Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ АДАПТАЦИОННОПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ'

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ АДАПТАЦИОННОПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
216
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ДЕТИ / CHILDREN / ГЛИЦИН / GLYCINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Потупчик Т.В., Эверт Л.С., Веселова О.Ф., Нарциссов Я.Р.

Представлены некоторые аспекты адаптационно-приспособительных процессов у первоклассников. Приведены данные комплексного клинико-инструментального обследования детей в одной из гимназий Красноярска. Рассмотрены возможности применения глицина в период адаптации детей к учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Потупчик Т.В., Эверт Л.С., Веселова О.Ф., Нарциссов Я.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PREVENTION AND CORRECTION OF DISORDERS OF ADAPTIVE PROCESSES IN CHILDREN

Presents some aspects of adaptive processes of first-graders. The data of complex clinical and instrumental examination of children in one of schools of Krasnoyarsk. Possibilities of application of glycine during the period of adaptation of children to educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ АДАПТАЦИОННОПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ»

обр

зование: пр©1

миаа^ и я

© Коллектив авторов, 2016

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ АДАПТАЦИОННО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ

Т.В. Потупчик, канд. мед. наук1, Л.С. Эверт, докт. мед. наук2, О.Ф. Веселова, канд. мед. наук1, Я.Р. Нарциссов3

красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого;

2НИИ медицинских проблем Севера, Красноярск; 3НИИ цитохимии и молекулярной фармакологии, Москва

E-mail: potupchik_tatyana@mail.ru

Представлены некоторые аспекты адаптационно-приспособительных процессов у первоклассников. Приведены данные комплексного клинико-инструмен-тального обследования детей в одной из гимназий Красноярска. Рассмотрены возможности применения глицина в период адаптации детей к учебе.

Ключевые слова: адаптация, дети, глицин.

Начало систематического обучения в школе - один из кризисных этапов в жизни ребенка. Оно влечет за собой серьезные изменения образа жизни, снижение местной защиты, напряжение гипоталамо-гипофизар-но-надпочечниковой, симпатикоадреналовой и вегетативной нервной систем [8], изменение эмоционально-поведенческих реакций. У 50% детей формируются невротические реакции и неврозы. Отмечаются также расстройства моторики в виде гипердинамического синдрома, реакции активного протеста или фобиче-ские проявления, в ряде случаев - астенический синдром, синкопальные состояния [7,8].

Центром формирования программ адаптации организма ребенка к антропогенной нагрузке, направленным на сохранение функционального состояния и работоспособности в неадекватных условиях, является центральная нервная система (ЦНС) [4]. Школьникам младшего возраста требуется особое внимание, так как в связи с незаконченностью морфологического и функционального развития, лабильностью физиологических процессов ребенок в этот период чрезвычайно остро реагирует на факторы окружающей среды. Несмотря на то, что условия школы и учебных нагрузок далеки от экстремальных, в совокупности с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями они могут носить характер стрессового фактора.

Физиологические и гигиенические исследования последних лет показывают, что во многом способность ребенка к адаптации определяется структурно-функциональной организацией мозга. Установлено, что основой успешной адаптации ребенка к образовательным нагрузкам и когнитивной деятельности является определенный уровень зрелости функциональных структур головного мозга и адекватный характер деятельности его кор-ково-подкорковых и корково-стволовых регуля-торных систем. Обследования детей 7-8 лет пока-

зали, что в этом возрасте при условии соответствия функционального состояния регуляторных структур возрастной норме сформированы нейрофизиологические механизмы избирательной модуляции корковой активности, обеспечивающие селективную настройку мозговых структур на решение когнитивных задач. У детей 7-8 лет отсутствуют межполу-шарные различия и доминирование специфического модульного (левополушарного) типа функционального взаимодействия корковых зон [6]. Ведущим фактором поражения мозга является гипоксия. Поэтому даже при кратковременных сосудистых спазмах нарушаются обменные процессы в мозговом веществе, что влияет на функционирование нейронов. Известно, что после 5-10 мин полной аноксии наступают необратимые изменения в нервных клетках и их гибель [3].

Приводим некоторые данные комплексного кли-нико-инструментального обследования детей в одной из гимназий Красноярска. Обследовали 271 первоклассника (6-8 лет) в начале и конце учебного года в течение 6 учебных лет. В группе с благоприятным течением адаптации суммарная частота клинических проявлений астенического синдрома (головная боль, головокружение, повышенная утомляемость, нарушение сна) составляла 52,6% перед поступлением в школу и 68,1% - в конце 1-го года обучения, т.е. возросла на 15,5%; в группе со среднеблагоприятным течением адаптации эти показатели составили соответственно 66,7-84,6% и 17,9%, в группе с неблагоприятным течением адаптации - 61,9; 91,3 и 29,4%.

У обследованных детей проанализировано наличие расстройств моторики, реакций протеста, фобий и навязчивых движений, свидетельствующих о проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. В группе с благоприятным течением адаптации расстройства моторики и дефицита внимания встречались у 16,8% детей в 1-м полугодии и у 17,0% детей - во 2-м полугодии, в группе со средне-благоприятным течением адаптации - соответственно у 19,2 и 11,5%, в группе с неблагоприятным течением адаптации - у 31,6% детей в 1-м и 2-м полугодии. Во 2-м полугодии детей с расстройствами моторики и дефицитом внимания было значительно больше в группе с неблагоприятным течением адаптации, чем со среднеблагоприятным (р2-3=0,0303).

о аишм—миимии

емы и

По данным реоэнцефалографии у большей части обследованных регистрировались дистонические изменения церебральных сосудов по гипертоническому типу: у 4,35% - при благоприятном течении адаптации, у 25,0% со среднеблагоприятным и у 50,0% - с неблагоприятным прогнозом (р1-3=0,0225), асимметрия кровенаполнения в бассейне вертеб-ральных артерий наблюдалась соответственно у 43,5; 55,6 и 50,0% , повышенный объем пульсового кровенаполнения в бассейне сонных артерий - у 30,4; 22,2 и 100,0%, асимметрия кровенаполнения в вертеброба-зиллярном бассейне - у 65,2 и 100,0%.

Для профилактики школьной дезадаптации рекомендуется выявлять у каждого ребенка набор признаков (критериев риска), ассоциированных с неблагоприятным или среднеблагоприятным прогнозом адаптации, оценивать риск формирования определенного типа течения адаптации (высокий, средний, низкий) и проводить с учетом этих данных профилактические мероприятия.

Один из способов медикаментозной профилактики и коррекции нарушений адаптационно-приспособительных механизмов - применение лекарственного препарата «Глицин» [7]. Глицин является агони-стом глицинового участка ЫМБА-рецептора глутама-тергических структур, улучшает метаболические процессы в тканях мозга, оказывает седативное и антидепрессивное действие, нормализует возбуждение и торможение в ЦНС, повышает умственную работоспособность, положительно влияет на вегетативную регуляцию [5]. Он предохраняет ткани от интоксикации при гипоксии или реперфузии; в условиях гипоксии увеличивает продолжительность жизни нейронов коры головного мозга; глицин значительно снижает количество продуктов окислительного стресса в зоне ишемии, что показано в экспериментах с фокальной ишемией. А.А. Селин и соавт. (2012) измеряли накопление активных форм кислорода (АФК) в митохондриях после кратковременного воздействия гипоксии. По данным исследования, в условиях гипоксии глицин защищает энергетику митохондрий мозга. Наиболее вероятный механизм этого процесса - снижение генерации АФК. В условиях гипоксии глицин способствует профилактике когнитивных нарушений [2]. Приводятся сведения об антиоксидантном действии глицина, которое проявляется как снижением содержания продуктов перекисного окисления липидов - малонового диальдегида и диеновых конъюгатов, так и повышением активности антиокислительных ферментов -супероксиддисмутазы и каталазы [1].

Эффективность и безопасность твердой лекарственной формы препарата на основе фармацевтической композиции из микрокапсулированного глицина и магния стеарата (глицин) у больных, страдающих расстройством адаптации с преобладанием нарушения других эмоций, были изучены в отделе пограничной психиатрии Государственного научно-исследовательского центра социальной и судебной

психиатрии им. В.П. Сербского. По данным исследования, состояние пациентов, получавших глицин в течение 4 нед, улучшалось [3].

Глицин назначают подъязычно или трансбук-кально по 100 мг для приема 2-3 раза в сутки в течение 14-30 дней (в таблетках или в виде порошка после измельчения таблетки) практически здоровым детям и подросткам при психоэмоциональном напряжении в период адаптации к школьным нагрузкам при снижении памяти, внимания, умственной работоспособности, задержке умственного развития, в случаях проявлений девиантного поведения.

При функциональных и органических поражениях ЦНС, сопровождающихся повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью и нарушением сна, детям до 3 лет назначают глицин по 50 мг на прием 2-3 раза в сутки на 7-14 дней, в дальнейшем -по 50 мг 1 раз в сутки на 7-10 дней (суточная доза -100-150 мг, курсовая — 2000-2600 мг), детям старше 3 лет и подросткам - по 100 мг 2-3 раза в сутки на 7-14 дней. Курс лечения можно увеличить до 30 дней, при необходимости курс повторяют через 30 дней.

Таким образом, применение глицина рекомендуют детям дошкольного и школьного возраста в качестве медикаментозной профилактики и коррекции нарушений адаптационно-приспособительных механизмов.

Литература

1. Абдувалиев А.А., Зохидов Ж.М., Нишантаев М.К. и др. Влияние глицина на активность каталазы в динамике экспериментального инфаркта миокарда // Успехи совр. естествознания. 2013; 9: 11.

2. Гацких И.В., Веселова О.Ф., Брикман И.Н. и др. Роль мозгового нейротрофического фактора (БЭ^) в патогенезе неврологических расстройств у пациентов с сахарным диабетом // Совр. пробл.науки и образования. 2015; 4.

3. Григорова О.В., Ромасенко Л.В., Файзуллоев А.З. и др. Применение глицина в лечении пациентов, страдающих расстройством адаптации // Практ.мед. 2012; 57(2): 178-182.

4. Макарова М.В., Потупчик Т.В., Прахин Е.И. и др. Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса // Сиб. мед. журн. 2012; 2: 46-48.

5. Оленина Н.Г., Крутикова Н.М., Сюбаев Р.Д. и др. Регистрация гомеопатических лекарственных средств в России // Фармация. - 2015; 6: 46-52.

6. Поляшова Н.В. Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения // Бюл. сиб. мед. 2010. - 1: 148-154.

7. Потупчик Т., Веселова О., Эверт Л.и др. Спектр фармакологических эффектов глицина// Врач. - 2015; 12: 14-17.

8. Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Реушева С.В. и др. Характеристика психосоматических расстройств у детей с разными вариантами адаптации к школе // Совр. пробл. науки и образования. - 2015; 4.

METHOD OF PREVENTION AND CORRECTION OF DISORDERS OF ADAPTIVE PROCESSES IN CHILDREN

T.V. Potupchik, Cand. Med. Sci.1; L. S. Evert, MD2; Cand.of Physical and Mathematical Sci.2; O.F. Veselova Cand. Med. Sci1, Ya.R. Narzissov

1Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University

2Research Institute for Medical Problems of the North, Krasnoyarsk

Presents some aspects of adaptive processes of first-graders. The data of complex clinical and instrumental examination of children in one of schools of Krasnoyarsk. Possibilities of application of glycine during the period of adaptation of children to educational institutions.

Key words: adaptation, children, glycine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.