УДК 159.9
Пиюкова Светлана Станиславовна
кандидат педагогических наук,
начальник кафедры пенитенциарной психологии
и педагогики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Svetlana S. Piyukova
Candidate of Pedagogics,
Head of the Department of penitentiary psychology and pedagogics, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ СОЦИУМЕ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических подходов к профилактике конфликтов в исправительных учреждениях. Рассматриваются основные направления профилактики конфликтов, а также меры общей и специальной профилактики массовых беспорядков осужденных в пенитенциарном социуме. Обосновывается авторский подход к профилактике конфликтов в пенитенциарном социуме, который заключается в устранении социально-психологических причин конфликтов через оптимизацию социально-психологической обстановки в среде осужденных и блокирование личностных причин возникновения конфликтов посредством проведения психокоррекционных мероприятий с осужденными и сотрудниками исправительного учреждения.
Описывается алгоритм предупреждения и урегулирования межгрупповых конфликтов между осужденными и сотрудниками исправительных учреждений, включающий в себя три блока: диагностический, воспитательный и психологический. Раскрывается цель и содержание работы в каждом из представленных блоков.
Характеризуются объективные и субъективные критерии, являющиеся индикаторами эффективности внедрения алгоритма. Проводится оценка эффективности внедрения алгоритма на примере ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия на основе сравнительного анализа показателей индикаторов и мнения экспертов. Указываются факторы, препятствующие реализации алгоритма и снижающие его эффективность.
В заключение статьи резюмируется работа по профилактике и урегулированию массовых беспорядков и межгрупповых конфликтов между осужденными и администрацией исправительных учреждений.
Ключевые слова: профилактика конфликтов; лица, осужденные к лишению свободы; межличностные конфликты; массовые беспорядки; воспитательная работа с осужденными; психологическая работа с осужденными; социально-психологическая обстановка; исправительные учреждения; пенитенциарная система.
Summary. The article is devoted to the consideration of theoretical and practical approaches to conflict prevention in prisons. The main directions of conflict prevention, as well as measures of general and special prevention of riots convicted in prison society are examined. The author's approach to conflict prevention in a penitentiary society is substantiated, which consists in eliminating the socio-psychological causes of conflicts through optimizing the socio-psychological situation among prisoners and blocking the personal causes of conflicts by means of psy-chocorrectional measures with prisoners and correctional staff.
An algorithm for preventing and resolving intergroup conflicts between convicts and employees of correctional institutions is described, which includes three blocks: diagnostic, educational and psychological. The purpose and content of the work in each of the presented blocks are revealed.
Objective and subjective criteria are characterized, which are indicators of the effectiveness of the implementation of the algorithm. The effectiveness of the implementation of the algorithm is evaluated on the example of penal institution-10 of Russia in the Republic of Mordovia based on a comparative analysis of indicators and expert opinions. The factors hindering the implementation of the algorithm and reducing its effectiveness are indi-cated.
In conclusion, the article summarizes the work on the prevention and settlement of riots and intergroup conflicts between prisoners and the administration of correctional institutions.
Keywords: conflict prevention, persons sentenced to imprisonment, interpersonal conflicts, riots, educational work among the prisoners, psychological work with prisoners, socio-psychological situation, correctional institutions, the Penal System.
PREVENTION OF CONFLICTS AT THE PENAL SOCIETY
© 2019 Пиюкова С. С.
Различного рода конфликты и групповые эксцессы серьезно дезорганизуют деятельность исправительных учреждений. К сожалению, факторами, способствующими указанным негативным явлениям, зачастую выступают недостаточный уровень профессионализма сотрудников исправительного учреждения, а также сформировавшееся у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, предубеждение относительно персонала исправительных колоний.
Необходимо обратить внимание, что количество осужденных за применение насилия в отношении сотрудников исправительных учреждений (ст. 321 ч. 2 УК РФ) за последние годы увеличилось со 124 человек в 2010 г. до 182 человек в 2018 г. В частности, за насилие, опасное для жизни либо совершенное организованной группой (ст. 321 ч. 3 УК РФ), в 2018 г. было осуждено 26 человек [1].
Предупреждение межличностных и межгрупповых столкновений как комплекс правовых, социальных и психолого-педагогических мероприятий нацелено на разрешение противоречий между субъектами пенитенциарного социума и предполагает раннее прогнозирование рисков, основывающееся на базовых закономерностях возникновения и развития конфликтов, своевременном анализе предшествующих им поведенческих проявлений осужденных. Ранняя профилактика конфликтов во многом определяется степенью осведомленности персонала исправительного учреждения о социально-психологических явлениях в сообществе осужденных (характере влияния криминальной субкультуры, особенностях взаимоотношений между различными социальными группами осужденных), существованием механизмов анализа работы исправительной колонии и своевременного устранения проблем в функционировании учреждения, регулярным проведением занятий с сотрудниками, направленных на повышение их профессиональной компетентности в сфере предупреждения и разрешения различного уровня конфликтов, а также тренировки практических действий в ситуациях групповых эксцессов и массовых беспорядков.
Практика урегулирования и разрешения конфликтов среди осужденных актуализирует вопрос о повышении психологической компетентности персонала пенитенциарных учреждений, позволяющей своевременно диагностировать, анализировать и применять адекватные меры по предотвращению и улаживанию конфликтов. Кроме того, минимизация количества конфликтов в пенитенциарном социуме способствует социальной адаптации осужденных после освобождения.
В общем смысле под профилактикой (от греч. ргорЬу1акйко8 - охранительный) понимают совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [2].
Как правило, деятельность по предупреждению конфликтов имеет своей целью сведение к минимуму возможности появления или контрпродуктивной эскалации противоречий между субъектами взаимодействия, так как полное исключение вероятности возникновения предконфликтных ситуаций в реальности невозможно.
С точки зрения А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, профилактическая работа может осуществляться широким кругом лиц, к которому наравне со специалистами-конфликтологами, могут относиться руководители, иные заинтересованные лица и даже сами участники социального взаимодействия. При этом они отдают приоритет четырем направлениям:
созданию фактических условий, делающих невозможным появление конфликтных ситуаций или препятствующих их деструктивному развитию;
оптимизации функционирования организации в аспекте создания организационно-управленческих условий для своевременного выявления и разрешения конфликтов; исключению социальных и психологических источников конфликтов; устранению личностных факторов появления разногласий [3, с. 339].
В контексте функционирования исправительных учреждений, указанные направления превентивной деятельности приобретают характер мер, нацеленных на общую профилактику массовых беспорядков осужденных, наиболее приоритетными из которых являются:
оптимизация условий содержания осужденных в отношении их большей дифференциации и снижения количества постоянно пребывающих в одном помещении;
усиление контроля со стороны подразделений режима и надзора за спецконтингентом в аспекте устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
обеспечение возможности для трудоустройства максимальному количеству лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
повышение конфликтологической компетентности персонала исправительных учреждений посредством включения их в обучающие и психокоррекционные мероприятия;
обучение осужденных способам предотвращения и конструктивного разрешения возникающих противоречий, своевременное оказание им психокоррекционной помощи в ситуации конфликта и ряд иных мер.
В качестве способов специальной профилактики конфликтов и массовых беспорядков в пенитенциарном социуме В. А. Анфиногенов предлагает следующие меры:
учет уголовно-правовых, медико-социальных, психологических характеристик осужденных и осуществление на этой основе их раздельного содержания;
проведение профилактической работы с учетом стратификации осужденных; использование различных форм контроля за развитием и функционированием неформальных групп;
пресечение неправомерного поведения осужденных, употребления психоактивных веществ и алкоголя;
повышение качества оказываемой медицинской помощи, коммунально-бытовых условий; контроль за соблюдением санитарных и гигиенических норм;
совершенствование индивидуальной воспитательной и психологической работы с осужденными и персоналом исправительного учреждения;
улучшение организации труда осужденных [4, с. 173].
С нашей точки зрения, профилактику конфликтов в пенитенциарном социуме (между осужденными и администрацией, массовые беспорядки в среде осужденных) следует рассматривать на уровне устранения социально-психологических причин конфликтов - через оптимизацию социально-психологической обстановки (далее - СПО) в среде осужденных и блокирование личностных причин возникновения конфликтов путем проведения психокоррекционных мероприятий с осужденными и сотрудниками исправительного учреждения.
В целях предупреждения и урегулирования межгрупповых конфликтов между осужденными и сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы специалистами межрегионального отдела психологической работы УФСИН России по Удмуртской Республике при участии кафедры пенитенциарной психологии и педагогики Самарского юридического института ФСИН России был разработан алгоритм проведения профилактических мероприятий, включающий в себя три блока: диагностический, воспитательный и психологический.
Цель работы в рамках первого, диагностического, блока - определение угрозы, потенциальной возможности возникновения массовых беспорядков в среде осужденных.
На данном этапе проводится анализ вероятности возникновения массовых беспорядков в среде осужденных согласно следующим критериям:
количество нарушений (в том числе злостных) осужденными Правил внутреннего распорядка; количество преступлений в среде осужденных;
наличие случаев применения насилия в отношении сотрудников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности;
наличие случаев организованного отказа от приема пищи; наличие случаев возникновения массовых беспорядков; неблагоприятная или нестабильная СПО в среде осужденных.
Второй блок, воспитательный, нацелен на мотивацию осужденных к законопослушному поведению. При этом мы исходим из того, что исправительное учреждение является социально обусловленной целостностью участников процесса исправления осужденных, взаимодействующих друг с другом, с окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями, нацеленной на формирование у лиц, отбывающих наказание, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослуш-ного поведения [5, с. 100].
Следовательно, эффективность проводимых профилактических мероприятий достигается за счет комплексного воздействия на осужденных сотрудников всех подразделений и служб исправительной колонии, и, прежде всего, сотрудников отдела воспитательной работы с осужденными. В связи с этим одновременно с проведением психологами исправительных учреждений психокоррекционной программы по повышению конфликтной компетентности осужденных, сотрудникам отдела воспитательной работы целесообразно во взаимодействии со священнослужителями, деятелями культуры, науки, спорта заниматься реализацией программы воспитательных мероприятий, направленной на формирование у осужденных мотивации к законопослушному поведению.
Примерная программа воспитательных мероприятий с осужденными представлена в таблице.
Таблица
Примерная программа воспитательных мероприятий с осужденными
Просветительский модуль Проведение лекций, бесед по теме: «Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы» (ознакомление с нравственными ценностями человеческого общества, развитие на этой основе личности осужденного, его жизненной позиции).
Духовно-просветительский модуль Организация встреч с представителями официальных конфессий. Проведение духовно-просветительских занятий и бесед. Примерная тематика: «Быть человеком», «Начать жизнь никогда не поздно», «Не позволяй душе лениться», «Наедине с собой».
Воспитательный модуль Организация встреч с деятелями культуры, науки, спорта. Развитие и совершенствование патриотического воспитания и гражданского правосознания осужденных. Проведение мероприятий, посвященных героическим и памятным датам государства. Приглашение ветеранов боевых действий, творческих коллективов.
Третий блок, психологический, включает в себя различные виды психокоррекционных мероприятий и направлен на развитие конфликтной компетентности осужденных и конфликтологической компетентности и конфликтоустойчивости сотрудников.
Примерная программа по развитию конфликтной компетентности осужденных включает в себя набор упражнений для проведения групповых психокоррекционных занятий с осужденными, в ходе которых они обучаются способам предотвращения и конструктивного разрешения возникающих противоречий и разногласий.
Примерная программа по развитию конфликтологической компетентности и конфликто-устойчивости сотрудников включает в себя упражнения для проведения групповых психокоррек-ционных занятий с различными категориями сотрудников. Целесообразно проводить занятия с сотрудниками, деятельность которых связана с непосредственным общением с осужденными. Количество и периодичность проведения занятий: 8 занятий 1-2 раза в неделю. Для достижения максимальной эффективности программы охват респондентов должен составлять не менее 80 % от общей численности сотрудников, непосредственно работающих с осужденными.
Индикаторами эффективности внедрения алгоритма являются объективные и субъективные критерии.
Объективные критерии:
отсутствие (снижение количества) массовых беспорядков в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
отсутствие (снижение количества) случаев применения насилия в отношении сотрудников исправительных учреждений в связи с осуществлением ими служебной деятельности;
отсутствие (снижение количества) организованных отказов от приема пищи;
снижение количества нарушений (в том числе злостных) осужденными Правил внутреннего распорядка;
снижение количества преступлений в среде осужденных.
Субъективные показатели:
снижение негативных показателей СПО в среде осужденных;
снижение количества конфликтов между осужденными и администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы.
Оценка индикаторов внедрения алгоритма включала в себя анализ обеих групп критериев путем сравнения показателей за 9 месяцев 2015 г. и 9 месяцев 2016 г. в ряде учреждений территориальных органов Приволжского федерального округа.
Проанализируем эффективность внедрения представленного алгоритма на примере ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия.
Характеризуя СПО в среде осужденных указанной исправительной колонии по сравнению с результатами, полученными до проведения коррекционной работы, можно обозначить следующие изменения:
1) повышение числа респондентов, оценивающих обстановку в колонии как спокойную (март 2016 г. - 83,6 %, октябрь 2016 г. - 93,1 %) и динамику режима содержания за последние полгода как «никаких изменений не происходит» (март 2016 г. - 58,5 %, октябрь 2016 г. - 79,78 %);
2) повышение влияния на обстановку в учреждении сотрудников других отделов и служб (март 2016 г. - 46,4 %, октябрь 2016 г. - 60,6 %);
3) рост числа респондентов, оценивающих отношения, сложившиеся между сотрудниками и осужденными, как удовлетворительные, справедливые (март 2016 г. - 70,1 %, октябрь 2016 г. -
84.3 %), а также увеличение числа респондентов, оценивающих следующие параметры: «руководство колонии пользуется уважением осужденных» (март 2016 г. - 75,9 %, октябрь 2016 г. -
90.4 %), «в случае необходимости я всегда могу получить разъяснения по поводу актуальных проблем от сотрудников колонии» (март 2016 г. - 79,3 %, октябрь 2016 г. - 91,2 %), «в воспитательной работе преобладают поощрения» (март 2016 г. - 74,1 %, октябрь 2016 г. - 87,6 %), «в учреждении объективно и справедливо оценивают поведение осужденных» (март 2016 г. - 68,9 %, октябрь 2016 г. - 85,1 %), и увеличение числа респондентов, несогласных с параметром «в учреждении среди осужденных низкий уровень организованности, беспорядок» (март 2016 г. - 70,3 %, октябрь 2016 г. - 87,3 %);
4) увеличение числа респондентов, считающих, что большинство осужденных на стороне администрации (март 2016 г. - 71,9 %, октябрь 2016 г. - 85,7 %);
5) повышение количества респондентов, считающих акцию массового протеста противозаконной (март 2016 г. - 78,1 %, октябрь 2016 г. - 89,8 %);
6) увеличение числа респондентов, оценивающих параметры взаимоотношений между осужденными как «спокойные, доброжелательные» (март 2016 г. - 58,1 %, октябрь 2016 г. - 82 %);
7) снижение уровня неудовлетворенности работой столовой (март 2016 г. - 53,4 %, октябрь 2016 г. - 30,6 %), работой медицинской части (март 2016 г. - 42,1 %, октябрь 2016 г. - 32 %).
Сравнивая показатели объективных критериев, можно отметить снижение количества нарушений осужденными правил внутреннего распорядка (9 месяцев 2015 г. - 940, 9 месяцев 2016 г. - 818), злостных нарушений (9 месяцев 2015 г. - 11, 9 месяцев 2016 г. - 9), уровня преступлений (9 месяцев 2015 г. - 4, 9 месяцев 2016 г. - 0), количества случаев применения насилия в отношении сотрудников исправительного учреждения в связи с осуществлением служебной деятельности (9 месяцев 2015 г. - 1, 9 месяцев 2016 г. - 0) [6, с. 477].
Необходимо отметить, что для достижения запланированного эффекта от психокоррекционной работы существенное значение имеет интенсивность коррекционных мероприятий. По отзывам психологов, осуществлявших реализацию психокоррекционных программ алгоритма, «из-за высокой нагрузки на личный состав и большого некомплекта сотрудников реализовывать программы приходится в очень сокращенном варианте». Психологи также отмечают, что «среди осужденных отмечается очень низкий уровень мотивации к работе в группах, они испытывают сложности в открытом обсуждении своего мнения в группе и в большей степени готовы к индивидуальной работе».
Анализируя эффективность разработанного алгоритма, мы также обращались к экспертной оценке. В качестве экспертов выступали представители администрации колонии, курирующие воспитательную работу в учреждении.
С точки зрения экспертов, эффективность алгоритма на сегодняшний день достигнута и заключается в «отсутствии массовых беспорядков в учреждении и межгрупповых конфликтов между осужденными и сотрудниками, снижении негативных показателей СПО в среде осужденных», «отсутствуют факты отказов от приема пищи, применения насилия в отношении сотрудников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности», «снизился уровень преступлений и количество нарушений среди осужденных», «стабильное состояние СПО в учреждении», «заметно изменение в поведении как спецконтингента, так и сотрудников», «в отношении осужденных отрицательной направленности эффективность программы низкая, так как большая часть из них отказывается от предложенных занятий», «осужденные положительной направленности охотно и достаточно эффективно участвуют в психокоррекционных мероприятиях». В долгосрочной перспективе «алгоритм поможет сотрудникам преодолеть негативные эмоции уже в создавшейся критической ситуации, снять тревожность, развить навыки анализа конфликтов и сформировать умения принимать оптимальные решения в трудных ситуациях, обрести знания по основным проблемам ведения переговорного процесса», «в перспективе считаем необходимым продолжить проведение занятий; ... большее внимание уделить занятиям с сотрудниками, так как
состав осужденных в колонии меняется, целесообразней отработать навыки бесконфликтного поведения с сотрудниками, непосредственно работающими с осужденными».
Таким образом, системная работа по профилактике и урегулированию массовых беспорядков и межгрупповых конфликтов между осужденными и администрацией исправительных учреждений, включающая комплекс мероприятий, направленных на мотивацию осужденных к законопослушному поведению, развитие конфликтной компетентности осужденных, конфликтологической компетентности и конфликтоустойчивости сотрудников, обеспечивает снижение негативных показателей как по объективным, так и по субъективным критериям эффективности внедрения алгоритма и способствует профилактике конфликтов в пенитенциарном социуме.
Библиографический список
1. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за период с 2019 по 2018 г. [Электронный ресурс] // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации. Главная. Статистические данные: официальный сайт. 07.08.2019. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 07.08.2019).
2. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovorus.ru (дата обращения: 07.08.2019).
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 591 с.
4. Анфиногенов В. А. Групповые конфликты и эксцессы заключенных // Общество и право. 2013. № 3. С. 173-175.
5. Пиюкова С. С. Оценка эффективности воспитательной работы с осужденными // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3(25)/2017. С. 97-104.
6. Психологическая профилактика и урегулирование массовых беспорядков, межгрупповых конфликтов между осужденными и администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы / С. Н. Лихачева, Н. И. Леонов, В. А. Андреева, Н. В. Андреева, Т. Е. Моренец, С. С. Пиюкова // Сборник научно-исследовательских работ, проведенных образовательными организациями высшего образования ФСИН России с привлечением межрегиональных отделов психологической работы территориальных органов ФСИН России. М.: УВСПР ФСИН России, 2018. С. 430-629.
References
1. Svodnyye statisticheskiye svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za period s 2019 po 2018 g. [Summary statistics on the state of a criminal record in Russia for the period from 2019 to 2018]. Sudebnyy departament pri Verkhovnom Sude Rossiyskoy Federatsii. Glavnaya. Statisticheskiye dannyye: ofits. sayt. [Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. The main. Statistical data: official. site]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (Accessed: 07.08.2019) [in Russian].
2. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. In D. N. Ushakov (ed.). URL: http://www.slovorus.ru (Accessed: 07.08.2019) [in Russian].
3. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologiya [Conflictology]. Moscow, 2004, 591 p. [in Russian].
4. Anfinogenov V. A. Gruppovyye konflikty i ekstsessy zaklyuchennykh [Group conflicts and excesses of prisoners]. Obshchestvo i pravo [Society and Law], 2013, no. 3, pp. 173-175 [in Russian].
5. Piyukova S. S. Otsenka effektivnosti vospitatel'noy raboty s osuzhdonnymi [Evaluation of the effectiveness of educational work with convicts]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2017, no. 3(25), pp. 97-104 [in Russian].
6. Psikhologicheskaya profilaktika i uregulirovaniye massovykh besporyadochnykh, mezhgruppovykh konfliktov mezhdu osuzhdennymi i administrativnymi organami ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Psychological prevention and settlement of riots, intergroup conflicts between convicts and the administration of the penitentiary system]. Sbornik nauchno-issledovatel'skikh rabot, provedennykh obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami vysshego obrazovaniya FSIN Rossii s privlecheniyem mezhregional'nykh otdelov psikhologicheskoy raboty territorial'nykh organov FSIN Rossii [Collection of scientific research conducted by educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia with the involvement of interregional departments ofpsychological work of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Moscow, 2018, pp. 430-629 [in Russian].