СЕМИНАР 1
ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 98" МОСКВА, МГГУ, 2.02.98 - 6.02.98
И.А. Ощепков, 3.А. Худоносова, КузГТУ
ПРОФИЛАКТИКА ПРИМЕРЗАНИЯ ВСКРЫШНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД К СТЕНКАМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Для профилактики примерзания вскрышных горных пород к стенкам транспортных средств разработана химическая добавка на основе вторичных продуктов производств капролактама и диафена «ФП» и технология ее применения для обработки думпкаров, занятых на вывозке вскрышных пород в отвалы. Добавка («ПРОСКАН» - ТУ 113-03-49886) состоит из смеси натриевых солей органических и минеральных кислот, обладающих поверх-ностно-ак-тивными свойствами. Добавка представляет собой водный раствор солей, не замерзающий до температур минус 35...40 оС и при применении не требуется их предварительного нагревания. Обработка внутренних поверхностей транспортных средств производится при помощи форсуночных
устройств. Расход средства составляет около 50 кг на один думпкар. Примерзание влажных глинистых вскрышных пород к поверхности думпкаров практически не происходит, что обеспечивает свободную разгрузку думпкаров.
Промышленные испытания по профилактике примерзания
вскрышных горных пород к поверхности думпкаров, осуществленные на одном из угольных разрезов в Кузбассе, в результате которых было обработано более 900 думпкаров, показали высокую эффективность химического профилактического средства. Следует отметить, что применение добавки «ПРОСКАН» эффективно также для профилактики прилипания влажных глинистых пород к поверхности транспортных средств в летний период.
По санитарно-гигиеническим
показателям «ПРОСКАН» имеет существенные преимущества перед такими средствами как «КОС», «КОР», «Северин», «Ниогрин». По коррозионной активности стали, чугуны, сплавы цветных металлов, резины в среде «ПРОСКАНА» стойкие или совершенно-стойкие. Применение «ПРОСКАНА» разрешено Минздравом Российской Федерации.
Применение «ПРОСКАНА» для профилактики примерзания вскрышных горных пород к поверхности транспортных средств позволит повысить производительность, улучшить условия труда и эксплуатации подвижного грузового транспорта при открытых горных работах в сложных горно-геологических и горнотехнических условиях.
ПРОФИЛАКТИКА ВЫДУВАНИЯ, СМЕРЗАНИЯ И ПРИМЕРЗАНИЯ ТВЕРДЫХ ТОПЛИВ ПРИ ХРАНЕНИИ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ НОВЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
Для предотвращения выдувания, смерзания, примерзания рядовых, измельченных и обогащенных твердых топлив при хранении и транспортировании разработана технология их обработки профилактическими средствами на основе побочных продуктов производств ка-пролактама и диафена «ФП», представляющих собой смеси натриевых солей органических кислот -«ЩСПК» - щелочной сток производства капролактама «(ТУ 113-03488-84) и натриевых солей минеральных кислот - «Хлоридсульфат-тиосульфат натрия (ХСТН) - водный раствор» (ТУ 6-03-13-23-80), а также комплексное средство на их основе двух модификаций для применении в зимних и летних условиях -«ПРОСКАН» (ТУ 113-03-498-86).
Химические средства профилактики - это водные солевые раство-
ры, не замерзающие до температур минус 35...40°С, и перед применением не требуется их предварительный разогрев, обладают хорошими адгезией к любым материалам внутренних поверхностей транспортных средств и адсорбцией к твердым топливам. Обработка материалов может производиться с помощью форсуночных устройств любого типа - щелевых, клапанных и др.
После обработки профилактическими средствами поверхности твердых топлив в открытых складах или в транспортных средствах образуется твердое корковое покрытие, выдерживающее значительные ветровые и вибрационные нагрузки, и предотвращающее пы-ление и выдувание твердых топлив. С помощью математического корреляционного анализа статистиче-
ских результатов обработки топлив в вагонах в 60 угольных железнодорожных маршрутах, транспортируемых на расстояния 2,5...4 тыс. км, установлено, что потери угля от выдувания при применении профилактических средств сокращаются на 0,7...1,0 т. на один вагон (а.с. №1113568, 1373713). Обработка
внутренних поверхностей вагонов, а также топлив с влажностью около 10 % при погрузке в вагоны, позволяет избежать примерзание и смерзание их при транспортировании на значительные расстояния при отрицательных температурах (а.с. №1680750).
Разработанные профилактические средства не оказывают отрицательного влияния практически на все стадии технологических переделов твердых топлив. Напротив, они улучшают размольные
свойства топлив (а.с. № 1301491), активируют процессы горения и образования их минеральной зольной части, придавая ей гидравлические вяжущие свойства (а.с. № 1477708). Присутствующие в топливах химические добавки улучшают процессы гравитационного (тяжелосредного) и флотационного обогащения, уменьшая зольность концентратов и увеличивая скорость осветления сбросовой жидкости «хвостовых» продуктов. Добавки положительно влияют на процессы коксования
угольных шихт, улучшают качество кокса и химических продуктов коксования. Добавки пригодны для обработки поверхности массивов-отвалов шламов углеобогащения против пыления. ЩСПК как добавка пригодна для применения в составе водно-угольной массы, транспортируемой по трубопроводам, обладая противоморозными, антиаб-разивными и антикоррозионными свойствами и увеличивая седимен-тационную устойчивость водноугольной суспензии.
Крупномасштабные промыш-
ленные испытания новых химических средств для борьбы с пыле-нием, выдуванием, примерзанием и смерзанием твердых топлив осуществлены на ряде угольных предприятий Кузбасса и Донбасса. При небольших затратах на сооружение и эксплуатацию установок по применению новых профилактических средств достигается значительная экономия топливных ресурсов, существенно сокращается загрязнение окружающей среды угольной пылью, улучшаются условия труда.
© И.А. Ощепков, 3.А. Худоносова