Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ'

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
198
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / меры / профилактика / духовно-нравственное развитие / патриотизм.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тхазеплов Т.М.

На протяжении всей своей истории Россия неоднократно сталкивалась с такими социальными явлениями как терроризм и экстремизм, которые в лице своих представителей своими действиями пытались подорвать устои законной власти, внести смуту и панику в ряды народа, запугать мирное население и создать условия для диктата своих требований. Для начала стоит последовательно обратиться к самим понятиям. А что же это такое? Самыми простыми словами экстремизм можно охарактеризовать как призыв к насильственным действиям против существующего политического, религиозного или социального строя, а также как приверженность отдельных лиц, групп или организаций радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

DOI:10.24412/2224-9125-2022-5-67-69 NIION: 2021-0079-5/22-049 MOSURED: 77/27-025-2022-05-049

ТХАЗЕПЛОВ Тимур Мухамедович,

доцент кафедры ОП Северо - Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: mail@law-books.ru

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. На протяжении всей своей истории Россия неоднократно сталкивалась с такими социальными явлениями как терроризм и экстремизм, которые в лице своих представителей своими действиями пытались подорвать устои законной власти, внести смуту и панику в ряды народа, запугать мирное население и создать условия для диктата своих требований. Для начала стоит последовательно обратиться к самим понятиям. А что же это такое? Самыми простыми словами экстремизм можно охарактеризовать как призывкнасильственнымдействиям противсуществую-щего политического,религиозного или социального строя, а также какприверженность отдельных лиц, групп или организаций радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, меры, профилактика, духовно-нравственной развитие, патриотизм.

TKHAZEPLOV Timur Mukhamedovich,

Associate Professor, Department of OP North Caucasus Institute of Enhancement qualifications (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

police lieutenant colonel.

PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM AMONG YOUNG PEOPLE

Annotation. Throughout its history, Russia has repeatedly faced such social phenomena as terrorism and extremism, which, in the person of their representatives, tried to undermine the foundations of legitimate power by their actions, bring confusion and panic into the ranks of the people, intimidate civilians and create conditions for dictating their demands. To begin with, it is worth consistently turning to the concepts themselves. And what is it? In simple terms, extremism can be described as a call to violent action against the existing political, religious or social system, as well as a commitment of individuals, groups or organizations to radical views, positions and measures in social activities.

Key words: extremism, terrorism, measures, prevention, spiritual and moral development, patriotism.

Н

|а всех этапах развития общественных отношений государство сталкивалось с различными проблемами социального и политического характера. Крайние проявления недовольных выражались в неформальных движениях, экстремистских выступлениях и террористических актах.

Как правило, деструктивному влиянию более подвержено молодое подрастающее поколение. Поскольку молодые люди чаще склонны к крайним проявлениям, то и радикальные мысли, и взгляды легче формируются, особенно под влиянием сильного авторитарного и авторитетного лидера.

Молодые люди в силу своих социальных характеристик, юношеского максимализма и особенностей восприятия событий и обстановки острее чувствуют, активнее выступают, и больше поддерживают крайние меры решения тех или иных проблем.

Условия современной жизни, которые динамично изменяются, не могут не накладывать отпечаток на личность детей, подростков, студентов. Каждый день противники нашего государства и мирной жизни, стараются «разложить» веру населения в то, что государство способно их защитить, распространяют различные идеи, призывающие к борьбе с существующей властью.

В последние годы отмечается активизация некоторых экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей, в том числе подростков. Анализ данных показал, что в неформальных молодежных организациях экстремистско-националистической направленности часто состоят молодые люди в возрасте до 30 лет, а возраст некоторых из них - от 14 до 18 лет. [2].

Отличие экстремистских группировок от просто «хулиганских», состоит в том, что, если подростки или молодые люди объединяются в небольшие группы, которые совершают акты вандализма, дебоширят, не имея никакой цели, кроме как «поразвлечься». Экстремистские группы делают тоже самое, но руководствуются идеями национализма, религиозной нетерпимости, и протеста существующей власти.

Простота и однозначность идей экстремистов, понятна с первого слова для молодых людей. Обещание незамедлительных результатов своих действий подкупают наиболее социально-неустойчивые и девиантные слои молодежи.

Сложность для понимания различных общественных процессов, многогранность и необходимость прилагать усилия для экономического, политического и социального развития и обучения, заменяется на примитивные, не требующие приложения ума и мыслительной деятельности призывы к уничтожению существующего порядка и установлению сомнительного и иллюзорного строя, для реализации которого, «отбирается» наиболее ведомая часть населения, в лице подростков и молодежи.

В целях профилактики этого явления в школах, ССУЗах, ВУЗах должны проводиться различные воспитательные мероприятия: лекции, встречи, беседы, круглые столы, в которых необходимо рассказывать о пагубных результатах следования экстремистским идеям, запрете их распространения. [5] Кроме того, нужно акцентировать внимание учащихся на патриотических страницах нашей истории по борьбе с этим разрушительным явлением, о терпимости и лояльности, о многонациональном составе российского населения, и о том, что государство является гарантом безопасности, трудоустройства и социальной защиты.

Первостепенной задачей духовно-нравственного воспитания в этих условиях становится предложение более весомых и значимых приоритетов, таких как честь, достоинство, нравственный выбор, а также толкование таких простых, казалось бы, понятий, как «добро» и «зло», «семья», «любовь», «мораль» и прочие, и закрепление уверенности в том, что это вечные ценности, которые не потеряют своей значимости никогда.

Формирование духовности и нравственности должно проходить в рамках конкретного учебного заведения, и учащиеся любого возраста должны активно в нем участвовать. О важности воспитания молодежи говорил В.В. Путин еще в 2012г. на совещании, посвященном проблематике воспитания нравственности и патриотизма, где указывал на отсутствие нравственных ориентиров и слабости патриотического воспитания, и о том, что это проблема, с которой столкнулась Россия на современном этапе своего развития. Как мы видим, данный вопрос не потерял своей актуальности и сегодня. [1]

Проблема профессионально-нравственного воспитания молодежи выведена на государственный уровень. Ежегодно 16 ноября в нашей стране стали отмечать Международный день толерантности.

Нравственное воспитание, формирование этически-духовного типа личности должно стать приоритетным, и должно выражаться в целенаправленном формировании у учащихся нравственных установок и убеждений, высоких моральных качеств и привычек.

Воспитание - представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей. С помощью данного тонкого воздействия на личность возможно достичь понимания и принятия позиции гражданственности, любви к Родине, уважению закона, прав и свобод человека и прочих моральных ценностей.

Немаловажным аспектом в процессе педагогического воздействия является направление учащихся на саморазвитие и самовоспитание. Для этого необходимо рекомендовать различную тематическую литературу для самостоятельного изучения, классические и исторические произведения.

К одному из важнейших аспектов рассматриваемого вопроса необходимо отнести и тот факт, что духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения должны заниматься люди, которые сами обладают высокими идеалами, способными убедить, что мораль, духовность и нравственность - это те ресурсы, которые являются столпами правового государства, что их искажение, и подмена понятий приводит к ослаблению государства как на внутреннем, так и на внешнем политическом поле, и способно привести к распаду и потере государственности.

На наш взгляд, с учащимися необходимо проводить различные встречи с людьми, отличившимися при исполнении служебного долга, ветеранами различных военных действий, которые с риском для жизни отстаивали свои духовно-нравственные убеждения, и, не смотря на выпавшие

испытания, не встали на путь радикальных и террористических установок, не предали Родину, не изменили веру.

Данный психолого-педагогический процесс - это очень сложный перевод общечеловеческих ценностей в личные убеждения ребенка, подростка, студента. Таким образом, можно говорить о многозадачности духовно-нравственного воспитания, в котором четкое структурирование, и выстраивание данного процесса сможет привести к наилучшим результатам[6].

Нам видится, что этот процесс необходимо начинать как можно раньше, и проводить на протяжении всего периода обучения, начиная со школьной скамьи. Поэтому на наш взгляд действенной мерой профилактики и борьбы с прояв-

лениями экстремизма и терроризма в учебных заведениях является формирование нравственных и духовных аспектов личности на этапе ее формирования.

Духовно-нравственное воспитание молодежи немаловажная часть развития их личности, мировоззрения, жизненных принципов и моральных установок. На все эти аспекты оказывает влияние сначала семья, школа, а разработка четкой концепции духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях может способствовать формированию высоких идеалов, таких как патриотизм, мораль, духовность молодежи, и препятствовать распространению идей экстремизма и терроризма среди молодежи, в том числе среди школьников и студентов.

Список литературы:

[1] Владимир Путин задается вопросами нравственности и патриотизма в России /URL: https:// topwar.ru/18871-vladimir-putin-zadaetsya-voprosami-nravstvennosti-i-patriotizma-v-rossii.html (дата обращения 02.12.2021)

[2] Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде /URL: https://cao.mos.ru/countering-extremism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of-extremism-and-terrorism-in-the-yout/(дата обращения 05.12.2021)

[3] Профилактика экстремизма и терроризма - Воспитательная и социальная работа /URL: https://svr.pnzgu.ru/step/Profilaktika_ekstremizma_i_terrorizma (дата обращения 04.12.2021)

[4] Терроризм /URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Терроризм(дата обращения 02.12.2021)

[5] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) /URL: https://base.garant.ru/12127578/(дата обращения 02.12.2021).

[6] Машекуашева М. Х., Анимоков И. К. Характерные черты терроризма как идеологические факторы. Образование и право. 2022. № 1. С. 213-215.

Spisok literatury:

[1] Vladimir Putin zadaetsya voprosami nravstvennosti i patriotizma v Rossii /URL: https://topwar. ru/18871-vladimir-putin-zadaetsya-voprosami-nravstvennosti-i-patriotizma-v-rossii.html (data obrashcheniya 02.12.2021)

[2] Osobennosti profilaktiki i bor'by s proyavleniyami ekstremizma i terrorizma v molodezhnoj srede / URL: https://cao.mos.ru/countering-extremism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifesta-tions-of-extremism-and-terrorism-in-the-yout/ (data obrashcheniya 05.12.2021)

[3] Profilaktika ekstremizma i terrorizma - Vospitatel'naya i social'naya rabota /URL: https://svr.pnzgu. ru/step/Profilaktika_ekstremizma_i_terrorizma (data obrashcheniya 04.12.2021)

[4] Terrorizm /URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Terrorizm (data obrashcheniya 02.12.2021)

[5] Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti» (s izmeneniyami i dopolneniyami) /URL: https://base.garant.ru/12127578/ (data obrashcheniya 02.12.2021).

[6] Mashekuasheva M. H., Animokov I. K. Harakternye cherty terrorizma kak ideologicheskie faktory. Obrazovanie i pravo. 2022. № 1. S. 213-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.