Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ СЛУХА У РАБОТНИКОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ СЛУХА У РАБОТНИКОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ / СЕНСОНЕВРАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лобзина Елена Валерьевна

Длительное воздействие производственного шума на орган слуха является одним из основных факторов, способствующих развитию тугоухости и глухоты. Проведены медицинские осмотры работников Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), у 4557 из них исследована слуховая функция. Выявлены доклинические формы тугоухости в 13% случаев, рекомендованы профилактические мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лобзина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEARING DISORDER PREVENTION OF NORTH CAUCASUS RAILWAY WORKERS

Long influence of produced noise on hearing organ is one of the major factors leading to development of hearing loss and deafness. Some medical examinations of North Caucasus Railway workers were taken, 4557 of them were undergone hearing examination. Preclinical forms of relative deafness in 13% of cases were revealed, preventive actions were recommended.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ СЛУХА У РАБОТНИКОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

Российская оториноларингология № 2 (75) 2015 УДК 616.28-008.28:656.2

^^ =

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ СЛУХА У РАБОТНИКОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Е. В. Лобзина

ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ростов-на-Дону, Россия (Ректор - проф. С. В. Шлык)

НУЗ «Дорожная клиническая больница» ОАО «РЖД» на ст. Ростов-Главный, поликлиника № 3,

г. Ростов-на-Дону, Россия

(Главный врач больницы - О. И. Нахрацкая)

HEARING DISORDER PREVENTION OF NORTH CAUCASUS RAILWAY WORKERS

E. V. Lobzina

Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russia

Road Clinical Hospital Russian Railways at the station Rostov Glavny, clinic N 3, Rostov-on-Don, Russia

Длительное воздействие производственного шума на орган слуха является одним из основных факторов, способствующих развитию тугоухости и глухоты. Проведены медицинские осмотры работников Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), у 4557 из них исследована слуховая функция. Выявлены доклинические формы тугоухости в 13% случаев, рекомендованы профилактические мероприятия.

Ключевые слова: профессиональная тугоухость, сенсоневральная тугоухость, акутравма, исследование слуха.

Библиография: 6 источников.

Long influence of produced noise on hearing organ is one of the major factors leading to development of hearing loss and deafness. Some medical examinations of North Caucasus Railway workers were taken, 4557 of them were undergone hearing examination. Preclinical forms of relative deafness in 13% of cases were revealed, preventive actions were recommended.

Key words: professional hearing loss, sensorineural hearing loss, acoustic trauma, testing of hearing.

Bibliography: 6 sources.

Заболевания органа слуха, приводящие к развитию тугоухости и глухоты, относятся к социально значимым болезням. Многолетнее воздействие на орган слуха производственного шума однозначно оценивается как один из основных этиологических факторов тугоухости и глухоты, на которые приходится более половины всей профессиональной патологии [1, 2, 4]. По данным аттестации на железнодорожном транспорте более 50% рабочих мест характеризуются повышенными уровнями шума, на этих местах работают более 220 тыс. железнодорожников, т. е. каждый третий представитель «вредных» профессий в России [3, 4].

Особенностью условий развития сенсоневраль-ной тугоухости у железнодорожников является невозможность в большинстве случаев устранить или уменьшить шумовое воздействие, так как рабочее состояние транспорта, в частности локомотивов, сопровождается шумом, и основная составляющая общего уровня шума обусловлена процессом взаимодействия колеса и пути. На электровозах старых серий уровни шума превышают предельно допустимый уровень (ПДУ) на 12-15 дБ, на новых электровозах параметры шума на начальных этапах работы

на 5-8 дБ ниже ПДУ, но в последующем, по мере увеличения срока эксплуатации, шумовибрационные условия рабочих мест ухудшаются из-за разбаланси-ровок составляющих и деталей [4, 5].

Отрицательному действию шума на железнодорожном транспорте подвергаются, помимо работников локомотивных бригад, дежурные железнодорожных станций, стрелочных постов, разъездов, переездов, регулировщики движения поездов, осмотрщики вагонов, мастера и слесари по ремонту подвижного состава, бригадиры, монтеры, обходчики путей и др. [5, 6].

Сенсоневральная тугоухость развивается у работающих на шумном производстве длительное время (10 лет и более), с наибольшей вероятностью при стаже работы 10-19 лет. Первые признаки отрицательного воздействия шума на орган слуха у работников шумоопасных профессий проявляются уже через 4-5 лет работы в шуме, превышающем ПДУ, а умеренные - через 10-15 лет [3]. Наиболее часто тугоухость возникает при производственном уровне шума 81-90 дБ, но регистрация случаев сенсоневральной тугоухости отмечается также и у лиц, долго работающих в условиях шума нормативного характера.

Длительное воздействие интенсивного производственного шума обусловливает развитие профессиональной сенсоневральной тугоухости (СНТ).

Цель исследования. Выявление состояния слуховой функции у работников железнодорожного транспорта и профилактика потери слуха.

Пациенты и методы исследования. В Дорожной клинической больнице (ДКБ) на станции Ростов-Главный ОАО «РЖД» согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития России № 302н от 12 апреля 2011 г., а также указанию МПС России № Л-2257у от 08.10.99 г. проводятся:

- обязательные предварительные медицинские осмотры (ПМО) для определения соответствия состояния здоровья лиц, поступающих на работу,

- обязательные периодические медицинские осмотры.

В 2013 г. медицинские осмотры прошли 6392 человек, из них поступающих на работу - 1420, абитуриентов, поступающих в Ростовский государственный университет путей сообщения, - 527, работников СКЖД - 4445, аудиометрическое исследование проведено у 4557 человек. Тональную пороговую аудиометрию выполняли с помощью аудиометра Madsen Electronics. Степень снижения слуха высчитывали по среднеарифметическому значению слуховых порогов на речевых (500, 1000, 2000 Гц) частотах. Нарушения слуховой функции оценивали в соответствии с критериями, принятыми в профпа-тологии, с использованием классификации профессиональной тугоухости (табл. 1).

Результаты исследования и обсуждение. Результаты обследования с распределением по категориям в зависимости от формы нарушения слуха приведены в табл. 2. Анализ аудиометрических данных показал, что число железнодорожников, у которых возникает снижение слуха, увеличивается пропорционально возрасту и длительности работы в шумной обстановке, увеличивается при этом и степень слуховых нарушений. Основные типы аудиограмм, выявленные нами у рабочих «шумовых» профессий: изолированное снижение слуховой чувствительности на частоту 4000 или 6000 Гц, обрывистый тип кривой, кривая с пологим снижением слуха.

Начальная доклиническая форма - результат воздействия производственного шума на орган слуха - выявлена у 593 работников, что составило 13% случаев. При умеренной и значительной степенях

Научные статьи

снижения слуха работники локомотивных бригад становятся профнепригодными к специальностям, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой.

Таким образом, актуально выявление доклинических форм тугоухости и ранняя профилактика слуховых расстройств, возникших под воздействием интенсивного производственного шума.

В группы диспансерного («Д») наблюдения вошли лица, работающие в условиях воздействия производственного шума:

1-я группа - практически здоровые, работающие в условиях производственного шума;

2-я группа - с повышенным риском развития профессиональной тугоухости, т. е. с отдельными признаками неблагоприятного воздействия шума;

3-я группа - больные с установленным диагнозом профессиональной, сенсоневральной тугоухости.

На диспансерном учете в 2013 г. состояло 269 (100%) человек, из них: с доклинической начальной формой СНТ - 93 (35%), хронической СНТ - 122 (45%), кондуктивной тугоухостью - 41 (15%), комбинированной тугоухостью - 13 (5%). Двусторонний процесс обнаружен у 68 человек (25%), односторонний - у 201 (75%). Анализ данных амбулаторных карт железнодорожников с диагнозом СНТ показал, что преобладает возраст 50 лет и старше, стаж работы более 20 лет. Наряду с СНТ у 73% железнодорожников встречается и общесоматическая патология, такая как патология сердечно-сосудистой системы (61%), опорно-двигательного аппарата.

Выявление ранних, доклинических форм нарушений слуха способствует своевременному проведению профилактических мероприятий и назначению оптимального лечения. С работниками, подвергающимися воздействию производственного шума, но с нормальным слухом, проводится беседа о режиме труда и отдыха один раз в год. Они должны использовать средства индивидуальной защиты органа слуха (СИЗ), витаминотерапию, физиотерапевтическое воздействие (ФТ). С работниками, имеющими 1-2-ю степень, один раз в год проводят беседу о режиме труда и отдыха; им рекомендуют СИЗ. Консервативную комплексную терапию проводят в условиях дневного стационара или ЛОР-отделения ДКБ; она способствует улучшению кровоснабжения внутреннего уха, стимуляции процессов регенерации нервной ткани, ФТ. Организационные и

Т а б л и ц а 1

Классификация профессиональной тугоухости

Степень тугоухости Состояние слуха Аудиометрический порог, дБ Восприятие речи в метрах (соотношение Ш. Р. / Р. Р.)

500-2000 Гц 4000 Гц

0 Признаки воздействия шума на орган слуха Менее 10 Менее 40 Более 6 м / более 6 м

1-я Легкое снижение слуха 10-20 60±20 У ушной раковины / более 4 м

2-я Умеренное снижение слуха 21-30 65±20 0 м - у ушной раковины / 2-4 м

3-я Выраженное снижение слуха 31 70±20 0 м / 0,5-2,0 м

Российская оториноларингология № 2 (75) 2015

Т а б л и ц а 2

Категории работников железнодорожного транспорта (ОАО «РЖД») по результатам исследования слуха

Категория работников Состояние слуха Число обследованных Доля от общего числа обследованных, %

1-я Нормальный слух 3463 76

2-я Известная ранее хроническая тугоухость 501 11

3-я Впервые выявленная начальная доклиническая форма СНТ 593 13

Итого 4557 100

технические мероприятия направлены на создание малошумной техники и оборудования, а также на снижение уровней шума в источниках его образования и распространения.

Таким образом, наш опыт по профилактике ранних форм профессиональной сенсоневральной туго-

ухости позволяет направить усилия на предотвращение возникновения сенсоневральной тугоухости, прогрессирования процесса в структурах слухового анализатора, а значит, продлить профпригодность и работоспособность работников железнодорожного транспорта.

Выводы

Включение аудиометрического исследования в график ежегодных профилактических осмотров работников железнодорожного транспорта с участием оториноларинголога, сурдолога-отори-ноларинголога позволяет своевременно выявить первые признаки сенсоневральной тугоухости и направить работника на обследование для уточнения состояния слухового анализатора.

Аудиометрическое исследование слуха у работников железнодорожного транспорта способствует выявлению доклинических форм сенсоневральной тугоухости - признаков воздействия шума на слуховой анализатор - и определению степени потери слуха при развившихся нарушениях в слуховом анализаторе.

Проведение профилактических и лечебных мероприятий при выявлении начальных признаков шумового воздействия у работников железнодорожного транспорта является обязательным и спрособствует стабилизации слуховой функции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Золотова Т. В. Сенсоневральная тугоухость. - Ростов-на-Дону: Книга, 2013. - 544 с.

2. Золотова Т. В., Лобзина Е. В., Фомичева Е. В. Негативное действие шумового фактора на слуховую функцию работников железнодорожного транспорта // Мат. 5-го Нац. конгр. аудиологов, 9-го Междунар. симп. «Современные проблемы физиологии и патологии слуха». - М., 2013. - С. 151-152.

3. Панкова В. Б. Профессиональные заболевания в клинике оториноларингологии // Рос. оторинолар. - 2007. -№ 5. - С. 131-134.

4. Панкова В. Б. Профессиональная тугоухость у работников железнодорожного транспорта // Вестн. оторино-лар. - 2009. - № 6. - С. 14-18.

5. Панкова В. Б. Актуальные проблемы профпатологии ЛОР-органов // Вестн. оторинолар. - 2009. - № 6. -С. 5-9.

6. Мухамедова Г. Р. Регистрация вызванной отоакустической эмиссии у работников локомотивных бригад железнодорожного транспорта // Вестн. оторинолар. - 2009. - № 6. - С. 19-21.

Лобзина Елена Валерьевна - заочный аспирант каф. патологической физиологии Ростовского ГМУ; врач-оториноларинголог поликлиники № 3 Дорожной клинической больницы на ст. Ростов-Главный ОАО «РЖД». Россия, 344019, Ростов-на-Дону, Театральная пл., д. 4, тел. + 7-928-900-95-01, e-mail: l.lobzina@yandex.ru

Referenses

1. Zolotova T. V. Sensonevral'naja tugouhost'. Rostov-na-Donu: Kniga, 2013, 544 p.

2. Zolotova T. V., Lobzina E. V., Fomichjova E. V. Negativnoe dejstvie shumovogo faktora na sluhovuju funkciju rabotnikov zheleznodorozhnogo transporta. Sb. tr.: Materialy 5-go Nacional'nogo Kongressa audiologov, 9-go Mezhdunarodnogo simpoziuma «Sovremennye problemy fiziologii i patologii sluha» (Suzdal', maj, 2013). M., 2013, pp. 151-152.

3. Pankova V. B. Professional'nye zabolevanija v klinike otorinolaringologii. Rossijskaja otorinolaringologiya, 2007, N 5, pp. 131-134.

4. Pankova V. B. Professional'naja tugouhost' u rabotnikov zheleznodorozhnogo transporta. Vestnik otorinolaringologii, 2009, N 6, pp. 14-18.

5. Pankova V. B. Aktual'nye problemy profpatologii LOR-organov. Vestnik otorinolaringologii, 2009, N 6, pp. 5-9.

6. Muhamedova G. R. Registracija vyzvannoj otoakusticheskoj jemissii u rabotnikov lokomotivnyh brigad zheleznodorozhnogo transporta. Vestnik otorinolaringologii, 2009, N 6, pp. 19-21.

Lobzina Elena V. - post graduate student of distance learning of the department of pathological physiology of Rostov State Medical University; otorhinolaryngologist of policlinic № 3 of Railway clinical hospital of the station Rostov-main of JSC Russian Railways. Russia, 344019, Rostov-on-Don, Teatralnaya Square, 4, ph. + 7-928-900-95-01, e-mail: l.lobzina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.