Научная статья на тему 'Профилактика и преодоление алекситимии у будущих педагогов-психологов'

Профилактика и преодоление алекситимии у будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСИТИМИЯ / ALEXITHYMIA / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ЭМПАТИЯ / EMPATHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкодав Татьяна Владимировна

В статье рассматривается синдром алекситимия, а также психолого-педагогические условия его профилактики и преодоления. Приводятся результаты экспериментальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкодав Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика и преодоление алекситимии у будущих педагогов-психологов»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Prevention and treatment of alexithymia in educational psychology students Volkodav T. (Russian Federation) Профилактика и преодоление алекситимии у будущих педагогов-психологов Волкодав Т. В. (Российская Федерация)

Волкодав Татьяна Владимировна / Volkodav Tatiana - кандидат филологических наук, доцент,

кафедра английской филологии, магистрант кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается синдром алекситимия, а также психолого-педагогические условия его профилактики и преодоления. Приводятся результаты экспериментальных проектов.

Abstract: the article examines alexithymia, as well as psychological and pedagogical conditions for its prevention and treatment. The work provides the results of the experimental projects.

Ключевые слова: алекситимия, эмоциональный интеллект, эмпатия. Keywords: alexithymia, emotional intelligence, empathy.

Профилактика и преодоление алекситимии как фактора, препятствующего осознанному контакту человека со своей эмоциональной сферой, создающего затруднения в коммуникативной сфере личности, являющегося предпосылкой в развитии целого спектра психосоматических заболеваний, становится важным и значимым в контексте образовательного процесса в вузе [3].

Термин «алекситимия» (а - отсутствие; 1ехis - слово; thymos - эмоция) был введен П. Сифнеосом для обозначения, ведущего, по его мнению, психического расстройства, лежащего в основе психосоматических заболеваний - ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче [4].

На сегодняшний день вопрос о природе этого явления до сих пор остается открытым. В данной работе мы рассматриваем алекситимию в рамках социально-психологического подхода, развиваемого Г. Кристал, Д. Тэйлор, C. B. Воликовой, Н. Г. Гаранян, C. B. Малыхиной, А. Б. Холмогоровой, согласно которому изучаемый феномен представляет собой затрудненность осознавать и описывать свои эмоциональные переживания и определять их у других людей.

Согласно последним исследованиям, необходимыми психолого-педагогическими условиями профилактики и преодоления алекситимии являются [3]:

- активная включенность в процесс психолого-педагогического взаимодействия по вопросу создания условий преодоления алекситимии всех его участников: самих студентов, психологов вуза, педагогического коллектива;

- заинтересованность студентов вуза в преодолении собственных алекситимических проявлений;

- возможность психологического сопровождения студентов вуза от начальных до старших курсов, осуществляемого психологической службой вуза;

- возможность осуществления комплекса мероприятий, связанного с алекситимией и включающего в себя: своевременную диагностику алекситимических проявлений у студентов вуза, а также их психологических особенностей, цикл работ по преодолению рассматриваемого явления и профилактические меры;

- единство познавательного и практического подходов в содержании модели психолого-педагогических условий. В основе познавательного содержания модели может быть

45

отдельный лекционно-факультативный курс по психологии, основанный на принципах системности и холистического подхода к человеку, направленный на раскрытие понимания психологических особенностей человека;

- общая направленность деятельности педагогического коллектива вуза на гуманизацию и личностную ориентацию процесса обучения студентов.

На наш взгляд, эффективными формами профилактики и преодоления алекситимии у студентов направления «Психолого-педагогическое образование» могут служить:

- Тренинги, тестирование, обучающие и развивающие упражнения, ролевые игры, направленные на диагностику и повышение уровня эмоционального интеллекта.

- Рационально-эмотивная психотерапия. В основе рационально-эмотивной психотерапии лежит когнитивная теория эмоций, согласно которой эмоция - это ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как человек его интерпретирует.

- Применение нетрадиционных методик развития эмоционального интеллекта, как, например, психопоэтика или тренинг анализа лирического текста, который строится на лексико-семантическом анализе, интерпретации поэтических текстов [5, с. 41]. Анализ поэтического текста, как на родном, так и на иностранном языке, формирует психологическую, педагогическую компетенции, которые служат важнейшими средствами развития эмоционального интеллекта, так как умение разобраться в душевном состоянии лирического героя развивает умение понять чувства, эмоции, психологию собеседника.

- Актерская практика, в которой на более глубоком уровне описаны приемы, применяемые в других подходах к формированию эмоционального интеллекта [1].

Как видно из вышеперечисленных положений, необходимым условием профилактики развития алекситимии является формирование и развитие эмоционального интеллекта, что было экспериментально подтверждено в ходе актерской деятельности студентов. В 2010 году яркий и талантливый педагог, доцент Кубанского государственного университета Олег Григорьевич Панаэтов реализовал проект, не имеющий аналогов ни в одном университета мира: вдохновил студентов поставить спектакль, а затем снять фильм «Антигона» по произведению древнегреческого поэта Софокла [2, с. 29-32].

Подготовка к спектаклю и его постановка заняли около трех лет, съемки фильма проходили в горах Отрадненского района и длились несколько дней. Уникальность этого учебного фильма состоит в том, что актеры читают текст трагедии Софокла на древнегреческом языке, а сам фильм был снят с одного дубля.

Создание фильма, - это не только репетиции, съемки, монтаж и озвучивание, но и серьезная подготовительная работа, многочасовые обсуждения с режиссером тех тем, которые ставятся в пьесе. Обсуждая эстетические, этические и эмоциональные проблемы, участники экспериментального проекта глубже познавали себя, свой эмоциональный мир, эмоциональный мир других людей. Студенты прошли следующие этапы: вводная лекция о проблеме, авторе; практическая работа над чтением и анализом текста; обсуждение, оценка и верификация эмоционального содержания трагедии. Студенты должны были понять литературный, автобиографический, а также эмоциональный фон создания данного поэтического текста. Важным моментом являлась работа над художественным чтением трагедии, так как именно на этом этапе участники группы достигли максимального понимания текста и эмоций, выраженных в нем. Студенты выявили языковые и просодические средства выражения эмоционального содержания текста. Специфика поэзии помогает овладеть эмоциональным опытом человека, всего народа, что служит важным фактором развития эмоционального интеллекта [5, с. 44-45]. Наиболее важными для профилактики развития алекситимии являются этапы анализа содержания произведения и творческий этап, который включает в себя две ступени: когнитивно-рецептивная ступень; креативная ступень.

По завершении проекта интерес студентов к собственным переживаниям и возможностям эмоционального самовыражения не уменьшился, что в свою очередь явилось хорошей профилактикой алекситимии. Когнитивно-рецептивная ступень данного экспериментального проекта завершилась созданием документального фильма о фильме,

46

который студенты выпустили два года спустя, и в котором рассказали о том, как участие в этом проекте кардинально изменило их жизнь, повлияв на их самооценку, высвободив внутренние ресурсы. В результате саморефлексии, студенты признались, что стали впоследствии проявлять больше инициативы, позитивнее оценивать собственные возможности и способности, стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству с окружающими. Общее снижение алекситимических проявлений в группе предоставило значительные возможности для реализации личностного развития студентов, что было продемонстрировано в фильме о фильме.

Таким образом, в ходе реализации экспериментального проекта нами была оценена роль театральной и кинематографической деятельности в снижении уровня алекситимических проявлений у студентов творческой группы. Результаты данного проекта позволили определить изменение ценности эмоционального мира для студентов. Кроме того, мы наблюдали поэтапное значительное изменение других личностных показателей, находящихся во взаимосвязи с уровнем алекситимии у студентов.

Студенты психолого-педагогического направления факультета педагогики, психологии и коммуникативистики также вовлечены в творческие проектные работы на занятиях по иностранному языку. Студенты осуществляют перевод и дублирование социальных роликов, фильмов, а также создают собственные видеосюжеты на английском языке, посвященные, например, их волонтерской работе, рассказам о пионерском прошлом их родителей и т.д. Наиболее эффективной формой творческого подхода, по нашим наблюдениям, является сторителлинг как способ передачи эмоциональной информации и нахождения смыслов через рассказывание историй на английском языке [2, с. 29-32].

Таким образом, профилактика и преодоление алекситимии предполагают широкое применение психолого-педагогических методик, а также актуализацию творческого потенциала будущих педагогов-психологов, что в свою очередь оказывает воздействие на эмоциональную и когнитивную сферы всех субъектов педагогического процесса, формируя у них гуманистическое мировоззрение, условия для познания окружающих, доминанту на собеседнике, эмпатию через самопознание, саморазвитие и самореализацию личности.

Литература

1. Антоновский А. В., Васильева В. А. Развитие эмоционального интеллекта менеджеров как фактора повышения эффективности деятельности. [Электронный ресурс]: URL: https://sites.google.com/site/molodezbuduseerossii/home/molodez-i-obrazovanie/antonovskij-vasileva.

2. Волкодав Т. В. Актуализация творческого потенциала личности студента в условиях реализации инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. Номер S1. - Краснодар: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов», 2016.

3. Никулина Д. С. Психолого-педагогические условия преодоления алекситимии у студентов вузов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-preodoleniya-aleksiümii-u-studentov-vuzov#ixzz47fvrT8km.

4. Урванцев Л. П. Алекситимия как фактор психосоматических заболеваний. [Электронный ресурс]: URL: http://www.medpsy.ru/meds/meds015.php.

5. Юрасов И. А. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта // Управление персоналом. 2008. № 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.