Научная статья на тему 'Профилактика преступлений экстремисткой направленности'

Профилактика преступлений экстремисткой направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4066
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EXTREMISM / INFORMATION / INTERNET / COUNTERACTION / INTERACTION / CRIME PREVENTION / ЭКСТРЕМИЗМ / ИНФОРМАЦИЯ / СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ» / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пимакова О. Г.

В статье исследуются проблемы профилактики преступлений экстремистской направленности. В данном аспекте дается оценка различных факторов, влияющих на стабилизацию криминогенной ситуации на территории Российской Федерации. Автор акцентирует внимание, что профилактика преступлений экстремистской направленности требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах предупредительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revention of crimes of an extremist orientation

In article the author investigates problems of prevention of crimes of an extremist orientation. In this aspect the assessment of various factors influencing stabilization of a criminogenic situation in the territory of the Russian Federation is given. The author emphasizes that the prevention of extremist crimes requires a comprehensive approach, combining the efforts of many actors, a constant combination of measures of General and individual prevention at all stages of preventive activities.

Текст научной работы на тему «Профилактика преступлений экстремисткой направленности»

УДК 343.9 С. 72— 78

Пимакова О. Г.

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В статье исследуются проблемы профилактики преступлений экстремистской направленности. В данном аспекте дается оценка различных факторов, влияющих на стабилизацию криминогенной ситуации на территории Российской Федерации. Автор акцентирует внимание, что профилактика преступлений экстремистской направленности требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах предупредительной деятельности.

Ключевые слова: экстремизм, информация, сеть «Интернет», противодействие, взаимодействие, профилактика преступлений.

Введение

В настоящее время основным источником угроз общественной безопасности России в соответствии с Концепцией общественной безопасности (до 2020 г.) является экстремистская деятельность [9]. Экстремистские настроения в молодежной среде становятся особой заботой правоохранительных органов. Несмотря на пристальное внимание к негативным социально-политическим тенденциям в молодежной среде в последние годы, проблема остается актуальной. Государственная система противодействия экстремизму в настоящее время функционирует не столь эффективно. Отсутствует четко функционирующая государственная стратегия и законодательный механизм противодействия экстремизму в молодежной среде [9].

С. Н. Федорко отмечает, что «предупреждение действий террористического характера и противоправных деяний экстремистской направленности представляется одной из приоритетных задач оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Главная роль в ее разрешении принадлежит полиции, а в наибольшей степени службе участковых уполномоченных» [11, с. 41].

Описание исследования

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий привело

к изменению современного мира. В России использование ресурсов сети Интернет практически во всех социальных процессах стало неотъемлемой частью общественной жизни. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется непосредственно преступлениям экстремистской направленности совершаемых в сети Интернет, в связи с этим, оперативно-розыскная профилактика выступает одним из основных направлений пресечения преступлений экстремистской направленности.

Согласно отчету Минкомсвязи России, к концу 2018 году «Интернетом пользовалось 68 млн человек (62 % населения страны), из них 56 млн обращались к ресурсам сети каждый день. Особую, наиболее восприимчивую к вредоносной информации, часть аудитории сети составляют подростки в возрасте 12—17 лет, из них 89 % пользуются Интернетом ежедневно» [4].

Прогресс инфокоммуникационных технологий имеет не только положительные стороны, но и отрицательные, в частности он повлиял на деятельность криминальных структур. Сеть Интернет позволила осуществлять координацию и взаимодействие преступных организаций удаленно, обезличено и трансгранично, скрывая следы противоправной деятельности.

Неудивительно, что в сложившейся ситуации активизировались радикальные

движения, активно транслирующие экстремистские установки посредством Интернета и компьютерной коммуникации.

Идеологи экстремистских группировок используют расширившиеся коммуникативные возможности глобализирующегося общества для насаждения ценностей, норм, образцов поведения, идеологических установок, носящих антисоциальный характер.

Распространение в сети информации определенных видов представляет серьезную угрозу безопасности личности и государства, и в первую очередь, это относится к публикации материалов экстремистского характера.

В данной ситуации необходима организация информационного противоборства как особого направления деятельности правоохранительных органов. Это позволит эффективно опровергать недостоверные сведения, распространяемые радикальными организациями, объективно освещать ситуацию, складывающуюся вокруг события, вызывающего общественный интерес и неоднозначную реакцию.

Е. О. Кубякин считает, что «одной из основных проблем в противодействии распространению экстремистских идеологий в сети Интернет является отсутствие идеологического органа, занимающегося не пропагандой, а целенаправленной контрпропагандой» [5, с. 155].

В рамках оперативно-розыскной деятельности представляется необходимым повышать эффективность работы по организации информационного противодействия экстремистским и террористическим движениям.

В некоторых региональных Центрах по противодействию экстремизму это направление деятельности реализуется путем создания специальных групп.

Одной из задач таких групп является поиск экстремистских интернет-ресурсов и ограничение доступа к ним.

Однако работа в данном направлении осложнена несовершенством действующего законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6], Постановлением Правительства Российской

Федерации от 31.07.2014 № 744 [7] в процессе ограничения доступа к информационным ресурсам непосредственно участвует Роскомнадзор.

Однако отсутствие механизма действий заинтересованных ведомств приводит к практической невозможности ограничения доступа к интернет-ресурсам, содержащим материалы экстремистской направленности и террористического характера.

Особую роль в профилактике преступлений экстремистской направленности играет участковый уполномоченный полиции. Изучая население обслуживаемого участка, он выявляют одновременно и представителей молодежи, склонных к правонарушениям, принимают меры к нормализации поведения молодых людей. Знание условий и особенностей обслуживаемого участка, этнического состава, культуры проживающего населения, понимание тенденций в поведении молодежи позволяют определять направление и содержание профилактических мероприятий, что выдвигает участковых уполномоченных полиции в число инициаторов многих начинаний по профилактике преступлений экстремистской направленности в молодежной среде [3, с. 70].

Сотрудники следственных подразделений, в соответствии с Инструкцией, выявляют при расследовании преступлений причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносят в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер по их устранению.

Кроме того, следует отметить, что при расследовании преступлений экстремистской направленности вскрываются обстоятельства, способствующие их совершению. Они фиксируются в обвинительном заключении по уголовному делу. Во время допросов с молодыми людьми, совершившими преступления рассматриваемой направленности, следователи могут положительно влиять на их взгляды, интересы и стремления, что также относится к профилактическому воздействию, но уже рецидивной преступности.

При этом необходимо выяснять, кто вовлек подростков или лиц молодого возраста в экстремистскую деятельность, с целью принятия предусмотренных законом мер к их руководителям, идеологическим лидерам, финансистам.

Также стоит отметить, что не все общеобразовательные учреждения в России надлежащим образом исполняют законодательства о профилактике противодействия экстремизму. Так, «Бого-родицким районным судом (Тульская область) было возбуждено гражданское дело в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Борятинская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Борятинская СОШ»). Прокуратурой Воловского района была проведена проверка данного учреждения, в ходе которой было установлено, что администрацией МКОУ «Борятинская СОШ» не применено достаточных административных и организационных мер, а именно сверка имеющегося в учреждении библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов проводится нерегулярно, бессистемно. На момент проведения проверки установлено, что в имеющемся в библиотеке образовательного учреждения списке содержится перечень из 4400 экстремистских материалов, однако по состоянию на 24.05.2018 года в Федеральном списке содержится 4418 экстремистских материалов. Данные нарушения могут повлечь нахождение в библиотечном фонде данного образовательного учреждения материалов, признанных экстремистскими. Также не исключено появление в библиотеке учреждения экстремистских материалов, полученных в дар, что может способствовать проявлению экстремизма со стороны обучающихся. На основании представленных материалов суд удовлетворил исковые требования прокурора Воловского района Тульской области, тем самым обязав МКОУ «Борятинская СОШ» актуализировать имеющийся в библиотеке список экстремистских материалов с Федеральным списком экстремистских материалов» [8].

Аналогичные решения Богородиц-ким районным судом (Тульская область)

были вынесены в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Краснодубровская основная общеобразовательная школа», муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Двориковская средняя общеобразовательная школа», муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Верхоупская средняя общеобразовательная школа» и муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Непрядвенская средняя общеобразовательная школа».

Профилактика экстремизма среди молодежи в России ведется на недостаточном уровне. Подростки не информированы о таком явлении, как экстремизм, они не осознают опасности последствий экстремистской деятельности как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Молодежная среда является наиболее восприимчивой к изменениям в социуме. Именно среди молодежи наиболее быстро происходит накопление негативных настроений.

Именно возрастные подростковые изменения, по мнению большинства авторов, являются основной причиной развития экстремизма в молодежной среде.

Профилактика экстремизма среди молодежи, прежде всего, должна начинаться в общеобразовательных учреждениях. «Школьники — одна из самых уязвимых групп, попадающих под влияние экстремистских организаций, поэтому огромное значение имеет разработка специальных мер профилактики экстремизма в школе» [10, с. 120].

Необходимо сформировать у обучающихся толерантное отношение к представителям разных национальностей и культур.

Формирование толерантного поведения содержит три элемента: знания, практические навыки и переживание положительных эмоций.

Знания предполагают создание теоретической базы знаний у школьников о сущности толерантных отношений, основ мирного разрешения конфликтов. Занятия по данной теме должны проводиться с применением активных форм обучения:

круглых столов, творческих проектов, презентаций, тренингов и др. Тренинги могут приобретать также различные модели от бесед до деловых игр.

Темы уроков должны соответствовать возрасту школьников. Для учеников младших классов достаточно вопросов о добре, морали, милосердии, дружбе, любви и взаимопомощи. Предметами обсуждения школьников средней школы выступают понятия терроризма, экстремизма, патриотизма.

На уроках старшей школы могут подниматься проблемы последствий экстремистской деятельности и пути их предотвращения. Наряду с традиционным доведением информации о возможности становления жертвами дорожно-транспортных преступлений и их предупреждением [1], необходимо информировать о схожей вероятности оказаться потерпевшим от экстремистской деятельности и ее профилактике.

Эффективными могут быть тематические мероприятия, посвященные определенным национальным культурам: национальные праздники, знакомство с культурами народов мира, встречи с представителями различных национальностей. Это позволить сформировать понимание и уважение к благотворительным акциям: оказание помощи беженцам, сиротам, пожилым.

Практические навыки проявляются в повседневной жизни школьника, которая должна стать основным объектом внимания педагога. Основная задача учителя на данном этапе — научить детей конструктивному разрешению конфликтов, основываясь на равенстве и согласии.

Эмоциональный компонент также немаловажен для профилактики. Он заключается в переживании положительных эмоций до совершения действий. Отметим, что новые формы поведения школьников не сразу становятся стереотипами, вначале они выступают как отдельные достижения. Для того чтобы форма поведения стала устойчивой, необходимо повторение, а также положительная оценка — похвала, которая станет стимулом к повторному совершению полезных действий.

Следует отметить, что профилактика экстремизма среди школьников включает в себя информирование родителей. Родители должны знать о том, насколько опасной угрозой является экстремизм, а также должны быть внимательным к ребенку и замечать малейшие изменения в его поведении.

Помимо профилактики экстремизма в общеобразовательных учреждениях, особое внимание следует уделить сети Интернет.

Профилактика экстремизма в сети Интернет — предмет множества дискуссий, потому что данное явление относительно новое. Меры профилактики еще не выработаны на достаточном уровне.

Контроль за соблюдением запрета на экстремистские сайты на территории Российской Федерации ведут правоохранительные службы. Так, в 2018 году по требованиям Генпрокуратуры Роском-надзором ограничил доступ к 13,5 тысячам сайтов с призывом к экстремизму, кроме того, выявлено более 86 тысяч веб-зеркал экстремистских ресурсов. В их числе — 45 тысяч сайтов, пропагандирующих деятельность запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Но подобные ограничения не исключают появление подобных сайтов в сети Интернет [2].

Государство в одиночку не способно проводить профилактику экстремизма в Интернете. Необходимо, чтобы каждый гражданин Российской Федерации принимал в этом участие.

Родители должны быть более внимательны к своим детям. Необходимо регулярно интересоваться у ребенка, с кем он общается в социальных сетях, какие сообщества и страницы в сети Интернет посещает.

Вывод

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема профилактики экстремизма в молодежной среде является актуальной, так как число подростков, вовлеченных в экстремистские организации, ежегодно растет. Государство ставит приоритетным направлением деятельности противодействие распространению экстремизма в России, особенно в молодежной среде.

В рамках профилактики экстремизма в школах внимание должно быть акцентировано на воспитание у обучающихся толерантного поведения и формирование правильных ценностных установок. Профилактика экстремизма в сети Интернет подразумевает усиление контроля над экстремистскими сайтами в России. К профилактике

следует привлекать родителей. Именно они должны интересоваться, с кем общается ребенок в социальных сетях, какие сайты посещает. Наиболее эффективной мерой является уменьшение количества времени, которое подросток проводит в Интернете, например, путем привлечения к участию в различных кружках и секциях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранчикова, М. В. Влияние ситуации на виктимизацию несовершеннолетних жертв дорожно-транспортной неосторожности / М. В. Баранчикова // Виктимология. — 2018. — № 2 (16). — С. 45-50.

2. Генпрокуратура о преступлениях экстремистской направленности [Электронный ресурс] // ИСЦ «СОВА». — URL: http://www.sovacenter.ru/ (дата обращения: 20.06.2019).

3. Гребенщиков, И. В. Государство и юридическое поле в дискурсе об экстремизме / И. В. Гребенщиков // Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 11.

4. Количество пользователей Интернета в России [Электронный ресурс] // Развитие Интернета и его значение. — URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/ (дата обращения: 20.06.2019).

5. Манукян, А. Р. К вопросу об экстремизме по мотивам национальной вражды и ненависти: методы противодействия / А. Р. Манукян // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. — Т. 9, № 5-1.

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.

7. Об утверждении Правил информирования граждан (физических лиц) об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» : пост. Правительства РФ от 31.07.2014 № 744 // Собрание законодательства РФ. —2014. — № 32. — Ст. 4517.

8. Решение Богородицкого районного суда от 26.06.2018 г. № 5-201/2018 [Электронный ресурс] // Сайт Богородицкого районного суда Тульской области. — URL: http://bogorodicky.tula. sudrf.ru (дата обращения: 20.06.2019).

9. Сорокин, А. И. Принципы экстремизма в молодежной среде / А. И. Сорокин // Научный вестник Орловского юридического института МВД России им. В. В. Лукьянова. — 2019. — № 1. — С. 98-100.

10. Танаева, З. Р. Уголовно-правовые вопросы противодействия молодежному экстремизму / З. Р. Танаева // Правопорядок: история, теория, практика. — 2015. — № 4 (7). — С. 118-121.

11. Федорко, С. Н. Правовое регламентирование противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации / С. Н. Федорко // Российский следователь. — 2014. — № 12.

REFERENCES

1. Baranchikova, M. V. Vliyanie situatsii na viktimizatsiyu nesovershennoletnikh zhertv dorozhno-transportnoy neostorozhnosti / M. V. Baranchikova // Viktimologiya. — 2018. — № 2 (16). — S. 45-50.

2. Genprokuratura o prestupleniyakh ekstremistskoy napravlennosti [Elektronnyy resurs] // ISTs «SOVA». — URL: http://www.sovacenter.ru/ (data obrashcheniya: 20.06.2019).

3. Grebenshchikov, I. V. Gosudarstvo i yuridicheskoe pole v diskurse ob ekstremizme / I. V. Grebenshchikov // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2017. — № 11.

4. Kolichestvo polzovateley Interneta v Rossii [Elektronnyy resurs] // Razvitie Interneta i ego znachenie. — URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/ (data obrashcheniya: 20.06.2019).

5. Manukyan, A. R. K voprosu ob ekstremizme po motivam natsionalnoy vrazhdy i nenavisti: metody protivodeystviya / A. R. Manukyan // Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl. — 2017. — T. 9, № 5-1.

6. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii : feder. zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 18.03.2019) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2006. — № 31 (1 ch.). — St. 3448.

7. Ob utverzhdenii Pravil informirovaniya grazhdan (fizicheskikh lits) ob ogranichenii dostupa k informatsionnym sistemam i (ili) programmam dlya elektronnykh vychislitelnykh mashin, kotorye prednaznacheny i (ili) ispolzuyutsya dlya priema, peredachi, dostavki i (ili) obrabotki elektronnykh soobshcheniy polzovateley informatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet» i funktsionirovanie kotorykh obespechivaetsya organizatorom rasprostraneniya informatsii v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet» : post. Pravitelstva RF ot 31.07.2014 № 744 // Sobranie zakonodatelstva RF. —2014. — № 32. — St. 4517.

8. Reshenie Bogoroditskogo rayonnogo suda ot 26.06.2018 g. № 5-201/2018 [Elektronnyy resurs] // Sayt Bogoroditskogo rayonnogo suda Tulskoy oblasti. — URL: http://bogorodicky.tula. sudrf.ru (data obrashcheniya: 20.06.2019).

9. Sorokin, A. I. Printsipy ekstremizma v molodezhnoy srede / A. I. Sorokin // Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. V. V. Lukyanova. — 2019. — № 1. — S. 98—100.

10. Tanaeva, Z. R. Ugolovno-pravovye voprosy protivodeystviya molodezhnomu ekstremizmu / Z. R. Tanaeva // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. — 2015. — № 4 (7). — S. 118—121.

11. Fedorko, S. N. Pravovoe reglamentirovanie protivodeystviya terrorizmu i ekstremizmu v Rossiyskoy Federatsii / S. N. Fedorko // Rossiyskiy sledovatel. — 2014. — № 12.

ПИМАКОВА Ольга Геннадьевна. Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии. Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова. 302027, г. Орел ул. Игнатова, д. 2. E-mail: olgapimakova@yandex.ru

77

Pimakova O. G.

REVENTION OF CRIMES

OF AN EXTREMIST ORIENTATION

In article the author investigates problems of prevention of crimes of an extremist orientation. In this aspect the assessment of various factors influencing stabilization of a criminogenic situation in the territory of the Russian Federation is given. The author emphasizes that the prevention of extremist crimes requires a comprehensive approach, combining the efforts of many actors, a constant combination of measures of General and individual prevention at all stages of preventive activities.

Keywords: extremism, information, Internet, counteraction, interaction, crime prevention.

PIMAKOVA Olga Gennadievna. Candidate of law, lecturer of the Department of criminal law, criminology and psychology. Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

302027, Orel street Ignatova, 2. E-mail: olgapimakova@yandex.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 26.08.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.