Научная статья на тему 'Профилактика психосоматических нарушений в дошкольном возрасте с помощью функциональной детской одежды'

Профилактика психосоматических нарушений в дошкольном возрасте с помощью функциональной детской одежды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА / THE FUNCTIONAL CHILDREN’S CLOTHING / PREVENTION OF PSYCHOSOMATIC DISEASES / THE EMOTIONAL STATE OF A PRESCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белобрыкина О. А., Горшечникова Г. А., Чухрова М. Г.

В статье обосновывается возможность применения специальных элементов и устройств в составе функциональной детской одежды, создающей у ребенка-дошкольника эмоционально позитивное самочувствие, что позволит профилактировать психосоматическую патологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белобрыкина О. А., Горшечникова Г. А., Чухрова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN PRESCHOOL AGE WITH FUNCTIONAL CHILDREN'S CLOTHING

The article explains the possible use of special elements and functional devices in the children's clothes, creating a preschool child's positive emotional well-being, allowing prophylaxis psychosomatic pathology.

Текст научной работы на тему «Профилактика психосоматических нарушений в дошкольном возрасте с помощью функциональной детской одежды»

в эмпатии», как особого коммуникативного свойства человека, позволяющего создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

Анализ данных в ЭГ-2 (средний уровень допустимости лжи) выявил шесть факторов, которые имеют собственные значения больше единицы и объясняют 62 % дисперсии (из них 1-й фактор объясняет - 16%, 2-й фактор - 14%, 3-й фактор - 12%, 4-й фактор - 8%, 5-й фактор - 6%, 6-й фактор - 6%). В данной экспериментальной группе так же наиболее информативным является 3-й фактор, представленный переменными «общее значение по шкалам (ценностные ориентации)» (0,886), «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (0,747), «лживость» (- 0,729), «познание нового в мире, природе, человеке» (0,636), «поиск и наслаждение прекрасным» (0,622), «любовь» (0,599), «высокий социальный статус и управление людьми» (0,493), «помощь и милосердие к другим людям» (0,471). Самое сильное факторное значение имеет переменная «общее значение по шкалам (ценностные ориентации)». Можно предположить, что в случае низкой выраженности системы ценностных ориентаций личности будет свойственен высокий уровень лживости.

Анализ данных в ЭГ-3 (низкий уровень допустимости лжи) позволил выявить шесть факторов, имеющих собственные значения больше единицы и объясняющих 66 % дисперсии (из них 1-й фактор объясняет - 27%, 2-й фактор - 13%, 3-й фактор -8%, 4-й фактор - 7%, 5-й фактор - 6%, 6-й фактор - 5%). В этой группе ведущую факторную нагрузку имеет 6-й фактор, включающий такие переменные, как «лживость» (0,575), «любовь» (-0,567), «помощь и милосердие к другим людям» (-0,529), «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (-0,452). Причем максимальное факторное значение имеет параметр «лживость», что еще раз подтверждает специфичную для личности с высокой склонностью ко лжи систему

ценностных ориентаций, в которой ценности социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе, любви, помощи и милосердие к другим людям представлены незначительно, а «проникающая способность в эмпатии» развита недостаточно.

Анализ данных в общей выборке испытуемых (п=90) позволил выявить восемь факторов, имеющих собственные значения больше единицы и объясняющих 61% дисперсии (из них 1-й фактор объясняет - 18%, 2-й фактор - 11%, 3-й фактор -8%, 4-й фактор - 8%, 5-й фактор - 5%, 6-й фактор - 4%, 7-й фактор - 4%, 8-й фактор - 3%). В качестве наиболее информативно нагруженного выступает 5-й фактор, включающий такие переменные, как: «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (0,725), «познание нового в мире, природе, человеке» (0,693), «общее значение по шкалам (ценностные ориентации)» (0,563), «идентификация в эмпатии» (0,475), «поиск и наслаждение прекрасным» (0,468), «лживость» (-0,459). Причем переменная «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» имеет самое сильное факторное значение, а параметр «лживость» имеет высокий отрицательный факторный вес. Данный факт свидетельствует, что для личности, ориентированной на социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе, будет не свойственна склонность ко лжи.

В целом статистический анализ эмпирических данных свидетельствует, что лживость тесно связана практически со всеми коммуникативными особенностями личности: со спецификой ценностных ориентаций, эмпатических способностей, психологической защиты в общении и т.п. В структуре симптомо-комлекса коммуникативных особенностей лживость выступает своего рода адаптивным механизмом, позволяющим личности сохранить ее статус и самоуважение.

Библиографический список

1. Тарасов, А.Н. Психология лжи. - М., 2005.

2. Знаков, В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. - 1993. - № 2.

3. Знаков, В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. - 1993. - № 5. - Т. 14.

4. Майерс, Д. Социальная психология. - СПб., 2001.

5. Велкина, Н.Д. Ложь: (аналитический обзор зарубежных исследований) // Вестник Московского ун-та. - 1995. - № 1. - Сер. 14.

6. Экман, П. Психология лжи. - СПб., 2007.

7. Болтунов, М. Агентурой ГРУ установлено... - М., 2003.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2004.

9. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.; Воронеж, 2005.

10. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006.

11. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. - М., 1999.

12. Василюк, Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. - 2007. - № 2.

13. Rogers, С^. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. - V. 5. - № 2.

14. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993.

- № 4.

Bibliography

1. Tarasov, A.N. Psikhologiya Izhi. - M., 2005.

2. Znakov, V.V. Nepravda, lozhj i obman kak problemih psikhologii ponimaniya // Voprosih psikhologii. - 1993. - № 2.

3. Znakov, V.V. Samoocenka pravdivosti i ponimanie subjhektom chestnosti // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1993. - № 5. - T. 14.

4. Mayjers, D. Socialjnaya psikhologiya. - SPb., 2001.

5. Velkina, N.D. Lozhj: (analiticheskiyj obzor zarubezhnihkh issledovaniyj) // Vestnik Moskovskogo un-ta. - 1995. - № 1. - Ser. 14.

6. Ehkman, P. Psikhologiya lzhi. - SPb., 2007.

7. Boltunov, M. Agenturoyj GRU ustanovleno... - M., 2003.

8. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih / red.-sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2004.

9. Shneyjder, L.B. Professionaljnaya identichnostj: teoriya, ehksperiment, trening. - M.; Voronezh, 2005.

10. Ehrikson, Eh. Identichnostj: yunostj i krizis. - M., 2006.

11. Abramenkova, V.V. Soradovanie i sostradanie v detskoyj kartine mira. - M., 1999.

12. Vasilyuk, F.E. Semiotika i tekhnika ehmpatii // Voprosih psikhologii. - 2007. - № 2.

13. Rogers, S.R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. - V. 5. - № 2.

14. Boyjko, V.V. Ehnergiya ehmociyj v obthenii: vzglyad na sebya i drugikh. - M., 1996.

15. Gippenreyjter, Yu.B. Fenomen kongruehntnoyj ehmpatii / Yu.B. Gippenreyjter, T.D. Karyagina, E.N. Kozlova // Voprosih psikhologii. - 1993. -№ 4.

Статья поступила в редакцию 25.04.12

УДК 616.89-06:616+159.922.8+372

Belobrykina O.A., Gorshechnikova G.A., Chukhrova M.G. PREVENTION OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN PRESCHOOL AGE WITH FUNCTIONAL CHILDREN'S CLOTHING. The article explains the possible use of special elements and functional devices in the children's clothes, creating a preschool child's positive emotional well-being, allowing prophylaxis psychosomatic pathology.

Key words: prevention of psychosomatic diseases, the emotional state of a preschool child, the functional children's clothing.

О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, доц. НГПУ; Г.А. Горшечникова, директор ООО Авторская одежда «Хэлен Ма-Ва»; М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

В статье обосновывается возможность применения специальных элементов и устройств в составе функциональной детской одежды, создающей у ребенка-дошкольника эмоционально позитивное самочувствие, что позволит профилактировать психосоматическую патологию.

Ключевые слова: профилактика психосоматической патологии, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника, функциональная детская одежда.

Проблема здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость в ситуации глобально-кризисных изменений, происходящих в общественном развитии. Такими тотальными - экологическими, демографическими, экономическими, социальными и пр. - преобразованиями отличается современная российская действительность, что закономерно актуализирует задачу сохранения и реабилитации здоровья детского населения. Статус приоритетности эта задача приобретает и в связи с тем, что специалисты в области детской медицины отмечают наблюдаемую в последние десятилетия динамику устойчивых негативных тенденций в состоянии здоровья детей. Фиксируемые отклонения становятся с каждым годом более распространенными и более выраженными, причем значительную долю в их общем количестве составляют психосоматические нарушения эмоционального генеза [1; 2].

Психосоматические нарушения, имеющие в основе эмоциональные (аффективные) расстройства, в значительной степени влияют на формирование личности, рост и развитие детей, т.к. эмоции представляют собой первичную форму психического отражения (Платонов К.К., 1982), и чем младше ребенок, тем в большей степени это отражение реализуется сомато-вегета-тивно-инстинктивным уровнем психического реагирования (Ковалев В.В., 1985). Следует отметить, что по данным клинических, социологических, психологических исследований, прецедентов психотерапевтической практики (Семаго Н.Я., Семаго М.М., 2000; Антропов Ю.Ф. Шевченко Ю.С., 2002; Регуш Л.А., 2006; Башкирева Т.В., 2007; Войцеховская Ж.И., 2008; и др.), с каждым годом возрастает численность детей, состояние здоровья которых можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы. Зачастую эти состояния носят скрытый (латентный) характер, а специфика их распознавания затруднена для категориального аппарата нозологической парадигмы, что не дает оснований для назначения лечебных процедур, и, соответственно такие дети остаются «вне поля видения и позитивного вмешательства психологии, педагогики и медицины» [10, с. 91].

Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой [9; 11; 12; 13]. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатируют, что нарушения психосоматического здоровья чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Наиболее распространенный класс нарушений здоровья в детском возрасте составляют психогении - мягкие, обратимые расстройства психической деятельности [2; 6; 11; 14]. В этиологии психогений, полагают В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов (2001), в качестве наиболее существенного рассматривается фактор искаженных отношений с другими людьми, включая как кратковременное, но интенсивное, непосредственное травмирующее воздействие, так и продолжительное во времени латентное болезнетворное влияние или недостаточность полноценного общения. Данный класс психогений интерпретируется как патологическая форма психического развития ребенка, генерируемая в системе реальных связей и отношений, в первую очередь, со значимыми взрослыми - родителями. Последствия психогений для здоровья человека могут быть внешне неочевидны и отсрочены во времени. С клинической точки зрения, инициируемые дисфункцией детско-родительских отношений, переживания ребенка представляют собой состояния предболезни: то, что еще не стало психическим заболеванием, но уже перестало быть психологическим здоровьем [8; 11; 14]. В исследованиях детского возраста (Запорожец А.В., 2008; Винникотт Д.В., 2004; Изотова Е.И., Никифорова Е.В., 2004; Белобрыкина О.А., 2005; Регуш Л.А., 2006; и др.) накоплены многочисленные данные о том, что полученный в детстве опыт отражается на общем эмоциональном развитии ребенка. Кроме того, негативный опыт обусловливает

возникновение трудностей в вербализации собственных переживаний, обедняет словарь, относящийся к аффективной жизни, провоцирует возникновение аффектогенных соматических расстройств [2; 6; 9; 10].

Наиболее чувствительным к эмоциональному компоненту межличностного взаимодействия оказывается дошкольный возраст. В этот период, как утверждают В.В. Зеньковский (1996), М.И. Лисина (1997), В.В. Абраменкова (1999), М.В. Осорина (2008) и ряд других авторов, актуализируются потребности во взаимопонимании и сопереживании, детерминирующие возникновение и развитие новых форм и уровней общения со взрослыми и сверстниками. На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений в эмоциональной сфере, обусловленных ее усложнением и обогащением, в частности, расширяется диапазон распознаваемых эмоций, возникают новые эмоции и чувства - социальные, познавательные, эстетические и пр. [12; 17].

Исследования А.В. Запорожца (2008), Е.Е. Кравцовой (1996) свидетельствуют, что центральной функцией дошкольного возраста являются именно эмоции, а магистральная линия развития связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере. Специфическими средствами эмоционального развития дошкольника выступают игра (имитационная, образная, сюжетноролевая, режиссерская и т.п.), продуктивные виды детской деятельности (аппликация, рисование, конструирование), общение со взрослыми и сверстниками [12; 15; 19; 23].

Д.Б. Эльконин (1995), Е.Е. Кравцова (1996), Л.С. Выготский (2003) называют игру школой эмоций и социальных отношений. Психическим базисом игры В.В. Зеньковский (1995) признает эмоциональную сферу. Причем неизменным атрибутом детской игры и одной из констант существования детства в его знаково-символической форме, является игрушка [13; 26; 27]. Именно игра и игрушка представляют собой информативно нагруженные индикаторы эмоционального состояния ребенка. Однако, как свидетельствуют эмпирические исследования (Абраменкова В.В., 1999; Лидин К.Л., 2006; Белобрыкина О.А., 2008), не все игрушки и игровые материалы позволяют структурировать тип и степень детской экспрессии, нормализовать эмоциональную сферу ребенка, амплифицировать коммуникативный потенциал.

Заметим, что в общей линии эмоционального развития дошкольника особое место занимает формирование половой и телесной идентичности как залог соматического благополучия ребенка. Половая идентичность - это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия [23; 30]. К трем годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик. По мнению В.Е. Кагана (1988), Н.Л. Белопольской (2002) и других авторов, устойчивыми признаками половой идентификации в детском возрасте могут выступать:

а) предпочтение игрушек и игровых ролей, соответствующих половой принадлежности ребенка; б) стремление одеваться и вести себя по типу половой принадлежности; в) осознание того, что мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и, что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу поведения мужчин и женщин. Считается, что в норме к 5 годам у ребенка должен сформироваться позитивный образ собственного тела [21; 23; 32].

Однако, вместе с позитивными аспектами личностного развития, именно в дошкольном возрасте чаще всего фиксируются и первичные манифестационные формы дизонтогенеза, обус-

ловленные разной степенью выраженности эмоциональной депривации в микросоциальном окружении ребенка (Семаго Н.Я., Семаго М.М., 2000; Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001; Регуш, Л.А., 2006; Войцеховская Ж.И., 2008), и имеющие, в том числе, соматические проявления, такие как гипердинамический синдром, моносимптоматические двигательные соматовегетатив-ные синдромы (системные неврозы, по В.Н. Мясищеву), астматическая компонента, логоневрозы, тики, патологические привычные действия (сосание пальца, яктация, мастурбация, онихофагия, трихотилломания) и т.п. (Ковалев В.В., 1985; Антропов Ю.Ф. Шевченко Ю.С., 2002; Исаев Д.Н., 2005; Александровский Ю.А., 2006).

В связи с этим очевидна чрезвычайная роль превентивных мер, направленных на профилактику возникновения у детей психосоматических заболеваний, обусловленных спецификой эмоционального компонента в системе отношений «ребенок - взрослый». Выбор психопрофилактических средств и достижение их эффективности предполагает системную основу, в которую должны быть включены:

1) учет факторов формирования психосоматического здоровья личности в раннем онтогенезе;

2) учет закономерностей онтогенетического развития ребенка в дошкольный период детства (чувствительность и восприимчивость, эмоциональная лабильность, познавательная активность, ситуативно-личностный уровень общения со взрослыми, творческая основа деятельности и т.п.);

3) учет значимых для дошкольника социально-психологических условий и факторов психического развития (игра и игрушка, продуктивно-творческие виды деятельности, эмоционально позитивный компонент межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эффект новизны и пр.);

4) понимание возрастных факторов риска психического развития.

На наш взгляд, значительным превентивным ресурсом обладает одежда, которую вполне правомерно рассматривать и как инновационное психолого-педагогическое и медико-социальное средство профилактики психосоматических нарушений у детей. Это обосновано рядом обстоятельств. Во-первых, одежда с древнейших времен удовлетворяет не только утилитарнопрактические нужды, выступая одним из средств, без которых невозможна повседневность человеческой жизнедеятельности, но и оказывает особое социально-психологическое, аффективно-регуляторное, коммуникативно-информационное, семантикосемиотическое и т.п. воздействие на личность, на жизненную эффективность человека. Во-вторых, влияние одежды на человека многофункционально: она - есть одновременно и отражение личности, и способ формирования стиля ее поведения. В-третьих, одежда несет особую информационную нагрузку в общении, свидетельствуя о характере, темпераменте, состоянии, настроении и отношениях ее владельца; о национальной, статусной, социально-групповой, профессиональной и т.п. принадлежности человека; об особенностях его культурной, нравственной, эстетической направленности и т.п.

Полифункциональное значение одежды определяет ее роль и потенциал в сохранении и укреплении психофизического здоровья человека, и особенно начиная с детского возраста, когда в систему детерминант здоровья ребенка, кроме эндогенных факторов, включается комплекс экзогенных параметров - сре-довая (социальная) обусловленность, культура, система воспитания, общение, психологический климат семьи и т.д. Именно дети, зачастую, оказываются самыми незащищенными от негативного влияния социально-психологических факторов на их здоровье и, в первую очередь, на эмоциональное состояние.

Немаловажное значение в определении превентивного потенциала одежды имеет и факт того, что ее многообразные аспекты являются предметом изучения в разных направлениях науки, техники и производства.

Так, например, в разных областях психологии исследуется влияние одежды на личность, на ее самооценку, потребности, установки, социальные стереотипы, возрастные и половые особенности, субъективное отношение к одежде [33].

Спектр изучения одежды в медицинских целях не столь обширен и часто носит междисциплинарный характер. В частности, в психотерапевтической области медицины исследуются возможности применения иллюзий зрительного восприятия в одежде для коррекции определенных особенностей фигуры человека. На стыке психологии, медицины и психофизиологии изучаются эмоциональные переживания человека, вызванные

одеждой, хотя эмоции являются малоизученными компонентами психологической комфортности, хотя и субъективно весьма значимыми. Однако моделирование и конструирование одежды с учетом данных психофизиологических исследований в нашей стране практически не ведется. Вместе с тем, в последние годы актуализировался интерес к терапевтическим возможностям одежды (Соловьева И., 2010), попытка исследования которых осуществляется на стыке психотерапии (артерапия, имидж-терапия) и психологии личности.

Одно из направлений психологии здоровья так же сфокусировано на исследовании позитивного (благоприятного)/негатив-ного влияния моды на здоровье, самочувствие взрослых и детей. Полученные результаты свидетельствуют, что «погоня» за модой в подростничестве и юности, использование одежды как манифестационных средств самовыражения, приводит к возникновению хронических заболеваний, проявляющихся в последующих возрастах. Выявлено так же, что изменяя свой внешний вид при помощи одежды, человек способствует перемене рабочего ритма своего организма, что приводит ко многим проблемам со здоровьем [35].

На стыке медицины и педагогики одежда изучается в контексте ее соответствия гигиеническим и экологическим требованиям. В центре внимания оказываются такие параметры одежды для детей и взрослых как гигиеничность, безопасность, удобство, целесообразность, практичность, качество. В педагогике смысловой аспект одежды, наряду с гигиеническим и экологическим, центрируется на ее эстетическом и воспитательном компонентах. Важными показателями в этом направлении выступают: бережное отношение ребенка к вещам и соблюдение им правил личной гигиены; содержание одежды в чистоте; воспитание таких качеств личности как аккуратность, трудолюбие, ответственность и пр.; формирование у детей чувства прекрасного и т.п.

На стыке педагогики и технологии производства детской одежды в последние годы исследуется развивающая функция детской одежды. Понятие «развивающая одежда» впервые было упомянуто компанией «ЭттиДетти», замысел которой состоял в том, что расположенные на изделиях яркие аппликации оказывают развивающее воздействие на детей. Авторы проекта отмечают, что ими «впервые в истории моды была создана развивающая одежда “ каждую модель коллекции украшают принты, аппликации и вышивки в виде героев, явлений, схем, знаков, букв и даже целых текстов, призванных открывать новое и развивать» [36]. Однако, как свидетельствует знакомство с моделями, предлагаемыми компанией «ЭттиДетти», развивающая функция сводится по преимуществу к эстетическому компоненту предлагаемой ими детской одежды, а аппликативные формы носят статичный характер.

Однако, как свидетельствует анализ научных источников, в современной медицине, психологии и педагогике практически не ведется исследований в области изучения одежды как превентивного средства, в том числе в целях профилактики психосоматических расстройств в детском возрасте. Все это определяет актуальность создания особых моделей детской одежды, позволяющих использовать их для достижения психопрофилактического эффекта. Идея создания такой одежды реализуется ООО Авторская одежда «Хэлен Ма-Ва». В основу разработки моделей детской одежды положены следующие принципы:

1. Здоровьесберегающего соответствия.

2. Возрастной целесообразности.

3. Полифункциональности.

4. Развивающего начала.

5. Игровой состоятельности.

6. Творческой ориентации.

7. Коммуникативной обеспеченности.

8. Репрезентативной функциональности (тактильно-кинестетическая, визуальная, дигитальная).

9. Междисциплинарного подхода.

Специфика детской одежды, изготавливаемой ООО Авторская одежда «Хэлен Ма-Ва», состоит в оснащении моделей сменными элементами и мобильными аппликациями, размещаемыми в специальном углублении (патент Российской Федерации № 110522 «Устройство для размещения декоративных украшений на элементах текстиля»). Элементы-фигурки и аппликации обладают рядом отличительных характеристик. Они: а) вариативны по исполнению; б) несут определенную информацию об актуальном эмоциональном состоянии (обозначают базовые эмоции: радость, грусть, удивление и пр.) ребенка; в) символизируют позитивное эмоциональное отношение (любви, семейной принадлежности) в образной форме (солнышко, сердечко, зайчишка и пр.); г) обладают динамичностью, благодаря которой ребенок может действовать с ними по собственному замыслу (например, снимать, перемещать, видоизменять, обменивать-

ся с другими и т.п.) [37]. В целом, используемые в детской одежде специальные элементы и устройства, позволяют:

1) реализовать эмоционально положительное взаимодействие взрослого (родителя, педагога) с ребенком;

2) ребенку оповестить окружающих о своем эмоциональном состоянии;

3) при необходимости осуществить элементарную самокор-рекцию своего эмоционального состояния;

4) достичь эмоционально позитивного самочувствия ребенка за счет конгруэтности коммуникативного взаимодействия со взрослым (родителем, педагогом);

5) активизировать развитие у ребенка моторных навыков и пространственного мышления;

6) обогатить словарный запас (пассивный и активный) ребенка словами и понятиями эмоционально-коммуникативного содержания;

7) повысить компетентность межличностного взаимодействия в диадах «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок».

Созданные опытные образцы получили одобрение со стороны специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей, широкой общественности и экспертных групп ряда конкурсов инновационных проектов (Технопарк Новосибирского Академгородка «ФАКЕЛ - 2011»; Межрегиональный конкурс «Мега-Сибирь - мега-мир инноваций» НСО), что свидетельствует о необходимости продолжения работы в данном направлении.

Библиографический список

1. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, А.Г. Ильин, В.Г. Кучма // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 2.

2. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб., 2005.

3. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.

4. Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985.

5. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М., 2000.

6. Антропов, Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - СПб., 2002.

7. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб., 2006.

8. Башкирева Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья // Мир психологии. - 2007. - № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Войцеховская, Ж.И. Роль социальных и семейных факторов в формировании здоровья потомства // Социальные аспекты здоровья

населения. - 2008(8). - № 4. [Э/р]. - Р/д: http://vestnik.mednet.ru

10. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2001. - № 4.

11. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2000.

12. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., 2004.

13. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности: мать и дитя. - Екатеринбург, 2004.

14. Александровский, Ю.А. Пограничная психиатрия. - М., 2006.

15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. - М., 2008.

16. Изард, К.Э. Психология эмоций. - СПб., 2002.

17. Белобрыкина, О.А. Специфика распознавания эмоций детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от отношения матери к ребенку // Наука и образование: материалы IX Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 6 т. - Томск, 2005. - Т.5. Ч.1: Психология и педагогика.

18. Зеньковский, В.В. Психология детства. - М., 1996.

19. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

20. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. - М., 1999.

21. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2008.

22. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 6.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. - М., 2000.

24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.; Воронеж, 1995.

25. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М., 2003.

26. Аркин, Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 3.

27. Абраменкова, В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». - М., 1999.

28. Лидин, К.Л. К вопросу о психологической экспертизе игрушек (на примере куклы Барби) // Развитие человека в современном мире: материалы Всероссийской научно-практич. конф. / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. -Новосибирск, 2006.

29. Белобрыкина, О.А. Игрушка как условие нормализации психологического здоровья ребенка // Психологическое здоровье как условие самореализации личности / под ред. М.И. Кошеновой, В.М. Физикова. - Омск, 2008.

30. Кон, И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.

31. Каган, В.Е. Половое воспитание детей / В.Е. Каган, Д.Н. Исаев. - М., 1988.

32. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: руководство. - М., 2002.

33. Психология одежды [Э/р]. - Р/д: //http://www.plechnoe.ru/psihology.php

34. Соловьева, И. Тело глазами души // Наша психология. - 2010. - 11 (45) [Э/р]. - Р/д: http://www.psyh.ru

35. Ярмама [Э/р]. - Р/д: http:// www.yarmama.com

36. Развивающая одежда от компании «ЭттиДетти» [Э/р]. - Р/д: http://www.etti-detti.ru

37. ООО Авторская одежда «Хэлен Ма-Ва» [Э/р]. - Р/до: http://vkontakte.ru/helenmava; http://vk.com/helenmava.

Bibliography

1. Baranov, A.A. Sostoyanie zdorovjya deteyj kak faktor nacionaljnoyj bezopasnosti / A.A. Baranov, L.A. Theplyagina, A.G. Iljin, V.G. Kuchma /

Rossiyjskiyj pediatricheskiyj zhurnal. - 2005. - № 2.

2. Isaev, D.N. Ehmocionaljnihyj stress. Psikhosomaticheskie i somatopsikhicheskie rasstroyjstva u deteyj. - SPb., 2005.

3. Platonov, K.K. Sistema psikhologii i teoriya otrazheniya. - M., 1982.

4. Kovalev, V.V. Semiotika i diagnostika psikhicheskikh zabolevaniyj u deteyj i podrostkov. - M., 1985.

5. Semago, N.Ya. Problemnihe deti: osnovih diagnosticheskoyj i korrekcionnoyj rabotih psikhologa / N.Ya. Semago, M.M. Semago. - M., 2000.

6. Antropov, Yu.F. Lechenie deteyj s psikhosomaticheskimi rasstroyjstvami / Yu.F. Antropov, Yu.S. Shevchenko. - SPb., 2002.

7. Regush, L.A. Problemih psikhicheskogo razvitiya i ikh preduprezhdenie (ot rozhdeniya do pozhilogo vozrasta). - SPb., 2006.

8. Bashkireva T.V. Obthie kriterii psikhicheskogo, psikhologicheskogo, socialjnogo zdorovjya // Mir psikhologii. - 2007. - № 2.

9. Voyjcekhovskaya, Zh.I. Rolj socialjnihkh i semeyjnihkh faktorov v formirovanii zdorovjya potomstva II Socialjnihe aspektih zdorovjya naseleniya.

- 2008(8). - № 4. [EhIr]. - RId: http:IIvestnik.mednet.ru

10. Slobodchikov, V.I. Antropologicheskiyj podkhod k resheniyu problemih psikhologicheskogo zdorovjya deteyj I V.I. Slobodchikov, A.V. Shuvalov II Voprosih psikhologii. - 2001. - № 4.

11. Zakharov, A.I. Proiskhozhdenie detskikh nevrozov i psikhoterapiya. - M., 2000.

12. Izotova, E.I. Ehmocionaljnaya sfera rebenka: teoriya i praktika I E.I. Izotova, E.V. Nikiforova. - M., 2004.

13. Vinnikott, D.V. Semjya i razvitie lichnosti: matj i ditya. - Ekaterinburg, 2004.

14. Aleksandrovskiyj, Yu.A. Pogranichnaya psikhiatriya. - M., 2006.

15. Zaporozhec, A.V. Izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 2008.

16. Izard, K.Eh. Psikhologiya ehmociyj. - SPb., 2002.

17. Belobrihkina, O.A. Specifika raspoznavaniya ehmociyj detjmi starshego doshkoljnogo vozrasta v zavisimosti ot otnosheniya materi k rebenku II Nauka i obrazovanie: materialih IX Vserossiyjskoyj konferencii studentov, aspirantov i molodihkh uchenihkh: v 6 t. - Tomsk, 2005. - T.5. Ch.1: Psikhologiya i pedagogika.

18. Zenjkovskiyj, V.V. Psikhologiya detstva. - M., 1996.

19. Lisina, M.I. Obthenie, lichnostj i psikhika rebenka. - M.; Voronezh, 1997.

20. Abramenkova, V.V. Soradovanie i sostradanie v detskoyj kartine mira. - M., 1999.

21. Osorina, M.V. Sekretnihyj mir deteyj v prostranstve mira vzroslihkh. - SPb., 2008.

22. Kravcova, E.E. Psikhologicheskie novoobrazovaniya doshkoljnogo vozrasta II Voprosih psikhologii. - 1996. - № 6.

23. Mukhina, V.S. Vozrastnaya psikhologiya: detstvo, otrochestvo, yunostj. - M., 2000.

24. Ehljkonin, D.B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh. - M.; Voronezh, 1995.

25. Vihgotskiyj, L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. - M., 2003.

26. Arkin, E.A. Iz istorii igrushki II Doshkoljnoe vospitanie. - 1995. - № 3.

27. Abramenkova, V.V. Igrih i igrushki nashikh deteyj: zabava ili paguba? Sovremennihyj rebenok v «igrovoyj civilizacii». - M., 1999.

28. Lidin, K.L. K voprosu o psikhologicheskoyj ehkspertize igrushek (na primere kuklih Barbi) II Razvitie cheloveka v sovremennom mire: materialih Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. I pod nauch. red. O.A. Belobrihkinoyj, O.A. Shamshikovoyj. -Novosibirsk, 2006.

29. Belobrihkina, O.A. Igrushka kak uslovie normalizacii psikhologicheskogo zdorovjya rebenka II Psikhologicheskoe zdorovje kak uslovie samorealizacii lichnosti I pod red. M.I. Koshenovoyj, V.M. Fizikova. - Omsk, 2008.

30. Kon, I.S. Psikhologiya polovihkh razlichiyj II Voprosih psikhologii. - 1981. - № 2.

31. Kagan, V.E. Polovoe vospitanie deteyj I V.E. Kagan, D.N. Isaev. - M., 1988.

32. Belopoljskaya, N.L. Polovozrastnaya identifikaciya. Metodika issledovaniya detskogo samosoznaniya: rukovodstvo. - M., 2002.

33. Psikhologiya odezhdih [EhIr]. - RId: IIhttp:IIwww.plechnoe.ruIpsihology.php

34. Solovjeva, I. Telo glazami dushi II Nasha psikhologiya. - 2010. - 11 (45) [EhIr]. - RId: http:IIwww.psyh.ru

35. Yarmama [EhIr]. - RId: http:II www.yarmama.com

36. Razvivayuthaya odezhda ot kompanii «EhttiDetti» [EhIr]. - RId: http:IIwww.etti-detti.ru

37. OOO Avtorskaya odezhda «Khehlen Ma-Va» [EhIr]. - RIdo: http:IIvkontakte.ruIhelenmava; http:IIvk.comIhelenmava.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 159.923

Kozlova L.I. Chukhrova M.G. PERSONALITY CHARACTERISTICS OF INTERNET USERS WITH RISK OF MASSIVELY MULTIPLAYER ONLINE ROLE-PLAYING GAMES ADDICTION. Comparing of personality characteristics of groops with risk of addiction vs non-addict from massively multiplayer online role-playing games in Russian internet user's adult population.

Key words: internet addiction, massively multiplayer online role-playing games (MMORPG), personality characteristics.

Л.И. Козлова, психиатр, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск, Email: [email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ РОЛЕВЫХ ОНЛАЙН ИГР

В статье проведено сравнение личностных характеристик взрослых пользователей российского Интернета, склонных к возникновению зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр и пользователей, не имеющих такой склонности.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, многопользовательские ролевые онлайн игры (MMORPG), личностные характеристики.

Российская часть всемирной сети Интернет существует на протяжении более 20 лет, с каждым годом количество пользователей растет, увеличивается количество используемых и созданных Интернет-ресурсов, в Интернет-деятельность вовлекаются все социальные и возрастные слои населения. Новая информационная среда и специфика взаимодействия в ней воздействует как на личность человека, так и на систему его отношений с внешним миром, вызывая целый ряд психологических новообразований и различных эффектов. Включение компьютеров в повседневную деятельность, наряду с пользой, порождает и ряд проблем. Психологи и психотерапевты всё чаще сталкиваются с негативными побочными эффектами применения информационных технологий, к которым, в частности относятся различные виды Интернет-зависимости.

Впервые, о проблеме чрезмерного использования Интернета заговорили за рубежом в конце 80-х гг., а в середине 90-х американским психологом Айвеном Голдбергом было введено понятие «Интернет-зависимость», которое он определил как патологическая, непреодолимая тяга к использованию Интер-

нета, оказывающая негативное влияние на бытовую, рабочую, социальную, семейную и финансовую сферы деятельности. В широком смысле «Интернет-зависимость» можно определить как «навязчивое (компульсивное) желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи online» [1]. Частным проявлением Интернет-зависимости является зависимость от MMORPG.

MMORPG (англ. massively multiplayer online role-playing game) - многопользовательские ролевые онлайн игры - жанр онлайновых компьютерных ролевых игр, в которых большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире, в основном, в жанре фэнтези. MMORPG являются одной из наиболее частых причин возникновения Интернет-зависимости. На данный момент насчитывается более 500 млн. геймеров по всему миру. На World of WarCraft на сегодняшний день потрачено 5,93 млн лет. И индустрия продолжает развиваться.

Реклама MMORPG с игрового портала, предоставляющего World of WarCraft и LineAge - две наиболее популярные и распространенные по всему миру онлайн игры, может с одной сто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.