ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Сиденко Елена Александровна
ст. преподаватель АПК и ППРО г.Москва [email protected]
J ^
ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Л_________________________________________г
Аннотация. Автор статьи обращает внимание читателей на проблему экзаменационного стресса старших подростков, обострившуюся с введением ЕГЭ, при сдаче которого подросток остаётся наедине с самим собой. В этой ситуации психологическая самоподдержка - одно из умений, которое пригодится не только на едином государственном экзамене, но и в дальнейшей жизни. Приводятся примеры упражнений, помогающих справиться с тревожностью и страхом.
Ключевые слова: стресс, стрессовый фактор - стрессор, стрессовый ответ организма, психологическая самоподдержка.
Старший подросток - особый возраст, который вызывает много волнений и тревог у родителей, учителей, классных руководителей, социальных педагогов и директоров школ. Психологи обращают особое внимание на эту возрастную группу, что отражено нами в ряде статей [6,9].
В данной статье нами поднимаются вопросы борьбы с экзаменационным стрессом - одной из проблем, с которой сталкиваются старшие подростки. В жизни каждого человека наступает период, когда ему предстоят экзамены, и тревожность при этом - абсолютно нормальная и закономерная реакция организма. Стресс призван мобилизовать все наши скрытые резервы, но не следует забывать, что чрезмерное волнение может помешать справиться с ситуацией, поэтому стрессом нужно уметь управлять. Очень важно научить выпускника поддерживать себя в экзаменационный период, помогать себе самому, ведь, скорее всего, ЕГэ - не последний экзамен в его жизни. Психологическая самоподдержка - одно из умений, которое пригодится не только на едином государственном экзамене, но и в дальнейшей жизни [1,2].
Для начала, необходимо знать, каким образом проявляется экзаменационный стресс.
Стресс - это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Концепцию стресса сформулировал канадский патолог Ганс Селье [3] (1907-1982 гг.), который определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. Стрессовый фактор (или стрессор) - это любое воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.
Различают три стадии при стрессе: мобилизация, сопротивление и истощение.
1- я стадия - стадия мобилизации.
В ответ на действие стрессора возникает тревога.
Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочной защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья, так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.
2- я стадия - стадия сопротивления.
Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.
3- я стадия - стадия истощения.
Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма противостоять стрессорам уменьшается. Симптомы сильного стресса: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли, чувство беспомощности, бессонница, потеря аппетита и др. Можно сказать, что в стадии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил [1,2,3].
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
29
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда стресс переходит границы этого уровня, он начинает истощать психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний, страдает иммунитет. Многое зависит и от индивидуальных особенностей организма, потому что разные люди отвечают на стресс по-разному. Некоторые преуспевают в ситуациях, которые приводят других в состояние полного истощения. Одни начинают много есть, другие совершенно теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже в течение дня. Какими бы ни были индивидуальные проявления стресса, они мешают выпускнику в экзаменационный период. Прежде всего, стоит помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а восприятие человеком этих событий, а, следовательно, именно с восприятием и следует работать [5,7,8,9].
Выпускнику необходимо знать, что только он сам отвечает за своё эмоциональное и физическое благополучие. Есть несколько групп трудностей, с которыми сталкивается выпускник в период подготовки и сдачи ЕГэ:
• неспособность справиться с тревожностью и страхом;
• несоблюдение режима дня и питания;
• «наплыв» навязчивых мыслей о неудаче;
• отсутствие знаний о том, каким образом проще заучивать материал;
• не владение способами работы с текстом (тестовый материал ЕГО требует особых навыков работы, в отличие, например, от устного экзамена).
Нами проводятся отдельные занятия, посвящённые каждой из перечисленных проблем.
В работе со старшеклассниками мы предлагаем некоторые упражнения, которые помогут справиться с первой из этих трудностей, а именно с тревожностью и страхом. Занятия проводятся в мини-группах.
Начать мы рекомендуем с психогимнастики. Психогимнастические упражнения создают рабочий настрой, повышают энергетику группы, способствуют улучшению настроения и самочувствия участников. Ведущий может выбрать на своё усмотрение любое из известных ему психогимнастических упражнений, или придумать новое, подходящее к ситуации упражнение. Мы предлагаем упражнение «Бодрящий напиток».
Психогимнастическое упражнение «Бодрящий напиток»
Инвентарь: Ёмкость для «напитка», небольшие листки бумаги, ручки.
Цели: создание позитивного настроя на предстоящую работу, мотивирование группы, постановка целей на занятие.
Инструкция: Сейчас мы с вами будем делать настоящий напиток бодрости. Для этого нам нужно положить в него самые лучшие компоненты. Вот эта чаша - для нашего напитка. А компоненты придумыва-
ете вы сами. Сейчас каждый напишет на небольшом листке бумаги какое-то качество, которое он хотел бы добавить в нашу сегодняшнюю работу, например «позитивный настрой», или «энергичность», или «полезность». Затем мы складываем листки с пожеланиями в чашу и перемешиваем наш «напиток бодрости». После этого каждый достанет из чаши наугад по одному листку бумаги и прочитает то пожелание, которое в нём написано, а автор пожелания объяснит, почему он захотел добавить именно такой компонент в наш напиток.
Примеры:
«Ясность ума». Я добавил этот компонент, потому что хочу, чтобы нам всем стало понятно, как лучше готовиться к экзаменам, нам необходим ясный и восприимчивый ум.
«Спокойствие». Я добавил этот компонент, потому что наш тренинг - про экзамены, и я хочу, чтобы мы были спокойны.
«Яркость». Я желаю нашей группе побольше ярких впечатлений от сегодняшнего тренинга, тогда экзамен не покажется таким уж нудным и тяжёлым делом.
После психогимнастики следует упражнение на создание рабочего настроя и более полное погружение в тематику занятия.
Упражнение «Картина экзамена»
Инвентарь: Листы ватмана, фломастеры.
Цели: Осознание участниками своего отношения к экзамену на сегодняшний день; мысленный выбор стратегии поведения на предстоящем испытании; взгляд на ситуацию «со стороны».
Ведущий: Прежде, чем пойти дальше, мы сделаем упражнение, которое поможет нам осознать то, как мы относимся к экзамену, и каким это событие представляется нам на сегодняшний день. Для этого я попрошу каждую группу взять ватман и графически изобразить на нём себя на экзамене. Совершенно не важно, умеете вы рисовать или нет -важно, чтобы получилась условная картина, изображающая экзамен, который вам предстоит. По окончании задания я прошу каждую группу прокомментировать свой рисунок: что на нём изображено и почему. (Показ примеров рисунков)
Анализ:
- Что изображено на вашем рисунке?
- В каком настроении находится персонаж на рисунке? Что он сейчас делает? О чём думает?
- Почему вы изобразили себя именно так, а не иначе? (например, спиной к комиссии, или сидящим со скрещёнными руками, или себя вдалеке от остальных).
- Вам хотелось бы оказаться внутри своего рисунка, перенестись в эту картинку? Почему?
- Что бы вы хотели сделать с вашим рисунком? (порвать, перерисовать, сохранить до дня экзамена, показать кому-то).
В зависимости от ответов участников ведущий может судить о готовности учащегося к процедуре экза-
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
мена и об отношении к нему. Проговаривая свои опасения, учащиеся осознают то, как они могут повести себя на экзамене и в случае, если намеченная схема поведения их не устраивает, поставить цель скорректировать её в ходе занятий.
Упражнение - дискуссия
Цели: осознание выпускниками своего отношения к экзамену, получение возможности последующей коррекции своего отношения
Ведущий: Сейчас я предлагаю группам придумать своё определение понятия «экзамен». После совещания внутри группы, каждая группа представляет нам своё определение, которое будет начинаться словами «Экзамен - это...» Прошу вас аргументировать ваше определение.
Примеры:
- Экзамен - это барьер, который нужно преодолеть, не споткнувшись о него и не разбив голову. Мы так считаем, потому что страшно не сдать - тогда вся жизнь пойдёт под откос, и нужно мобилизовать все силы, чтобы перепрыгнуть этот барьер.
Ведущий: Помните, что стресс - это не экзамен, а отношение к нему. Что в вашем отношении к этому «барьеру» заставляет вас думать, что об него можно разбить голову и вся жизнь пойдёт под откос?
В зависимости от ответа группы представление о возможной неудаче и её последствиях можно скорректировать.
Помимо работы с представлением об экзамене, необходимо провести несколько упражнений на снятие эмоционального напряжения. Для начала можно провести «тест на стресс». Участников просят закрыть глаза и мысленно отсчитать 60 секунд. По окончании отсчёта участник должен открыть глаза. В это время ведущий следит за секундомером - по истечении ровно 60ти секунд ведущий говорит «стоп». Если участник мысленно отсчитал минуту быстрее, чем секундомер (например, его «минута» длилась 40 реальных секунд) - то он находится в состоянии стресса. Если же ведущий, отсчитав по секундомеру 60 секунд, произнёс «стоп», а участник ещё досчитал только до 50, то он находится в состоянии расслабленности. Чем быстрее отсчитывается внутренняя минута участника - тем сильнее стресс.
После озвучивания результатов предлагается провести упражнение на релаксацию.
Упражнение «Большая мусорка»
Ведущий: Сейчас я прошу вас закрыть глаза и представить себе, что вы находитесь в большом здании. Вы находитесь на десятом этаже и заходите в лифт, чтобы спуститься вниз. Вы спускаетесь на лифте и наблюдаете, как на табло сменяются цифры - 10, 9, 8. (следует счёт до 1. Счёт помогает переключить работу мозга с эмоций на логическую обработку информации). Вы достигли первого этажа. Двери лифта открываются и вы выходите. Перед вами - пустая комната, в центре которой стоит большая мусорка. И теперь
каждую мысль, которая будет появляться в вашем сознании, вы мысленно сминаете, как листок бумаги, и бросаете в эту мусорку. И так до тех пор, пока в голове не исчезнут все мысли.
Данное упражнение позволяет научить выпускников умению саморегуляции эмоционального напряжения.
После того, как «внутренний диалог» остановлен, рекомендуется провести дыхательные упражнения.
Упражнение «Шесть ударов сердца»
Ведущий: Я прошу вас нащупать у себя пульс. Некоторым проще почувствовать пульс, прикасаясь кончиками пальцев к запястью, а кому-то - к шее. Почувствуйте ритм вашего сердца. Теперь на шесть ударов сердца сделайте медленный вдох, затем задержите дыхание на шесть ударов и на шесть ударов сделайте медленный выдох, после чего снова задержите дыхание на шесть ударов. Проведите три - четыре таких цикла, и вы убедитесь, что ритм сердца замедлился, а тело расслабилось.
Данное упражнение не только борется с эмоциональными проявлениями стресса, но и регулирует его физиологические проявления.
По окончании релаксационных упражнений можно снова провести 60-ти секундный тест на стресс, чтобы убедиться, что уровень тревоги понизился.
В заключение хотелось бы сказать, что первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, вера в способность контролировать ситуацию [3,4,5]. Эмоциональное напряжение - лишь одна из трудностей, с которыми сталкивается выпускник, но при условии обучения способам самопомощи с этой трудностью можно легко справиться, а это - лучшая помощь в период подготовки к ЕГЭ. И классному руководителю, и учителю, и родителю это нужно учитывать.
Литература
1. Изард К. Эмоции человека.- М., 1980.
2. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.
3. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.
4. Селюкова М. А., Сиденко Е. А. Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2012.- № 6.
5. Селюкова М.А., Сиденко Е.А. Целеполагание: тренинг для младших подростков // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 5.
6. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.
7. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.
8. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011. - № 2.
9. Сиденко Е. А., Селюкова М. А. «Жизнь дана на добрые дела»: тренинг для старших подростков // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 5.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
31