Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ'

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ДЕЗАДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / АДАПТАЦИЯ / PREVENTION / MALADJUSTMENT REACTIONS / PRE-SCHOOL EDUCATION / LEARNING DIFFICULTIES / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чердынцева Евгения Валерьевна, Якубенко Оксана Витальевна

В статье рассмотрены основные виды дезадаптационных реакций у детей. Описаны результаты собственного экспериментального исследования. Экспериментальную группу составили 104 ребенка старшего дошкольного возраста. В процессе исследования проводилось наблюдение за детьми и анкетирование родителей. Полученные данные вносились в прогностическую таблицу для определения рисков неблагоприятного течения адаптации в школе. Выделены основные причины появления трудностей у детей в процессе обучения, описаны защитные поведенческие реакции. Предложены методы и средства профилактической деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чердынцева Евгения Валерьевна, Якубенко Оксана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF MALADJUSMENT REACTIONS IN FUTURE FIRST-GRADERS

The article discusses the main types of maladjustment reactions in children. The results of the authors' experimental research are described. The experimental group consisted of 104 senior preschool children. In the course of the study, the children were observed and parents were questioned. The data obtained were entered into a prognostic table to determine the risks of an unfavorable course of adaptation at school. The main reasons for the appearance of difficulties in children in the learning process are identified, protective behavioral reactions are described. Methods and means of preventive activities of the teacher are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

УДК 373.29 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-30-153-156

Науч. спец. 13.00.01

Евгения Валерьевна Нердынцева

Омский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, Омск, Россия

e-mail: CherdyncevaEV@rambler.ru Оксана Витальевна Якубенко Омский государственный педагогический университет, кандидат медицинских наук, доцент, Омск, Россия

e-mail: jakubenko_ov@mail.ru

Профилактика дезадаптационных реакций у будущих первоклассников

Аннотация. В статье рассмотрены основные виды дезадаптационных реакций у детей. Описаны результаты собственного экспериментального исследования. Экспериментальную группу составили 104 ребенка старшего дошкольного возраста. В процессе исследования проводилось наблюдение за детьми и анкетирование родителей. Полученные данные вносились в прогностическую таблицу для определения рисков неблагоприятного течения адаптации в школе. Выделены основные причины появления трудностей у детей в процессе обучения, описаны защитные поведенческие реакции. Предложены методы и средства профилактической деятельности педагога.

Ключевые слова: профилактика, дезадаптационные реакции, предшкольное обучение, трудности в обучении, адаптация.

Evgeniya V. Cherdyntseva

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk, Russia

e-mail: CherdyncevaEV@rambler.ru Oksana V. Yakubenko

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Omsk, Russia

e-mail: jakubenko_ov@mail.ru

Prevention of Maladjusment Reactions in Future First-Graders

Abstract. The article discusses the main types of maladjustment reactions in children. The results of the authors' experimental research are described. The experimental group consisted of 104 senior preschool children. In the course of the study, the children were observed and parents were questioned. The data obtained were entered into a prognostic table to determine the risks of an unfavorable course of adaptation at school. The main reasons for the appearance of difficulties in children in the learning process are identified, protective behavioral reactions are described. Methods and means of preventive activities of the teacher are proposed.

Keywords: prevention, maladjustment reactions, pre-school education, learning difficulties, adaptation.

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности ребенка. Готовность к учебной деятельности, следование принятым в обществе и образовательных организациях нормам поведения, способность устанавливать социальные контакты со взрослыми и сверстниками, сформированность эмоционального интеллекта — основные критерии успешности социально-психологической адаптации первоклассников. Сформированность рассмотренных критериев проявляется в процессе адаптации ребенка к обучению в школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяются целевые ориентиры данной ступени образования как интегра-тивные качества, обеспечивающие его преемственность с начальным общим образованием [1]. В профессиональном стандарте педагога в числе необходимых профессиональных умений педагогов дошкольного образования выделяют-

ся умения формировать у детей качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения и развития на следующих уровнях образования [2].

Анализ массовой образовательной практики показывает, что на начальном этапе обучения в школе практически все первоклассники испытывают различные трудности, поскольку в этот период они активно включаются в новый вид деятельности и связанную с этой деятельностью новую систему отношений.

М. М. Безруких определяет трудности школьного обучения как комплекс проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению его образовательных результатов [3]. По мнению Т. Л. Павловой, к основным трудностям обучения первоклассников относятся: интенсивная умственная деятельность, которая приводит к нервно-

© Чердынцева Е. В., Якубенко О. В., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 1 (30), с. 153-156. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 1 (30), pp. 153-156.

мышечному и психоэмоциональному напряжению, низкому уровню двигательной активности; необходимость строгого соблюдения ребенком режима дня; установление межличностных отношений со сверстниками и освоение способов делового общения с учителями. Перечисленные трудности зачастую приводят к высокой утомляемости, сонливости, нарушению работоспособности у первоклассников и к снижению успешности их обучения [4].

Критический уровень проявления указанных выше трудностей неизбежно приводит к различным нарушениям процесса адаптации ребенка к школе и, как следствие, к проявлению у него дезадаптационных реакций [5]. Под дезаптационными реакциями мы понимаем срывы адаптационных механизмов, обусловленные реактивностью личности, особенностями ее психической и физической организации, внешними нагрузками.

В исследованиях Н. М. Иовчук, И. С. Бессоновой установлено, что дезадаптационные реакции у первоклассников приобретают широкие масштабы и становятся актуальной проблемой современного образования. Авторы отмечают, что до 76 % детей в период адаптации имеют различные формы психических нарушений: расстройства поведения, пограничные нервно-психические расстройства и др. [6]. На основе данного подхода нами был организован мониторинг процесса адаптации 104 детей старшего дошкольного возраста и в последующем — первоклассников, обучающихся в общеобразовательных организациях Омска. В процессе исследования проводились наблюдение за детьми, анкетирование родителей по методике, разработанной Ивановским научно-исследовательским институтом материнства и детства Минздрава Российской Федерации [7]. Полученные результаты были занесены в прогностическую таблицу для определения рисков течения адаптации в школе по следующим критериям, характеризующим отягощенные факторы биологического и социального анамнеза ребенка: вредные привычки родителей, особенности протекания беременности, особенности физического, психического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, особенности протекания адаптации к детскому саду, культурный уровень семьи, условия проживания ребенка, стиль семейного воспитания и др.

В ходе мониторинга нами получены следующие результаты: у 67,3 % выпускников детского сада был выявлен благоприятный прогноз адаптации, среднеблагоприятный — у 28,9 % детей, неблагоприятный — у 3,8 % обследуемых. Повторная диагностика была проведена через год, в период адаптации испытуемых к обучению в школе. Успешная адаптация наблюдалась у 76,7 % первоклассников, а дезадаптационные реакции выявлены у 23,3 %. Корреляционный анализ показал взаимосвязь трудностей адаптации с отягощающими факторами биологического и социального анамнеза ребенка.

Анализ результатов нашего исследования позволил выявить следующие причины появления трудностей в процессе адаптации к обучению у первоклассников:

1. Недостаточное развитие познавательных процессов, которое связано с генетическими особенностями умственного развития, с воздействием факторов риска на развитие центральной нервной системы, педагогической запущенностью ребенка в период подготовки к школе.

2. Недостаточное развитие коммуникативных умений, которое обусловлено установками в семье, собственными характерологическими особенностями ребенка, недостаточным опытом социальных коммуникаций.

3. Недостаточное развитие практических умений и навыков (умения ориентироваться на листе, раскрашивать и вырезать фигуры из различных материалов, навыков аппликации, штрихования карандашом, работы с природными материалами, конструирования), вызванное низкой компетентностью родителей в их формировании или отсутствием педагогического сопровождения ребенка в дошкольном возрасте.

4. Недостаточная личностная готовность к обучению в школе, которая заключается в непонимании первоклассником своей новой роли — обучающегося, в отсутствии положительного отношения к ней, в нежелании учиться, в низком уровне развития эмоционально-волевой сферы.

Указанные причины приводят к формированию дезадаптационных проявлений у детей, которые могут выражаться в форме защитных поведенческих реакций, выделенных А. Е. Личко, Д. Н. Исаевым [8].

Реакция пассивного протеста представляет собой глобальную защитную поведенческую реакцию, связанную с невозможностью удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Реакция активного протеста, по существу, — реакция оппозиции. Реакции этого типа появляются в ответ на психологически трудные для ребенка обстоятельства в виде агрессивного поведения, причинения вреда одноклассникам либо взрослым, предъявляющим к ребенку требования, которым он не может или не хочет соответствовать.

Мутизм — это одна из наиболее частых форм поведенческих реакций, характерная для младших школьников. Она проявляется в отсутствии речи в определенном месте (чаще в школе) либо при общении с конкретными людьми (учитель).

Реакции имитации сказываются в подражании определенному лицу или образу. В детстве предметом подражания служат родные или взрослые из ближайшего окружения, в младшем школьном возрасте — учитель. Однако реакции имитации могут вызвать асоциальные люди из окружения ребенка либо образцы, скопированные ребенком из цифрового пространства (видеоигры, фильмы, социальные сети, сайты, пропагандирующие жестокость и насилие).

Реакции компенсации сводятся к тому, что слабость и неудачи в одной области восполняются успехами в другой. Затруднения ребенка в учебно-познавательной деятельности компенсируются неформальным лидерством в микрогруппах детей с асоциальными интересами. В последствии это может привести к девиантному поведению.

Реакции гиперкомпенсации заключаются в том, что дети настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где они были неуспешны. С одной стороны, такие реакции могут быть мотивацией для совершенствования недостаточно развитых функций физической сферы, способностей. С другой стороны, они могут привести к безрассудным, опасным для жизни ребенка действиям [9].

С целью предупреждения развития дезадаптационных реакций у первоклассников педагогу на этапе предшкольно-

го образования необходимо систематически осуществлять профилактическую деятельность. В исследовании Н. И. Гут-киной под профилактикой понимается деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся и созданию психоло-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития [10].

Профилактика недостаточной сформированности познавательных процессов заключается в организации педагогом игр и упражнений, способствующих развитию у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи. С этой целью педагог может предлагать будущим первоклассникам упражнения, предполагающие описание предметов и сюжетов по иллюстрациям; графический диктант; упражнения в планировании предстоящей деятельности и своего дня [11]. Полезно также организовывать самостоятельное чтение и пересказ детьми коротких текстов, беседу по содержанию прочитанных произведений. Педагог также может рекомендовать родителям выполнять с детьми упражнения в изображении с помощью движений без слов героев сказок, животных, представителей профессий, организовывать домашний театр, совместное чтение и обсуждение детской литературы. Необходимо мотивировать родителей к посещению с детьми выставок, театров, музеев, концертов, рассказыванию, ответам на детские вопросы.

Профилактика недостаточной сформированности коммуникативных умений состоит в деятельности педагога, направленной на развитие у детей умений вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми, правильно формулировать вопросы, давать полные и развернутые ответы на заданные вопросы, внимательно слушать собеседника, проявлять сдержанность в процессе общения. Для решения данных задач педагог может организовы-

вать проигрывание детьми ситуаций будущего обучения в школе, формировать положительную психологическую установку на новую для них социальную ситуацию развития, проводить педагогические тренинги, направленные на организацию совместной деятельности и общение будущих первоклассников.

С целью профилактики недостаточного развития практических умений и навыков педагог может организовывать дидактические игры, направленные на формирование этих умений, а также проводить индивидуальные и групповые консультации для родителей о методах и приемах развивающей работы с детьми.

Профилактика недостаточной личностной готовности будущих первоклассников состоит в организации педагогом бесед о значении обучения в школе для развития способностей, реализации жизненного сценария личности в будущем, чтения и обсуждения детских произведений о школе, рассматривания или рисования картин и иллюстраций по школьной тематике, их обсуждение; создание авторских сказок на сюжеты, связанные со школьной тематикой, на основе анализа положительного школьного опыта взрослых [12; 13; 14].

Таким образом, проблема профилактики дезадаптационных реакций у будущих первоклассников в условиях современного образования чрезвычайно актуальна. Она должна решаться с учетом приоритетных научных подходов к видам, причинам и механизмам формирования защитных поведенческих реакций у детей. В нормативных документах в области предшкольного образования определяются требования к профессиональной деятельности педагога, в том числе — в аспекте выявления и профилактики трудностей обучения, приводящих к формированию дезадаптационных реакций у будущих первоклассников.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 19.01.2021).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» // Гарант.ру : информационно-правовой портал. URL: https://base. garant.ru/70535556 (дата обращения: 19.01.2021).

3. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М. : Эксмо, 2009. 464 с.

4. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. М. : Сфера, 2006. 128 с.

5. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. Волгоград : Учитель, 2011. 238 с.

6. Иовчук Н. М., Бессонова И. С. Профилактика социальной дезадаптации у школьников с психическими нарушениями. М. : Медицина, 1996. 43 с.

7. Методические рекомендации Ивановского НИИ материнства и детства Минздрава РФ «Подготовка детей к поступлению в школу». Иваново : Изд-во Ивановского НИИ материнства и детства, 2006. 41 с.

8. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб. : Речь, 2005. 400 с.

9. Психология и педагогика начального образования : учеб. пособие / под общ. ред. Н. П. Мурзиной. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2015. 484 с.

10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб. : Питер, 2004. 208 с.

11. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб. : Питер, 2008. 208 с.

12. Фролова П. И. Проблемы формирования речи ребенка дошкольного возраста: преодоление и коррекция // Семья и дети в современном мире : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2019 г.) / под общ. ред. В. Л. Ситникова. СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2019. С. 990-994.

13. Намсинк Е. В., Ожогова Е. Г., Мякишева М. В. К вопросу о педагогическом просвещении родителей в современной дошкольной организации // Детство, открытое миру : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (26-27 февраля 2019 г.). Омск : Изд-во ОмГПУ, 2019. С. 29-34.

14. Чердынцева Е. В. Развитие внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности // Вестн. Православ. Свято-Тихон. ун-та. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2018. № 51. С. 42-55.

References

Bezrukikh M. M. (2009) Trudnosti obucheniya v nachal'noy shkole: prichiny, diagnostika, kompleksnaya pomoshch', Moscow, Eksmo Publ., 464 p. (in Russian)

Cherdyntseva E. V. (2018) Razvitie vnutrennei pozitsii uchenika u mladshikh shkol'nikov vo vneurochnoi deyatel'nosti, Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo universiteta, Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya, no. 51, pp. 42-55. (in Russian)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/ (accessed: 19.01.2021). (in Russian)

Frolova P. I. (2019) Problemy formirovaniya rechi rebenka doshkol'nogo vozrasta: preodolenie i korrektsiya, Sem'ya i deti v sovremennom mire: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Saint Petersburg, 22-23 aprelya 2019 goda), ed. V. L. Sitnikova. Saint Petersburg, Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena Publ., pp. 990-994. (in Russian)

Gutkina N. I. (2004) Psikhologicheskaya gotovnost'kshkole, Saint Petersburg, Piter Publ., 208 p. (in Russian) Il'ina M. N. (2008) Podgotovka k shkole: razvivayushchie testy i uprazhneniya, Saint Petersburg, Piter Publ., 208 p. (in Russian)

lovchuk N. M., Bessonova I. S. (1996) Profilaktikasotsial'noi dezadaptatsiiushkol'nikovspsikhicheskiminarusheniyami, Moscow, Meditsina Publ., 43 p. (in Russian)

Isaev D. N. (2005) Emotsional'nyi stress, psikhosomaticheskie i somatopsikhicheskie rasstroystva u detey, Saint Petersburg, Rech', 400 p. (in Russian)

Korobkina S. A. (2011) Adaptatsiya uchashchikhsya na slozhnykh vozrastnykh etapakh (1, 5,10 klassy): sistema raboty s defmi, roditelyami, pedagogami, Volgograd, Uchitel' Publ., 238 p. (in Russian)

Metodicheskie rekomendatsii Ivanovskogo NII materinstva i detstva Minzdrava RF"Podgotovka detei k postupleniyu v shkolu" (2006). Ivanovo, Ivanovskogo NII materinstva i detstva Publ., 41 p. (in Russian)

Murzina N. P. (ed.) (2015) Psikhologiya ipedagogika nachal'nogo obrazovaniya. Omsk, OSPU Publ., 484 p. (in Russian) Namsink E. V., Ozhogova E. G., Myakisheva M. V. (2019) K voprosu o pedagogicheskom prosveshchenii roditelei v sovremennoi doshkol'noi organizatsii, Detstvo, otkrytoe miru: sbornik materialov Vserossiyskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (26-27 fevralya 2019 goda). Omsk, OSPU Publ., pp. 29-34. (in Russian)

Pavlova T. L. (2006) Diagnostika gotovnosti rebenka kshkole, Moscow, Sfera Publ., 128 p. (in Russian) Professional'nyi standart pedagoga. Available at: https://base.garant.ru/70535556/ (accessed: 19.01.2021). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.