Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
518
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛКОГОЛИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / ЛЕЧЕНИЯ / НАРКОМАНИЯ / ALCOHOLISM / PREVENTION / TREATMENT / DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нурматова И.А., Муминов Р.К.

Профилактика алкоголизма - это система комплексных государственных и общественных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья. Профилактика алкоголизма, которые в последнее время распространяются с необычайной скоростью, может и должна проводиться на различных стадиях развития процесса, и от этого зависит выбор эффективных методов. Профилактика алкоголизма может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненные программы, различные по концептуальной основе и структуре. Наша работа должна начинаться на коррекции неправильного воспитания на ранних этапах развития личности и заканчиваться на финансировании программ по борьбе с незаконным распространением алкогольных веществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нурматова И.А., Муминов Р.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ALCOHOL DEPENDENCE IN ADOLESCENTS

Resume: Prevention of alcoholism is a system of complex state and public measures aimed at preventing diseases and promoting health. Prevention of alcoholism, which has recently spread at an extraordinary rate, can and should be carried out at various stages of the development of the process, and the choice of effective methods depends on this. Prevention of alcoholism can be effective only when it is carried out in a comprehensive and systemic way, and is not a disparate program, different in conceptual basis and structure. Our work must begin with correcting inappropriate parenting in the early stages of personality development and end with funding programs to combat the illegal distribution of alcoholic substances.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 316.624

Нурматова И.А.

кафедра внутренних болезней и сестринское дело №2 Ферганский филиал Ташкентской медицинской академии Андижанский государственный медицинский институт

Муминов Р.К.

кафедра внутренних болезней и сестринское дело №2 Ферганский филиал Ташкентской медицинской академии Андижанский государственный медицинский институт

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: Профилактика алкоголизма - это система комплексных государственных и общественных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья.

Профилактика алкоголизма, которые в последнее время распространяются с необычайной скоростью, может и должна проводиться на различных стадиях развития процесса, и от этого зависит выбор эффективных методов.

Профилактика алкоголизма может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненные программы, различные по концептуальной основе и структуре. Наша работа должна начинаться на коррекции неправильного воспитания на ранних этапах развития личности и заканчиваться на финансировании программ по борьбе с незаконным распространением алкогольных веществах.

Ключевые слова: алкоголизм, профилактика, лечения, наркомания.

Nurmatova I.A.

Department of Internal Medicine and Nursing №2 Fergana branch of the Tashkent Medical Academy

Andijan State Medical Institute Muminov R.K.

Department of Internal Medicine and Nursing №2 Fergana branch of the Tashkent Medical Academy

Andijan State Medical Institute

PREVENTION OF ALCOHOL DEPENDENCE IN ADOLESCENTS

Resume: Prevention of alcoholism is a system of complex state and public measures aimed at preventing diseases and promoting health.

Prevention of alcoholism, which has recently spread at an extraordinary rate, can and should be carried out at various stages of the development of the process, and the choice of effective methods depends on this.

Prevention of alcoholism can be effective only when it is carried out in a comprehensive and systemic way, and is not a disparate program, different in conceptual basis and structure. Our work must begin with correcting inappropriate parenting in the early stages of personality development and end with funding programs to combat the illegal distribution of alcoholic substances.

Key words: alcoholism, prevention, treatment, drug addiction.

Введение. Алкоголизм - это очень распространенный вид наркомании. В широком смысле, болезнь алкоголизма это совокупность вредных привычек, связанных с злоупотреблением алкоголя, которые влияют на здоровье и образ жизни человека[4,7]. Происходит нарушение нормального функционирования организма, умственные и физические отклонения.

Своевременная профилактика алкоголизма и помощь специалистов просто необходима в этой ситуации[2].

Проблема алкоголизма существовала с начала возникновения человечества, и уже тогда болезнь была свойственна не только так называемым маргиналам, но и высшему свету. Правители государств время от времени пытались принимать жесткие меры относительно контроля за трезвостью общества, но чаще всего такие меры воспринимались как репрессии. Такое общественное неприятие, к примеру, сложилось в ходе знаменитых и относительно недавних горбачевских антиалкогольных реформ перестройки в 1985-1991 годах.

Негативные явления, вызванные употреблением алкогольных напитков, таят в себе огромную опасность для молодежи. Потребление спиртного в первую очередь негативно влияет на здоровье подростков. Злоупотребление алкоголем способствует развитию психических заболеваний, а также одна из причин смертности подростков (отравление не качественной продукции). Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной системе[1,3].

Однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже резвившиеся способности[5,8].

Профилактика зависимости от алкоголя - одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной противо-алкогольной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика пьянства и алкоголизма - общегосударственная задача, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, социологов, психологов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций[3,6].

Профилактика пьянства и алкоголизма должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, родителей и учащихся. При выборе мер профилактики следует отличать алкоголизм как заболевание от пьянства как проявления моральной распущенности, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

Профилактика зависимости от алкоголя может быть первичной, вторичной и третичной.

Первичная профилактика включает мероприятия, направленные на своевременное предупреждение причин алкоголизма задолго до того, как они могут появиться. Младший и средний возраст человека - наиболее оптимальный период с точки зрения формирования антиалкогольных установок.

Первичная профилактика алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует; б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г) воздействие на факторы риска алкоголизации с целью их уменьшения; д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление само-осознанием, поведением, изменением, развитием); е) развитие социально -поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на подростков и молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избежания патологических исходов, что определяет ее наибольшую эффективность. Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль

человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни[2,5]. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

Под профилактикой алкоголизма понимают такие способы, которые направлены на формирование нейтрального отношения к спиртному. Главной задачей является формирование такого образа жизни у человека, в которой у него не будет тяги к алкоголю.

Цель исследования. Определение эффективности занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте.

Материалы и методы исследования. Объект исследования: процесс профилактики алкоголизма среди подростков.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности профилактики алкоголизма среди подростков

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профилактика алкоголизма среди подростков, базируясь на комплексно-интегративном подходе к ее организации, предполагает комбинацию профилактических стратегий, эффективных при реализации следующих условий

- индивидуализации превентивного воздействия на основе данных социально-педагогической диагностики личностных особенностей подростков,

- стимулировании субъектного включения подростков в профилактический процесс на основе формирования рефлексивной позиции.

- взаимодействии раз личных специалистов на последовательных этапах реализации профилактической программы.

Результаты исследования. Полученные нами данные показывают, что стремление к личностному самоутверждению в ближайшем социальном окружении выступает как значимый мотив, определяющий склонность к такой форме девиантного поведения, как употребление алкоголя При этом следует учитывать, что группа сверстников является для подростка более значимой в плане совершаемых им поступков, чем те ценности, которые диктуют ему взрослые Анализ результатов опроса показал, что большинство учащихся (76,5%) не считают употребление своими одноклассниками алкоголя негативным проявлением, 55,7 % заявили, что систематическое употребление спиртных напитков не является основанием для прекращения дружбы, и лишь 13,4 % считают для себя неприемлемым дружеское общение со сверстниками, употребляющими алкоголь

При этом результаты опроса родителей показывают, что при общей озабоченности родителей проблемой употребления несовершеннолетними алкоголя отмечается их недостаточная осведомленность о вовлеченности в эту проблему собственного ребенка, а также неадекватное ситуации

осознание роли семьи в процессе предотвращения ранней алкоголизации подрастающего поколения

Проанализировав существующие определения профилактики, в своем исследовании под профилактикой алкоголизма среди подростков мы понимаем процесс целенаправленного воздействия на личность, направленный на формирование системы ценностей, взглядов и установок, препятствующих алкоголизации подростка

На основе рассмотренных нами подходов (в отечественной и зарубежной педагогической практике) сложились собственные модели профилактики употребления психоактивных веществ, в том числе и алкоголя, разработаны многочисленные профилактические программы.

Комплексность разрабатываемого нами подхода к определению содержания профилактики алкоголизации молодежной среды заключается в двух аспектах

- во-первых, она обуславливается стремлением к всестороннему учету многообразия причин и факторов риска, способствующих

приобщению к употреблению алкоголя,

- во-вторых, комплексность заключается также в организации профилактического процесса, реализуемого на различных уровнях личностном и средовом

В то же время интегративность рассматривается нами как процесс и результат не столько достижения целостности профилактического процесса за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, сколько взаимодействия между различными этапами профилактики (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами). Такой подход дает возможность ребенку пересмотреть свои ценности, осознать свою уникальность и самоценность как человека, что ведет его к пониманию необходимости заботы о своем здоровье и благополучии

В контексте современной педагогической теории и практики индивидуализация предполагает создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление задатков и будущих способностей ребенка и помогают ему успешно адаптироваться в среде Индивидуализация призвана помочь «прорисовыванию» зарождающейся личности, становлению и раскрытию индивидуальности, что возможно лишь на основе тщательного изучения и анализа не только возрастно-половых, но и индивидуально-типических различий

Индивидуализация как принцип педагогической деятельности позволяет эффективно вскрыть и потенциальные возможности детей риска адаптационные нарушения в развитии, выявить их «позитивные» стороны, на которые можно опираться в ходе воспитательно-образовательной работы Ведь неблагополучие биологических и социальных предпосылок в развитии

в определенной - и значительной -степени может быть сглажено, нивелировано при создании соответствующих педагогических условий

Поэтому на первом этапе опытно-экспериментальной работы -исследования психологических особенностей личности и социального взаимодействия подростков мы использовали методику А Н Орла по определению склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), а также метод личностных конструктов Дж Келли

По проведенной методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) в целом отмечена настороженность к ситуации исследования, выявлены конформные установки испытуемых, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения (48,8 баллоа), высокий уровень социального контроля; низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях (52,3 баллоа), наличие агрессивных тенденций у испытуемых (52,8 баллоа), слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (53,1 балла) Что касается женской части выборки, то по шкале «принятие женской социальной роли» выявлено непринятие женской социальной роли (средний балл составил 49,5 балла), что свидетельствует об отвержении традиционно женских ценностей и готовности к реализации мужских поведенческих стереотипов

Исследование половых различий показало, что у женской части подвыборки выявлен более высокий балл (40,0 балла) по шкале «склонность к аддиктивному поведению», чем у мужской (42,6 балла) Это свидетельствует о том, что у женского пола социальный контроль поведенческих реакций выше, чем у мужского

Полученные данные по методике Дж Келли позволили сделать вывод о наличии у исследуемой группы подростков установок на употребление алкоголя, склонности связывать алкоголь с удовольствием, радостью, дружеским общением и недооценивать степень его вреда для организма

Полученные в ходе исследования особенностей личности подростков и их социальных установок результаты легли в основу профилактической работы в лагере

С этой целью мы разработали программу профилактики алкоголизма среди подростков в условиях летнего оздоровительно-образовательного центра «Дисперадо», это стало решением второго условия

Разрабатывая проблему вторичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних, мы выделили в качестве основной проблему толерантного отношения подрастающего поколения к употреблению алкоголя, можно даже говорить об определенной моде на спиртные напигки среди молодежи Поэтому центральной идеей организации профилактического воздействия мы выделяем субъектную позицию подростка при включении его в процесс профилактики

Информационный блок предполагает взаимодействие социального педагога, организатора работы с молодежью, врача-нарколога с целью подготовки подростков к включению в профилактический процесс Психологический блок включает тренинги и упражнения, направленные на выработку у подростков проалкогольных установок, умений и навыков противостояния стрессовым и негативным влияниям среды, формированию социально значимых ценностей, выработку альтернативного поведения и тд при комплексном взаимодействии психолога, социального педагога, специально обученных помощников Социально-педагогический блок предполагает проработку навыков и их ежедневное формирование на основе участия в различных мероприятиях и занятиях, направленных на субъективное включение каждого ребенка в общий комплексный процесс На это направлена деятельность организатора работы с молодежью, физкультурного работника, руководителей кружков, приглашенных специалистов (тренеров спортивных секций, инструкторов военно-патриотических объединений и т п )

После включения подростков в профилактическую программу и ее реализации мы провели оценку полученных результатов на основе повторного изучения личных конструктов по методу Дж Келли и метода экспертных оценок.

Повысилось количество опрашиваемых, выбирающих конструкт «алкоголь - болезнь», в то же время половина подростков продолжает связывать алкоголь не с пагубными последствиями, а с удовольствием и Пятая триада «Свадьба - радость - шампанское» также осталась без изменения Это можно объяснить силой и устойчивостью проалкогольных установок в обществе, что свидетельствует о необходимости расширения профилактической работы

Повысилось количество подростков, выбравших конструкт «друзья — ответственность», что является значимым, на наш взгляд, результатом работы

Подавляющее большинство участников опытной работы по ее окончанию выбрали конструкт «здоровье - трезвость», что свидетельствует о прогрессе установки на здоровый образ жизни

Трактовка триады «Алкоголь - друзья - враги» также претерпела некоторое изменение в сторону снижения выборов конструкта «алкоголь -друзья», что тоже важно.

Таким образом, анализ результатов повторного исследования личных конструктов испытуемых показал, что почти по всем триадам предпочтения изменились в сторону алкоголь-осуждающих конструктов

Динамика результатов по методике Дж Келли свидетельствует об эффективности влияния проведенной работы на формирование антиалкогольных установок у подростков

Таким образом, динамика полученных результатов свидетельствовала о положительных изменениях по основным выделенным показателям и подтвердила выдвинутую нами гипотезу

Вывод. Профилактика алкоголизма на уровне семьи включает в себя комплекс мероприятий: организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских. Профилактика алкоголизма на уровне семьи осуществляется за счет использования игровых тренинговых занятий, направленных на совместную творческую деятельность.

Следовательно, профилактика алкоголизма на уровне семьи и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны, их выбор определяется спецификой конкретной ситуации, особенностями членов семьи, профессиональной компетентностью социального работника.

Со временем каждый опытный специалист по-своему модифицирует методики, создает собственную систему форм, методов, средств работы. Сущность всех применяемых способов социальной работы - профилактика семейного алкоголизма.

Использованные источники:

1.Буторина, Н.Е. Ранний алкоголизм и коморбидная соматическая патология в подростковом возрасте [Текст] / Н.Е. Буторина, Г.Г. Буторин // Тюменский медицинский журнал. - 2011. - № 1. - С. 27 - 28.

2.Вельможина, О. В. Проблемы профилактики алкоголизации молодежи [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 3.

3.Волков, Б.С. Психология подросткового возраста [Текст]: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016 — 266 с.

4.Воронин, А. А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи [Текст] // Общество и право. - 2011. - № 2. - С. 286-288.

5.Гнедова, С.Б. Формирование и изменение личности больных алкоголизмом [Текст] / С.Б. Гнездова, А.Ю. Нагорнова, Е.В. Вострокнутов, И.А. Гулей, Е.В. Забелина, Л.Г. Тараненко // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (часть 3) - С. 642-646.

6.Змановская, Е.В. Диагностика склонности к зависимому поведению на основе теста Роршаха [Текст] / Е.В. Змановская, О.В. Миропольская // Вестник психотерапии. - 2017. - № 62 (67). - С. 74 - 86.

7.Позднякова, М.В. Выявление подросткового алкоголизма и способы его профилактики [Текст] / М.В. Позднякова, Г.П. Горлопанова // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Самара. -2015. - № 2. - С. 167 - 169.

8.Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения: риск развития, методы раннего выявления [Текст] / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. - СПб.: Речь, 2007. - 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.