Научная статья на тему 'Профилактика правонарушений и защита прав человека в России'

Профилактика правонарушений и защита прав человека в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
права человека / гарантии прав граждан / государство / правоприменительная деятельность / правоохранительные органы / закон / human rights / guarantees of the rights of citizens / state / law-enforcement activity / law enforcement agencies / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Александрович Мецгер

Права человека нуждаются в охране и защите со стороны государства. Не последнее место в обеспечении государственной охраны и защиты прав человека занимает профилактика правонарушений. В связи с этим важной задачей государства в лице уполномоченных органов является установление правовых и организационных основ системы профилактики правонарушений, общих правил ее функционирования, основных принципов и направлений. Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту прав человека, общества и государства от противоправных посягательств, отстает от потребностей действительности и правоохранительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention and protection of human rights in Russia

Human rights need to be protected and protected by the State. Human rights need to be protected and protected by the State. The prevention of offences is not the least important in ensuring State protection and protection of human rights. In this regard, an important task of the State in the person of authorized bodies is to establish the legal and organizational foundations of the system for the prevention of offenses, the general rules for its functioning, the basic principles, directions. An analysis of existing legislation shows that the legal framework that protects human rights, society and the State from unlawful attacks lags behind the needs of reality and law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Профилактика правонарушений и защита прав человека в России»

Закон и право. 2022. № 2. С. 60-63. Law and legislation. 2022;(2):60 — 63.

Научная статья УДК 342.7

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-60-63

NIION: 1997-0063-2/22-075 MOSURED: 77/27-001-2022-2-275

Профилактика правонарушений и защита прав человека в России

Андрей Александрович Мецгер

Институт государственного управления и права Государственного университета управления, Москва, Россия, metzger@yandex.ru

Аннотация. Права человека нуждаются в охране и защите со стороны государства. Не последнее место в обеспечении государственной охраны и защиты прав человека занимает профилактика правонарушений. В связи с этим важной задачей государства в лице уполномоченных органов является установление правовых и организационных основ системы профилактики правонарушений, общих правил ее функционирования, основных принципов и направлений. Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту прав человека, общества и государства от противоправных посягательств, отстает от потребностей действительности и правоохранительной практики.

Ключевые слова: права человека, гарантии прав граждан, государство, правоприменительная деятельность, правоохранительные органы, закон.

Для цитирования: Мецгер А.А. Профилактика правонарушений и защита прав человека в России // Закон и право. 2022. № 2. С. 60—63. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-60-63.

Original article

Prevention and protection of human rights in Russia

Andrey A. Metsger

Institute of public administration and law of the State University of Management, Moscow, Russia, metzger@yandex.ru

Abstract. Human rights need to be protected and protected by the State. Human rights need to be protected and protected by the State. The prevention of offences is not the least important in ensuring State protection and protection of human rights. In this regard, an important task of the State in the person of authorized bodies is to establish the legal and organizational foundations of the system for the prevention of offenses, the general rules for its functioning, the basic principles, directions. An analysis of existing legislation shows that the legal framework that protects human rights, society and the State from unlawful attacks lags behind the needs of reality and law enforcement practice.

Keywords: human rights, guarantees of the rights of citizens, state, law-enforcement activity, law enforcement agencies, law.

For citation: Metsger A.A. Prevention and protection of human rights in Russia // Law and legislation. 2022;(2):60—63. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-60-63.

В 2016 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ (далее — Федеральный закон № 182-ФЗ), который по замыслу законодателя призван в но-

© Мецгер А.А. М., 2022.

вом формате урегулировать общественные отношения, которые возникают в сфере профилактики правонарушений. Значимость профилактики правонарушений как превентивной меры охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина трудно переоценить.

Необходимо отметить, что в правовом государстве индивид является субъектом права, но

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

не объектом государственной власти. Государственная власть в лице уполномоченных органов охраняет и защищает граждан, гарантирует охрану и защиту их прав и свобод.

Вследствие этого, по нашему мнению, необходимо рассматривать данный вопрос с акцентом на главное — права человека и гражданина, их охрана и защита, с одной стороны, гарантируются государством от посягательств других граждан (в том числе при помощи организуемых государством превентивных мер), с другой стороны, от посягательств самого государства в лице различных органов государственной власти.

Например, гражданин, в случае нарушения его прав и незаконного привлечения к административной ответственности, вправе обратиться в суд для защиты и восстановления его незаконно (в случае доказанности этого факта в суде) нарушенных прав в административном производстве органа исполнительной власти. В механизм охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина включается не только деятельность государственных органов, но также и деятельное поведение самих индивидов [4].

Эффективность защиты прав человека определяются достаточно универсальными критериями: прочностью конституционного правопорядка, защищенностью достоинства человеческой личности, гарантиями прав и свобод граждан, обеспечением социальной справедливости и солидарности. Ключевую роль в решении этих задач призвано играть государство, выступающее не только в качестве властного института, но и многоуровневой системы политического участия граждан, эпицентра общественных коммуникаций, ключевого актора экономических, социальных, культурных процессов, суверенного субъекта правовых отношений. Поэтому от направленности и качества правового регулирования основ государственного строя напрямую зависят благосостояние, социальная сплоченность и политическая мобильность общества.

С учетом этого, по нашему мнению, логичным в аспекте охраны и защиты гарантий прав граждан будет суждение о юридической безопасности в государстве в аспекте гарантирования государством прав граждан в правоприменительной деятельности.

Следует рассматривать взаимную ответственность государства и личности в рамках юридической ответственности. Мы убеждены, что для совершенствования института ответственности государства за нарушение конституционных

прав и свобод граждан необходимо, во- первых, расширить полномочия и круг контролируемых сфер деятельности государства для субъектов общественного контроля, во-вторых, рассмотреть возможность наделения субъектов общественного контроля правом законодательной инициативы и, наконец, в-третьих, обеспечить широкое освещение выявленных фактов нарушений и применяемых мер наказания в независимых СМИ и посредством интернет-ресурсов.

Главной отличительной чертой правомерного поведения является строгое и неуклонное выполнение человеком требований и велений, содержащихся в нормах права, а также, с нашей точки зрения, и необходимость определенного соблюдения принятых в обществе норм нравственности и морали, которые устанавливаются и поддерживаются компетентным мнением большинства населения страны. О правомерности поведения людей можно судить на основании того, согласуется ли их поведение или не согласуется с правовыми предписаниями. В юридической литературе существует множество различных определений правонарушения, которые приводить в данной статье считаем нецелесообразным [см., напр., 4].

Для того чтобы каждый индивид мог обезопасить себя, государство должно создать благоприятные социальные условия и правовые гарантии реализации прав человека и гражданина. Если рассматривать указанный вопрос под этим углом зрения, то становится очевидным, что любой человек так или иначе самостоятельно участвует в защите своих субъективных прав и законных интересов. Субъективные права и законные интересы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой и относятся к вопросам правовой охраны. Однако их необходимо рассматривать как самостоятельные категории.

Сотрудники органов, организаций, которые в рамках своих полномочий обязаны осуществлять профилактическое воздействие, относятся к специализированным субъектам. Лица, участвующие в профилактике правонарушений (граждане, общественные объединения и иные организации), согласно законодательству не относятся к субъектам профилактики. Однако, по нашему мнению, данных лиц можно отнести к неспециализированным субъектам, поскольку они также могут осуществлять воспитательное профилактическое воздействие в силу своего должностного положения (руководители по от-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 02-2022

ношению к своим подчиненным), социального статуса (родители, педагоги) либо в качестве внештатных сотрудников, народных дружинников. При этом у граждан России нет обязанности осуществления деятельности по предупреждению преступлений. Они оказывают помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав.

На наш взгляд, преимуществом Федерального закона № 182-ФЗ является наличие статей 13 и 14, в которых российский законодатель закрепил права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Основные права — участие в профилактике правонарушений в соответствии с Федеральным законом № 182-ФЗ, использование мер профилактического воздействия, а также посредством добровольного участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других, социально значимых мероприятиях, содействия правоохранительным органам и иным субъектам профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].

Вместе с тем Федеральный закон № 182-ФЗ не лишен некоторых недостатков и спорных положений, которые автор попытается обозначить в данной статье. Выявляя данные недостатки, анализируя и предлагая пути их исправления, можно повысить уровень профилактики правонарушений, а значит, и уровень защищенности прав человека и гражданина в российской правовой системе.

Так, в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 182-ФЗ дано определение понятия «правонарушение», под которым понимается «преступление или административное правонарушение, представляющее собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность». Как нам представляется, данный пункт изложен законодателем не совсем корректно и нарушает установленные юридической наукой принципы и понятия. Дело в том, что теория государства и права, будучи основополагающей для иных отраслевых юридических наук, подразделяет правонарушения по степени их общественной опасности на преступления и проступки.

В пункте 2 ст. 2 Федерального закона № 182-ФЗ дается определение термина «профилактика», и в совокупность этих мер законодатель включил и меры «иного характера», не раскрывая конкретно, что это за меры. Данная формулировка (в ее действующей редакции) позволя-

ет правоприменителю в дальнейшем по своему усмотрению расширять список профилактических мер и применять такие, которые могут не сочетаться не только с конституционными принципами, но и с нормами морали и нравственности, принятыми в российском обществе. Таким образом, меры «иного характера» следует из рассматриваемого определения «профилактика правонарушений» исключить [2, с. 381].

Как определенную новеллу следует рассмотреть появление в пунктах 2 и 6 ст. 2 ФЗ № 182 такого понятия, как «антиобщественное поведение». Исходя из смысла всего текста Федерального закона № 182-ФЗ «антиобщественное поведение» не является правонарушением, так как не регламентируется ни уголовным, ни административным законом.

Тогда не ясно, какое же оно имеет отношение к профилактике правонарушений, если антиобщественное поведение таковым не является. Здесь правоприменители в дальнейшем могут столкнуться с большими трудностями при квалификации действий лица как «антиобщественное поведение». Ведь в Российской Федерации нормы морали и нравственности, в основном и определяющие поведение человека как общественно полезное, так и как антиобщественное, диаметрально разнятся не только во всех субъектах Федерации, но и в местах компактного проживания различных этносов [1].

Например, в п. 9 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 182-ФЗ предусмотрены специальные меры «оперативно-розыскного характера». Вместе с тем ни в одном законодательном акте такой легальной дефиниции, как «меры оперативно-розыскного характера», нет.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-102 ФЗ (далее — ФЗ № 144) используют в своем арсенале только легальные дефиниции «оперативно -розыскная деятельность» и «оперативно-розыскные мероприятия». Кроме того, Федеральный закон ФЗ № 144-ФЗ не позволяет использовать силы и средства оперативно-розыскной деятельности для профилактики административных проступков. Также в данном Законе оперативно-розыскные мероприятия применяются только в целях предупреждения преступлений, а не во всем комплексе профилактики [3].

Очевидно, что научное сопровождение деятельности органов охраны правопорядка в особых условиях необходимо развивать и совершенствовать. Это обусловлено современными реалиями,

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

кардинальными изменениями, происходящими в экономической, политической и социальной сферах жизни российского общества и государства.

Завершая исследование некоторых аспектов системы профилактики правонарушений, следует сказать о перспективах развития института прав и свобод человека и, соответственно, их охраны и защиты государством, в том числе посредством превентивных организационно-правовых механизмов.

По нашему мнению, будущее института прав и свобод человека в России теоретически возможно в трех вариантах.

Первый сценарий связан с исчезновением этого феномена из по литико-правового ландшафта России; данный исход представляется нам маловероятным.

Второй вариант заключается в том, что охрана и защита прав и свобод человека и гражданина останутся элементами современного государства, но их правовой потенциал не будет реализован полностью, в том числе посредством превентивных мер и профилактики правонарушений в целях недопущения нарушений прав и свобод, их охраны от незаконных посягательств. Данный вариант заключается в том, что права человека провозглашаются, но при этом их практическая реализация затруднена или в некото -рых ситуациях невозможна.

Наиболее привлекательна третья траектория, когда права и свободы человека и гражданина гарантируются государством, становятся «высшей ценностью» и эффективным правовым инструментом социального развития России.

Из вышесказанного также следует вывод о том, что государственная власть в лице уполномоченных органов охраняет и защищает граждан, гарантирует охрану и защиту их прав и свобод посредством организации правовых механизмов превентивной профилактической защиты прав и свобод человека в будущем от незаконных посягательств.

С одной стороны, права человека и гражданина, их охрана и защита гарантируются государством от посягательств других граждан (в том

числе при помощи организуемых государством превентивных мер), с другой стороны, от посягательств самого государства в лице различных органов государственной власти.

Список источников

1. Карабаш Д.В., Казаченко Е.В. Профессиональная направленность развития коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения квалификации и переподготовки кадров // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 296-300.

2. Светличный Е.Г. Стрелковая подготовка сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран // Совр. проблемы науки и образования. 2015. № 5.

3. Скребец Е. С. Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. 2015. № 3 (29). С. 66-70.

4. Шурухнов В.А. Особенности противодействия расследованию организаторов и руководителей преступных сообществ, реализуемого на этапе их создания // Актуальные проблемы рос. права. 2013. № 3(28). С. 338-339.

References

1. Karabash D.V., Kazachenko E.V. Professional orientation of the development of the communicative culture of police officers in the system of advanced training and retraining of personnel //Society and law. 2013. № 2 (44). Pp. 296-300.

2. Svetlichny E.G. Rifle training of law enforcement officers of foreign countries // Modern problems of science and education. 2015. № 5.

3. Skrebets E. C. Organizational and legal aspects of the elimination of riots / / Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 3 (29). Pp. 66-70.

4. Shurukhnov V.A. Features of countering the investigation of organizers and leaders of criminal communities, implemented at the stage of their creation // Current problems of Russian law. 2013. № 3 (28). Pp. 338-339.

Информация об авторе

Мецгер А.А. — кандидат юридических наук

Information about the author

Metsger A.A. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

LAW & LEGISLATION • 02-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.