Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВОВЕРШЕННОЛЕТНАЯ ВОЗРАСТЬ / НАРКОМАНИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / ЛЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касимова Г.З.

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни. На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают. Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Касимова Г.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ALCOHOLISM AMONG MINORS

A person's personality begins to form at an early age. That is why the prevention of alcoholism among minors should begin as early as possible. It is important to pay attention to the formation of a healthy and highly moral personality. From early childhood to show a person the right guidelines in life. At the moment, the prevention of alcoholism among minors is extremely ineffective. Very little attention is paid to preventive programs. The mass media are almost not involved in preventive and educational work. Public and state programs aimed at combating alcoholism, as well as the prevention of alcoholism, do not work well. In order for the prevention of alcoholism among minors to have its effects, it is necessary to carry it out at various levels.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 316.624

Касимова Г.З.

кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Андижанский государственный медицинский институт

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Резюме: Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Ключевые слова: невовершеннолетная возрасть, наркомания, алкоголизм, профилактика, лечения.

Kasimova G.Z.

department of propaedeutics of children's diseases and

polyclinic pediatrics Andijan State Medical Institute

PREVENTION OF ALCOHOLISM AMONG MINORS

Resume: A person's personality begins to form at an early age. That is why the prevention of alcoholism among minors should begin as early as possible. It is important to pay attention to the formation of a healthy and highly moral personality. From early childhood to show a person the right guidelines in life.

At the moment, the prevention of alcoholism among minors is extremely ineffective. Very little attention is paid to preventive programs. The mass media are almost not involved in preventive and educational work. Public and state

programs aimed at combating alcoholism, as well as the prevention of alcoholism, do not work well.

In order for the prevention of alcoholism among minors to have its effects, it is necessary to carry it out at various levels.

Keywords: non-adulthood, drug addiction, alcoholism, prevention, treatment.

Введение. Алкоголизм - это очень распространенный вид наркомании. В широком смысле, болезнь алкоголизма это совокупность вредных привычек, связанных с злоупотреблением алкоголя, которые влияют на здоровье и образ жизни человека[6]. Происходит нарушение нормального функционирования организма, умственные и физические отклонения.

Своевременная профилактика алкоголизма и помощь специалистов просто необходима в этой ситуации[3].

Проблема алкоголизма существовала с начала возникновения человечества, и уже тогда болезнь была свойственна не только так называемым маргиналам, но и высшему свету.

Правители государств время от времени пытались принимать жесткие меры относительно контроля за трезвостью общества, но чаще всего такие меры воспринимались как репрессии.

Негативные явления, вызванные употреблением алкогольных напитков, таят в себе огромную опасность для молодежи. Потребление спиртного в первую очередь негативно влияет на здоровье подростков. Злоупотребление алкоголем способствует развитию психических заболеваний, а также одна из причин смертности подростков (отравление не качественной продукции). Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной системе[2].

Однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже резвившиеся способности[1].

Профилактика зависимости от алкоголя - одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной противо-алкогольной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика пьянства и алкоголизма - общегосударственная задача, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей,

педагогов, юристов, социологов, психологов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций[5].

Профилактика пьянства и алкоголизма должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, родителей и учащихся. При выборе мер профилактики следует отличать алкоголизм как заболевание от пьянства как проявления моральной распущенности, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении[4].

Под профилактикой алкоголизма понимают такие способы, которые направлены на формирование нейтрального отношения к спиртному. Главной задачей является формирование такого образа жизни у человека, в которой у него не будет тяги к алкоголю.

Цель исследования. Определение эффективности занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте.

Материалы и методы исследования. Объект исследования: процесс профилактики алкоголизма среди подростков.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности профилактики алкоголизма среди подростков

Результаты исследования. Полученные нами данные показывают, что стремление к личностному самоутверждению в ближайшем социальном окружении выступает как значимый мотив, определяющий склонность к такой форме девиантного поведения, как употребление алкоголя При этом следует учитывать, что группа сверстников является для подростка более значимой в плане совершаемых им поступков, чем те ценности, которые диктуют ему взрослые Анализ результатов опроса показал, что большинство учащихся (76,5%) не считают употребление своими одноклассниками алкоголя негативным проявлением, 55,7 % заявили, что систематическое употребление спиртных напитков не является основанием для прекращения дружбы, и лишь 13,4 % считают для себя неприемлемым дружеское общение со сверстниками, употребляющими алкоголь

При этом результаты опроса родителей показывают, что при общей озабоченности родителей проблемой употребления несовершеннолетними алкоголя отмечается их недостаточная осведомленность о вовлеченности в эту проблему собственного ребенка, а также неадекватное ситуации осознание роли семьи в процессе предотвращения ранней алкоголизации подрастающего поколения

Проанализировав существующие определения профилактики, в своем исследовании под профилактикой алкоголизма среди подростков мы понимаем процесс целенаправленного воздействия на личность, направленный на формирование системы ценностей, взглядов и установок, препятствующих алкоголизации подростка

На основе рассмотренных нами подходов (в отечественной и зарубежной педагогической практике) сложились собственные модели профилактики употребления психоактивных веществ, в том числе и алкоголя, разработаны многочисленные профилактические программы.

Комплексность разрабатываемого нами подхода к определению содержания профилактики алкоголизации молодежной среды заключается в двух аспектах

- во-первых, она обуславливается стремлением к всестороннему учету многообразия причин и факторов риска, способствующих

приобщению к употреблению алкоголя,

- во-вторых, комплексность заключается также в организации профилактического процесса, реализуемого на различных уровнях личностном и средовом

В то же время интегративность рассматривается нами как процесс и результат не столько достижения целостности профилактического процесса за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, сколько взаимодействия между различными этапами профилактики (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами). Такой подход дает возможность ребенку пересмотреть свои ценности, осознать свою уникальность и самоценность как человека, что ведет его к пониманию необходимости заботы о своем здоровье и благополучии

В контексте современной педагогической теории и практики индивидуализация предполагает создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление задатков и будущих способностей ребенка и помогают ему успешно адаптироваться в среде Индивидуализация призвана помочь «прорисовыванию» зарождающейся личности, становлению и раскрытию индивидуальности, что возможно лишь на основе тщательного изучения и анализа не только возрастно -половых, но и индивидуально-типических различий

Индивидуализация как принцип педагогической деятельности позволяет эффективно вскрыть и потенциальные возможности детей риска адаптационные нарушения в развитии, выявить их «позитивные» стороны, на которые можно опираться в ходе воспитательно-образовательной работы Ведь неблагополучие биологических и социальных предпосылок в развитии в определенной - и значительной -степени может быть сглажено, нивелировано при создании соответствующих педагогических условий

Поэтому на первом этапе опытно-экспериментальной работы -исследования психологических особенностей личности и социального взаимодействия подростков мы использовали методику А Н Орла по определению склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), а также метод личностных конструктов Дж Келли

По проведенной методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) в целом отмечена настороженность к ситуации исследования, выявлены конформные установки испытуемых, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения (48,8 баллоа), высокий уровень социального контроля; низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях (52,3 баллоа), наличие агрессивных тенденций у испытуемых (52,8 баллоа), слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (53,1 балла) Что касается женской части выборки, то по шкале «принятие женской социальной роли» выявлено непринятие женской социальной роли (средний балл составил 49,5 балла), что свидетельствует об отвержении традиционно женских ценностей и готовности к реализации мужских поведенческих стереотипов

Исследование половых различий показало, что у женской части подвыборки выявлен более высокий балл (40,0 балла) по шкале «склонность к аддиктивному поведению», чем у мужской (42,6 балла) Это свидетельствует о том, что у женского пола социальный контроль поведенческих реакций выше, чем у мужского

Полученные данные по методике Дж Келли позволили сделать вывод о наличии у исследуемой группы подростков установок на употребление алкоголя, склонности связывать алкоголь с удовольствием, радостью, дружеским общением и недооценивать степень его вреда для организма

Полученные в ходе исследования особенностей личности подростков и их социальных установок результаты легли в основу профилактической работы в лагере

С этой целью мы разработали программу профилактики алкоголизма среди подростков в условиях летнего оздоровительно-образовательного центра «Дисперадо», это стало решением второго условия

Разрабатывая проблему вторичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних, мы выделили в качестве основной проблему толерантного отношения подрастающего поколения к употреблению алкоголя, можно даже говорить об определенной моде на спиртные напигки среди молодежи Поэтому центральной идеей организации профилактического воздействия мы выделяем субъектную позицию подростка при включении его в процесс профилактики

Информационный блок предполагает взаимодействие социального педагога, организатора работы с молодежью, врача-нарколога с целью подготовки подростков к включению в профилактический процесс Психологический блок включает тренинги и упражнения, направленные на выработку у подростков проалкогольных установок, умений и навыков противостояния стрессовым и негативным влияниям среды, формированию социально значимых ценностей, выработку

альтернативного поведения и тд при комплексном взаимодействии психолога, социального педагога, специально обученных помощников Социально-педагогический блок предполагает проработку навыков и их ежедневное формирование на основе участия в различных мероприятиях и занятиях, направленных на субъективное включение каждого ребенка в общий комплексный процесс На это направлена деятельность организатора работы с молодежью, физкультурного работника, руководителей кружков, приглашенных специалистов (тренеров спортивных секций, инструкторов военно-патриотических объединений и т п )

После включения подростков в профилактическую программу и ее реализации мы провели оценку полученных результатов на основе повторного изучения личных конструктов по методу Дж Келли и метода экспертных оценок.

Повысилось количество опрашиваемых, выбирающих конструкт «алкоголь - болезнь», в то же время половина подростков продолжает связывать алкоголь не с пагубными последствиями, а с удовольствием и Пятая триада «Свадьба - радость - шампанское» также осталась без изменения Это можно объяснить силой и устойчивостью проалкогольных установок в обществе, что свидетельствует о необходимости расширения профилактической работы

Повысилось количество подростков, выбравших конструкт «друзья — ответственность», что является значимым, на наш взгляд, результатом работы

Подавляющее большинство участников опытной работы по ее окончанию выбрали конструкт «здоровье - трезвость», что свидетельствует о прогрессе установки на здоровый образ жизни

Трактовка триады «Алкоголь - друзья - враги» также претерпела некоторое изменение в сторону снижения выборов конструкта «алкоголь -друзья», что тоже важно.

Вывод. Таким образом, анализ результатов повторного исследования личных конструктов испытуемых показал, что почти по всем триадам предпочтения изменились в сторону алкоголь-осуждающих конструктов

Динамика результатов по методике Дж Келли свидетельствует об эффективности влияния проведенной работы на формирование антиалкогольных установок у подростков

Таким образом, динамика полученных результатов свидетельствовала о положительных изменениях по основным выделенным показателям и подтвердила выдвинутую нами гипотезу

Использованные источники: 1.Буторина, Н.Е. Ранний алкоголизм и коморбидная соматическая патология в подростковом возрасте [Текст] / Н.Е. Буторина, Г.Г. Буторин // Тюменский медицинский журнал. - 2011. - № 1. - С. 27 - 28.

2.Волков, Б.С. Психология подросткового возраста [Текст]: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016 — 266 с.

3.Гнедова, С.Б. Формирование и изменение личности больных алкоголизмом [Текст] / С.Б. Гнездова, А.Ю. Нагорнова, Е.В. Вострокнутов, И.А. Гулей, Е.В. Забелина, Л.Г. Тараненко // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (часть 3) - С. 642-646.

4.Змановская, Е.В. Диагностика склонности к зависимому поведению на основе теста Роршаха [Текст] / Е.В. Змановская, О.В. Миропольская // Вестник психотерапии. - 2017. - № 62 (67). - С. 74 - 86.

5.Позднякова, М.В. Выявление подросткового алкоголизма и способы его профилактики [Текст] / М.В. Позднякова, Г.П. Горлопанова // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Самара. -2015. - № 2. - С. 167 - 169.

6.Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения: риск развития, методы раннего выявления [Текст] / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. - СПб.: Речь, 2007. - 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.