Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ'

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ / ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Моисеев А.А., Просин М.В.

В статье рассмотрены действующие требования в области гражданской обороны на территории Российской Федерации с учетом мероприятий по пожарной безопасности. Рассмотрены основные причины пожаров на предприятиях угольной промышленности. Обобщены требования в области гражданской обороны, пожарной безопасности на угледобывающих и углеперерабатывающих предприятиях. Проанализирована программа профилактики обязательных требований пожарной безопасности на территории Российской Федерации на 2021 год. Предложены программы профилактики нарушений обязательных требований при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Выявлена необходимость развития существующих профилактических мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности при различных сценариях развития военно-политической обстановки и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций вблизи особо опасных и сложных технических объектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Моисеев А.А., Просин М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANDATORY REQUIREMENTS’ VIOLATION PREVENTION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY AT THE ENTERPRISES OF THE COAL INDUSTRY IN THE EVENT OF AN EMERGENCY IN PEACE AND WAR TIME

The article discusses the current requirements in the field of civil defense on the territory of the Russian Federation, taking into account fire safety measures. The main causes of fires at coal industry enterprises are considered. The requirements in the field of civil defense, fire safety at coal mining and coal processing enterprises are generalized. The program of mandatory fire safety requirements’ violation prevention on the territory of the Russian Federation for 2021 is analyzed. Programs for mandatory requirements’ violations prevention in the event of an emergency in peacetime and wartime are proposed. The need to develop existing preventive measures to comply with fire safety requirements in various scenarios for the development of the military-political situation and in the event of an emergency near especially dangerous and complex technical facilities was revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ»

I А.И. Фомин // A.I. Fomin ncvostnii@yandex.ru

д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО "НЦ ВостНИИ", Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Str., Kemerovo, 650002, Russia

I А.А. Моисеев // A.A. Moiseev aleksandar.m0iseev@yandex.ru

аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Кемерово. Россия, 650056 г. Кемерово, Бульвар Строителей, д. 47. post-graduate student of Life Safety Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "KemGU", Kemerovo. Russia, 650056 Kemerovo, Stroiteley Boulevard, 47.

I Д.А. Бесперстов// D.A. Besperstov gpnbesperstov@yandex.ru

кандидат техн. наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», ФГБОУ ВПО «КемГУ», г. Кемерово. Россия, 650056 г. Кемерово, Бульвар Строителей, д. 47.

candidate of technical sciences, associate professor of "Life Safety" chair, FGBOU VPO "KemGU", Kemerovo. Russia, 650056 Kemerovo, Stroitelei Boulevard, d. 47.

М.В. Просин// M.V. Prosin prosinmv@yandex.ru

канд. тех.наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность» ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет») г. Кемерово. Россия, 650056 г. Кемерово, Бульвар Строителей, д. 47.candidate of technical sciences, associate professor of "Technosphere Safety" Department of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kemerovo State University", Kemerovo. Russia, 650056 Kemerovo, Stroiteley Boulevard, 47.

УДК 622.2;614.841;34

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ MANDATORY REQUIREMENTS' VIOLATION PREVENTION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY AT THE ENTERPRISES OF THE COAL INDUSTRY IN THE EVENT OF AN EMERGENCY IN PEACE AND WAR TIME

В статье рассмотрены действующие требования в области гражданской обороны на территории Российской Федерации с учетом мероприятий по пожарной безопасности. Рассмотрены основные причины пожаров на предприятиях угольной промышленности. Обобщены требования в области гражданской обороны, пожарной безопасности на угледобывающих и углеперерабатывающих предприятиях. Проанализирована программа профилактики обязательных требований пожарной безопасности на территории Российской Федерации на 2021 год. Предложены программы профилактики нарушений обязательных требований при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Выявлена необходимость развития существующих профилактических мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности при различных сценариях развития военно-политической обстановки и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций вблизи особо опасных и сложных технических объектов.

The article discusses the current requirements in the field of civil defense on the territory of the Russian Federation, taking into account fire safety measures. The main causes of fires at coal industry enterprises are considered. The requirements in the field of civil defense, fire safety at coal mining and coal processing enterprises are generalized. The program of mandatory fire safety requirements' violation prevention on the territory of the Russian Federation for 2021 is analyzed. Programs for mandatory requirements' violations prevention in the event of an emergency in peacetime and wartime are proposed. The need to develop existing preventive measures to comply with fire safety requirements in various scenarios for the development of the military-political situation and in the event of an emergency near especially dangerous and complex technical facilities was revealed.

Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ, ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ, БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР, ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. KEY WORDS: FIRE SAFETY, PREVENTION OF VIOLATIONS, PREVENTIVE PROGRAM, SAFETY OF COAL ENTERPRISES, FIRE SUPERVISION, FIRE PROTECTION, PREVENTIVE MEASURES.

аобыча и переработка угля с давних времён считается одной из наиболее важных отраслей промышленности любого государства. Угольная про-сть ряда государств имеет стратегическое значение для экономики, социальной сферы и обороноспособности государства как в мирное, так и военное время. Угольная отрасль нашла поддержу в Правительстве Российской Федерации, поэтому была разработана и утверждена Программа развития до 2035 года [1].

От функционирования угольной отрасли в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или введения военного положения зависит доступность угля для бесперебойной работы таких отраслей, как:

- топливно-энергетическая промышленность, которая необходима для обеспечения жизнедеятельности населения в зимнее время и выработки электроэнергии для производственных нужд;

- машиностроение и металлургия, задействованных в производстве различных изделий из металлов, применяемых в оборонно-промышленном комплексе для производства вооружения и военной техники;

- химической промышленности, от функционирования которой зависит работоспособность многих ведущих отраслей;

- агропромышленный комплекс;

- транспорт и строительство, где уголь применяется в качестве добавок в строительных материалах и обслуживании различного транспорта, в частности железнодорожного, автомобильного.

Риск возникновения пожаров на стратегически важных объектах промышленности для экономики и обеспечения обороноспособности страны, относящихся к опасным производственным объектам, должен функционировать бесперебойно, что требует добросовестного выполнения действующих требований пожарной безопасности.

На территории Российской Федерации активно применяются меры профилактики по выявлению и пресечению нарушений обязательных требований пожарной безопасности отдельными лицами и организациями различного назначения, в том числе и производственного назначения. Выявление нарушений требований пожарной безопасности является одной из прио-

ритетных задач Федерального государственного пожарного надзора, направленных на снижение риска возникновения пожара и гибели людей.

Наиболее общим принципом в проведении профилактических мероприятий является информирование органами исполнительной власти об имеющихся изменениях в нормативно-правовых и нормативно-технических актах, регламентирующих требования по обеспечению требований пожарной безопасности, оказание консультационной помощи по применению действующих актов и выявление имеющихся нарушений с применением риск-ориентированного подхода [2].

Для проведения профилактических мероприятий по выявлению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности применяются нормативно-правовые акты. Адресные нормативно-правовые акты на данный момент отсутствуют, что приводит к усложнению расчетов пожарных рисков и определения степени защищенности объектов угольной промышленности 3,4].

Часть нормативно-правовых и нормативно-технических актов имеет в своём распоряжении МЧС России, часть - Ростехнадзор [5,6]. Данные требования дополняют друг друга, но не позволяют рационально работать службам охраны труда и пожарной безопасности отдельных предприятий, что приводит к повышенной нагрузке на специалистов предприятий угольной промышленности.

По имеющимся данным на предприятиях угледобывающей и углеперерабатывающей отрасли Кемеровской области - Кузбасса - ежегодно происходят пожары со значительными материальными потерями. В ходе выяснения причин возникновения пожаров очень часто причиной их возникновения являлись нарушения представленные в таблице 1. Анализ данных нарушений говорит о наличии высокого риска возникновения пожароопасной ситуации, при которой может создаться ситуация, угрожающая жизни и здоровью работника.

Также в ходе надзорных мероприятий, проводимых Федеральным государственным пожарным надзором МЧС России, зафиксированы значительные материальные потери в размере более 8 миллиардов рублей, что негативно сказывается на экономическом благополучии отдельных регионов и городов, где находятся гра-

дообразующие предприятия.

Требования пожарной безопасности для угледобывающих и углеперерабатывающих объектов промышленности регламентируются различными Федеральными и ведомственными актами МЧС России, Ростехнадзором и др.

Объекты угольной отрасли относятся к особо опасным объектам, что предъявляет повышенные требования к выполнению требований пожарной безопасности, поэтому имеется необходимость в проведении более частых по периодичности проверок по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности [7].

С учетом действующего законодательства на территории Российской Федерации имеется около 30 различных надзорных органов, под надзорную деятельность которых попадает проверка соответствия технологической линии, оснащённости всеми средствами безопасного ведения работ и выполнения требований пожарной безопасности, что иногда приводит к высокой административной нагрузке при осуществлении деятельности угольных предприятий [8,9].

Учитывая специфику деятельности угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, разрабатывается документация по пожарной безопасности, включающая в себя журналы проведения инструктажей, приказы о назначении ответственных лиц и о проведении инструктажей, а также инструкций, разработанных с учетом специфики предприятия.

С целью обеспечения основных требований пожарной безопасности проводится обучение ответственных сотрудников пожарно-техни-ческому минимуму и руководителей предприятий не реже одного раза в три года. Проводятся периодические тренировки и эвакуации работников с предприятия в случае возникновения пожара. В местах наиболее частого движения работников устраивают уголки пожарной безопасности с основными сведениями об основных поражающих факторах, порядке действий при возникновении

пожара и оказании первой помощи пострадавшим.

На предприятиях угольной промышленности применяются различные технические меры по обеспечению пожарной безопасности. С этой целью разрабатываются планы эвакуации с учетом движения потока людей к эвакуационным выходам. Учитывая функциональное назначение и возможное нахождение взрывоопасных и огнеопасных веществ, устанавливаются соответствующие пожарные знаки. Проводится обработка огнезащитными составами строительных конструкций для обеспечения необходимой огнестойкости конструкций при возникновении пожара. Особое внимание уделяется средствам сигнализации и оповещения о возникновении пожара.

Для обеспечения требований в области гражданской обороны и защиты населения и территории на предприятиях различных форм собственности назначается ответственное лицо по совместительству. В случае необходимости при наличии большого штата сотрудников, более 200 человек, назначается отдельный работник, ответственный за гражданскую оборону.

Также в штате предприятия может быть создано структурное подразделение, обеспечивающее соблюдение требований в области гражданской обороны.

Все лица, назначенные ответственными по гражданской обороне, и руководитель предприятия должны пройти обязательное обучение. Согласно действующим приказам Минздравсоц-развития, Минтруда и МЧС России все лица, назначенные на должность уполномоченного по гражданской обороне, на предприятии обязаны проходить обучение по соответствующим образовательным программам.

В задачи гражданской обороны на предприятии входит:

- обеспечение работников оперативной информацией о возникновении опасности в слу-

Таблица 1. Причины возникновения пожара на промышленных предприятиях Кемеровской области - Кузбасса - в 2020 году

Table 1 - Causes of a fire at industrial enterprises of the Kemerovo region - Kuzbass in 2020

Вид нарушения Частота нарушений от общего числа нарушений, %

1. Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования 36

2. Нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств 16

3. Неосторожное обращение с огнём, в т.ч. при проведении огневых работ 16

4. Поджог 2

5. Другие причины 30

чае возникновения военной угрозы или чрезвычайной ситуации;

- информирование работников о возможных опасностях в случае военных действия и чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны на предприятии;

- подготовка и инструктирование персонала по действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

- обеспечение деятельности предприятий при наступлении чрезвычайной ситуации в мирное и военное время;

- инструктирование персонала о возможных путях эвакуации и пунктах сбора;

- содержание инструкций, памяток и ознакомление с ними персонала на предприятии;

- и другие мероприятия, обеспечивающие безопасность объекта.

Учитывая особенности расположения Кемеровской области - Кузбасса, региональной экономики, тесно связанной с угольной промышленностью, появляется необходимость разработки региональной программы по обеспечению обязательных требований в области пожарной безопасности, учитывающей следующие факторы:

- высокую урбанизацию региона с наличием отдельных удалённых населенных пунктов;

- высокую занятость населения и предприятий в работе и по обслуживанию угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий;

- высокие темпы развития экономики в связи с принятой программой Правительства Российской Федерации по поддержке угольной отрасли.

Всё это указывает на необходимость в обеспечении безопасных условий труда, учитывая повышающуюся трудовую нагрузку как на работников предприятий, так и контролирующих органов, ведь в последнее время всё чаще происходит внедрение более современных, высокоэффективых средств производства, актуализация нормативно-технической и нормативно-правовой документации с требованиям пожарной безопасности на федеральном уровне, учитывающей требования экономики 10].

На территории Российской Федерации применяется система добровольного самоконтроля, которая позволяет самим работодателям создать или инспектировать свою деятельность по соблюдению действующих требований в области охраны труда, гражданской обороны и пожарной безопасности. Развитие данной системы и перевод её из рекомендательного характера

к обязательной или введение поощрительных санкций для добросовестных собственников и руководителей предприятий могло бы позволить повысить уровень общей безопасности горного производства.

Зная, что федеральные нормативно-правовые и нормативно-технические акты часто не могут учитывать особенности отдельно взятого региона или отрасли, следует разрабатывать локальные, адресные акты, позволяющие поддерживать состояние пожарной безопасности объекта на надлежащем уровне 11, 12].

В 2020 году выявлен еще один недостаток существующих методов надзорной деятельности - высокие темпы распространения вирусного заболевания и введение карантинных мер, негативно влияющих на профилактические мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, что в значительной степени сказывалось на пожарной безопасности материальных ценностей, устойчивости экономики, производственных мощностях и безопасности людей, поэтому становится актуальным вопрос по выполнению надзорных мероприятий посредством дистанционного контроля за счет средств фото- и видео контроля 12].

Профилактические мероприятия по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации в военное время носит характер особой важности, так как предприятия, задействованные в производстве продукции для обеспечения военно-промышленного комплекса Российской Федерации и других отраслей промышленности (транспортная, теплоэнергетическая и другие), имеют высокую значимость для единовременной мобилизации всех производственных мощностей.

В целях повышения уровня пожарной безопасности следует иметь необходимое материально-техническое обеспечение для повышения уровня защищенности объектов угольной промышленности (дополнительные первичные средства пожаротушения, оказания первой помощи, самоспасения и другие).

Появляется необходимость в создании собственных дружин пожарных, так как объекты стратегической важности могут быть одной из первостепенных целей для поражения силами противника. Любое нападение на объект с высокой вероятностью может привести к возгоранию угля и угольной пыли, а при высокой мобилизации военнообязанного населения и загруженности пожарной охраны снизить возможность оперативного реагирования.

Ответственность за контроль и соблю-

Л Л научно-технический журнал №2-2021

44 вестник

дение требований пожарной безопасности при введении военного положения может быть пересмотрена в сторону ужесточения не только ответственных и руководящих лиц, но и отдельного работника, так как соблюдение норм является обязательным требованием для всех лиц, задействованных в производстве.

Необходимость в сохранении работоспособности угольных предприятий Кузбасса является исторически доказанным фактом, что подтверждается данными за период Великой Отечественной войны, когда более четверти угля всего СССР начало добываться на территории Кузбасса.

Стоит также учитывать факт сложности восстановления объектов угольной промышленности в случае их разрушения.

Для профилактики нарушений требований пожарной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации на объекте угольной промышленности в мирное время следует увеличивать контроль выполнения действующих требований пожарной безопасности лицами, отвечающими за их соблюдение [13].

По возможности необходимо снизить выпуск производимой продукции и не допускать переполнения складов угля, обладающего отрицательным свойством самовозгорания.

Следует усилить контроль за соблюдением режимов работы технологического оборудования, проводить более частый и тщательный осмотр для выявления неисправностей, приводящих к возгоранию и другим пожароопасным ситуациям.

По возможности необходимо произвести усиление действующей пожарной охраны добровольными командами. Данное мероприятие имеет смысл в том случае, если предприятие угольной промышленности находится на терри-

тории возникновения чрезвычайной ситуации, а ближайшие гарнизоны пожарной охраны и военизированных горноспасательных частей задействованы в ликвидации другой чрезвычайной ситуации.

Выполнение требований пожарной безопасности в мирное время на территории, подверженной неблагоприятным воздействиям возникшей чрезвычайной ситуации, носит характер личной социальной ответственности каждого работника. В отличие от военного времени, когда вводятся дополнительные уголовные и административные санкции, регулирующие степень ответственности за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, приводящих к риску остановки технологического процесса или функционирования особо опасного производства.

Для соблюдения требований пожарной безопасности на угольных предприятиях при возникновении чрезвычайной ситуации любого характера следует разрабатывать региональные программы действия органов МЧС России для эффективного взаимодействия между самими предприятиями и МЧС России для предотвращения или минимизации негативного влияния возникшей чрезвычайной ситуации на особо опасный объект.

Разработка данных программ должна происходить с учётом имеющихся географических особенностей расположения объекта промышленности, расположения вблизи других особо опасных объектов (атомных электростанций, гидротехнических сооружений и др.), авария на которых может аккумулировать возникшую нештатную ситуацию и привести к неблагоприятному развитию событий и вовлечению большего количества стратегически важных объектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1582-р от 13 июня 2020 г., г. Москва.

2. Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Сайбель С.Ю. Выполнение комплекса противопожарных мероприятий на объектах - важнейший элемент снижения риска гибели людей при пожарах // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири СИБРЕСУРС 2016: Материалы XVI Международной научно-практической конференция (Кемерово, 23-24 ноября 2016 г.). - Кемерово: КузГТУ, 2016. - С. 160-165.

3. Фомин А.И. Оценка уровня пожарной безопасности на угольных предприятиях с учетом риск-ориентированного подхода / А.И. Фомин, Д.А. Бесперстов, В.Б. Попов // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности, Кемерово:. - 1-2016. - С. 62-66.

4. Фомин А.И. Пожарные риски и их влияние на риск-ориентированный подход при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора / А.И. Фомин, Д.А. Бесперстов, С.Ю. Сайбель // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности, Кемерово:.- 3-2017. - С. 36-44.

5. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : Федеральный закон Рос. Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

6. Технический регламент о требования пожарной безопасности (с изменениями и дополнениями) : федеральный закон Рос. Федерации № 123 от 22.07.2008. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/.

7. Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения: Приказ МЧС России от 28.02.2003 № 106 (ред. От 12.04.2003). Режим доступа:

http://bse.garant.ru/12172032/.

8. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации. Федеральный закон Рос. Федерации от 31.07.2020 № 248-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон Рос. Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 22.12.2020).

10. Disasters and the American State: How Politicians, Bureaucrats, and the Public Prepare for the Unexpected. Prof. Patrick S. Roberts. — Cambridge University Press, 2013. — P. 93. — ISBN 1107025869.

11. Бесперстов Д.А. Государственный пожарный надзор. - Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2017. - 143 с.

12. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. URL: http://www.gesetzesweb.de/GG.html (дата обращения: 26.01.2021).

13. Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на 2021 год. Распоряжение МЧС России от 14.12.2020 № 948.

14. Российская федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 63 от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.06.1996 [Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

REFERENCES

1. Programma razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii na period do 2035 goda : Rasporyazheniye Pravitel'stva Ros-siyskoy Federatsii № 1582-r ot 13 iyunya 2020 g., g. Moskva [The program for the development of the coal industry in Russia for the period up to 2035: Order of the Government of the Russian Federation No. 1582-r dated June 13, 2020, Moscow]. [in Russian].

2. Fomin, A.I., Besperstov, D.A., & Saibel, S.Yu. (2016). Vypolneniye kompleksa protivopozharnykh meropriyatiy na ob"yektakh - vazhneyshiy element snizheniya riska gibeli lyudey pri pozharakh [Implementation of a set of fire-prevention measures at facilities is the most important element of reducing the risk of death in fires]. Proceedings from: Natural and intellectual resources of Siberia SIBRESURS: XVI Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsia (23-24 noiabria 2016 g. - 16th International Scientific and Practical Conference (160-165) Kemerovo: KuzGTU [in Russian].

3. Fomin, A.I., Besperstov, D.A., & Popov, V.B. (2016). Otsenka urovnya pozharnoy bezopasnosti na ugol'nykh predpriyatiyakh s uchetom risk-oriyentirovannogo podkhoda [Assessment of fire safety level at coal enterprises, taking into account the risk-based approach]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti -Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 1, 62-66 [in Russian].

4. Fomin, A.I., Besperstov, D.A., & Saibel, S.Yu. (2017). Pozharnyye riski i ikh vliyaniye na risk-oriyentirovannyy podkhod pri organizatsii i osushchestvlenii federal'nogo gosudarstvennogo pozharnogo nadzora [Fire risks and their impact on a risk-based approach in the organization and implementation of federal state fire supervision]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 3, 36-44 [in Russian].

5. O promyshlennoy bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh ob"yektov : Federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot 21.07.1997 № 116-FZ [On industrial safety of hazardous production facilities: Federal Law Ros. Federation of

07.21.1997 No. 116-FZ [in Russian].

6. Tekhnicheskiy reglament o trebovaniya pozharnoy bezopasnosti (s izmeneniyami i dopolneniyami) : federal'nyy zakon Ros. Federatsii № 123 ot 22.07.2008 [Technical regulations on fire safety requirements (with amendments and additions): federal law of the Russian Federation No. 123 of 22.07.2008. Retrieved from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_78699/ [in Russian].

7. Ob utverzhdenii Trebovaniy po preduprezhdeniyu chrezvychaynykh situatsiy na potentsial'no opasnykh ob"yektakh i ob"yektakh zhizneobespecheniya: Prikaz MCHS Rossii ot 28.02.2003 № 106 (red. Ot 12.04.2003) [On approval of the Requirements for the prevention of emergencies at potentially hazardous facilities and life support facilities: Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated February 28, 2003 No. 106 (revised on April 12, 2003)]. Retrieved from: http://bse.garant.ru/12172032/ [in Russian].

8. O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i munitsipal'nom kontrole Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot 31.07.2020 № 248-FZ [On state control (supervision) and municipal control of the Russian Federation. Federal law of the Russian Federation of July 31, 2020 No. 248-FZ [in Russian].

9. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh. Federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot 30.12.2001 №195-FZ (red. ot 22.12.2020) [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. Federal Law of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on December 22, 2020). [in Russian].

10. Disasters and the American State: How Politicians, Bureaucrats, and the Public Prepare for the Unexpected. Prof. Patrick S. Roberts. — Cambridge University Press, 2013. — P. 93. — ISBN 1107025869 [in English].

11. Besperstov, D.A. (2013). Gosudarstvennyy pozharnyy nadzor [State fire supervision]. Kemerovo: Kemerovskiy tekhnologicheskiy institut pishchevoy promyshlennosti [in Russian].

12. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. Retrieved from: http://www.gesetzesweb.de/GG.html [in German].

13. Ob utverzhdenii Programmy profilaktiki narusheniy obyazatel'nykh trebovaniy pri osushchestvlenii federal'nogo gosudarstvennogo pozharnogo nadzora na 2021 god. Rasporyazheniye MCHS Rossii ot 14.12.2020 № 948 [On the Mandatory Requirements' Violation Prevention Program approval in the Implementation of Federal State Fire Supervision for 2021. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated 12/14/2020 No. 948 [in Russian],

14. Rossiyskaya federatsiya. Zakony. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon № 63 ot 13.06.1996 [Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 24 maya 1996 goda, Odobren Sovetom Federatsii 5 iyunya 1996 goda] [Russian Federation. The laws. The Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law No. 63 of 13.06.1996 [Adopted Jm the State Duma on May 24, 1996, Approved by the Federation Council on June 5, 1996]. Retrieved from: http://j^^p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.