Научная статья на тему 'Профилактика эмоционального выгорания педагогов'

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
898
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПЕДАГОГОВ Матвеичева И.Ф.

Матвеичева Ирина Федоровна - магистрант, кафедра педагогической, возрастной и социальной психологии, Институт психологии, социологии и социальных отношений

Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы Московский городской педагогический университет, г. Москва

В современной образовательной среде значительное место отводится инновационной деятельности. Она требует от педагога разнообразных профессиональных навыков и компетенций, развитой эрудиции, высокого уровня стрессоустойчивости, навыков толерантного отношения к детям, родителям коллегам.

Синдром эмоционального выгорания присущ любой профессии, но наиболее ярко он выражен в «помогающих» профессиях, там где специалист большую часть времени взаимодействует с людьми. Одной из таких профессий является преподаватель, педагог.

Каждый педагог должен соответствовать профессиональному стандарту, это создает напряжение для педагога, порождая чувство эмоционального переживания и чувства неполноценности.

Для этой категории свойственны отдельные симптомы профессионального выгорания. На первом этапе сотрудник может самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Работнику следует четко понимать и осознавать проблему, научиться овладевать приемами саморегуляции.

Для этого ему необходимо научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть приемами саморегуляции. В результате проведенных исследований было выяснено, что только одна треть сотрудников может быть названа психологически здоровой. Работники, у которых выгорание находятся в стадии формирования, составили 29%. Для этих сотрудников характерно значительное снижение уровня вовлеченности в деятельность с коллегами, с детьми, с семьей.

По отношению к окружающим людям пропадает эмпатия, ко всему окружающему безразличие и цинизм. Если рассматривать профессиональную деятельность, то можно отметить следующие факторы: нежелание выполнять свои функциональные обязанности, доминирование материального аспекта при одновременной неудовлетворенности работой. 38,8 % педагогов имеют стойкие и даже необратимые симптомы эмоционального выгорания. У данной группы людей можно заметить симптомы депрессии, чувство вины, сниженную самооценку, апатию, обвинение других, снижение концентрации внимания, ригидность мышления, изменения в мотивационной сфере. Также возможны симптомы, оказывающие влияние на здоровье, такие как снижение иммунитета, повышенное давление, головные боли и другие.

Синдром эмоционального выгорания проявляется на нескольких уровнях. Один из таких уровней - психосоматический, он выражается в физической и эмоциональной усталости, обострением хронических заболеваний. Переход эмоций в психосоматику, может указывать на то, что эмоциональная защита самостоятельно уже не справляется с нагрузками

Межличностные контакты человека становятся формальными и обезличенными. У него наблюдается низкая социальная активность, падение интереса к досугу,

увлечениям; его социальные контакты ограничиваются только работой, но и они носят весьма посредственный характер; скудность отношений проявляется и дома, возникает ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Основной составляющей синдрома выгорания у педагогов является эмоциональное истощение, которое понимается как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Это состояние может проявляться в снижении эмоционального фона, равнодушие ко всему окружающему, также могут проявляться вспышки агрессии и гнева.

Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Педагогическая деятельность связана с работой с детьми и подростками, а их эмоциональные реакции выражены намного ярче, чем у взрослого человека. Эмоционально насыщенное общение с подопечными постепенно приводит к истощению энергетических ресурсов и нервной системы педагога, невозможности полноценной эмоциональной и интеллектуальной отдачи, утрате интереса к личностям учеников, исключению эмоций из сферы профессиональной деятельности. Эмоционально-нравственная дезориентация - это неспособность контролировать эмоции в рамках морально-этических норм. Работник не проявляет должного эмоционального отношения к субъекту, при этом у него возникает потребность в самооправдании. Его суждения могут звучать так: «таким людям нельзя сопереживать», «он не заслуживает хорошего отношения», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. На наличие этих же симптомов указывают и другие исследователи [3]. Главная профилактическая мера данного состояния - признание за любым человеком права на свободное проявление его индивидуальности. Человеку необходимо быть более гибким в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя. В качестве профилактики деперсонализации рекомендуется развитие личностной выносливости, которая определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль над жизненными ситуациями и гибко реагировать на изменения. Для профилактики «загнанности в клетку» рекомендуется использовать навыки рефлексии, сопоставлять желаемое и действительное, оценивать собственные цели и планы с точки зрения возможности выполнения, развивать интерес к работе и вносить в нее разнообразие: создавать новые проекты, обмениваться опытом с коллегами. Таким образом, проанализировав полученные в ходе исследования результаты, можно прийти к выводу, что особенности социономических профессий как вида деятельности являются факторами, способствующими возникновению и формированию симптомов эмоционального выгорания.

Список литературы

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 32 с.

2. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. 160 с.

3. Коваленко И.Г. Здоровье учителя как условие здоровья ученика. // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 177-178.

4. Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб.: Питер, 2000. 528 с.

5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001 № 3. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.