механизмов регулирования социально-трудовых отношений, основанных на достижении баланса интересов основных участников этих отношений и отсутствия у наемных работников легальных путей выражения своего недовольства.Эксперты МОТ перечисляют наиболее часто встречающиеся причины коллективных трудовых конфликтов, выявленные в ходе анализа статистики и материалов исследований, проведенных во многих быстро развивающихся экономиках.[3] К ним относятся: слишком быстрые темпы социально-экономических преобразований, высокие уровни неравенства, резкий экономический спад, влекущий за собой ухудшение положения значительных слоев населения.
Очевидно, что в случае российской ситуации в той или иной мере присутствуют
все перечисленные выше факторы, а, кроме того, свой весьма значительный вклад в обострение ситуации вносит и отсутствие у большинства населения, особенно, молодежи, четкого понимания перспектив развития страны, а также, механизмов адаптации к переменам. В заключении можно упомянуть в этой связи еще об одной серьсзнойугрозе, присутствующей в сегодняшней российской действительности. Может оказаться, что протестный потенциал общества в значительной степени уже исчерпан и протест будет все в большей степени выражаться в росте социальной апатии, нежелании эффективно трудиться, повышать свою квалификацию, асоциальных формах поведения. В этом также таятся значительные угрозы для модернизации, предполагающей именно рост инициативы и творчества граждан.
Литература
1. Завалько H.A. Специфические особенности образовательных услуг в аспекте маркетинговых отношений // Креативная экономика, 2011. - № 6.
2. Завалько H.A. Интеграционные процессы в цепочке наука, высшее профессиональное образование, производство, как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособною специалиста // Вестник ТГУ, 2011. - № 345.
3. Лебедев H.A.. Рагулина Ю.В. Протекционизм и свобода торговли в системе экономической политики_России:_история_и_современность//
Москва. 2013.
4. Рагулина, Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики [Текст] / Ю.В. Рагулина // Научное обозрение. - 2011. - №5. - С. 486-491.
5. Рагулина Ю.В., Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятия н работа с персоналом. Машнностроитель. 2005. № 1. С. 11-14.
Прикладные экономические исследования 4 (8), Издательство «Научный консультант». 2015 УДК 338.023
ПРОФИЛАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Бабанская A.C.. Сурикова Т.М.
_ФГБОУ ВО РГЛУ-МСХЛ имени К.Л. Тимирязева (г. Москва)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы предотвращения экономических преступлений и их профилактика посредством системы организационно-экономических и правовых мер_по_нивелированию_угроз_экономической_безопасности.
Экономическая преступность - одна из структурных частей преступности, включающая в себя совокупность всех совершенных в сфере экономики противоправных деяний, посягающих на отношения собственности. правомерность предприниматель-
ства и свободу экономической деятельности [11-
В целом по стране в 2014 году выявлено свыше 60 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности, в том числе только по городу Москве -
Тема номера: отраслевая экономика
Х602 преступления экономической направленности, их удельный вес в общей массе правонарушений составил 4.7%.
Сумма установленного в ходе расследования уголовных дел экономической направленности материального ущерба в г. Москве составила 48,0 млрд. рублей. На стадии окончания уголовных дел размер его возмещения составил 5,3 млрд. рублей (11,0%). В целом количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности по экономическим составам, возросло на 13,3% по сравнению с 201 Зг.
Аналогичная тенденция прослеживается в увеличении на 37% числа выявленных лиц по фактам получения взятки. Средняя сумма взятки в г. Москве по выявленным преступлениям осталась на уровне прошлого года - 327 тысяч рублей (в среднем по России - 139 т.р.) [2].
В ходе роста числа совершенных экономических преступлений, появление новых способов их совершения, а также усугубляющейся экономической ситуацией, остро встает вопрос о профилактики преступлений в сфере экономики. Так, главными направлениями борьбы с экономической преступностью являются:
применение комплекса оперативно-розыскных мероприятий;
борьба с незаконной предпринимательской деятельностью;
предупреждение совершения преступлений в бюджетной сфере;
- привлечение к ответственности лиц. совершивших экономическое преступление;
- обеспечение возмещения государству, физическим и юридическим лицам убытков от экономических преступлений;
информационная поддержка борьбы с экономической преступностью.
Данные преступления являются основой теневой экономики, поэтому противодействие им должно осуществляться в едином комплексе мер (правовых, экономических, социальных, политических) реализации государственной политики в данной сфере общественных отношений [2].
В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесопиального уровня: стабилизация экономики, рост производства.
обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости. Неустойчивость экономики усугубляется введением санкций против России, а также снижением цен на нефть, что влечет за собой целый ряд проблем.
К экономическим мерам предупреждения относят: стимуляция честного предпринимательского поведения, установление ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитация «нечестных» экономических и финансовых партнеров, исключение клановых проявлений монополизма, связанные с коррупцией, недопущение получения сверхприбылей противоправными способами, повышение ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.
Но если оздоровление экономики возможно лишь в долгосрочной перспективе, то правовые меры способны снизить уровень совершения преступлений в сфере экономики сразу же после их принятия и реализации. Прежде всего, это изменения в законодательстве, причем не однократные, а систематические, ведь с развитием науки и техники появляются все новые и новые виды и способы совершения преступлений [3]. К примеру, в российском законодательстве отсутствует сам термин «экономическое преступление», что затрудняет его квалификацию. Должны быть устранены все недостатки и пробелы законодательства о предпринимательской деятельности, законодательства о банках и банковской деятельности, законодательства о деятельности небанковских финансовых учреждений и т.д.
Особое внимание стоит уделить отсутствующей в России уголовной ответственности юридических лиц. Угроза применения мер уголовного характера сделает более строгим внутренний контроль в коммерческих структурах и предприятиях, и это усилит их заинтересованность в соблюдении требований закона, даже вопреки экономическим интересам. А угроза репутации компании поможет менеджерам справиться с соблазном обойти закон.
Основные проблемы правовой профилактики экономической преступности заключаются в большом распространении «серых» схем мошенничества. Именно они, балансируя на грани уголовно наказуемого деяния и спора хозяйствующих субъектов, вследствие несовершенства действующего законодательства, не нашли адекватной уго-ловно-правовой оценки и должного отражения в следственной практике. Поэтому необходимо совершенствовать российские правовые нормы и процедуры, вводить в гражданское и корпоративное законодательство РФ специализированную экономическую терминологию, что будет способствовать большей доказуемости экономических преступлений, соотнести наказание с причиненным ущербом.
Кроме того, наведение порядка в сфере бизнеса позволит повысить инвестиционную привлекательность российского рынка. Введение новых механизмов также облегчит применение правовых мер по отношению к организациям, причастным к незаконному выводу капиталов и активов за рубеж и ускорит их возвращение в Россию. Кроме того, это позволит эффективно бороться с фиктивными юридическими лицами [4,5].
К основным мерам профилактики экономических преступлений следует также отнести информирование граждан. Повышение знаний граждан в сфере экономики будет способствовать большей их защищенно-
сти от посягательств со стороны мошенников. В общегосударственном масштабе осуществлением данного направления уже занимается ЦБ РФ: ведется разработка сайта, на котором будут размещены аксиомы экономики.
Среди граждан должна идти активная пропаганда правовых знаний, необходимых для добросовестного и правомерного поведения в сфере экономических отношений, а также успехов предпринимателей, компаний, и других субъектов экономических отношений, добившихся их правомерным путем. Кроме того, население должно осознавать реальность наказания за совершенные экономические преступления.
Таким образом, в борьбе с экономической преступностью выделяют две группы взаимосвязанных проблем. С одной стороны, это обеспечение защиты бизнеса от преступных посягательств и от неправомерной и неразумной деятельности государственных институтов. С другой стороны, в защите от неэффективного и криминального бизнеса нуждаются отдельные граждане, государственные институты и государство в целом.
Экономическая безопасность общества напрямую зависит от количества совершенных преступлений экономической направленности. Для их профилактики требуется разработать ряд мер, включающий в себя, как государственный уровень, так и уровень предприятий и отдельных граждан.
Список литературы
1. Волынский А.Ф.. Лапин В.О. Расследование экономических преступлений. Учебное пособие. -М.: Академия экономической безопасности МВД России. 201! -124 с.
2. Бабанская A.C., Сулейманов P.A. Теневые процессы в экономике / Взаимодействие науки и бизнеса. Сборник научных статей но материалам международной научно-практической конференции. Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса. - 2015, С. 12-15.
3. Миронцсва A.B. Миронцсв Р.Н. Приватизация в России: перезафузка / Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 28 (262). - С. 30-38.
4. Тимошенко В. Уголовная ответственность юридических лиц: быть или не быть. - Гарант.ру (информационно-правовой портал), 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/621968/, свободный. - Загл. с экрана.
5. . Методика анализа и оценки инвестиционной привлекательности организаций / Бухучет в сельском хозяйстве. 2015. - № 2. С. 76-86.