Научная статья на тему 'Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра'

Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / социальный театр / форум-театр / подростки / профилактика / личность / школа / bullying / social theater / forum theater / teenagers / prevention / personality / school

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Анатольевна Буравлева, Виталий Владимирович Серяков

В последние годы ситуации буллинга среди подростков происходят все чаще. Они негативно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, развитие личности, могут приводить к трагическим случаям с непоправимыми последствиями. Одной из задач педагогических коллективов образовательных учреждений является предупреждение прецедентов проявления жестокости среди подростков, профилактика буллинга. К эффективным методам профилактики буллинга в школе можно отнести социальный театр, который выполняет широкий спектр функций по отношению к его участникам: информационно-образовательную, познавательную, развивающую, социально-коммуникативную. Профилактика буллинга посредством социального театра направлена на осмысление темы буллинга, выработку негативного к нему отношения, осознание степени проблемы и способов ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of bullying among teenagers by methods of social theater

In recent years, we have seen an increase in bullying situations among teenagers. According to the World Report on Violence against Children, one in ten schoolchildren in the world is exposed to violence in an educational environment, and this figure is increasing every year. Bullying negatively affects the emotional state of children, personality development, and can lead to tragic cases. The task of the teaching staff of educational institutions is to prevent precedents of cruelty among adolescents, to prevent bullying. Effective methods of bullying prevention at school include social theater. Social theater involves a group form and step-by-step work: preparing a performance on the topic of bullying and showing it to the audience with subsequent discussion. Through social theater, it is possible to simulate various situations that reproduce the conflict situation of adolescents with the search for a way out of it. The peculiarity of the social theater is the involvement of the audience in the ongoing process, their participation in the discussion, the opportunity to switch places with the performers of the roles, in practice to demonstrate the proposed solutions to the problem. Theatrical practices contribute to the social activation of adolescents, the acquisition of communication skills, and the testing of social roles through dramatization and improvisation. Social theater is an effective and gentle method when dealing with bullying, age and existential crises, interpersonal and intrapersonal problems. Social theater performs a wide range of functions in relation to participants and viewers: informational, educational, cognitive, developmental, social and communicative. Bullying prevention through social theater is aimed at understanding the topic of bullying, developing a negative attitude towards it, realizing the extent of the problem and ways to solve it.

Текст научной работы на тему «Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра»

Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 1 (53). С. 123-132 Pedagogical Review. 2024, vol. 1 (53), pp. 123-132

Научная статья УДК 159.99

https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-123-132

Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра

Наталья Анатольевна Буравлева1, Виталий Владимирович Серяков2

1 2 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

1 buravleva@tspu.edu.ru

2 mcvitamin80@mail.ru

Аннотация

В последние годы ситуации буллинга среди подростков происходят все чаще. Они негативно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, развитие личности, могут приводить к трагическим случаям с непоправимыми последствиями. Одной из задач педагогических коллективов образовательных учреждений является предупреждение прецедентов проявления жестокости среди подростков, профилактика буллинга. К эффективным методам профилактики буллинга в школе можно отнести социальный театр, который выполняет широкий спектр функций по отношению к его участникам: информационно-образовательную, познавательную, развивающую, социально-коммуникативную. Профилактика буллинга посредством социального театра направлена на осмысление темы буллинга, выработку негативного к нему отношения, осознание степени проблемы и способов ее решения.

Ключевые слова: буллинг, социальный театр, форум-театр, подростки, профилактика, личность, школа

Для цитирования: Буравлева Н. А., Серяков В. В. Профилактика буллинга среди подростков методами социального театра // Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 1 (53). С. 123-132. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-123-132

Original article

Prevention of bullying among teenagers by methods of social theater

Natal'ya A. Buravleva1, Vitaliy V. Seryakov2

1 2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

1 buravleva@tspu.edu.ru

2 mcvitamin80@mail.ru

Abstract

In recent years, we have seen an increase in bullying situations among teenagers. According to the World Report on Violence against Children, one in ten schoolchildren in the world is exposed to violence in an educational environment, and this figure is increasing every year. Bullying negatively affects the emotional state of children, personality development, and can lead to tragic cases. The task of the teaching staff of educational institutions is to prevent precedents of cruelty among adolescents, to prevent bullying. Effective methods of bullying prevention at school include social theater. Social theater involves a group form and step-by-step work: preparing a performance on the topic of bullying and showing it to the audience with subsequent discussion. Through social theater, it is possible to simulate various situations that reproduce the conflict situation of adolescents with the search for a way out of it. The peculiarity of the social theater is the involvement of the audience in the ongoing

© Н. А. Буравлева, В. В. Серяков, 2023

process, their participation in the discussion, the opportunity to switch places with the performers of the roles, in practice to demonstrate the proposed solutions to the problem. Theatrical practices contribute to the social activation of adolescents, the acquisition of communication skills, and the testing of social roles through dramatization and improvisation. Social theater is an effective and gentle method when dealing with bullying, age and existential crises, interpersonal and intrapersonal problems. Social theater performs a wide range of functions in relation to participants and viewers: informational, educational, cognitive, developmental, social and communicative. Bullying prevention through social theater is aimed at understanding the topic of bullying, developing a negative attitude towards it, realizing the extent of the problem and ways to solve it.

Keywords: bullying, social theater, forum theater, teenagers, prevention, personality, school

For citation: Buravleva N. A., Seryakov V. V. Profilaktika bullinga sredi podrostkov metodami sotsial'nogo teatra [Prevention of bullying among teenagers by methods of social theater]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2024, vol. 1 (53), pp. 123-132. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-123-132

Проблема буллинга среди несовершеннолетних в последнее время приобретает все более массовый характер и беспокоит общественность. Об этом свидетельствует неутешительная статистика. По данным Всемирного доклада о насилии в отношении детей, каждый десятый школьник в мире подвергается насилию в образовательной среде, и этот показатель ежегодно возрастает [1]. В нашей стране, согласно опросу, проявления агрессии со стороны сверстников испытывали на себе 52 % опрошенных обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет. Они выделяли психологическую (32 %) и физическую (26,6 %) агрессию. Обучающиеся в возрасте от 16 до 18 лет упоминали, что школьников часто угнетают из-за внешнего вида (43,8 %), национальной принадлежности (33,6 %). Проведенное в Томской области анкетирование на тему буллинга среди учащихся 5-9-х классов (5 645 человек) в 2021 г. показало, что с буллингом столкнулись 51,6 % школьников (2 913 человек) [2].

Под буллингом понимают «любое нежелательное агрессивное поведение, которое включает видимый (ощущаемый) дисбаланс сил между агрессором и жертвой, повторяется неоднократно и приносит вред или создает дистресс физического, психологического, социального, образовательного характера» [3].

Зачастую буллинг влияет на снижение успеваемости обучающихся, их эмоциональное состояние вплоть до суицидальных настроений. При буллинге действия агрессора могут носить противоправный характер, нарушать нормы поведения, принятые в обществе. Исходя из этого, одной из задач педагогических коллективов образовательных учреждений является предупреждение случаев проявления жестокости среди подростков, профилактика буллинга.

Примем во внимание, что буллинг чаще всего возникает в подростковой среде. Традиционно исследователи связывают это с общей перестройкой, которую переживает подросток: происходят физиологические и личностные изменения, проблемы социальной адаптации к взрослой жизни, формирование картины мира. В этом возрасте человеку свойственен поиск своих жизненных ориентиров, определение планов, формирование модели отношений с другими. Акцент на значимости этого периода делал Л. С. Выготский, охарактеризовавший его критическим для формирования дифференцированной самооценки, освоения социальных ролей, выработки нравственных принципов и регуляции нормативного поведения [4]. Можно предположить, что любое насилие над личностью на этом этапе производит неизгладимый эффект и сказывается на всей жизни, деструктивно влияет на развитие, вызывая закрепление негативных представлений о себе и мире.

Так как большая часть жизни подростка проходит в ученическом коллективе, то в школе закладываются базовые представления о себе и обществе. При этом отношения со сверстниками влияют на социализацию подростков, определяют его поведение и характер в будущем.

Общение, выстраивание системы контактов, потребность в собственной значимости для группы и желание принимать участие в коллективной деятельности в подростковом возрасте - определяющие потребности и ведущая деятельность. Их негативный окрас отражается на личности, вызывает глубокие переживания. Подросток учится устанавливать контакты в разных коллективах с

учетом принятых норм взаимоотношений этого коллектива, учится рефлексии собственного поведения и умению оценивать возможности своего «Я» [5].

Буллинг можно считать формой взаимодействия. При всей схожести с конфликтом буллинг имеет специфические черты. Д. Н. Соловьев отмечает его индивидуальные и групповые проявления. К первым он относит агрессию как форму девиантного поведения подростка, а также виктим-ность и конформность, говоря о том, что он может изначально занимать позицию жертвы, буллера или свидетеля в зависимости от вида девиантного поведения. Ко вторым - несформированное ценностно-ориентационное единство группы, низкую сплоченность, отсутствие самоопределения личности в группе, а также неблагоприятный социально-психологический климат [6, 7].

В ситуации буллинга среди подростков существуют роли: буллер, жертва и свидетель, которые имеют индивидуальные особенности. Буллер ведет себя агрессивно, закрепляя свой высокий статус или добиваясь желаемых выгод. В этом выражаются его цели, а девиантное поведение служит их достижению. Жертва же склонна к виктимному поведению, потому что также «дорожит» своим социальным статусом и избегает конфликтов. Свидетелю свойственно проявлять конформное поведение, тем самым он стимулирует проявление буллинга в группе. Опираясь на работы по изучению буллинга в подростковой среде, мы рассматриваем это явление как устойчивую форму взаимодействия в подростковых группах, выражающуюся в систематическом подавлении одних членов группы другими и проявлениях разного рода агрессии в их отношении.

Взаимосвязь между структурой группы и насилием изучал К. Лоренц, приводя в пример некое «знание» каждого индивида, кто сильнее и слабее всех в группе. Это знание определяет тип поведения: нападение или отступление [8]. И. Г. Малкина-Пых пишет, что такого рода групповая динамика определяется «отсутствием здорового ядра» группы, в отношении которого нет воспитательного воздействия. Тогда, считает автор, в группе процветают травля, антипатия, жестокость, эгоистические проявления [9].

Л. Берковиц приводит факты, говорящие о том, что агрессор укрепляется в своем поведении, если с самого начала не встречает решительный отпор или его действия не пресекаются [10]. Стоит заметить, что невмешательство в агрессивные действия в отношении слабого приводят к ситуации, когда жертва теряет способность противостоять агрессору. Негативное поведение становится нормой, члены группы «присваивают» статусы, формируются устойчивые формы реакций. Итогом становится ситуация, которую хорошо описал М. М. Решетников, говоря о том, что «жертва начинает верить и винить себя в издевательствах над собой, она уже не может справиться с ситуацией самостоятельно и чувствует себя напуганной и подавленной» [11, с. 67]. Последствием избегания ситуации для жертвы становятся систематические пропуски уроков, что в целом только ухудшает положение.

Буллинг оказывает тотальное воздействие на всю группу, вне зависимости от того, какую позицию в группе занял подросток. Без должного внимания и вмешательства проблема буллинга зачастую приводит к трагическим случаям с непоправимыми последствиями.

Анализируя феномен буллинга, исследователи сходятся во мнении, что профилактика проблемы затруднена ввиду сложной и несвоевременной диагностики на ранних этапах возникновения. Стоит понимать, что комплексное воздействие на проблему возможно только при включении в ее решение всех конфликтующих сторон. Это требует дополнительных ресурсов от психологических служб и педагогов, в том числе поиска методов профилактики, альтернативных общеизвестным. Важнейшая задача - задействовать арсенал эффективных средств для купирования его проявлений в образовательном учреждении.

В настоящее время в образовательных учреждениях наблюдаются попытки ассимилировать разные форматы психолого-педагогической работы с такими сложными явлениями, как буллинг. Одним из таких примеров может служить целое направление, относящееся к социокультурным практикам. Речь идет о социальном театре, под которым понимается стремительно развивающееся явление, направленное на привлечение внимания к острым общественным проблемам и темам. Чаще всего под «социальным театром» понимают спектакли, которые либо поднимают важные для общества темы, либо включают в творческую деятельность группы людей, считающихся в обществе аутсайдерами, выводя их на сцену совместно с профессиональными актерами или самостоятельно. В отечественной педагогике самым ярким примером социального театра как коррек-

ционного метода работы с подростками являлся театр, организованный А. С. Макаренко для колонистов. Он придавал большое значение как терапевтической роли театра в жизни своих воспитанников, так и его функциональности как метода организации подростков, воспитания в них лучших качеств, улучшения практических навыков, необходимых для жизни [12].

Известно, что театр помогает в процессе социализации вступающих в жизнь молодых людей. На протяжении тысячелетий он многопланово влияет на личность: реализует социальные ценности, объясняет мир, выполняет огромную воспитательную роль и тем самым содействует формированию у человека качеств, необходимых для жизни в обществе.

Значимость театра в развитии личности подчеркивал Л. С. Выготский, который объяснял эффективность его воздействия на подрастающее поколение двумя основными моментами: «во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием... Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой, этим корнем всякого детского творчества» [13, с. 207].

Театральные практики используют театр как один из наиболее продуктивных и мягких методов при работе с возрастными и экзистенциальными кризисами, проблемами межличностного и внут-риличностного характера. Они способствуют социальной активизации подростков, приобретению коммуникативных навыков, апробации социальных ролей с помощью драматизации и импровизации. Размышляя над продуктом своего творчества, зачастую участники находят нужные решения, их посещают инсайты.

Выделяют различные виды социального театра: форум-театр, плейбек-театр, документальный (вербатим) жанр и др. В России эти практики получили распространение в основном благодаря негосударственному сектору. Наиболее популярные коллективы и проекты существуют в Москве, Новосибирске, Красноярске, Тюмени. В Томске в течение последних лет накапливается опыт работы с некоторыми форматами. Так, в 2019 г. был реализован вербатим «Студенты», главной особенностью спектакля стало включение реальных историй томских студентов с целью исследования проблемы миграционного оттока молодежи из студенческого Томска. В 2020 г. на основе реальных историй томских семей и с их участием некоторое время шел спектакль «Когда мама была маленькой», целью которого было представить преемственность поколений в реальности, передачу семейной истории здесь и сейчас. В 2022 г. был выпущен спектакль «БУДУЕЩЕ» с участием местных подростков, который стал итогом исследования режиссерско-драматургической лаборатории представлений о будущем у подростков. Таким образом, мы видим, что одни форматы «работают» исключительно с историями людей и сложными ситуациями, в которых они оказались. Другие - включают носителей этих историй в действие, обеспечивая терапевтический эффект для них от «проигрывания» ситуаций и оказываемой им при этом психологической поддержки. Нами был использован метод форум-театра, так как именно он получил широкое применение в российской и мировой практике.

Родоначальником форум-театра называют бразильского общественного и политического деятеля, режиссера Аугусто Боаля, написавшего в 1974 г. книгу «Театр угнетенных». Среди описанных А. Боалем идей можно встретить утверждение, что «угнетенные - это мы все, потому что во многих ситуациях не высказываем своего мнения и в итоге перестаем верить, что можем что-либо изменить» [14, с. 72]. По мнению автора, форум-театр предлагает ситуацию выбора: смотреть на свое положение дальше или выйти на сцену и все изменить.

Посредством форум-театра можно моделировать различные ситуации, которые воспроизводят конфликтную ситуацию подростков, с последующим обсуждением и поиском выхода из нее. Особенностью форум-театра является вовлеченность зрителей в происходящий процесс, участие их в обсуждении, возможность поменяться местами с исполнителями ролей, на практике продемонстрировав предложенные варианты решения проблемы.

В форум-театре существуют определенные роли акторов процесса: джокер, антагонист, протагонист, тритагонист. У ролей есть четко прописанный «сценарий» поведения, регламентированный правилами форум-театра. К примеру, джокер - это персонаж-посредник между актерами и зрителями. В его задачи входит разогрев зрителей с помощью упражнений, выстраивание диалога на тему спектакля. Так создается форум, который он затем модерирует. Суть метода заключается в

том, что в ситуации крайнего напряжения в спектакле начинается часть, когда зрители могут включиться в действие и развернуть его направление за счет своих интервенций-предложений. Таким образом, когда зрители формулируют предложения, джокер помогает актерам правильно их понять, а зрителям - преодолеть смущение и выйти на сцену. В завершение форума джокер подводит итоги предложенных вариантов.

Другая роль в форум-спектакле - протагонист. Применительно к теме буллинга - это жертва, угнетенный, у которого есть препятствия для реализации цели. Антагонист в спектакле - это угнетатель, агрессор. Вместе с протагонистом они являются центральными фигурами. На их конфликте строится сюжет. Тритагонисты являются свидетелями конфликта и занимают разные позиции в отношении протагониста и антагониста.

У форум-спектакля есть определенная структура, единая для разных тем: протагонист сталкивается с жизненными трудностями, но не может решить свои проблемы. Участники спектакля совместно прорабатывают сюжет, конкретизируют его до реальных или подобных реальным ситуаций, в которые попадают герои, продумывают причины ее возникновения, подробности и обстоятельства жизни и взаимоотношений своих персонажей. Одним словом, всю логику поведения героев, необходимую для убедительного существования на сцене.

Команда сочиняет несколько сцен, сюжетно связанных и раскрывающих проблему с разных сторон, а затем исполняет спектакль перед зрителями. Действие развивается по законам драматургии, однако прекращается на кульминации - пиковой точке, когда атмосфера нагнетена, но никакого решения у показанной ситуации нет. А. Боаль и его последователи считают этот момент ключевым, поскольку затем начинается модерируемое соучастие, запускаемое джокером. Именно модератор форума инициирует диалог с залом, предлагает обсуждение, мотивирует на отклик, проясняет ее актуальность для зрителей. Невыносимый для жертвы момент раскладывается на исследование целей и желаний всех участников сцен. У зрителей есть возможность предложить, кто и в какой момент мог повести себя иначе, чтобы ситуация в конечном счете изменилась. Каждое предположение проверяется - участники спектакля начинают сцену заново. Любой зритель в зале имеет возможность проверить свою версию, однако обычно спектакль завершается, когда есть хотя бы несколько стратегий поведения, не обязательно ведущих к решению ситуации. Главный смысл процесса - показать вариативность поведения и многополярность мнений.

Принцип постановки форум-спектакля - завершить сюжетную линию в пиковой точке конфликта, когда ситуация буллинга объективно стала бы в реальности нестерпимой, и не давать зрителям готового решения. Поиск решений имеет принципиальное значение для профилактики, поскольку показывает многовариантность поведения в ситуации, которая до этого казалась безвыходной или не имеющей альтернативного урегулирования. В форум-спектакле нет задачи добиться успешного для протагониста/жертвы исхода, гораздо важнее личные открытия, произошедшие для участников и зрителей спектакля.

Показы форум-спектакля могут быть организованы как для реально взаимодействующей группы обучающихся, так и для не знакомых друг с другом подростков. Наилучший результат можно получить, когда в зале присутствуют и подростки, и взрослые (родители, преподаватели), поскольку они обладают разным набором социальных компетенций, а также стереотипов, в том числе друг о друге.

Показ сюжетной части спектакля занимает не более 20-30 минут, затем к процессу подключается джокер - модератор, который озвучивает правила форума: безопасное предъявление своей гипотезы, запрет на физический контакт, на деструктивные предложения. Модератор отслеживает продуктивность процесса, помогает конкретизировать предложение, мотивирует зрителя выйти на сцену для проверки своей идеи, как изменить ситуацию, анализирует, отмечает реакции участников. Спектакль завершается тогда, когда использованы несколько попыток, но не более двух часов. На этапе показов рационально пригласить психолога-консультанта.

Процесс участия зрителей в спектакле регламентирован правилами форума, соблюдение которых гарантирует ведущий, делая атмосферу безопасной для всех участников. Подобный регламент держит динамику и создает комфортные и равные условия для зрителей, не подготовленных к публичному выступлению. Таким образом джокер помогает всем участникам совершить личные

открытия - позитивные или негативные, поскольку не все решения приведут к решению конфликта. Вариативность решений, по мнению исследователей форум-театра, создает поле ответов, а соучастниками разбора становятся все - и активные члены, и пассивные наблюдатели.

Таким образом, форум-театр можно рассматривать как инструмент, потенциально востребованный школами, поскольку помогает универсально работать с широким кругом социально значимых проблем, поднять дискуссию в группе, обществе. Универсальность метода обеспечивается за счет главных принципов построения действия:

- «Равный-равному». Спектакль предполагает равенство участников и исполнителей: как правило, это субъекты из одной возрастной и/или социальной группы (школьники, студенты, учителя и пр.), в действии заняты непрофессиональные актеры.

- «Интерактивность». Действие спектакля возможно при участии зрителей, правилами определен момент, когда они наравне с артистами выходят на сцену и пробуют предложенные варианты поведения.

- «Актуальная проблематика». Тему форум-спектакля так или иначе разделяют все участники. Создатели выбирают ее и конкретизируют за счет личного опыта. Как правило, это острая тема, актуальная для группы: межнациональная рознь, конфликты в классе, трудные взаимоотношения и др.

- «Сюжет из жизни». В форум-спектакле сюжет создается исключительно участниками на основе проблемной ситуации, пережитой большинством. В целом, несмотря на собирательный образ героев и придуманные обстоятельства, форум-спектакль кажется зрителям реальной историей, проигранной актерами [15].

Еще одним отличием форум-театра являются «вторичные» результаты - позитивные изменения, произошедшие с актерами, их личностные метаморфозы. Схожие эффекты наблюдаются при применении методов психодрамы или социодрамы. Как известно, благодаря этим методам воспроизводятся значимые события, разыгрываются сцены, имеющие отношение к проблеме субъекта, происходит анализ индивидуальных представлений о своей позиции и межличностных отношениях.

Во время подготовки и показа спектакля достигаются следующие эффекты, возникающие от участия:

- просветительский эффект или расширение взглядов (эффект, который может проявиться с отсрочкой), когда зрители осознают распространенность проблемы и ее актуальность, реальность и пути решения;

- социальный эффект или построение диалога на тему обсуждаемой проблемы, когда сцена становится площадкой для формирования и предъявления другим своей точки зрения, отличающейся от мнений других;

- психотерапевтический эффект или проработка проблемы, возникающий, когда открыто обсуждается личный опыт переживаний и чувства по этому поводу, происходящие здесь и сейчас, а также их совпадения у разных участников. Метафорически форум-театр позволяет любому участнику вернуть конфликтную ситуацию и изменить ее [16].

Метод имеет огромное прикладное значение, но в настоящее время широкого практического применения в образовательных и культурных институциях данный вид социального театра не нашел в связи с некоторыми сложностями. По мнению О. Скобиной, тренера в области гражданского образования, приглашенного эксперта проекта «Шаг навстречу», они заключаются:

- в трудностях организационного характера, таких как: работа с актерами, организация показов, информирование зрителей;

- проблемах профессиональной компетенции режиссера и модератора/джокера, поскольку он должен хорошо ориентироваться в обсуждаемой теме, чтобы не вызвать обратный эффект. Для минимизации этого эффекта, считает автор, требуется приглашение эксперта (психолога) [17].

Вместе с тем потенциал социального театра позволяет рассматривать его как один из результативных методов профилактической и коррекционной работы с явлением буллинга в школе. Востребованность метода обусловлена тем, что он предназначается для групповой работы как с существующим коллективом подростков, так и со спонтанно созданной группой.

Социальный театр как сопровождающий метод профилактики и коррекции буллинга в подростковых группах был использован в качестве экспериментального в Томске на базе МБОУ СОШ № 49 и Томского областного театра юного зрителя, где при участии подростков в возрасте 1314 лет был подготовлен и показан форум-спектакль. В задачи профилактической программы, направленной на формирование комфортной и безопасной среды в образовательном учреждении с помощью метода форум-театра, входила организация условий, в которых все члены группы могут проявить личностное отношение к проблеме буллинга, расширить спектр поведенческих реакций на буллинг, сделать личные открытия по поводу своих возможностей, возникающих в подобных ситуациях, уменьшить чувство обреченности при издевательствах и травле сверстников.

Программа профилактики предполагала групповую форму и поэтапную работу: подготовка форум-спектакля на тему буллинга и показ зрительской аудитории с обсуждением. Стоит отметить, что необходимо уделить должное внимание фактору добровольного участия подростков в качестве актеров спектакля, а также собственным компетенциям и мотивации, поскольку форум-спектакль, как и любое действие на сцене, строится за счет творческой свободы, креативности и органичного существования.

Наш опыт показывает, что первый этап - постановка форум-спектакля - требует организации примерно четырнадцати встреч с подростками по 60-90 минут, реализованных очно или дистанционно. Во время занятий проходит тренинг-знакомство для установления доверительных партнерских отношений, выявление феноменов, зафиксированных в личном опыте переживания буллинга каждого участника вне зависимости от роли (агрессора, защитника, жертвы, наблюдателя), составление сюжета спектакля на основе реальных историй, соприкасающихся с опытом подростков.

Участники, которые уже ощущают себя командой, создают детальные описания персонажей будущего спектакля, диалоги, воспроизводят модели поведения своих героев, среди которых есть как положительные, так и отрицательные. Этот процесс строится на известном в психотерапии методе «психодрамы» Я. Морено, когда участники группы проявляют свои чувства и переживания, исполняя роль другого человека [18]. Сцены, связанные с буллингом, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент. Далее делается анализ индивидуальных представлений о своей позиции и межличностных отношениях.

Так же, как в психодраме, в форум-театре нет готового сценария. Авторами сюжетной линии и постановщиками являются участники группы, которые импровизируют с историей, текстом, характерами в предлагаемых обстоятельствах, изучают внутренний мир человека, работают над личностными проблемами и конфликтами.

Как известно, наиболее эффективный способ решения сложных проблем отрабатывается на собственном опыте. При использовании технологии «форум-театр» осуществляется проработка злободневных социальных вопросов индивида, группы, сообщества. При этом происходит сокращение дистанции между актером и зрителем, выстраивается доверительный диалог, создается общность - актер и зритель, которым близки проживаемые на сцене проблемы.

По мнению Ю. Б. Кокоулиной, социальный театр выполняет широкий спектр функций по отношению к его участникам и зрителям: информационно-образовательную, познавательную, развивающую, социально-коммуникативную. Следует подчеркнуть, что эти функции осуществляются не через вертикальную модель трансляции, а через диалог. Автор выводит формулу практики социального театра: соприсутствие + соучастие + рефлексия + искренность = социальные изменения [19].

Терапевтический эффект социального театра заключается в том, что он учит понимать происходящие в жизни человека события, помогает выйти за пределы страха, тревоги, делиться личными переживаниями перед другими людьми, способствует преодолению «болевых точек» человека. Социальный театр помогает подрастающему поколению прочувствовать нравственную проблематику, сделать выбор собственных копинг-стратегий поведения в сложных ситуациях, в развитии рефлексии.

Профилактика буллинга посредством социального театра направлена на осмысление темы бул-линга, выработку негативного к нему отношения, осознание степени проблемы и способов ее решения. Использование его в работе соответствует критериям программы профилактики: управля-

емость, результативность и воспроизводимость. Социальный театр имеет апробированные методы работы, структуру, план, а также измеряемые, при необходимости диагностируемые результаты и может быть использован в образовательных учреждениях в качестве профилактики буллинга среди подростков.

Список источников

1. Самохвалова А. Г., Евстигнеева К. А., Крылова А. А. Профилактика насилия в образовательной среде школы: кросскультурный аспект // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психологи. Социокинетика. 2019. № 3 (25). С. 24-31. doi: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-24-31

2. Доклад по итогам деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Томской области о соблюдении прав и законных интересов детей в Томской области в 2021 году // Уполномоченный по правам ребенка в Томской области. URL: https: //todeti.tomsk.ru/ (дата обращения: 22.10.2023).

3. Gladden R. M., Vivolo-Kantor A. M., Hamburger M. E., Lumpkin C. D. Bullying Surveillance among Youths: Uniform Definitions for Public Health and Recommended Data Elements. Version 1.0. Atlanta, GA: National Center for Injury Prevention and Control, Centers for Disease Control and Prevention and U. S. Department of Education, 2014. 235 р.

4. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

5. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2023. 227 с.

6. Соловьев Д. Н. Способы командообразования в предупреждении буллинга в подростковом возрасте // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2014. № 1 (2). С. 94-97.

7. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. C. 5-18. doi: https://doi.org/10.17759/pse.2020250601

8. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. М.: Neoclassic, 2023. 416 с.

9. Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. 1008 с.

10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 510 с.

11. Решетников М. М. Психическая травма. М.: Юрайт, 2023. 200 с.

12. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: Азбука, 2022. 416 с.

13. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Эксмо, 2023. 416 с.

14. Boal A. Theatre of the Oppressed. London: Pluto Press, 2000. 208 р.

15. Форум-театр для чайников, или Как создать спектакль форум-театра. М.: Перо, 2018. 56 с.

16. Строганов А. Е. Психотерапия на базе театральных систем. СПб: Наука и Техника, 2009. 496 с.

17. Бородатая М. Н., Лучинина М. И. Возможности технологии социального театра в профилактике социально негативных явлений в подростково-молодежной среде // Профилактика зависимостей. 2017. № 4 (12). С. 8-11.

18. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Когито-Центр, 2007. 380 с.

19. Кокоулина Ю. Б. Социальный театр: предпосылки явления, технология реализации и ее этапы, формы воплощения // Сибирский филол. форум. 2018. № 3 (3). С. 73-86.

References

1. Samokhvalova A. G., Evstigneyeva K. A., Krylova A. A. Profilaktika nasiliya v obrazovatel'noy srede shkoly: krosskul'turnyy aspekt [Prevention of violence in the educational environment of the school: a cross-cultural aspect]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokineti-ka - Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2019, no. 3 (25), pp. 24-31 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Doklad po itogam deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam rebenka v Tomskoy oblasti o soblyudenii prav i zakonnykh interesov detey v Tomskoy oblasti v 2021 godu [Report on the results of the activities of the Commissioner for Children's Rights in the Tomsk region on the observance of the rights and legitimate interests of children in the Tomsk region in 2021]. Upolnomochennyy po pravam rebenka v Tomskoy oblasti [Commissioner for Children's Rights in the Tomsk Region] (in Russian). URL: https: //todeti.tomsk.ru/ (accessed 22 October 2023).

3. Gladden R. M., Vivolo-Kantor A. M., Hamburger M. E., Lumpkin C. D. Bullying Surveillance among Youths: Uniform Definitions for Public Health and Recommended Data Elements. Version 1.0. Atlanta, GA: National Center for Injury Prevention and Control, Centers for Disease Control and Prevention and U. S. Department of Education, 2014. 235 р.

4. Vygotskiy L. S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2000. 1008 p. (in Russian).

5. Sorokoumova E. A. Vozrastnayapsikhologiya [Age psychology]. Moscow, Yurayt Publ., 2023. 227 p. (in Russian).

6. Solov'ev D. N. Sposoby komandoobrazovaniya v preduprezhdenii bullinga v podrostkovom vozraste [Ways of team building in the prevention of bullying in adolescence]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya - Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies, 2014, no. 1 (2), pp. 94-97 (in Russian).

7. Baeva I. A., Gayazova L. A., Kondakova I. V., Laktionova E. B. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti i tsennosti podrostkov i molodezhi [Psychological Security and Values in Adolescents and Young People]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2020, no. 6 (25), pp. 5-18. doi: https://doi.org/10.17759/pse.2020250601 (in Russian).

8. Lorenc K. Agressiya, ili Tak nazyvaemoye zlo [Aggression, or so-called evil]. Moscow, Neoclassic Publ., 2023. 416 p. (in Russian).

9. Malkina-Pykh I. G. Psikhologiya povedeniya zhertvy [Psychology of victim behavior]. Moscow, Eksmo Publ., 2006. 1008 p. (in Russian).

10. Berkovic L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol': sekrety prichin nasiliya, motivov ubiystv, gneva, vrazhdebnosti, nenavisti, razrusheniya, predraspolozhennosti lichnosti k nasiliyu [Aggression: causes, consequences and control: secrets of the causes of violence, motives for murder, anger, hostility, hatred, destruction, predisposition of a person to violence]. Saint Petersburg, Praym-EVROZNAK Publ., 2001. 510 p. (in Russian).

11. Reshetnikov M. M. Psikhicheskaya travma [Mental trauma]. Moscow, YUrayt Publ., 2023. 200 p. (in Russian).

12. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poema [A pedagogical poem]. Moscow, Azbuka Publ., 2022. 416 p. (in Russian).

13. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow, Eksmo Publ., 2023. 416 p. (in Russian).

14. Boal A. Theatre of the Oppressed. London, Pluto Press, 2000. 208 р.

15. Forum-teatr dlya chaynikov, ili Kak sozdat' spektakl' forum-teatra [Forum theater for dummies or how to create a forum theater performance]. Moscow, Pero Publ., 2018. 56 p. (in Russian).

16. Stroganov A. E. Psikhoterapiya na baze teatral'nykh sistem [Psychotherapy based on theatrical systems]. Saint Petersburg, Nauka i Tekhnika Publ., 2009. 496 p. (in Russian).

17. Borodataya M. N., Luchinina M. I. Vozmozhnosti tekhnologii sotsial'nogo teatra v profilaktike sotsial'no-negativnykh yavleniy v podrostkovo-molodezhnoy srede [The possibilities of social theater technology in the prevention of socially negative phenomena in the adolescent and youth environment]. Profilaktika zavisimostey, 2017, no. 4 (12), pp. 8-11 (in Russian).

18. Leyts G. Psikhodrama: teoriya i praktika. Klassicheskaya psikhodrama Ya. L. Moreno [Psychodrama: theory and practice. The classic psychodrama by J. L. Moreno]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2007. 380 p. (in Russian).

19. Kokoulina Yu. B. Sotsial'nyy teatr: predposylki yavleniya, tekhnologiya realizatsii i eye etapy, formy voploshcheniya [Social theater: prerequisites of the phenomenon, technology of realization and its stages, forms of embodiment]. Sibirskiy filologicheskiy forum - Siberian Philological Forum, 2018, no. 3 (3), pp. 73-86 (in Russian).

Информация об авторах

Буравлева Н. А., кандидат психологических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Серяков В. В., магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Information about the authors

Buravleva N. A., Candidate of Psychological Sciences, head of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Seryakov V. V., master's student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Статья поступила в редакцию 01.12.2023; принята к публикации 22.12.2023 The article was submitted 01.12.2023; accepted for publication 22.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.