Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО РОЛЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО РОЛЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ ЛИЦАМИ / КОНТРОЛЬНЫЕ (НАДЗОРНЫЕ) МЕРОПРИЯТИЯ / PREVENTIVE VISIT / PREVENTIVE MEASURES / ANNOUNCEMENT OF WARNING / MEDICAL ORGANIZATION / CONTROL MEASURES WITHOUT INTERACTION WITH CONTROLLED PERSONS / CONTROL (SUPERVISORY) MEASURES

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

В статье представлен подробный анализ профилактического визита как одного из самых распространённых сегодня профилактических мероприятий в системе контрольно-надзорной деятельности. Авторами сделан и обоснован ряд выводов, на которые руководителям медицинских организаций необходимо обратить самое пристальное внимание. Подчёркнуто, что медицинской организации следует готовиться к профилактическому визиту самым тщательным образом как к одному из важнейших мероприятий в системе контрольно-надзорной деятельности, рассчитанному на то, что контролируемое лицо не только знает обязательные требования, но и обеспечивает их неукоснительное выполнение. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, то последствиями профилактического визита могут быть любые предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, т.е. внеплановые проверки. Последствиями профилактического визита, равно как и последствиями отказа от него, могут быть контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом. В свою очередь проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не требует согласования с органами прокуратуры. Профилактический визит в значительной степени является интегральным профилактическим мероприятием, так как, с одной стороны, он может завершиться иным профилактическим мероприятием объявлением предостережения. При этом, с другой стороны, при проведении профилактического визита может осуществляться консультирование, которое также является самостоятельным видом профилактических мероприятий. Руководителям медицинских организаций не следует отказываться от проведения профилактического визита, так как в этом случае риски проведения в отношении медицинской организации иных мероприятий, реализуемых в системе контрольно-надзорной деятельности, существенно возрастают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE VISIT IN THE SYSTEM OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES, ITS ROLE AND POSSIBLE CONSEQUENCES: WHAT THE HEADS OF MEDICAL ORGANIZATIONS NEED TO KNOW

The article presents a detailed analysis of the preventive visit as one of the most common preventive measures in the system of control and surveillance activities today. The authors made and substantiated a number of conclusions to which managers of medical organizations need to pay close attention. It is emphasized that a medical organization should prepare for a preventive visit in the most careful way as one of the most important activities in the system of control and surveillance activities, designed to ensure that the controlled person not only knows the mandatory requirements, but also ensures their strict implementation. If during a preventive visit it is established that the objects of control pose a clear immediate threat of causing harm (damage) to legally protected values or such harm (damage) has been caused, then the consequences of the preventive visit may be any provided for by Federal Law of July 31, 2020 № 248 Federal Law “On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation” unscheduled control (supervisory) activities, i.e. unscheduled inspections. The consequences of a preventive visit, as well as the consequences of refusing it, may be control (supervision) activities carried out without interaction with the controlled person. In turn, carrying out control (supervisory) activities without interaction with the controlled person does not require coordination with the prosecutor’s office. A preventive visit is to a large extent an integral preventive measure, since, on the one hand, it can end with another preventive measure the announcement of a warning. At the same time, on the other hand, during a preventive visit, counseling can be carried out, which is also an independent type of preventive measures. Heads of medical organizations should not refuse to conduct a preventive visit, since in this case the risks of carrying out other activities in relation to the medical organization, implemented in the system of control and supervisory activities, increase significantly.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО РОЛЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-3-4-12 УДК: 614.2

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕГО РОЛЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Д.В. Пивеньа , И.С. Кицуль, И.В. Ивановс

а Эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения;

ь Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования -Филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России; с Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. а https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; ь http:/orcid.org/0000-0001-6745-3862; с https://orcid.org/0000-0003-0971-853X.

И Автор для корреспонденции: Пивень Д.В.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен подробный анализ профилактического визита как одного из самых распространённых сегодня профилактических мероприятий в системе контрольно-надзорной деятельности. Авторами сделан и обоснован ряд выводов, на которые руководителям медицинских организаций необходимо обратить самое пристальное внимание. Подчёркнуто, что медицинской организации следует готовиться к профилактическому визиту самым тщательным образом как к одному из важнейших мероприятий в системе контрольно-надзорной деятельности, рассчитанному на то, что контролируемое лицо не только знает обязательные требования, но и обеспечивает их неукоснительное выполнение. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, то последствиями профилактического визита могут быть любые предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, т.е. внеплановые проверки. Последствиями профилактического визита, равно как и последствиями отказа от него, могут быть контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом. В свою очередь проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не требует согласования с органами прокуратуры. Профилактический визит в значительной степени является интегральным профилактическим мероприятием, так как, с одной стороны, он может завершиться иным профилактическим мероприятием - объявлением предостережения. При этом, с другой стороны, при проведении профилактического визита может осуществляться консультирование, которое также является самостоятельным видом профилактических мероприятий. Руководителям медицинских организаций не следует отказываться от проведения профилактического визита, так как в этом случае риски проведения в отношении медицинской организации иных мероприятий, реализуемых в системе контрольно-надзорной деятельности, существенно возрастают.

Ключевые слова: профилактический визит, профилактические мероприятия, объявление предостережения, медицинская организация, мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, контрольные (надзорные) мероприятия.

Для цитирования: Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Профилактический визит в системе контрольно-надзорной деятельности, его роль и возможные последствия: что необходимо знать руководителям медицинских организаций. Менеджер здравоохранения. 2024; 2:4-12. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-3-4-12

© Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В, 2024 г.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №2

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

Как известно, Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Закон о госконтроле № 248-ФЗ) [3] выделяет в рамках контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой контрольными (надзорными) органами, в том числе профилактические мероприятия. В свою очередь, в п. 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 № 1048 (далее Постановление 1048) [4], установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (далее Росздравнадзор) может проводить следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

В настоящей статье предметно рассматривается профилактический визит (далее Профилактический визит), так как, по нашему мнению, именно данное профилактическое мероприятие имеет сегодня особую значимость для медицинских организаций.

В соответствии с п. 35 Постановления 1048 обязательные Профилактические визиты проводятся в отношении:

«а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;

б) контролируемых лиц, приступающих в течение одного года, предшествующего принятию решения о проведении обязательного профилактического визита, к осуществлению деятельности в сфере охраны здоровья (получивших лицензии, переоформивших лицензии в связи с осуществлением не указанных в ранее действовавшей лицензии работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, и (или) осуществлением медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии».

Из представленной выше цитаты Постановления 1048 прямо следует, что сегодня проведение Профилактических визитов является самым распространённым мероприятием, реализуемым в системе контрольно-надзорной деятельности в отношении медицинских организаций. А это в свою очередь только подчеркивает значимость Профилактического визита.

Отметим, что в соответствии с частью 1 ст. 52 Закона о госконтроле № 248-ФЗ Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе Профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Нередко указанная выше форма проведения Профилактического визита - беседа (да и само название визита «профилактический») - обуславливают недооценку руководителями медицинских организаций серьёзность данного профилактического мероприятия и его возможные последствия. Кроме того, названная недооценка может усиливаться в отдельных медицинских организациях и в связи с наличием указаний в части 8 ст. 52 Закона о госконтроле № 248-ФЗ на то, что «при проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер». В результате со стороны медицинских организаций не всегда имеется чёткое представление как о роли, так и о возможных последствиях Профилактического визита. В свою очередь целый ряд указанных последствий может оказаться для медицинской организации весьма и весьма серьёзным.

Между тем, в части 9 ст. 52 Закона о госконтроле сказано, что в случае, если при проведении Профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Напомним, что в соответствии с «Базовой моделью определения критериев и категорий риска» (утверждена протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 № 19(3)) [8]

С

•КС

№2 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

к охраняемым законом ценностям относятся жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности. То есть жизнь и здоровье граждан, на которые и оказывает самое непосредственное влияние медицинская деятельность, возглавляют перечень охраняемых законом ценностей.

Очевидно, что при прочтении указанного выше положения части 9 ст. 52 Закона о госконтроле № 248-ФЗ об угрозе причинения вреда или о причинении вреда охраняемым законом ценностям у многих возникает вопрос о том, а каким же образом может быть установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, если Профилактический визит не является проверкой?

Отвечаем.

Профилактический визит - это, прежде всего, визит. При этом именно в ходе визита в медицинской организации могут быть выявлены очевидные признаки указанных выше нарушений. Например, это вполне может касаться отсутствия в медицинской организации информации о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи. Как известно, данная информация в обязательном порядке должна быть размещена на информационных стендах (стойках) медицинской организации в наглядной и доступной форме в соответствии с п/п «в» п. 13 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 [6]. Точно так же при Профилактическом визите могут быть выявлены очевидные признаки нарушений эпидемиологических требований, создающие угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Нельзя забывать и о том, что форма проведения Профилактического визита - беседа. А соответственно, в том числе и в ходе беседы, инспектором контрольного (надзорного) органа вполне могут быть получены сведения, позволяющие заподозрить

наличие угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Любая из названных ситуаций, как и многих иных, может явиться основанием для незамедлительного направления инспектором соответствующей информации уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Здесь возникает новый важный вопрос: «А какие именно контрольные (надзорные) мероприятия в этом случае могут быть проведены?».

Очевидно, что речь в подобных ситуациях может идти только о внеплановых проверках. Напомним, что в соответствии с п. 42 Постановления 1048 при осуществлении государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка;

в) контрольная закупка;

г) инспекционный визит.

Следовательно, в случае, если при проведении Профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, то Росздравнадзором внепланово может быть реализовано любое из указанных выше контрольных (надзорных) мероприятий. Необходимо отметить, что отдельные из названных мероприятий могут быть проведены без предварительного согласования с прокуратурой! В частности, это касается внеплановой документарной проверки, которая в соответствии с частью 9 ст. 72 Закона о госконтроле № 248-ФЗ «проводится без согласования с органами прокуратуры». Кроме того, и внеплановая контрольная закупка также может быть проведена без предварительного уведомления органов прокуратуры. На это прямо указывает часть 12 ст. 66 Закона о госконтроле, которая гласит: «Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 2

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться».

Ещё раз подчеркнём, что проведение названных выше внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий вполне может стать итогом Профилактического визита, значимость которого в системе контрольно-надзорной деятельности сегодня, к сожалению, не всегда должным образом оценивается и учитывается руководителями медицинских организаций.

Помимо названных выше контрольных (надзорных) мероприятий итогом Профилактического визита, в том числе может быть и другой вид профилактического мероприятия, а именно объявление предостережения. Напомним, что в соответствии с частью 1 ст. 49 Закона о госконтроле № 248-ФЗ «в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований». Следует обратить внимание руководителей медицинских организаций, что в том случае, если проведение Профилактического визита для вашей организации закончилось объявлением предостережения, необходимо не только самым серьёзным образом проанализировать данный документ, обеспечить принятие требуемых мер, но и в обязательном порядке проинформировать об этом контрольный (надзорный) орган.

Возможно, что у кого-либо возникнет вопрос: «А зачем направлять эту информацию? Ведь объявление предостережения, как и Профилактический визит, это не проверка, а лишь профилактическое мероприятие?».

Действительно, объявление предостережения это один из видов профилактических мероприятий. Тем не менее, и его значимость нельзя недооценивать. Так, в соответствии с частью 5 ст. 49 Закона

о госконтроле № 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют учёт объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий. И вот здесь следует обратить внимание на предоставленную Законом о госконтроле № 248-ФЗ возможность проведения контрольными (надзорными) органами контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом. Законом о госконтроле № 248-ФЗ к таким мероприятиям отнесены следующие:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

Мы уже давали полную характеристику данным мероприятиям и подробно их рассматривали в целом ряде публикаций [1, 2]. Напомним, что в соответствии с частью 2 ст. 57 Закона о госконтроле № 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных названным законом. То есть основанием для проведения данных проверок являются задания уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа. В свою очередь указанные задания, в том числе могут оформляться контрольными (надзорными) органами с использованием сведений об объявленных предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований.

Кроме того, здесь необходимо отметить следующее. В последнее время со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее Постановление 336) [5] достаточно много говорится о сокращении в настоящее время объёмов контрольно-надзорной деятельности и, прежде всего, за счёт сокращения объёмов плановых проверок. Подчеркнём, что эти утверждения никак не касаются использования надзорными органами названных выше новых видов контроля (надзора), осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом, а также профилактических мероприятий! Так, пункт 10 Постановления 336 чётко указывает, что «допускается

С

•КС

№ 2 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры».

То есть и в этом случае проведение контрольными (надзорными) органами контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом, может быть прямым следствием Профилактического визита.

Обозначим и важную деталь, касающуюся проведения контрольными (надзорными) органами контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом, о которой должны знать руководители медицинских организаций. Как известно, в Постановлении 1048, регламентирующем федеральный государственный контроль (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности, не упоминается о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом. Означает ли это, что при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности не могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом? Чёткий ответ на данный вопрос содержится в части 4 ст. 56 Закона о госконтроле № 248-ФЗ, в соответствии с которой контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение. Таким образом, в том числе в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности вполне могут проводиться(!) контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом.

Ещё одним профилактическим мероприятием, с которым Профилактический визит имеет самую непосредственную связь, является консультирование.

Эта связь прямо обозначена в части 2 ст. 52 Закона о госконтроле № 248-ФЗ: «В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица...». В соответствии с п. 26 Постановления 1048, консультирование может осуществляться должностным лицом Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. То есть консультирование, однозначно, может быть реализовано и реализуется при Профилактическом визите. В п. 27 Постановления 1048 отмечено, что «должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляют консультирование по следующим вопросам:

а) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере охраны здоровья;

б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядок выполнения обязательных требований в сфере охраны здоровья».

Весьма важным является вопрос о возможности отказа контролируемого лица от Профилактического визита. Как известно, часть 6 ст. 52 Закона о госконтроле № 248-ФЗ предоставляет право контролируемым лицам отказаться от проведения Профилактического визита. Следует ли руководителям медицинских организаций идти на такой отказ?

Однозначно не следует!

Почему?

Напомним, что проведение Профилактического визита осуществляется не по желанию контрольного (надзорного) органа, а является обязательным требованием при совершенно конкретных указанных в Законе о госконтроле № 248-ФЗ и в Постановлении 1048 основаниях. Следовательно, в случае отказа медицинской организации от Профилактического визита, во-первых, контрольным (надзорным) органом будет не проведено то профилактическое мероприятие, которое он обязан был провести. При этом, во-вторых, данная ситуация характеризуется полным отсутствием у надзорного органа хоть какой-либо дополнительной информации о медицинской организации. И, наконец, в-третьих, всегда в случае отказа будет естественно возникать вопрос: «Почему этот отказ произошёл? Действительно ли медицинская организация хорошо ориентируется в сложнейших вопросах соблюдения обязательных требований?». Здесь

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 2

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

необходимо подчеркнуть, что Профилактический визит это не просто профилактическое мероприятие, а профилактическое мероприятие в системе контрольно-надзорной деятельности, где профилактические мероприятия и мероприятия по контролю (надзору) самым тесным образом взаимосвязаны друг с другом. Поэтому полученный отказ от проведения Профилактического визита не только будет в обязательном порядке учтен контрольным (надзорным) органом, но и обусловит его дальнейшие действия по поиску и реализации иных мероприятий, предусмотренных надзорным законодательством. В том числе к таким мероприятиям могут быть отнесены контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом. А это уже не профилактические мероприятия, а конкретные проверки. Следовательно, руководителям медицинских организаций, ни при каких условиях, не следует отказываться от Профилактического визита!

Кроме того, медицинским организациям необходимо учесть, что Профилактический визит рассчитан на то, что контролируемое лицо, в отношении которого данный визит осуществляется, не только знает все основные обязательные требования, но и обеспечивает их неукоснительное выполнение. В этом случае не идёт речь о том, что контролируемое лицо при осуществлении Профилактического визита выглядит как чистый лист, которому, начиная с азов, инспектор контрольного (надзорного) органа подробно рассказывает обо всех обязательных требованиях. В таком случае Профилактический визит как профилактическое мероприятие по отношению к лицу, уже осуществляющему медицинскую деятельность, просто не имел бы никакого смысла!!! То есть профилактическая беседа, о которой идёт речь в ч. 1 ст. 52 Закона о госконтроле № 248-ФЗ, прежде всего, основывается на предоставлении контролируемому лицу сведений об отдельных наиболее значимых, важных и сложных особенностях соблюдения обязательных требований, а также на разъяснении контролируемому лицу отдельных непонятных для него вопросов, касающихся соблюдения обязательных требований.

Значимость Профилактического визита убедительно подтверждают и изменения, внесённые в Постановление 336 Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2023 г. № 2020 [7]. В соответствии с указанными изменениями установлено, что в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий до 2030 года

не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. При этом в отношении таких учреждений может проводиться Профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения! С одной стороны, в изменениях, внесённых в Постановление 336, сказано, что внеплановые проверки по факту выявления нарушений в ходе Профилактического визита не проводятся. Однако, с другой стороны, там же отмечено, что «если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об устранении выявленных нарушений, контроль за исполнением которого осуществляется в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». То есть теперь обязательные Профилактические визиты, осуществляемые в отношении государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, по характеру проведения и оформления результатов максимально приближены к контрольным (надзорным) мероприятиям, т.е. к проверкам! Следовательно, со стороны государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, и подготовка к таким Профилактическим визитам должна быть максимально серьёзной!

Таким образом, можно сделать следующие выводы, на которые руководителям медицинских организаций необходимо обратить самое пристальное внимание.

• В случае, если при проведении Профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, то последствиями Профилактического визита могут быть любые предусмотренные Законом о госконтроле № 248-ФЗ внеплановые контрольные (надзорные)

С

•КС

№ 2 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

мероприятия, т.е. внеплановые проверки. При этом надо иметь в виду, что существует достаточно много очевидных признаков таких угроз, не требующих во время осуществления Профилактического визита со стороны контрольного (надзорного) органа каких-либо углублённых действий по их выявлению.

• Последствиями Профилактического визита, равно как и последствиями отказа от него, могут быть контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом, а именно:

- наблюдение за соблюдением обязательных требований;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выездное обследование.

В свою очередь, проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не требует согласования с органами прокуратуры.

• Профилактический визит в значительной степени является интегральным профилактическим мероприятием, так как, с одной стороны, он может завершиться иным профилактическим мероприятием - объявлением предостережения. При этом, с другой стороны, при проведении Профилактиче-

ского визита может осуществляться консультирование, которое также является самостоятельным видом профилактических мероприятий.

• Последствия Профилактического визита в виде другого профилактического мероприятия - объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований - учитываются контрольными (надзорными) органами и используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

• Руководителям медицинских организаций не следует отказываться от проведения Профилактического визита, так как в этом случае риски проведения в отношении медицинской организации иных мероприятий, реализуемых в системе контрольно-надзорной деятельности, существенно возрастают.

• Каждой медицинской организации следует готовиться к Профилактическому визиту самым тщательным образом как к одному из важнейших мероприятий в системе контрольно-надзорной деятельности, рассчитанному на то, что контролируемое лицо не только знает обязательные требования, но и обеспечивает их неукоснительное выполнение.

1. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Контроль (надзор) без взаимодействия с контролируемым лицом, как новая форма контроля за предоставлением платных медицинских услуг: что необходимо знать руководителям медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - № 3. - 2022. - С. 4-9.

2. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2017. - С. 6-11.

3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 г. № 1048 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности».

5. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

6. Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006».

7. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2023 г. № 2020 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

8. Базовая модель определения критериев и категорий риска (утверждена протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 № 19(3)).

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 2

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

ORIGINAL PAPER

PREVENTIVE VISIT IN THE SYSTEM OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES, ITS ROLE AND POSSIBLE CONSEQUENCES: WHAT THE HEADS OF MEDICAL ORGANIZATIONS NEED TO KNOW

D.V. Piven aI.S. Kitsul b, I.V. Ivanovc

a Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities; b Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - t he branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia;

c Federal State Budget Institution «Russian Scientific and Research Institute for Medical Engineering» of Federal Service for Supervision in the sphere of public health. a https://orcid.org/0000-0001 -9202-9916; b http:/orcid.org/0000-0001 -6745-3862; c https://orcid.org/0000-0003-0971-853X.

H Corresponding author: Piven D.V

ABSTRACT

The article presents a detailed analysis of the preventive visit as one of the most common preventive measures in the system of control and surveillance activities today. The authors made and substantiated a number of conclusions to which managers of medical organizations need to pay close attention. It is emphasized that a medical organization should prepare for a preventive visit in the most careful way as one of the most important activities in the system of control and surveillance activities, designed to ensure that the controlled person not only knows the mandatory requirements, but also ensures their strict implementation. If during a preventive visit it is established that the objects of control pose a clear immediate threat of causing harm (damage) to legally protected values or such harm (damage) has been caused, then the consequences of the preventive visit may be any provided for by Federal Law of July 31, 2020 № 248 - Federal Law "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" unscheduled control (supervisory) activities, i.e. unscheduled inspections. The consequences of a preventive visit, as well as the consequences of refusing it, may be control (supervision) activities carried out without interaction with the controlled person. In turn, carrying out control (supervisory) activities without interaction with the controlled person does not require coordination with the prosecutor's office. A preventive visit is to a large extent an integral preventive measure, since, on the one hand, it can end with another preventive measure - the announcement of a warning. At the same time, on the other hand, during a preventive visit, counseling can be carried out, which is also an independent type of preventive measures. Heads of medical organizations should not refuse to conduct a preventive visit, since in this case the risks of carrying out other activities in relation to the medical organization, implemented in the system of control and supervisory activities, increase significantly.

Key words: preventive visit, preventive measures, announcement of warning, medical organization, control measures without interaction with controlled persons, control (supervisory) measures.

For citation: Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov I. V. Preventive visit in the system of control and supervisory activities, its role and possible consequences: what the heads of medical organizations need to know. Manager Zdravookhranenia. 2024; 2:4-12. DOI: 10.21045/18110185-2024-3-4-12

REFERENCES

1. Piven D.V., Kitsul I.S, Ivanov I.V. Control (supervision) without interaction with the controlled person, as a new form of control over the provision of paid medical services: what managers of medical organizations need to know // Manager zdravoochranenia. - No. 3. - 2022. - P. 4-9.

2. Piven D.V., Kitsul I.S, Ivanov I.V. A new control tool in the healthcare sector: control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs // Manager zdravoochranenia. - No. 5. - 2017. - P. 6-11.

3. Federal Law of July 31, 2020 № 248-FZ "On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation."

4. Decree of the Government of the Russian Federation of June 29, 2021 № 1048 "On approval of the Regulations on federal state control (supervision) of the quality and safety of medical activities."

5. Decree of the Government of the Russian Federation of March 10, 2022 № 336 "On the peculiarities of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control."

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 11, 2023 № 736 "On approval of the Rules for the provision of paid medical services by medical organizations, amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation and invalidation of the Decree of the Government of the Russian Federation dated October 4, 2012. № 1006".

7. Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 2023 No. 2020 "On introducing amendments to Decree of the Government of the Russian Federation of March 10, 2022 No. 336."

8. Basic model for determining criteria and risk categories (approved by the minutes of the project committee meeting dated March 31, 2017 № 19(3)).

№ 2 Manager

2024 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пивень Дмитрий Валентинович - д-р мед. наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrii V. Piven - D.Sc. (Medicine), Professor, Expert on the issues of regulatory and legal regulation of health care activities Saint Petersburg, Russia. E-mail: piven_dv@mail.ru

Кицул Игорь Сергеевич - д-р мед. наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия. Igor S. Kitsui - D.Sc. (Medicine), Professor, Professor, Head of the Department of Public Health and Public Health of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - the branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Irkutsk, Russia. E-mail: zdravirk@mail.ru

Иванов Игорь Владимирович - д-р мед. наук, генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, г. Москва, Россия.

Igor V. Ivanov - D.Sc. (Medicine), Federal State Budget Institution «Russian Scientific and Research Institute for Medical Engineering» of Federal Service for Supervision in the sphere of public health, Moscow, Russia. E-mail: expert@nqi-russia.ru

Новости медицинской науки

МЕСТА В ОРДИНАТУРЕ ПО НЕКОТОРЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ НА 100% ЦЕЛЕВЫМИ

Правительство утвердило квоты приема на целевое обучение в вузах на 2024 год. «В соответствии с распоряжением по некоторым медицинским специальностям часть мест в ординатуре будет доступна для поступления не по целевому договору», - обратил внимание «МВ». Среди таких специальностей «Судебно-психиатрическая экспертиза», «Общая врачебная практика», «Ревматология» и «Детская хирургия».

Целевая квота по специальности «Детская хирургия» сокращена со 100 до 90%, «Судебно-психиатрическая экспертиза» - со 100 до 70%, «Аллергология-иммунология» - со 100 до 95%, «Токсикология» - со 100 до 70%, «Психотерапия» - с 75 до 67%, «Ревматология» - со 100 до 85%, «Общая врачебная практика (семейная медицина)» - со 100 до 80%, «Нейрохирургия» - со 100 до 85%, «Колопроктоло-гия» - с 90 до 60%, «Радиотерапия» - со 100 до 80%.

Полностью целевым остается обучение по таким профилям, как «Акушерство и гинекология», «Неонатология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская эндокринология», «Педиатрия», «Терапия», «Анестезиология и реаниматология», «Неврология», «Онкология», «Офтальмология», «Пульмонология», «Травматология и ортопедия», «Хирургия», «Эндоскопия», «Эндокринология», «Скорая медицинская помощь».

Увеличена доля целевых мест по «Ультразвуковой диагностике» (с 82 до 92%), «Остеопатии» (с 13 до 25%), «Диетологии» (с 50 до 75%), «Генетике» (с 76 до 100%), «Гериатрии» (с 75 до 100%), «Гастроэнтерологии» (с 90 до 100%), «Мануальной терапии» (с 20 до 40%).

Источник: Медвестник, 26.02.2024. - https://medvestnik.ru/content/news/ Mlnobrnaukl-ustanovllo-pravlla-raboty-dlssertadonnyh-sovetov.html

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 2

ZdrevoochreneniB 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.