Научная статья на тему 'Профилактика родительского экстремизма в образовательных отношениях между инклюзивной школой и родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Профилактика родительского экстремизма в образовательных отношениях между инклюзивной школой и родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РОДИТЕЛИ РЕБЕНКА С ОВЗ / ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА / ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА / PARENTAL DISRUPTIVENESS / TYPES OF PARENTAL DISRUPTIVENESS / INCLUSIVE SCHOOL / INTERACTION WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина Екатерина Валентиновна

Статья посвящена проблеме родительского экстремизма в инклюзивной школе. Родительский экстремизм это крайняя форма реализации родительских функций, являющаяся следствием социальных и психологических факторов.В статье рассмотрены причины родительского экстремизма в образовательных отношениях: гиперпротекция, собственная несостоятельность, «комплекс отличника», потребность занять определенную социальную нишу, нереализованные социокультурные притязания, неприятие собственного ребенка, страх за дальнейшую судьбу своего ребенка, переход на систему оказания образовательных услуг, развитие инклюзивного образования. Наиболее распространенные случаи родительского экстремизма можно разделить на следующие типы: вмешательство в образовательный процесс, противоправные действия, оказание давления на преподавателей и администрацию. Родительский экстремизм не имеет ярко выраженных гендерных особенностей. Работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет предупредить случаи родительского экстремизма, направить деятельность родителей в полезное для школы русло, увеличивает вероятность совпадения ожиданий школы и семьи, позволяет родителям лучше понять цели и задачи школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алехина Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РREVENTION OF PARENTAL DISRUPTIVENESS IN EDUCATIONAL RELATIONS BETWEEN INCLUSIVE SCHOOLS AND PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Тhe paper deals with the problem of parental disruptiveness at an inclusive school. Parental disruptiveness is the most extreme form of realisation of parental functions. Parental aggressiveness is a consequence of social and psychological factors. The paper describes causes of parental disruptiveness in educational relations, namely hyperprotection, own inadequacy, the “complex of the excellent school student”, the need to occupy a certain social niche, unachieved social and cultural claims, the rejection of their own child, fear for the future of their child, the transition to a system of individual educational services, the development of inclusive education. The most common cases of parental disruptiveness can be divided into the following types: intervention in the educational process, illegal actions, pressure on teachers or school administration. Parental disruptiveness does not have distinctive features as to the gender. Interaction with parents of a disabled child can prevent cases of parental disruptiveness. It can also make activities of parents more benefi cial for the school, increase the likelihood of concurrence of expectations of the school and the family, allow parents to understand the objectives of school education better.

Текст научной работы на тему «Профилактика родительского экстремизма в образовательных отношениях между инклюзивной школой и родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2017. Вып. 44. С. 20-26

Алехина Екатерина Валентиновна, канд. пед. наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ 394043 Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 ev_alekhina@mail.ru

Профилактика родительского экстремизма

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛОЙ И РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья посвящена проблеме родительского экстремизма в инклюзивной школе. Родительский экстремизм — это крайняя форма реализации родительских функций, являющаяся следствием социальных и психологических факторов.В статье рассмотрены причины родительского экстремизма в образовательных отношениях: гиперпротекция, собственная несостоятельность, «комплекс отличника», потребность занять определенную социальную нишу, нереализованные социокультурные притязания, неприятие собственного ребенка, страх за дальнейшую судьбу своего ребенка, переход на систему оказания образовательных услуг, развитие инклюзивного образования. Наиболее распространенные случаи родительского экстремизма можно разделить на следующие типы: вмешательство в образовательный процесс, противоправные действия, оказание давления на преподавателей и администрацию. Родительский экстремизм не имеет ярко выраженных гендерных особенностей. Работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет предупредить случаи родительского экстремизма, направить деятельность родителей в полезное для школы русло, увеличивает вероятность совпадения ожиданий школы и семьи, позволяет родителям лучше понять цели и задачи школьного образования.

Основными представителями и защитниками прав и законных интересов ребенка являются родители. Это дает им право выбирать траекторию развития своего ребенка, в том числе и образовательную. Определяясь с образовательной занятостью своего ребенка, родители предъявляют требования к качеству образования и особенностям образовательной организации. Эти требования могут быть разумны, а могут быть завышены. В последнем случае взаимодействие системы образования и семьи осложняется такой разновидностью девиантного поведения, как родительский экстремизм. Отягощаясь еще и спецификой семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), данная ситуация может порождать проблемы взаимодействия семьи и школы.

В категорию «ребенок с ОВЗ» входят дети-инвалиды, дети, не имеющие статуса «инвалид», но имеющие особые образовательные потребности (ООП), обу-

Е. В. Алехина

словленные состоянием их здоровья, что подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Родительский экстремизм есть сложное социально-психологическое явление, которое до сих пор однозначно не определено.

Экстремизм в общем смысле (от лат. extremus — крайний) — это приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)1.

Экстремизм — стремление идти до конца в заданном направлении, забывая о том, что и в других направлениях может быть законный интерес или смысл2.

Родительский экстремизм можно определить как крайнюю форму реализации родительских функций.

Родительский экстремизм — порождение социальных и психологических факторов. К ним можно отнести такие факторы:

• гиперпротекция;

• собственная несостоятельность;

• «комплекс отличника»;

• потребность занять определенную социальную нишу;

• нереализованные социокультурные притязания;

• неприятие собственного ребенка;

• страх за дальнейшую судьбу своего ребенка;

• переход на систему оказания образовательных услуг;

• развитие инклюзивного образования.

Гиперпротекция, или гиперопека, — это создание условий, при которых ребенок ограждается от всех неблагоприятных ситуаций развития, но вместе с этим и ограничивается его свобода действий, принятия решений и т. п. Следствием этого становится потеря умения ориентироваться в сложных ситуациях, поиск помощи у взрослых, главным образом у родителей. В случае семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и ребенком-инвалидом это явление изначально обусловлено отношением к ребенку как к больному. А роль больного определяется слабостью, ограничением возможностей физического и социального характера. Вот у родителя и возникает необходимость активно защищать интересы ребенка в образовательной системе.

Собственная несостоятельность родителя является следствием отсутствия возможностей и наличием нереализованных амбиций. Родитель в собственном детстве в силу различных причин не мог или не хотел заниматься какой-либо деятельностью или был в ней неуспешен, но, став взрослым, осознал необходимость быть успешным, разносторонне развитым. Такой родитель испытывает острую потребность в признании и власти. Средством реализации его притязаний становится ребенок, а объектом — образовательное окружение3.

«Комплекс отличника» — это общее психологическое состояние, характеризующееся повышенным уровнем требований к себе и к окружающим. Комплекс отличника вырабатывается в раннем детстве с началом осуществления

1 Большой энциклопедический словарь (URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/73256/).

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

3 Конт-СпонвильА. Философский словарь. М., 2012.

социально одобряемой деятельности, прежде всего образовательной. Ребенок, стараясь завоевать родительскую любовь и признание окружающих, стремится во всем быть первым, доказать свою состоятельность во всех сферах деятельности. Это приводит к формированию зависимости от признания окружающих, страха ошибиться и быть неуспешным. Из ребенка-отличника вырастает родитель-отличник, который рассматривает своего ребенка как успешный проект. А неуспешность данного проекта побуждает родителя использовать любые, даже крайние, экстремальные меры для достижения успеха.

Потребность занять определенную социальную нишу приводит родителя к возложению на ребенка обязанности проводника в эту нишу. От ребенка в семье ожидают высоких достижений, которые в последующем дадут ему возможность стать богатым и знаменитым, занять высокий пост и т. д., что даст возможность родителю «греться в лучах славы» своего ребенка. В случае с ребенком с ОВЗ родитель стремится создать для своего ребенка возможность «социального выздоровления», то есть перехода из социальной категории «инвалид» в другую, более значимую в обществе категорию.

Нереализованные образовательные потребности, среди которых желаемый, но недостигнутый уровень образования, искомое качество образования побуждают родителя сделать все возможное, а порой и невозможное, для достижения его ребенком того уровня образования, которое родитель считает идеальным.

Неприятие собственного ребенка — это неэффективное родительское отношение, которое характеризуется отсутствием эмоционального контакта с ребенком, нежеланием наличия его в жизни родителя, несбывшимися ожиданиями по поводу внешности, состояния здоровья, характера ребенка. Семья с ребенком-инвалидом проходит, как правило, долгий путь принятия своего ребенка. Эмоции родителя ребенка с ОВЗ проходят путь от «он не может быть моим ребенком» до «да, он такой!». В итоге у родителя может сформироваться видимость приятия ребенка с ОВЗ, которая характеризуется демонстрированием своих чувств, заботы. Наиболее простой способ демонстрации заботы о ребенке — это зашита его от реальной и выдуманной опасности. На данном этапе развития системы образования одним из выдуманных источников опасности для благосостояния ребенка является сама система образования.

Страх за дальнейшую судьбу своего ребенка в семьях с детьми с ОВЗ очень выражен. Связано это с тем, что в нашей стране, к сожалению, система социальной защиты и социальное обслуживание людей с инвалидностью плохо развиты. Взрослые инвалиды имеют ряд трудно разрешимых проблем. Среди них — проблема трудоустройства, которая напрямую зависит от возможности получения соответствующего образования. Поэтому родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ очень внимательно относятся к образованию своих детей и к их профессиональному самоопределению.

Переход на систему оказания образовательных услуг породил в сознании общества представление о системе образования как о совокупности организаций, оказывающих услуги населению. Эти услуги заказываются родителем и, соответственно, он же может контролировать их оказание на любом этапе. При этом родителю не требуются ни специальная подготовка, ни соблюдение опре-

деленных процессуальных требований. Родитель — заказчик, а он, как известно, всегда прав. Такая ситуация привела к появлению большого числа родителей, активно вмешивающихся в процесс обучения своих детей.

Развитие инклюзивного образования позволило многим родителям решать проблемы с образованием и социализацией детей с ОВЗ в рамках инклюзивных школ. В регионах, где инклюзивное образование уже вышло на достаточно развитый уровень, где оно поставлено на поток, наблюдается меньшее количество случаев родительского экстремизма. А в регионах, где оно пока еще слабо развито, родители вынуждены объединяться в группы и предпринимать разные меры воздействия на органы управления образованием.

В основе родительского экстремизма лежит ряд противоречий:

• между общим высоким уровнем социальной напряженности и низкой правовой культурой в обществе;

• между повышающейся социальной активностью родительской общественности вообще и родителей детей с ОВЗ в частности, и инертностью органов управления образования всех уровней;

• между правовой свободой родителя как субъекта образовательного процесса и строгой регламентированностью образовательной деятельности администрации и учителей.

Наиболее распространенные случаи родительского экстремизма можно классифицировать по следующим видам.

Вмешательство в образовательный процесс:

• выражение открытого недовольства учителями и администрацией школы;

• постоянное физическое присутствие в школе, несмотря на отсутствие необходимости.

Противоправные действия:

• психологическое давление на учителя или администрацию;

• угрозы в адрес учителя или администрации;

• физическое насилие.

Оказание давления на учителя или администрацию:

• постоянные жалобы в вышестоящие инстанции;

• игнорирование возможности решения проблемы на месте;

• организация РЯ-кампаний.

Определить гендерные особенности родительского экстремизма затруднительно. Возможно только отметить, что наиболее радикальные формы родительского экстремизма демонстрируют мужчины, но среди родителей детей с ОВЗ в большей степени распространен материнский экстремизм. Связано это с традиционно женской обязанностью следить за обучением детей и одиноким материнством, являющимся частым явлением в семьях, воспитывающих таких детей.

Для предотвращения родительского экстремизма целесообразно проводить работу с родителями детей с ОВЗ.

Школа на первых этапах взаимодействия с родителями должна проводить правовое просвещение. Под ним понимается ознакомление родителей с правовыми основами образовательных отношений. Родители должны знать не только права, но и свои обязанности как субъектов образовательных отношений. Такую

работу целесообразно проводить на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями. Родительский экстремизм зачастую лежит в плоскости КоАП РФ, предусматривающего предупреждение, штраф или принудительные работы. Крайние случаи родительского экстремизма могут даже находиться в правовом поле Уголовного кодекса РФ. Осознание родителем себя не только заказчиком образовательных услуг, но и субъектом образовательных правоотношений способно предотвратить подобное девиантное поведение родителей.

Конфликтные ситуации с родителями, демонстрирующими девиантные проявления, целесообразно разрешать с привлечением школьной медиации. Школьная медиация — это альтернативный способ урегулирования споров и конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений при содействии медиатора (независимого лица, посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Школьная медиация реализуется через создание в образовательных учреждениях служб школьной медиации, в которые включены работники образовательной организации, учащиеся и их родители, прошедшие необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. В основе школьной медиации лежит не только решение конфликтных ситуаций без агрессии и моральных и материальных потерь, но и с перспективами личностного и социального роста.

Школа имеет все возможности для проведения специализированной работы с данной категорией родителей, которая должна строиться на следующих принципах:

• отказ от критики участников процесса обучения;

• обеспечение свободы мнений;

• уважение плюрализма жизненных позиций;

• удовлетворение познавательного интереса.

Родитель, отдавая ребенка в инклюзивную школу, ожидает того, что его ребенку создадут благоприятную образовательную среду. Он должен быть уверен, что его ребенка в школе примут. И оправдывая это ожидание, школа приобретает в лице родителя ребенка с ОВЗ активного участника жизни школы.

Большинство родителей детей с ОВЗ действительно социально активны. Эту социальную активность они готовы направлять на благо образовательной организации. Активность родителей школа может перенаправлять с учебной деятельности во внеучебную. Это целесообразно делать в ситуации, когда активность родителя создает проблемы во взаимодействии ребенка и тьютора, когда нет прямой необходимости во вмешательстве родителя в процесс обучения ребенка на уроке.

Родители ребенка с ОВЗ действительно боятся отпускать своего ребенка в самостоятельную жизнь, но, увидев положительную динамику его развития, готовы это сделать. Поэтому регулярные и исчерпывающие отчеты об образовательном процессе и достижениях ребенка с ОВЗ способны предотвратить излишний интерес и тревожность родителя по этому поводу.

Взаимодействие инклюзивной школы и семьи ребенка с ОВЗ должно быть комплексным. В него включаются учителя, непосредственно работающие с ребенком, представитель администрации школы, психолог, социальный педагог и другие педагоги и специалисты.

Учитель (классный руководитель) ребенка с ОВЗ должен поддерживать регулярный и непосредственный контакт с родителями учащегося. При этом во избежание ситуаций с проявлением родительского экстремизма целесообразно придерживаться педагогической этики, избегать личных отношений. В случаях проявлений родительского экстремизма необходимо сообщать об этом администрации школы. Отсутствие реакции на проявления родительского экстремизма ведет за собой его усиление и переход к более радикальному поведению.

Социальный педагог и психолог школы — это два специалиста, принимающие непосредственное участие в психолого-педагогическом сопровождении обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому психолог, имея специальные знания и умения, может при желании родителя оказывать ему помощь в конфликтной ситуации, используя техники преодоления гнева, рационализации и т. п.

Социальный педагог, защищая интересы ребенка не только в образовательной организации, но и права и законные интересы вне школы, способен повлиять на родителя-экстремиста путем правового просвещения, возможностью нейтрализовать конфликт через разъяснение правовых последствий и возможностей привлечения для решения проблемы специалистов других организаций.

Школа должна стремиться построить партнерские отношения с родителями ребенка с ОВЗ. Такие отношения соответствуют интересам всех субъектов образовательных отношений. Грамотно построенная работа с родителями ребенка с ОВЗ позволяет достичь следующего:

• дает возможность направлять силы, время и желание родителя участвовать в образовательном процессе своего ребенка в приемлемое и полезное для школы русло;

• позволяет уточнять и лучше контролировать уровень развития ребенка и его особенности, формирующие особые образовательные потребности;

• повышает вероятность совпадения ожиданий школы и семьи, предупреждая конфликты на этом поприще;

• позволяет родителям лучше понять цели и задачи школы, особенности ее среды;

• демонстрирует родителям заинтересованность, ответственность учителей и школы в обучении их особенного ребенка.

Таким образом, родительский экстремизм — явление сложное, неоднозначное, возникающее вследствие многих факторов. Но своевременное решение возникающих проблем, комплексная работа с родителями детей с ОВЗ способны предотвратить случаи его появления.

Ключевые слова: родительский экстремизм, родители ребенка с ОВЗ, виды родительского экстремизма, инклюзивная школа.

Список литературы

Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/73256/. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-

ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. М., 2012.

St. Tikhon's University Review. Ekaterina Alekhina,

Series IV: Pedagogy. Psychology. PhD in Pedagogy, Associate Professor,

2017. Vol. 44. P. 20—26 Department of General and Social Pedagogy,

Voronezh State Pedagogical University. 86 Lenina ul., Voronezh 394043, Russian Federation ev_alekhina@mail.ru

Prevention of Parental Disruptiveness in Educational Relations between Inclusive Schools and Parents of Children with Disabilities

E. Alekhina

The paper deals with the problem of parental disruptiveness at an inclusive school. Parental disruptiveness is the most extreme form of realisation of parental functions. Parental aggressiveness is a consequence of social and psychological factors. The paper describes causes of parental disruptiveness in educational relations, namely hyperpro-tection, own inadequacy, the "complex of the excellent school student", the need to occupy a certain social niche, unachieved social and cultural claims, the rejection of their own child, fear for the future of their child, the transition to a system of individual educational services, the development of inclusive education. The most common cases of parental disruptiveness can be divided into the following types: intervention in the educational process, illegal actions, pressure on teachers or school administration. Parental disruptiveness does not have distinctive features as to the gender. Interaction with parents of a disabled child can prevent cases of parental disruptiveness. It can also make activities of parents more beneficial for the school, increase the likelihood of concurrence of expectations of the school and the family, allow parents to understand the objectives of school education better.

Keywords: parental disruptiveness, types of parental disruptiveness, inclusive school, interaction with parents.

References

Bol'shoj ehnciklopedicheskj slovar, URL:

http://www.vedu.ru/bigencdic/73256/. Kodeks Rossjskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 30.12.2015), URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/. Kont-Sponvil' A., Filosofskj slovar', Moscow, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.