementation of the state social program for the prevention of family distress and social orphanhood of children in the Amur region for 2015-2017 The Way Home. The authors paid special attention to the issues of prevention of deprivation of parental rights and refusals of children at birth, reduction of the proportion of orphans and children left without parental care; an increase in the number of orphans and children left without parental care, placed in families for

Земнухов Д. В., Романова Л. Л. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства...

upbringing; an increase in the proportion of citizens who have adopted a child for upbringing in a family. The family is the most important social institution in the development of each individual, which is the main step in the socialization and development of a person. Children in the family acquire the skills and abilities of communication, mutual understanding, form the communicative component of the personality. It is in the family that moral character of the future person is laid.

As a result of the study, a conclusion was drawn on the effective implementation of the program's measures, which made it possible to build effective preventive work with families, based on socio-economic, legal, organizational, educational, psychological and pedagogical interventions.

Keywords: family, state program, family support, prevention of family distress, social orphanhood.

References

1. Institut sem'ikak ob"yektsotsial'noy politiki gosudarstva [Family institute as an object of state social policy] (in Russian). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/institut-semi-kak-obekt-sotsialnoy-politiki-gosudarstva (accessed 1 December 2018).

2. Korol' L. G. Osushchestvleniye mezhvedomstvennogo vzaimodeystviya organami i uchrezhdeniyami sistemy profilaktiki beznadzornosti, besprizornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh v Amurskoy oblasti [The implementation of interdepartmental cooperation between the bodies and institutions of the system for the prevention of neglect, homelessness and juvenile delinquency in the Amur region]. Sem'ya, roditel'stvo, detstvo: prioritety sotsial'noy politiki i praktiki: materialy XXI okruzhnykh nauchnykh sotsial'nykh chteniy [Family, parenthood, childhood: priorities of social policy and practice: materials of the 21st district scientific social readings]. 2016. Part I. Pp. 37-40 (in Russian).

3. Postanovleniye Pravitel'stva Amurskoy oblasti ot 01.04.2011 No. 205 (red. ot 15.08.2013) "Ob utverzhdenii programmy profilaktiki semeynogo neblagopoluchiya i sotsial'nogo sirotstva detey v Amurskoy oblasti na 2011-2013 gg. "Vo imya detstva" [Resolution of the Government of the Amur region of April 1, 2011 N 205 (ed. August 15, 2013) "On approval of the program for the prevention of family distress and social orphanhood of children in the Amur region for 2011-2013 "In the name of childhood"] (in Russian). URL: http://szn.amurobl.ru/upload/iblock/91c/91c73b030e7bcc24b4050e9f2a361001.docx (accessed 1 December 2018).

4. Postanovleniye Pravitel'stva Amurskoy oblasti ot 19.05.2015 No. 230 (red. ot 30.05.2017) "Ob utverzhdenii programmy "Profilaktika semeynogo neblagopoluchiya i sotsial'nogo sirotstva detey v Amurskoy oblasti na 2015-2017 "Doroga domoy" [Decree of the Government of the Amur Region of May 19, 2015 No. 230 (ed. of May 30, 2017) "On Approval of the program for the prevention of pamily pistress and pocial prphanage of phildren in the Amur pegion for 2015-2017 "The road home"] (in Russian). URL: http://szn.amurobl.ru/upload/iblock/56a/56a4ec86c2084e1a4940d91930ad2470.docx (accessed 1 December 2018).

5. Ivanov O. I. O sotsiologii sotsial'nykh problem [The sociology of social problems]. Sotsiologicheskoye obrazovaniye v Rossii: problemy, perspektivy: tezisy nauch. konf. [Sociological education in Russia: problems, prospects: theses of a scientific conference]. Saint Petersburg, 1998. 85 p. (in Russian).

6. Gvishiani D. M., Lapina N. I. Kratkiy slovar' po sotsiologii [A brief dictionary of sociology]. Moscow, Politizdat Publ., 1988. 479 p. (in Russian).

7. Kryuchkov Yu. A. Teoriya i metodysotsial'nogo proyektirovaniya [Theory and methods of social design]. Moscow, 1992. 244 p. (in Russian).

8. Shcheglova S. N. Sotsial'noye prognozirovaniye, proyektirovaniye i modelirovaniye: ucheb. praktikum [Social forecasting, design and modeling: training practicum]. Moscow, Sotsium Publ., 2001. 96 p. (in Russian).

9. Yadov V. A. Strategiya sotsiologicheskogo issledovaniya: opisaniye, ob'yasneniye, ponimaniye sotsial'noy real'nosti [Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality]. Moscow, Dobrosvet Publ., 1998. 596 p. (in Russian).

10. Mayyer A. A., Fayzullayeva E. D. Detsko-vzrosloye soobshchestvo: razvitiye vzroslykh i detey [Child-adult community: development of adults and children]. Moscow, 2015. 128 p. (in Russian).

Zemnukhov D. V., Amur State University (Ignat'yevskoye shosse, 21, Blagoveshchensk, Russian Federation, 675027). E-mail: [email protected]

Romanova L. L. Amur State University (Ignat'yevskoye shosse, 21, Blagoveshchensk, Russian Federation, 675027).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.