Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кидяев Дмитрий Николаевич

В статье рассматривается профилактика преступлений террористической направленности в рамках осуществления сотрудниками органов внутренних дел оперативно-розыскной и административной деятельности, а также перспективы развития профилактической работы органов внутренних дел. Профилактика преступлений является безусловно необходимым средством в государственной системе противодействия терроризму. Поскольку, в настоящее время, в нескольких макрорегионах мира вследствие политических, геополитических и экономико-социальных причин обстановка на территории ряда государств является нестабильной, проблема недостаточного предупреждения преступлений террористической направленности и в целом процесса противодействия терроризму - актуализировалась с новой силой, в том числе и для членов российского общества. Федеральная служба безопасности, федеральная служба войск национальной гвардии, а также органы внутренних дел совместно ставят решение этой проблемы в круг своих приоритетных задач. Если охватывать последние события, то в ответ на участие Российской Федерации в специальной военной операции по демилитаризации и денацификации на территории сопредельного государства, недружественными силами проводится подготовка террористических и диверсионных групп с целью отправки на территорию Российской Федерации, что может способствовать росту числа преступлений террористической направленности в приграничных территориях, что несёт людские потери, нанесение материального ущерба стране и её законопослушным гражданам, отрицательное влияние на экономические и социальные процессы в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кидяев Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF TERRORIST CRIMES: OPERATIONAL-SEARCH AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS

This article discusses the prevention of terrorist crimes within the framework of the implementation of operational investigative and administrative activities by employees of the internal affairs bodies, as well as the prospects for the development of preventive work of the internal affairs bodies. Crime prevention is an absolutely necessary tool in the State system of countering terrorism. Since, at present, in several macro-regions of the world, due to political, geopolitical, economic and social reasons, the situation on the territory of a number of states is unstable, the problem of insufficient prevention of terrorist crimes and, in general, the process of countering terrorism has been actualized with renewed vigor, including for members of Russian society. The Federal Security Service, the Federal Service of the National Guard Troops, as well as the internal affairs bodies jointly put the solution of this problem among their priorities. If we cover recent events, then in response to the participation of the Russian Federation in a special military operation on demilitarization and denazification on the territory of a neighboring state, unfriendly forces are preparing terrorist and sabotage groups to be sent to the territory of the Russian Federation, which may contribute to an increase in the number of terrorist crimes in the border territories, which causes human losses, material damage damage to the country and its law-abiding citizens, negative impact on economic and social processes in the regions.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Профилактика преступлений террористической направленности: оперативно-розыскные и криминологические аспекты

Кидяев Дмитрий Николаевич,

адъюнкт Нижегородской академии МВД России, НА МВД России

E-mail: garagovskiy@mail.ru

В статье рассматривается профилактика преступлений террористической направленности в рамках осуществления сотрудниками органов внутренних дел оперативно-розыскной и административной деятельности, а также перспективы развития профилактической работы органов внутренних дел. Профилактика преступлений является безусловно необходимым средством в государственной системе противодействия терроризму. Поскольку, в настоящее время, в нескольких макрорегионах мира вследствие политических, геополитических и экономико-социальных причин обстановка на территории ряда государств является нестабильной, проблема недостаточного предупреждения преступлений террористической направленности и в целом процесса противодействия терроризму -актуализировалась с новой силой, в том числе и для членов российского общества. Федеральная служба безопасности, федеральная служба войск национальной гвардии, а также органы внутренних дел совместно ставят решение этой проблемы в круг своих приоритетных задач. Если охватывать последние события, то в ответ на участие Российской Федерации в специальной военной операции по демилитаризации и денацификации на территории сопредельного государства, недружественными силами проводится подготовка террористических и диверсионных групп с целью отправки на территорию Российской Федерации, что может способствовать росту числа преступлений террористической направленности в приграничных территориях, что несёт людские потери, нанесение материального ущерба стране и её законопослушным гражданам, отрицательное влияние на экономические и социальные процессы в регионах.

Ключевые слова: терроризм, профилактика преступлений, преступления террористической направленности, органы внутренних дел.

S2

см см о см I—

Преступления террористической направленности считаются одними из самых страшных, тяжких и особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Высокая общественная опасность данной категории преступлений говорит о том, что меры по противодействию и предупреждению преступлений террористической направленности должны быть тщательно проработаны, выверены и внедрены в практическую деятельность сотрудников органов внутренних дел, а также ведомств и федеральных служб, консолидированных на борьбу с терроризмом. Противодействие преступлениям террористической направленности в настоящий момент считается одним из ключевых аспектов уголовной политики государства.

Процессы интеграции Российской Федерации, происходящие в экономической, политической, культурной плоскостях, затрудняют взаимодействие структурных связей. Эти факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, и на этой почве начинают появляться различные оппозиционные группы, пытающиеся добиться желаемого для них результата через экстремизм и терроризм. Проблема терроризма особенно значима для России, с одной стороны, не раз становившейся объектов террористических посягательств с неоднозначными, но тяжёлыми последствиями, а с другой, переживающей период радикальных социальных преобразований и острых кризисов.

Профилактические меры, направленные на предотвращение преступлений террористической направленности это кропотливая работа в решении многоаспектной проблемы, требующая подготовки высококвалифицированных специалистов, участия населения и оперативного совершенствования уголовного законодательства.

Приоритетными задачами, поставленными государством перед органами внутренних дел и органами безопасности, являются выявление, предупреждение и пресечение преступлений террористической направленности, борьба с распространением идеологии терроризма в молодёжной среде, а также совершенствование единой системы профилактики преступности [1].

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» [2], в задачи полиции входит деятельность по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. В свою очередь в соответствии с п.п. 4, 17 ст. 12 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции обязаны выявлять причины преступлений

и административных правонарушении и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению. Принимать участие и инициировать мероприятия, направленные на противодействие террористической угрозе; обеспечивать необходимую защиту потенциально-опасных объектов террористических посягательств, в том числе, мест массового пребывания гражданского населения [3].

Действенной профилактической мерой является постоянный и бдительный контроль за миграционными потоками, а также деятельностью мигрантов прибывающих в страну. Среди иностранных граждан могут оказаться члены и пособники международных террористических организаций, задачами которых являются организация противоправных деяний, разрушение транспортных коммуникаций, устройство аварий на объектах жизнеобеспечения, а также иные действия устрашающие население и создающие опасность гибели людей с целью дестабилизации деятельности органов государственной власти и воздействие на принятие ими решений[4,5]. Органами внутренних дел ведётся тщательная работа по выявлению подобных лиц, установления причастности их к террористическим организациям, с целью дальнейшего выдворения за пределы страны. Контакт с населением, в том числе и с членами соответствующих иностранных диаспор в этом случае, выступает неоценимым источником информации, помогает предотвращению террористических актов, оказывают положительное воздействие на гармонизацию отношений населения и органов внутренних дел.

Действенная профилактическая работа невозможна без активной работы института участковых уполномоченных полиции. Согласно п. 9.1. Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, участковый уполномоченный полиции при несении службы в обязательном порядке принимает меры к предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений^]. Участковый уполномоченный полиции осуществляет работу по профилактике совершения преступлений террористической направленности с лицами, состоящими на профилактическом учёте. Также в рамках непосредственной деятельности при выявлении на закреплённом административном участке причин и условий, способствующих совершению правонарушений, в том числе и террористической направленности, участковый уполномоченный полиции является катализатором запуска механизма о внесении представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, что является одной из мер непосредственной профилактики[6,7]. По статистике МВД России, за период за 2021 год МВД как субъектом профилактики правонарушений было вынесено 84564 представлений, из них лишь 141 касалось предупреждения правонарушений (преступлений) террористической направленности, что является недостаточным показателем

профилактики преступлений в данной области[8]. Роль участкового уполномоченного полиции в профилактике правонарушений и преступлений террористической направленности, а также в сборе значимой информации с последующей передачей её в оперативные подразделения для решения вопроса о реализации данной информации в рамках оперативно-розыскной деятельности, остаётся достаточно высокой, ведь от качества непосредственной работы «на земле» зависит состояние преступности на определённой территории и в целом. Портрет идеального участкового уполномоченного, должен включать в себя активную жизненную позицию, неравнодушное отношение к работе, знание вверенного административного участка, налаженный контакт с населением. Но, к сожалению, отдельные моменты по наставничеству, штатной численности, географический разброс муниципальных образований на обслуживаемом административном участке, отсутствие должного материально-технического обеспечения и другие сопутствующие аспекты, выливаются в определённую проблематику качества деятельности по предупреждению и пресечению преступлений.

Также, флагманом в предупреждении и пресечении преступлений террористического характера являются подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. В органах внутренних дел, среди основных подразделений, осуществляющих противодействие террористическим угрозам, выявление, предупреждение и пресечение преступлений террористической направленности, выступают оперативные подразделения, в частности подразделения уголовного розыска на районном (городском) уровне, а также отделения (отделы) по противодействию террористическим угрозам в составе подразделений (центров) по противодействию экстремизму на уровне субъектов федерации. К сожалению, штатная численность оперативных сотрудников, отвечающих за противодействие преступлениям террористической направленности на низовом, районном уровне оставляет желать лучшего, в особенности в районах городов-миллионников, где работа по данной линии «проседает», что отрицательно сказывается на общегородском уровне противодействию преступлениям данной категории, а ведь общественная опасность преступлений террористической направленности крайне высока.

Оперативно-розыскная профилактика не очень хорошо развита в современной системе органов внутренних дел. Проводимые оперативными сотрудниками оперативно-розыскные мероприятия направлены, как правило, на пресечение и раскрытие уже совершённых преступлений. Но, тем не менее, та часть оперативно-розыскных мероприятий, направленная на профилактику совершения преступлений террористической направленности, играет огромную позитивную роль в процессе предупреждения преступлений.

Требования времени настоятельно диктуют необходимость внести существенные коррективы

5 -о

сз

<

в процесс деятельности оперативных сотрудников органов внутренних дел, касаемый направления по профилактике преступлений.

Для профилактики и предотвращения потенциально возможных проявлений террористической деятельности, а вследствие и преступлений террористической направленности на территории государства, оперативными подразделениями органов внутренних дел ведётся обширная деятельность по ряду актуальных направлений в сфере противодействия терроризму, способных привлечь внимание гражданского населения. Содействие населения в борьбе с преступлениями террористической направленности особенно на ранних стадиях, таких как формирование преступного умысла и приготовления к преступлению, является одной из первичных и необходимых превентивных мер, без успешной реализации которой невозможно решение такой масштабной проблемы.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс полноценного развития деятельности по профилактике преступлений террористической направленности в сфере оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел займёт время. Перспективой повышения роли профилактики и предупреждения преступлений в повседневной деятельности органов внутренних дел может стать ряд грамотно проведённых организационно-практических мероприятий:

1. Существенно доработать имеющиеся инструменты деятельности подразделений органов внутренних дел по профилактике преступлений террористической направленности.

2. Признать на нормативном уровне профилактику и предупреждение преступлений террористической направленности, вследствие их высокой общественной опасности, одной из приоритетных задач профильных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную и административную деятельность.

3. Создать новые и при определённых условиях объединить имеющиеся базы данных, криминалистические учёты с целью улучшения доступности информации о лицах и организациях, склонных к совершению преступлений террористической направленности сотрудниками органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную и административную деятельность на территории всей Российской Федерации, проработать вопросы доступа к таким базам и уровень защиты информации.

4. Повысить квалификацию действующих сотрудников органов внутренних дел на курсах, направленных на дополнительное изучение условий выполнения задач связанных с профилактикой преступлений (правонарушений) в сфере террористической направленности, а также включение в учебные программы профильных дисциплин и профес-

£ сиональные стандарты обучения в специализиро-й ванных ведомственных вузах основ по предупреж-~ дению и профилактике преступлений (правонару-^ шений) террористической направленности.

5. Предусмотреть создание в структуре территориальных органов внутренних дел на районном (городском) уровнях оперативно-профилактических отделений (групп, направлений) на базе которых можно апробировать идею и инновационные методы деятельности по профилактике преступлений (правонарушений) по установлению организаций, лиц и информации, представляющих оперативно-профилактический интерес, ликвидации криминогенных факторов.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 400 от 02.07.2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://cdnimg.rg. ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf (дата обращения 23.06.2022).

2. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 7. - ст. 900.

3. Богданов А.В. Терроризм и экстремизм как одна из форм организованной преступности / Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. // Вестник экономической безопасности. -2019. - № 3. - С. 136-140.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. -ст. 2954.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Бюллетень ВС РФ. - 2012. - № 4.

6. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.ga-rant.ru/72288134/ (дата обращения: 23.06.2022)

7. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 26. -ст. 3851.

8. Статистические данные: «Состояние преступности в России» // Федеральное казённое учреждение «Главный информационно-аналитический центр МВД России». 2021.

PREVENTION OF TERRORIST CRIMES: OPERATIONAL-SEARCH AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS

Kidyaev D.N.

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

This article discusses the prevention of terrorist crimes within the framework of the implementation of operational investigative and administrative activities by employees of the internal affairs bodies,

as well as the prospects for the development of preventive work of the internal affairs bodies. Crime prevention is an absolutely necessary tool in the State system of countering terrorism. Since, at present, in several macro-regions of the world, due to political, geopolitical, economic and social reasons, the situation on the territory of a number of states is unstable, the problem of insufficient prevention of terrorist crimes and, in general, the process of countering terrorism has been actualized with renewed vigor, including for members of Russian society. The Federal Security Service, the Federal Service of the National Guard Troops, as well as the internal affairs bodies jointly put the solution of this problem among their priorities. If we cover recent events, then in response to the participation of the Russian Federation in a special military operation on demilitarization and denazification on the territory of a neighboring state, unfriendly forces are preparing terrorist and sabotage groups to be sent to the territory of the Russian Federation, which may contribute to an increase in the number of terrorist crimes in the border territories, which causes human losses, material damage damage to the country and its law-abiding citizens, negative impact on economic and social processes in the regions.

Keywords: terrorism, crime prevention, terrorist crimes, internal affairs agencies.

References

1. The National Security Strategy of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of 02.07.2021. [electronic resource]. - URL: https://

cdnimg.rg.ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf (accessed 23.06.2022).

2. About the police: Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 // Collection of Legislation of the Russian Federation. -2011. -No. 7. - Article 900.

3. Bogdanov A.V. Terrorism and extremism as one of the forms of organized crime / Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. // Bulletin of Economic Security. - 2019. - No. 3. - pp. 136-140.

4. The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of June 13, 1996 (as amended. dated 25.03.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 25. - Article 2954.

5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 1 dated February 9, 2012 "On some issues of judicial practice in criminal cases of terrorist crimes" // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. - 2012. - № 4.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 205 dated March 29, 2019 "On the service of the district police commissioner in the serviced administrative area and the organization of this activity" // Reference and legal system "Garant" [Electronic resource]. - URL: https://base.garant. ru/72288134 / (accessed: 06/23/2022)

7. On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation: Federal Law No. 182-FZ of June 23, 2016 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2016. - No. 26. -Article 3851.

8. Statistical data: "The state of crime in Russia" // Federal state Institution "Main Information and Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia". 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.