Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-241-243
Профилактика и коррекция статического плоскостопия у детей 5-7 лет
Капустин Александр Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Никифорова Арина Владимировна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: статья посвящена профилактике и коррекции статического плоскостопия у детей 5-7 лет. В работе раскрыты различные взгляды других авторов по данной теме исследования. Освещена проблема необходимости поиска новых средств и методов, а также разработки эффективных методик коррекции статического плоскостопия в старшем дошкольном возрасте. Проблема статьи является актуальной, так как число детей с данной патологией в настоящее время стремительно увеличивается.
Ключевые слова: статическое плоскостопие, дошкольный возраст, профилактика.
Актуальность. Проблема увеличения числа детей, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих отклонения в состоянии стоп всегда была и остается одной из важных проблем нашего времени.
Статическое плоскостопие - это медленно прогрессирующий вариант плоскостопия, выражающийся в слабости мышечно-связочного аппарата стопы. Возникновение статического плоскостопия зависит от образа жизни человека (характера его работы, сопутствующих заболеваний и физических нагрузок).
По мнению (Фонарева М. И. 2013) плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения возникновения плоскостопия важно вовремя выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры.
Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~241
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Отличительна особенность старшего дошкольного возраста- незавершённость процессов роста и развития. Происходит изменение во внутреннем строении и размерах почти каждой из костей скелета. Деформаций в этом возрасте можно исправить и обратить. Поэтому правильно подобранные и дозированные физические нагрузки помогают в коррекции нарушений костно-мышечной системы стопы (Комачева О. А., 2012).
В первые три года жизни достаточно интенсивно происходит формирование костно-мышечного аппарата стопы. Зачастую в научно-методической литературе можно увидеть мнение о том, что плоскостопие у детей до 5 лет это сугубо физиологическое явление, которое не требует специальной коррекции. В то же время ряд авторов считают, что предупредить развитие деформации стопы, сформировать правильную походку и двигательный стереотип значительно проще до процесса окостенения стопы у детей, а именно, в дошкольном возрасте до 5-6 лет (Прокопьев Н. Я., Романова С. В., 2016).
Помимо физиологических причин возникновения статического плоскостопия, также есть причины относящиеся к воздействию внешних негативных факторов. Например, чрезмерная нагрузка на стопу ребенка, неправильно подобранная обувь и несоблюдение режима дня, работы и отдыха. Все это негативно отражается на состоянии стопы.
Следует проводить с ребенком методы профилактики плоскостопия с самого раннего возраста: выполнение различных физических упражнений для укрепления мышц стопы, закаливание, а также привитие здорового образа жизни с соблюдением режима дня. Все эти простые мероприятия помогут избежать серьезных последствий в будущем.
Большое значение имеет укрепление мышц и связок посредством специальных физических упражнений, которые помогают укрепить мышечно-связоч-ный аппарат стопы ребенка. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста (Громов В.Е., 2005).
По нашему мнению, именно применение специальных упражнений с самого раннего возраста способно решить эту насущную проблему.
Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~242'
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Противоречие. Самый распространенный вид плоскостопия - это статическое плоскостопие. Около 80% всех случаев этого заболевания относятся именно к нему. Причинами его возникновения является ведение неправильного образа жизни человека: избыточный вес, неудобная обувь, длительные чрезмерные нагрузки на стопы, слабые мышцы и связки стопы.
В наше время написано достаточно литературы, разработано большое количество методик освещающей данную проблему, но количество детей столкнувшихся с ней не уменьшается, а лишь растет. Поэтому необходимо найти новый подход к решению вопросов связанных со статическим плоскостопием у детей дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что нет теоретически разработанной и практически апробированной методики адаптивной физической культуры для детей 5-7 лет, имеющих признаки статического плоскостопия.
Научная проблема. Проблема исследования заключается в необходимости поиска новых средств индивидуального подхода и разработки методики для детей 5-7 лет, имеющих признаки статического плоскостопия.
Вывод. Плоскостопие является актуальной проблемой нашего времени, поэтому необходимо проводить профилактику начиная с детского возраста, чтобы потом не пришлось лечить это заболевание. В связи с этим, перед инструкторами физической культуры в детских дошкольных учреждениях стоит проблема: поиск новых методов и подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Громов, В.Е. Начальная школа / В.Е. Громов Ежемесячный научномето-дический журнал. - 2005. - № 13. - С. 33-34.
2. Комачева О.А. Коррекция плоскостопия у детей 5-7 лет средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода: автореф. дис. кан. пед. наук. 13.00.04. / О.А. Комачева. - Смоленск, 2012. - 24 с.
3. Прокопьев Н. Я., Романова С.В. Спорт и плоскостопие / Н.Я.Прокопьев, С.В Романова / Молодой ученый. - 2016. - С. 525-529.
4. Фонарева М.И. - Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М.И. Фонарева. - СПб.: Лекарь, 2013. - 360 с.
Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~243~