Научная статья на тему 'Профилактика подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству'

Профилактика подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / цифровые технологии / национальные приоритеты / меры профилактического воздействия / artificial intelligence / digital technologies / national priorities / preventive measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапунова Юлия Андреевна

Актуальность: основываясь на принципах наступательности, целеустремленности, целесообразности, мультипликативности и других важнейших основополагающих начал, органы внутренних дел Российской Федерации ставят перед собой амбициозные цели по защите личности, общества и государства от преступных посягательств и недопущению причинения значительного материального ущерба в результате их совершения в условиях развития цифрового общества и цифровой экономики. Данная цель может быть достигнута трансформацией оперативно-розыскной деятельности – важнейшего направления оперативно-служебной деятельности, заключающегося в организации предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, в ходе осуществления которой кардинальным образом должны применяться новые цифровые технологии. Постановка проблемы: именно организация своевременного и комплексного выявления первичных оперативно-розыскных данных с использованием цифровых технологий позволит решить стоящие перед органами внутренних дел задачи по эффективному противодействию цифровой преступности, причиняющей колоссальный материальный ущерб. Цель исследования: формулирование основополагающих начал, ключевых направлений и задач использования органами внутренних дел отдельных цифровых технологий, включая искусственный интеллект, в профилактике подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству. Методологическая основа: в ходе исследования применялись в основе своей диалектический метод познания, общенаучные методы исследования и методы сбора эмпирических данных. Результаты и ключевые выводы: приоритетные направления использования новых цифровых технологий определяются с учетом национальных идей и стратегических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также документами стратегического планирования Министерства внутренних дел Российской Федерации. В условиях современного развития общества значение цифровых технологий как стратегического инструмента обеспечения безопасности государства и правопорядка постоянно растет. Вместе с тем основным видом оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, позволяющим решать задачи, в первую очередь, по недопущению совершения преступлений, а также выявлению латентных преступлений, наносящих значительный ущерб интересам личности, общества и государства, является оперативно-розыскная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Suspicious Transactions (Unusual Transactions) that Contribute to Causing Significant Material Damage to an Individual, Society, State

Relevance: based on the principles of offensiveness, purposefulness, expediency, multiplicity and other important fundamental principles, the internal affairs bodies of the Russian Federation set themselves ambitious goals to protect the individual, society and the state from criminal encroachments and prevent significant material damage as a result of their commission in conditions development of the digital society and digital economy. This goal can be achieved by transforming operational search activities – the most important area of operational-service activities, which consists in organizing the prevention, detection and detection of crimes, during which new digital technologies should be fundamentally applied. Statement of the problem: namely the organization of timely and comprehensive identification of primary operational-search data using digital technologies will solve the tasks facing the internal affairs bodies to effectively counteract digital crime, which causes enormous material damage. The purpose of the study: to formulate the fundamental principles, key directions and objectives of the use of certain digital technologies, including artificial intelligence, by the internal affairs bodies in the prevention of suspicious transactions (unusual transactions) that contribute to causing significant material damage to the individual, society, state. Methodological basis: in the course of the study, the dialectical method of cognition, general scientific methods of research and methods of collecting empirical data were mainly used. Results and key conclusions: priority areas for the use of new digital technologies are determined taking into account national ideas and strategic objectives defined by Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 № 204 “On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024”, and also strategic planning documents of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. In the conditions of modern development of society, the role of digital technologies as a strategic tool for ensuring the security of the state and law and order is constantly growing. At the same time, the main type of operational activity of the internal affairs bodies, which allows solving problems, first of all, to prevent the commission of crimes, as well as to identify latent crimes that cause significant damage to the interests of the individual, society and the state, is operational search activity. It is the organization of timely and comprehensive identification of primary operational search data using digital technologies that will make it possible to comprehensively solve the tasks facing the internal affairs bodies in effectively combating digital crime and preventing suspicious transactions (unusual transactions) that contribute to causing significant material damage to the individual, society, and the state.

Текст научной работы на тему «Профилактика подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству»

Лапунова Юлия Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-8461-6982

E-mail: Lapunova 2022@yandex .ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.972

DOI 10.24412/2072-9391-2022-464-61-65

Дата поступления: 18 августа 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2022 г.

Yulia Andreevna Lapunova,

Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Head of Department Organization of Operational-Search Activities, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0000-0002-8461-6982

E-mail: Lapunova 2022@yandex .ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

Профилактика подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству

Prevention of Suspicious Transactions (Unusual Transactions) that Contribute to Causing Significant Material Damage to an Individual, Society, State

Аннотация

Актуальность: основываясь на принципах наступательности, целеустремленности, целесообразности, мультипликативности и других важнейших основополагающих начал, органы внутренних дел Российской Федерации ставят перед собой амбициозные цели по защите личности, общества и государства от преступных посягательств и недопущению причинения значительного материального ущерба в результате их совершения в условиях развития цифрового общества и цифровой экономики. Данная цель может быть достигнута трансформацией оперативно-розыскной деятельности - важнейшего направления оперативно-служебной деятельности, заключающегося в организации предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, в ходе осуществления которой кардинальным образом должны применяться новые цифровые технологии.

Постановка проблемы: именно организация своевременного и комплексного выявления

Abstract

Relevance: based on the principles of offensive-ness, purposefulness, expediency, multiplicity and other important fundamental principles, the internal affairs bodies of the Russian Federation set themselves ambitious goals to protect the individual, society and the state from criminal encroachments and prevent significant material damage as a result of their commission in conditions development of the digital society and digital economy. This goal can be achieved by transforming operational-search activities - the most important area of operational-service activities, which consists in organizing the prevention, detection and detection of crimes, during which new digital technologies should be fundamentally applied.

Statement of the problem: namely the organization of timely and comprehensive identification of primary operational-search data using digital technologies will solve the tasks facing the internal affairs bodies to effectively counteract digital crime, which causes enormous material damage.

62

первичных оперативно-розыскных данных с использованием цифровых технологий позволит решить стоящие перед органами внутренних дел задачи по эффективному противодействию цифровой преступности, причиняющей колоссальный материальный ущерб.

Цель исследования: формулирование основополагающих начал, ключевых направлений и задач использования органами внутренних дел отдельных цифровых технологий, включая искусственный интеллект, в профилактике подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству.

Методологическая основа: в ходе исследования применялись в основе своей диалектический метод познания, общенаучные методы исследования и методы сбора эмпирических данных.

Результаты и ключевые выводы: приоритетные направления использования новых цифровых технологий определяются с учетом национальных идей и стратегических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также документами стратегического планирования Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В условиях современного развития общества значение цифровых технологий как стратегического инструмента обеспечения безопасности государства и правопорядка постоянно растет. Вместе с тем основным видом оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, позволяющим решать задачи, в первую очередь, по недопущению совершения преступлений, а также выявлению латентных преступлений, наносящих значительный ущерб интересам личности, общества и государства, является оперативно-розыскная деятельность.

Ключевые слова: искусственный интеллект; цифровые технологии; национальные приоритеты; меры профилактического воздействия.

The purpose of the study: to formulate the fundamental principles, key directions and objectives of the use of certain digital technologies, including artificial intelligence, by the internal affairs bodies in the prevention of suspicious transactions (unusual transactions) that contribute to causing significant material damage to the individual, society, state.

Methodological basis: in the course of the study, the dialectical method of cognition, general scientific methods of research and methods of collecting empirical data were mainly used.

Results and key conclusions: priority areas for the use of new digital technologies are determined taking into account national ideas and strategic objectives defined by Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 № 204 "On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024", and also strategic planning documents of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. In the conditions of modern development of society, the role of digital technologies as a strategic tool for ensuring the security of the state and law and order is constantly growing. At the same time, the main type of operational activity of the internal affairs bodies, which allows solving problems, first of all, to prevent the commission of crimes, as well as to identify latent crimes that cause significant damage to the interests of the individual, society and the state, is operational search activity. It is the organization of timely and comprehensive identification of primary operational-search data using digital technologies that will make it possible to comprehensively solve the tasks facing the internal affairs bodies in effectively combating digital crime and preventing suspicious transactions (unusual transactions) that contribute to causing significant material damage to the individual, society, and the state.

Keywords: artificial intelligence; digital technologies; national priorities; preventive measures.

В складывающихся современных реалиях генеральной целью оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел является создание и обеспечение условий в пределах их компетенции по реализации стратегических приоритетов развития государства, на которые выделяются колоссальные бюджетные средства.

В связи с этим крайне важно не допустить даже самих попыток хищения данных средств

в любых формах, совершения подозрительных операций (необычных сделок)1, а также предпринимать исчерпывающие меры по возмещению причиненного материального ущерба в результате ранее совершенных преступных деяний.

1 Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок [Электронный ресурс]: приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. № 103. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Несомненно, решение данных задач требует комплексного многоаспектного концептуального подхода, чем и обусловлена научная разработка данной проблемы.

Такой системный подход использования органами внутренних дел искусственного интеллекта в профилактике цифровой преступности подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству, должен строиться на следующих основополагающих началах:

— целеустремленность;

— наступательность;

— прозрачность;

— взаимоконтроль и взаимодействие;

— целесообразность, или оптимальное соотношение трудозатрат и получение результата;

— независимость от человеческого фактора (объективность).

Совершенно справедливо отмечают ряд ученых, что «современное развитие науки и техники неминуемо влечет за собой изменение средств и методов борьбы с преступностью» [6, с. 94]. Кроме того, позволим себе высказать суждение о том, что благодаря развитию возможных направлений применения новых технологий, в частности искусственного интеллекта, может сместиться це-леполагание в борьбе с преступностью, связанное не столько с неотвратимостью наказания конкретных субъектов преступных деяний, сколько в приоритете будет именно профилактика подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству.

Представляется возможным определить ключевые направления, ориентиры, в которых существует высокий риск причинения материального ущерба государству, и требующие наступательных, оперативных действий с привлечением новейших цифровых технологий органов внутренних дел:

1. Недопущение совершения хищений бюджетных и иных ассигнований, выделенных на реализацию национальных проектов в рамках достижения национальных целей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»2.

2. Недопущение легализации доходов, добытых преступным путем.

3. Недопущение совершения преступлений коррупционной направленности, обеспечивающих хищение бюджетных средств.

4. Недопущение незаконного вывода за рубеж денежных активов.

2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Исключение возможности проведения подозрительных операций (необычных сделок) в ходе госзакупок и выполнения гособо-ронзаказа.

6. Недопущение причинения материального вреда в ходе совершения налоговых преступлений и иных правонарушений (в том числе незаконного получения налога на добавочную стоимость).

7. Пресечение мошенничеств, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий.

8. Недопущение рейдерских захватов собственности.

9. Пресечение финансирования терроризма и экстремизма.

Данные направления возможно обеспечить посредством решения следующих задач:

— исключение условий, обеспечивающих причинение значительного материального ущерба в результате совершения преступлений. Особое место среди них занимают условия коррупционной направленности;

— определение всех субъектов профилактики причинения значительного материального ущерба в результате совершения преступлений с четким определением компетенций.

Для реализации комплекса правоохранительных мер по недопущению криминальных действий, рассмотренных выше, требуется разработка и применение в первую очередь таких цифровых технологий, как:

— искусственный интеллект [1, с. 108];

— конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;

— обработка больших объемов данных [3, с. 267];

— доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;

— облачные и туманные вычисления;

— интернет вещей и индустриальный интернет [2, с. 8-23];

— робототехника и др.

Как видится, применение новейших технологий по указанным направлениям позволит защитить бюджетные средства от противоправных действий, осуществить профилактическую деятельность (исключение либо максимальную минимизацию) причинения значительного материального ущерба физическим лицам, обществу и государству, подрыва экономических основ организованной и коррупционной преступности.

Как следствие, реализация данной идеи позволит кардинально повысить эффективность органов внутренних дел в борьбе с цифровой преступностью и получить значимый экономический эффект, связанный с минимизаци-

64

ей причинения материального ущерба от подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений экономической и коррупционной направленности.

Вместе с тем применение новых технологий связано с определенными криминогенными рисками, требующими устранения посредством3:

— исключения внесения фиктивных данных при обучении искусственного интеллекта;

— принятия контрольных мер по защите искусственного интеллекта;

— выдачи искусственным интеллектом рекомендаций для правоохранителей и соответствующей их разработки;

— защиты от внешнего воздействия;

— соблюдения требований ролевого обучения искусственного интеллекта;

— исключения возможности удаленного влияния на алгоритмы обучения нейросетей;

— обеспечения отсутствия искажений оперативных данных при переводе в вид для искусственного интеллекта, при этом нужно определить критерии достоверности информации [5, с. 755], на основе которой искусственный интеллект строит версии и выдает рекомендации;

— минимизации участия человеческого ресурса на первоначальном этапе выявления оперативно-розыскных данных как ключевого коррупционного фактора.

При разработке соответствующих концептуальных основ использования органами внутренних дел цифровых технологий в профилактике цифровой преступности и подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству, важно определить ожидаемые результаты от их внедрения:

1. Повышение доверия граждан к органам публичной власти.

2. Обеспечение оперативности процессов посредством их автоматизации и исключения человеческого фактора и, как следствие, положительная тенденция эффективности деятельности власти.

3. Исключение преступлений коррупционной направленности должностных лиц, обеспечивающих совершение преступлений, причиняющих значительный материальный ущерб.

4. Обеспечение состояния защищенности физических лиц, общества и государства от причинения значительного материального ущерба в результате совершения преступлений.

5. Сохранение от хищений бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов.

3 Устранение криминогенных рисков рассмотрено применительно к технологии искусственного интеллекта.

6. Недопущение последствий совершения операций, связанных с незаконным оборотом денежных средств, легализации денежных средств, добытых преступным путем.

7. Устранение необоснованных административных барьеров при оказании государственных услуг.

8. Изменение роли органов внутренних дел, оценки ее деятельности и определение ключевых задач по профилактике.

Создание и внедрение подобной концепции предполагает поэтапную работу по реорганизации системы управления научно-технической политикой Министерства внутренних дел Российской Федерации, разработке научно-исследовательских работ, проведению научно-исследовательских опытно-конструкторских работ и осуществлению комплекса мероприятий по оснащению органов внутренних дел современной информационной инфраструктурой.

К механизмам реализации концептуальных основ следует отнести:

1. Создание соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей, с одной стороны, защиту законных интересов граждан, общества и государства, с другой — максимально эффективное использование цифровых технологий.

2. Создание единой информационной платформы участников борьбы с цифровой преступностью.

3. Создание рабочих мест с распределением доступа, исключающим утечку информации и несанкционированный человеческий фактор в автоматизированных процессах.

4. Осуществление информационного поиска подозрительных операций (необычных сделок).

5. Использование методов математического анализа (нейросети, искусственный интеллект, машинное обучение, графы и др.).

6. Мониторинг выявления подозрительных операций (необычных сделок) и их последствий.

7. Разработка научно-исследовательских работ и проведение научно-исследовательских опытно-конструкторских работ на конкурсной основе.

8. Принципиальное изменение системы подготовки кадров и ее дальнейшего обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.

10. Создание интегрированного банка оперативных данных.

11. Заключение необходимых соглашений между участниками борьбы с цифровой преступностью.

12. Взаимодействие с органами публичной власти.

13. Создание материалов профилактического воздействия (повышение уровня информированности граждан о направлениях использования искусственного интеллекта).

14. Применение единых стандартов в области безопасности (в том числе отказоустойчивости) и совместимости программного обеспечения, эталонных архитектур вычислительных систем и программного обеспечения, а также определение критериев сопоставления программного обеспечения и критериев эталонных открытых тестовых сред (условий) в це-

лях определения качества и эффективности программного обеспечения.

Несомненно, концептуальные разработки использования искусственного интеллекта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации уже имеются [4], вместе с тем предложенные концептуальные основы использования органами внутренних дел искусственного интеллекта в профилактике подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству, служат некой отправной системной точкой в рассматриваемой проблематике.

Список литературы:

References:

1. Кравцов Д. А. Искусственный разум: предупреждение и прогнозирование преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3.

2. Ларина Е. С., Овчинский В. С. Технологии, меняющие мир. Преимущества и риски цифровой революции. Москва, 2022.

3. Овчинский А. С., Борзунов К. К. Информация как инструмент обеспечения антикриминальной безопасности в цифровом мире // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.

4. Овчинский В. С. Концепция использования искусственного интеллекта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Выступление на Международной научно-практической конференции «Искусственный интеллект (Большие данные) на службе полиции». Москва, Академия управления МВД России, 28 ноября 2019 г.

5. Суходолов А. П., Бычкова А. М. Искусственный интеллект в противодействии преступности, ее прогнозировании, предупреждении и эволюции // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 6.

6. Хромов И. Л., Кузьмин Н. А, Завьялов И. А. Перспективные направления использования искусственного интеллекта в оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная деятельность в цифровом мире: сборник научных трудов / под ред. В. С. Ов-чинского. Москва, 2021.

1. Kravtsov D. A.. Artificial intelligence: prevention and prediction of crime // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 3.

2. Larina E. S, Ovchinskij V. S. Tekhnologii, men-yayushchie mir. Preimushchestva i riski cifrovoj revolyucii. Moskva, 2022.

3. Ovchinsky A. S, Borzunov K. K. Information as a tool for ensuring anti-criminal security in the digital world // Bulletin of Economic Security. 2019. № 3.

4. Ovchinsky V. S. Koncepciya ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v deyatel'nosti or-ganov vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Vystuplenie na Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Iskusstvennyj intellekt (Bol'shie dannye) na sluzhbe policii". Moskva, Akademiya upravleniya MVD Rossii, 28 noyabrya 2019 g.

5. Sukhodolov A. P., Bychkova A. M. Artificial intelligence in combating crime, its prediction, prevention and evolution // All-Russian criminological journal. 2018. V. 12. № 6.

6. HromovI. L, Kuz'min N. A, Zav'yalovI. A. Per-spektivnye napravleniya ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v operativno-rozys-knoj deyatel'nosti // Operativno-rozysk-naya deyatel'nost' v cifrovom mire: sbornik nauchnyh trudov / pod red. V. S. Ovchinskogo. Moskva, 2021.

Для цитирования:

For citation:

Лапунова Юлия Андреевна. Профилактика подозрительных операций (необычных сделок), способствующих причинению значительного материального ущерба личности, обществу, государству // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 61—65.

Lapunova Yulia Andreevna. Prevention of Suspicious Transactions (Unusual Transactions) that Contribute to Causing Significant Material Damage to an Individual, Society, State // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4 (64). P. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.