Научная статья на тему 'Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников'

Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2180
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников»

Целесообразность использования программы ПРТ1 как инструмента развития и коррекции навыков межличностного познания определяется следующими соображениями. Известно, что благополучие и конструктивность общения человека зависит от его базисной способности устанавливать с другими людьми на интуитивном и рефлексивном уровне адекватных когнитивно-эмоционально-поведенческих координаций. При недостатке коммуникативного опыта, выраженных акцентуациях характера, невротических и психопатических особенностях эти координации серьезно затруднены. Лица данной категории недостаточно реалистично различают их в партнере по общению и затрудняются повторить за ним мимические, пантомимические, интонационные, словесносмысловые и другие коммуникативные сигналы, особенно их оттенки.

Искажения являются следствием недостаточной психологической проницательности, а также тревожности, агрессивности, дис-кордантности и других состояний эмоционального склада личности. Разрабатываемая программа через совершенствование навыков речевого общения повышают адекватность эмоциональных реакций человека.

Важно отметить, что при явной психической дезадаптации (умственная отсталость, невроз, психопатия, психоз) самостоятельная работа пользователя с программой затруднена, В этом случае необходима помощь специалиста: педагога-дефектолога, психолога, врача-психиатра. Педагог и психолог, опираясь на профессиональные знания и умения, используют учебно-воспитательные и коррекционно-развивающие возможности программы, врач-психиатр - психотерапевтические возможности.

Н. Ю. Артемьева

Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников

Проблема коррекции нарушений письменной речи учащихся все более актуальна на сегодняшний день в коррекционной педагогике. Письмо и письменная речь, являясь базой всего дальнейшего обучения, вызывают значительное затруднение у младших школьников, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.

Дисграфия является одним из проявлений системного недоразвития речи, которое охватывает все стороны речевого развития ребёнка, а также ряд неречевых функций. Согласно классификации, предложенной сотрудниками кафедры логопедии РГПУ

46

им. А.И. Герцена, выделяют несколько форм дисграфии: артикуляторно-акустическую, акустическую, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическую и оптическую, однако часто можно утверждать, что у одного ребенка проявляются признаки нескольких форм дисграфии, т. е. смешанные варианты или смешанная дисграфия.

Основной контингент детей, поступающих в речевую школу, это дети с нарушениями речевого развития, имеющие диагноз ОНР. У детей с ОНР отмечаются грубые недостатки в произношении и различении звуков речи, нарушение слоговой структуры даже двух-, трехсложных слов. Словарный запас беден; наблюдаются многочисленные ошибки в грамматическом оформлении самостоятельных высказываний и трудности в понимании сложных грамматических конструкций. Особенно страдает связная речь: дети затрудняются в построении развернутого высказывания, его лексико-грамматического оформления. По мере обучения устная речь приближается к общепринятым нормам, но возникают трудности при овладении письменной речью. Все типы ошибок, которые отмечаются в устной речи, находят свое проявление на письме: несовершенство звукового и буквенного анализа, трудности использования сложных слоговых структур, недостаточное развитие лексикограмматического строя речи. Отмечаются устойчивые затруднения при овладении техникой чтения и осмысления прочитанного. Для учащихся с ОНР характерны неустойчивость внимания, отвлекае-мость, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. В речевых детских садах проводится большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако недостаточная сфор-мированность фонематических и лексико-грамматических средств языка препятствует успешному овладению письменной речью; нарушения звуко-слоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей, трудности в овладении семантикой слов проявляются ошибками в употреблении слов. Именно с проявлениями такого рода приходится иметь дело в условиях работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для решения этой задачи была разработана и составлена программа профилактики и коррекции смешанной (или сложной) дисграфии у младших школьников.

Данная программа составлена на основе концепции развития и реализации требований ФГОС, с учетом степени проявления ре-

47

чевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

• комплексном взаимодействии анализаторов (И.П. Павлов);

• компенсаторных возможностях развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К. Анохин, В.В. Лебединский);

• поэтапном формировании умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин)

и опирается на основные принципы: системности, комплексности, последовательности, систематичности, доступности, индивидуального подхода, онтогенетического, принципа развития речевой системы.

Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы для детей с нарушениями речи и позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу.

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в речевом развитии. Решение учебных и коррекционных задач с помощью данной программы встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, т. е. представляет собой оптимальную комбинацию традиционных средств и средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития, и включает в себя этапы работы, наличие которых определяют закономерности развития речевой системы в онтогенезе (фонетический, лексикограмматический и синтаксический).

Коррекционная работа с детьми включает в себя:

• работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: восприятия, внимания, памяти);

• развитие мелкой моторики;

• развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса);

• развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение и употребление в речи простых предложений.

Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки.

Своеобразие проявлений речевого недоразвития, уровень знаний и особенности учебной деятельности данных учеников требуют особой организации коррекционного воздействия. Последовательность этой работы едина в период всего обучения, такова же примерно последовательность тем на занятиях. В то же время организация занятий имеет свою специфику:

48

• подбор учебного материала должен соответствовать возрасту и подготовке детей;

• темп, соответствующий возможностям детей;

• повышение уровня самостоятельности детей при выполнении учебных заданий;

• постепенное усложнение учебных заданий;

• развитие более сложных форм речемыслительной деятельности.

Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи учащихся, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.

Для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения. В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, опираясь на методики известных авторов и опыт работы с детьми в условиях данной речевой школы, была создана программа, помогающая решать специальные задачи коррекционного обучения. Использование в учебном процессе игр, цветных рабочих тетрадей (альбомов), вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха, позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Крайне важную роль играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее, послоговое, особенно на начальных этапах овладения навыками письма. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Поскольку у учащихся 2-4 классов наиболее выраженными являются нарушения письма, то количество заданий, выполняемых письменно, постепенно возрастает и усложняется в соответствии с возможностями детей. В целях развития внимания, познавательной активности, самоконтроля и самостоятельности на занятиях детям даются специальные задания, после выполнения которых от детей требуется развернутое обоснование правильности выполняемых действий. При этом дети учатся давать разные по форме ответы: в одном случае ответ должен быть развернутым, а в другом - предельно кратким, но ёмким. Каждое занятие начинается и заканчивается специальным комплексом упражнений на развитие моторики, координации, пространственного ориентирования с использованием методов нейропсихологической коррекции.

В ходе проводимой коррекционной работы по данной программе удается минимизировать или избавиться от специфических ошибок у детей к концу 3-4 класса.

49

Положительным итогом коррекционного обучения по данной программе является преодоление стойкой неуспеваемости по родному языку у детей с недоразвитием речи при первично сохранном интеллекте и возможность их дальнейшего, часто успешного, обучения в образовательной школе, лицее, гимназии.

М. В. Баранова, И. Н. Барышникова, С. Н. Кайма, С. В. Кузнецова, А. А. Куликова

Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста

Заикание относится к тяжелым нарушениям речи, и оно до настоящего времени продолжает оставаться одним из наиболее сложных в коррекции. Таким образом, проблему заикания невозможно рассматривать без комплексного и всестороннего подхода, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов: совместную работу врача психиатра (невролога), логопеда, психолога, специалиста по логоритмике. Не всегда после успешной работы мы гарантированы от рецедивов, связанных с изменением условий жизни пациента. В коррекции заикания зачастую применяются самые разнообразные методы, иногда противоречащие друг другу.

Предлагаемая нами методика коррекции заикания у детей младшего возраста (2,5-4 года) основана на принципе комплексного подхода и активного участия родителей в коррекционном процессе. Наиболее эффективна, по нашим наблюдениям, коррекция заикания на групповых занятиях. Поскольку речь - это социальная функция, то её нарушение также должно коррегироваться в группе. На групповых занятиях логопед более полно может реализовать модели различных форм речевого общения, что является для ребёнка хорошим речевым тренингом. Количество детей данного возраста в группе не должно превышать 4-5 человек. Отбор детей в группу осуществляется по результатам комплексного обследования, с учётом возраста детей и степени тяжести речевой патологии.

Наша методика предполагает проведение 30 групповых коррекционных занятий на первичном курсе и 24 занятий на поддерживающем курсе. Занятия следует посещать 3 раза в неделю на первичном курсе и 2 раза в неделю на поддерживающем курсе. Курс коррекции включает групповые логопедические занятия, групповые логоритмические занятия, групповые психологические занятия,

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.