Научная статья на тему 'Профилактика подростковой девиации и личностная характеристика трудного подростка'

Профилактика подростковой девиации и личностная характеристика трудного подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1962
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEVIANT BEHAVIOR / DIFFICULT TEENAGER / PREVENTION / ADDICTIVE BEHAVIOR / DELINQUENT BEHAVIOR / ANTISOCIAL FAMILY RELATIONSHIPS / PERSONALITY TRAITS / CORRECTION / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК / ПРОФИЛАКТИКА / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АСОЦИАЛЬНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азаматова Г.К., Курашинова Д.А., Маршенкулова О.Г.

В статье рассматриваются проблемы социальной профилактики подростковой девиации, причины изменения самосознания подростка, общие принципы профилакти Социально-экономические, политические, общественнонравственные изменения, происходящие в обществе, оказывают огромное влияние на все социальные группы социума. Наиболее ощутимое влияние эти перемены оказывают на подростков, на процесс их социализации и адаптации. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тенденцией роста количества подростков с девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of adolescent deviation and personal characteristics of a difficult teenager

The article deals with the prevention of social problems of adolescent deviation, the causes of changes in adolescent self-consciousness, the general principles of prevention activities and individual correctional work orientation. The main conditions for effective work with young people with abnormal behavior are analysed.

Текст научной работы на тему «Профилактика подростковой девиации и личностная характеристика трудного подростка»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ _ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ_

УДК 316.62

ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ДЕВИАЦИИ И ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОГО ПОДРОСТКА

PREVENTION OF JUVENILE

DEVIATION AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF DIFFICULT TEENAGERS

Азаматова Гюльджан Камилевна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик,

e-mail: azagulya2007@mail.ru Курашинова Диана Аликовна

Магистрант Института социальной работы, сервиса и туризма Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик, e-mail: diana.alikovna@yandex.ru

Маршенкулова Оксана Георгиевна

Магистрант Института социальной работы, сервиса и туризма Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик, e-mail: oksi.0770@bk.ru

Azamatova Guljan K.

Candidate of Historical Sciences, Associate professor, Kabardino-Balkarian State University,

Nalchik,

e-mail: azagulya2007@mail.ru

Kurashinova Diana A.

Graduate student, Kabardino-Balkarian State University,

Nalchik,

e-mail: diana.alikovna@yandex.ru

Marshenkulova Oksana G.

Graduate student, Kabardino-Balkarian State University,

Nalchik, e-mail: oksi.0770@bk.ru

В статье рассматриваются проблемы социальной профилактики подростковой девиации, причины изменения самосознания подростка, общие принципы профилакти-

The article deals with the prevention of social problems of adolescent deviation, the causes of changes in adolescent self-consciousness, the general principles of prevention activities and

ческой деятельности и коррекционной ра- individual correctional work orientation. The

боты индивидуальной направленности, main conditions for effective work with young

анализируются основные условия для эф- people with abnormal behavior are analysed. фективной работы с подростками с отклоняющимся поведением.

Ключевые слова: девиантное поведение, Keywords: deviant behavior, difficult teenag-

трудный подросток, профилактика, аддик- er, prevention, addictive behavior, delinquent

тивное поведение, делинквентное поведе- behavior, antisocial family relationships, per-

ние, асоциальные семейные отношения, ха- sonality traits, correction. рактерологические особенности, коррекция.

Социально-экономические, политические, общественно-нравственные изменения, происходящие в обществе, оказывают огромное влияние на все социальные группы социума. Наиболее ощутимое влияние эти перемены оказывают на подростков, на процесс их социализации и адаптации. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тенденцией роста количества подростков с девиантным поведением.

Отклоняться от нормы свойственно каждому индивиду, социальным группам и обществу в целом. В процессе взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой, а также с другим индивидом возникающее разнообразие в психофизическом, духовно-нравственном и социокультурном состоянии людей и их проявление являются одним из важных условий развития общества и социальных связей.

Проблема девиации исследовалась на разных этапах такими отечественными учеными, как Е.В. Змановская, В.С. Афанасьев, Б.М. Левин, В.Т. Лисовский. Девиантное (отклоняющееся) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [3, с. 2].

Цель данного исследования - дать определение понятию «трудный подросток», а также выявить общие принципы профилактической деятельности.

Этимологию связи между девиантным поведением и индивидом позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Г. Кэплана, который начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый индивид стремится к положительному образу «я», низкий уровень самоуважения воспринимается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с избавлением от травмирующих переживаний. Это и движет людьми поступать так, чтобы уменьшить болезненные последствия самоуничижения и повысить субъективную вероятность принятия самого себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуни-

чижения, больше стремятся изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению [5, с. 243].

Подростковому возрасту свойственны такие психологические особенности, как повышенная агрессия, быстрая утомляемость, рассеянность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, трудности в восприятии информации и противоречивость желаний и потребностей. Существующие на данном этапе социальные и культурные особенности развития общества могут как смягчить данные трудности, так и усугубить.

Негативное восприятие самого себя складывается из различных, но взаимосвязанных видов опыта. Во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут быть полезны обществу и, напротив, обладают отрицательными чертами или приносят вред своему окружению. Во-вторых, они предполагают, что важные для них люди не относятся к ним положительно или относятся крайне негативно. В-третьих, они неспособны эффективно использовать механизмы психической самозащиты, позволяющие снять или смягчить влияние первых двух пунктов.

Поскольку потребность в самоуважении у подобных подростков крайне сильна, и так как она не удовлетворяется способами, приемлемыми в обществе, то им приходится прибегнуть к девиантным формам поведения. В-четвертых, они испытывают трудности в процессе обучения, в процессе общения и взаимодействия с родителями, друзьями, учителями, им свойственна неорганизованность. В-пятых, у девиантов отсутствуют позитивные взгляды и цели, они не ставят перед собой задачи для совершенствования своей жизни, а лишь уклоняются от существующих норм и правил.

Со временем желание соответствовать существующим нормам в обществе уменьшается, тем самым увеличивая стремление к девиации. В конечном итоге это приводит к изменению самосознания подростка, его установок и ценностей, продвигая его по пути девиации [1].

Также можно выделить некоторые составляющие личности подростка-девианта:

- постепенное ухудшение отрицательных качеств подростка, приводящее к формированию делинквентной личности;

- стечение обстоятельств и влияние факторов, которые приводят к развитию и закреплению криминогенных качеств личности;

- наличие общих трудностей, проблем с развитием как фоновое условие для формирования личности с отклонениями в поведении;

- невосприятие внешнего воздействия, воспитательного характера или их полное отрицание.

Исследователи пришли к выводу, что девиантное поведение подростков может быть разной направленности: корыстной, т.е. преследуется материальная выгода (кража, вымогательство, мошенничество); агрессивной, которая имеет, в свою очередь, две формы: несоциализи-рованную и социализированную. Несоциализированная форма носит неосознанный характер и не имеет своей основной целью нанесение ущерба другому индивиду, а социализированная форма, напротив, носит враждебный характер. И, наконец, третья направленность - социально пассивная, т.е. когда подросток не стремится предпринимать каких-либо активных действий, тем самым стремясь уйти от существующей реальности. Проявлениями такой формы могут быть как нежелание учиться, слушаться родителей и учителей, так и крайняя форма ухода от бытия - самоубийство.

Не всегда подросток может осознавать причины совершаемых поступков, чаще они побуждаются бессознательными тенденциями. Основной психологической целью проявления агрессии могут быть как причинение страданий другому индивиду, так и достижение некоторых других результатов: причинение простой физической боли человеку как демонстрация своего превосходства; преследование материальной выгоды; отстаивание своих личностных убеждений; попытка завоевания авторитетного положения среди сверстников; отстаивание свободы действий; привлечение внимания окружающих.

Можно также выделить несколько групп агрессивно-девиантных подростков:

1. Ситуативный нарушитель - совершенные противоправные действия спровоцированы сложившейся моментной ситуацией.

2. Субкультурный нарушитель - вследствие отнесения себя к социальной группе с «искаженными» социокультурными ценностями.

3. Невротический - асоциальное поведение по причине внутри-личностных конфликтов и состояния тревожности.

4. Психотическая группа - девиантное поведение подростка как следствие тяжелых форм психических расстройств, помрачнения сознания.

5. Антисоциальный индивид - агрессивное поведение обусловлено комплексом сформировавшихся у личности антисоциальных черт, таких как враждебность, несформированность моральных ценностей, отсутствие доверительных отношений с близкими родственниками.

Компенсаторные механизмы, с помощью которых он «реанимирует» подорванное самоуважение, не всегда идентичны для той или иной

стороны его «я». Подросток, прибегая к аддиктивному поведению, пытается восполнить свою недостаточную маскулинность, впоследствии он ощущает себя этаким «крепким парнем».

Девиантное поведение подростков вначале всегда беспричинно. Даже при желании соответствовать существующим нормам подросток может стать пленником различных факторов (социальных, экономических, конституционных), что может подтолкнуть его к отклоняющемуся поведению. Это находит отражение в его самосознании и вынуждает его искать другие направления. Девиантные поступки делают привлекательным совершающего их подростка в глазах других, принимающих такой стиль поведения, антинормативные поступки выступают способом привлечения внимания к себе. Вместе с тем желание быть одобренным в той или иной социальной группе у подростка растет. Однако приходит момент проявления отрицательного отношения к девиантным поступкам подростка со стороны «нормальных» социальных групп, вплоть до изолирования девианта. В результате девиантное поведение из немотивированного переходит в более осознанную форму, т.е. мотивированную [6, с. 82].

Основой системы профилактической работы является социальный контроль над подростками, совершившими противоправные действия, упуская из виду то, что внимание необходимо акцентировать на работе с подростками, склонными к девиации, но еще не совершившими правонарушения.

Профилактика - это система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий [7].

В социальной работе под профилактикой принято понимать комплекс действий, своевременно предпринимаемых и научно обоснованных, ориентированных на предупреждение психологических, социальных и физических столкновений; сохранение нормального уровня жизни и здоровья людей, а также поддержание и защиту; оказание поддержки в процессе достижения жизненных целей и способствование раскрытию потенциала индивида.

Профилактическая деятельность должна носить комплексный характер, работа должна проводиться не только с подростком, но и с его семьей, социальным окружением, для наибольшей эффективности.

Социальная профилактика подростковой девиации выполняет различные функции: воспитательную, защитную, предупредительную, обеспечивающую и функцию контроля. Практика показывает, что наиболее важную роль играет функция воспитания, от качества выпол-

нения которой и зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Основой воспитания является привитие индивиду общественно-нравственных ценностей, норм и принципов, тем самым упреждая отклонения в поведении личности.

Из существующих функций можно выделить следующие задачи: мониторинг явлений, процессов, факторов, их анализ, а также прогноз их развития; изучение психологических особенностей подростка, формирующих мотивацию девиантного поведения; выявление и устранение негативного влияния социальных факторов, приводящих к деформации личности подростка; непрерывное и динамичное оказание профилакти-ко-реабилитационного воздействия на данную категорию.

Профилактика отклоняющегося поведения бывает общесоциальной и специальной. Специальная профилактика ориентирована на устранение и нейтрализацию причин девиантного поведения посредством специальных социальных, психологических, экономических мероприятий. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие уровни профилактической работы с подростками: первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика ориентирована на нейтрализацию негативных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на личность подростка, а также повышение уровня устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная направлена на раннее определение группы риска, выявление и реабилитацию нервно-психических отклонений подростка, имеющего склонность к формированию девиантного поведения, но еще не являющегося таковым.

Специальные задачи являются основой третичной профилактики, таких как лечение психических расстройств, оказывающих влияние на поведение подростка. Данная форма профилактической работы может быть направлена на недопущение рецидивов у лиц с уже устоявшимся девиантным поведением.

Следует также выделить раннюю и позднюю профилактику. Основной задачей ранней профилактики являются создание условий для успешной адаптации в социуме, принятие существующих норм и ценностей для более благоприятного развития в обществе; поздняя профилактика - как способ исправления уже существующих отклонений в поведении и жизненных установках подростка. Диагностика является предшествующим этапом профилактической и коррекционной работы, которую проводят в форме бесед, анкетирования или тестирования. Важно выявить характер отклонения в поведении и истоки девиации. Профилактическая и коррекционная работа носит индивидуальный характер, но эта особенность не исключает того, что нужно придержи-

ваться общих условий, применимых ко всем подросткам с отклоняющимся поведением.

Во-первых, взаимодействие с девиантами должно носить гуманный характер - признание подростка личностью. Существующие отклонения в нравственном развитии не являются поводом для проявления неуважения к личности, а также для отрицательной оценки в общем.

Во-вторых, позиция педагогов по отношению к подросткам-девиантам должна быть оптимистичной, т.е. нужно верить в то, что он может вернуться к нормальному образу жизни.

В-третьих, подростка нужно на практике убедить в ценности нравственно-демократических взаимоотношений между индивидами как в системе «взрослые - дети», так и в системе «дети - дети» [4, с. 167].

Все подростки без исключения нуждаются в самоутверждении, уважении к себе, а также в индивидуальном внимании. Особенностью данной категории является то, что им в большей степени необходимо общение со сверстниками, их признание, авторитетное положение в своем кругу, но вместе с тем именно у подростков могут возникать сложности с установлением и налаживанием социальных связей. Это обусловлено психологическими изменениями, происходящими именно в этом возрасте. Переходный возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка, в этот период подростку необходимо оказать поддержку и грамотное психологическое сопровождение через такие социальные институты общества, как семья, школа и государство. Важно вовремя заметить изменения, происходящие с подростком, и правильно скорректировать, не толкая его на более крайние формы девиации. Юношеский максимализм также свойствен подросткам, и именно это может привести к подростковой делинквенции (преступное поведение).

Характер отклоняющегося поведения подростка зависит от его реакции на возникающие трудности - как созидательной, так и разрушительной, какое влияние общество оказывает на созидательные действия индивида или же, напротив, не оказывает вовсе. Необходимо также выделить все возрастающее влияние средств массовой информации, пропагандирующее агрессивное поведение. Ведь данная форма поведения подростков является наиболее острой проблемой наших дней, оказывающей влияние на уровень социального благополучия в целом.

Таким образом, можно прийти к выводу, что успешность профилактической деятельности во многом зависит от своевременности, комплексности, а также непрерывности производимых мероприятий. Правильное определение факторов, оказывающих влияние на формирование личности девиантного подростка, позволит наиболее эффективно

определить комплекс мер, необходимых для смягчения и нейтрализации социально значимых последствий.

Литература References

1. Васильев В.Л. Юридическая 1. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya психология : учебник для вузов. б-е изд., psikhologiya : uchebnik dlya vuzov. 6-e izd., перераб. и доп. СПб., 2010. 608 с. pererab. i dop. SPb., 2010. 608 s.

2. Глинский Я.И., Афанасьев В.К. Со- 2. Glinskiy Ya.I., Afanas'ev V.K. Soci-циология девиантного поведения. M., 2013. ologiya deviantnogo povedeniya. M., 2013.

3. Змановская Е.В. Девиантология 3. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya (психология отклоняющегося поведения). (psihologiya otklonyayuschegosa povedeni-M., 2009. 288 с. ya). M., 2009. 288 s.

4. Кащенко В.П. Педагогическая кор- 4. Kashhenko V.P. Pedagogicheskaya рекция: исправление недостатков характера korrekciya: ispravlenie nedostatkov kharak-у детей и молодежи. 2-е изд. M., 2014. 223 с. tera u detey i molodezhi. 2-e izd. M., 2014.

5. Кон И.С. Психология ранней юно- 223 s.

сти [Электронный ресурс]. M., 2011. 255 с. 5. Kon I.S. Psikhologiya ranney yunosti

URL: http://psyjournals.ru/ (дата обращения: [Elektronniy resurs]. M., 2011. 255 s. URL:

11.04.2016). http://psyjournals.ru/ (data obrascheniya:

6. Курбатов В.И. Социальная работа : 11.04.2016).

учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2010. 6. Kurbatov V.I. Social'naya rabota :

7. Ожегов С.И. Толковый словарь. M., ucheb. posobie. Rostov-na-Donu, 2010. 2013. 736 с. 7. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar'. M.,

2013. 736 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.