Научная статья на тему 'Профилактические составляющие повышения эффективности услуг здравоохранения'

Профилактические составляющие повышения эффективности услуг здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРЕДОТВРАТИМЫЕ ПОТЕРИ ЗДОРОВЬЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихтанская Ольга Иосифовна

В статье рассматриваются проблемы повышения функциональной роли профилактических составляющих услуг здравоохранения, которые обладают характером как частных, так и общественных благ. Особое внимание уделяется организационно-экономическим инструментам снижения так называемых предотвратимых потерь здоровья, также реорганизации системы предоставления услуг здравоохранения и ее переориентации на профилактические виды деятельности, в которых туристско-рекреационный комплекс может играть основообразующую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихтанская Ольга Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактические составляющие повышения эффективности услуг здравоохранения»

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА КОСМИЧЕСКОМ РЫНКЕ ПУСКОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Тюлевина Евгения Сергеевна Специалист по внешнеэкономической деятельности/аспирант

ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» e-mail: tiulevina@rambler.ru;

Аннотация:

В данной статье сформировано понятие «глобализация» и приведена оценка положительного и отрицательного влияния глобализации на развитие различных стран. Отражено влияние процесса глобализации на рынок пусковых услуг в космической отрасли. Смоделированы условия существования конкурентной среды на мировом космическом рынке пусковых услуг.

Ключевые слова:

Глобализация, объем пусковых услуг, конкурентная стратегия, емкость рынка, равновесное состояние, экономическая эффективность, оптимальное значение.

MODELING OF COMPETITIVE INTERACTION MECHANISM IN THE SPACE MARKET OF LAUNCHING SERVICES UNDER CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Tyulevina Evgenia

Specialist of foreign economy activities / postgraduate student

FSUE SRP SC «TsSKB-Progress»

Abstract:

This article provides the recipient with the globalization meaning and its influence on different countries development. The article describes globalization

influence on launch service market in the space sphere and represents the model of competitiveness in the global market of launch services.

Key words:

Globalization, launch services volume., competition strategy, market volume, balance point, economic efficiency, optimal meaning.

Представления о глобализации возникли в первую очередь в связи с пониманием нарастания всеобщей взаимосвязанности мира: международная кооперация в производственной сфере, в разработке и внедрении научнотехнических достижений, интенсификация деятельности на морских пространствах, в воздухе и космосе, влияние отдельных стран на экологию огромных регионов мира. Эти и другие процессы требуют постоянного международного сотрудничества и формирование единой стратегии управления. Сложные проблемы породило формирование единой информационной среды. Понимание общей картины этого процесса приводит к пониманию того, что формируется единый мир, единая социальная система человечества, происходит переход от биполярного мира к монополярному миру, что характеризуется термином глобализация.

Глобализация — это неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным. Однако за последние десятилетия темпы этой глобальной интеграции стали гораздо более высокими и впечатляющими благодаря беспрецедентным достижениям в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность.

Наше будущее существование будет все в большей и большей степени глобализироваться на всех уровнях: экономики в целом (производства, торговли, финансовой сферы) и, естественно, образования, так как образование по своему назначению призвано готовить кадры менеджеров, способных управлять быстро изменяющейся средой.

В научной литературе принято считать, что впервые о глобализации заговорили американские ученые. Сам термин приписывается Т. Левитту, опубликовавшему в «Гарвард бизнес ревью» в 1983 г. статью, в которой глобализация обозначалась как феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями [1]. Более широкое содержание этому термину придал консультант Гарвардской школы бизнеса японец Кеничи Омае, опубликовавший в 1990 г. книгу «Мир без границ». Полагая, что люди, фирмы, рынки увеличивают свое значение, а прерогативы государств ослабевают, этот ученый постулировал, что в новой эре глобализации все народы и все основные процессы оказываются подчиненными глобальному рыночному пространству, а «традиционные государства-нации теряют свою естественность, становятся непригодными в качестве партнера в бизнесе», в роли основных действующих субъектов на мировой экономической сцене начинают выступать «глобальные фирмы» [2].

В основе предпосылок и движущих сил глобализации мировой

экономики лежит ряд факторов, относящихся к ведущим сферам современной жизни [3]:

1. Экономический фактор. Огромная концентрация и централизация

капитала, рост крупных корпораций, в том числе компаний и финансовых групп, которые в своей деятельности все больше выходят за рамки

национальных границ, осваивая мировое экономическое пространство.

2. Политический фактор. Государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов.

3. Международный фактор. Динамика глобализации связывается с

датами крупных международных событий. Среди предпосылок процесса

глобализации важное значение придается окончанию “холодной войны” и преодолению идеологических разногласий между Востоком и Западом, которые не только раскалывали и Европу, но и затрагивали так или иначе и другие части света.

4. Технический фактор. Средства транспорта и связи создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения идей, товаров, финансовых ресурсов.

5. Общественный фактор. Ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.

Основой глобализации стала интернационализация не обмена, а производства, институциональной формой которой выступают транснациональные корпорации (ТНК), стремительно развивающиеся в последние десятилетия.

Совершенно новое явление, характерное для современных процессов глобализации, - становление и прогрессирующий рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), оказывающих громадное влияние на всю сферу производства и торговли в мировой экономике.

Глобализация экономической деятельности настоятельно требует ее либерализации, то есть сокращения или устранения ограничений на путях международных финансовых операций. Именно это и происходит на протяжении последних десятилетий и этим прежде всего занималось межправительственное Генеральное соглашение о тарифах и торговле, а с 1995г. продолжает заниматься его преемница - Всемирная торговая организация (ВТО). От общего уровня открытости мировой экономики, от степени ее либерализации во многом зависит и дальнейший прогресс в области глобализации [4].

Поэтому глобализация и либерализация - две стороны одного и того же процесса, и противоречия между ними отражают неизбежные внутренние противоречия этого процесса, где сталкиваются интересы разных экономических, политических и социальных сил, интересы различных сфер хозяйства, промышленных и финансовых групп и компаний, отраслей и стран. Отсюда и непрекращающиеся дискуссии по поводу того, что несет с собой глобализация, - положительные или отрицательные последствия/

На базе этих дискуссий делаются практические выводы. Одни авторы, более или менее решительно выступают за поддержку правительствами этой тенденции, другие, напротив, за ее сдерживание, за “разумный баланс” между мерами либерализации и протекционизма.

Хотя глобализация ускоряет развитие человечества и является его следствием, она представляет собой непростой процесс, к которому нужно приспосабливаться и который создает серьезные проблемы и трудности. Такие быстрые темпы перемен могут принять угрожающий характер, и большинство стран пытаются их контролировать или управлять ими.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

4. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики.

5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной

конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и

о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

6. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

7. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:

1. неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

2. возможная деиндустриализация национальных экономик;

3. возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

4. возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

Обратим внимание на влияние глобализации в промышленной сфере, а именно космической отрасли. Основным продуктом космической отрасли является пусковая услуга, которая осуществляется за счет ракеты-носителя (РН). В настоящее время идет формирование мирового космического рынка пусковых услуг, отличающегося большим разнообразием ракет-носителей по их надежности, грузоподъемности, стоимости и другим параметрам. Таким образом, процессы глобализации приводят к тому, что на рынке космических услуг активируется конкурентная борьба, которая выводит рынок из равновесия. Ситуация усложняется, если спрос на пусковые услуги определяется надежностью и стоимостью ракет-носителя. Отсюда первоочередным становится проблема обеспечения эффективного функционирования предприятий космической отрасли в условиях глобализации. В этой связи возникает необходимость в моделировании конкурентной среды, конкурентных стратегий по выбору цен на пусковые услуги, их надежности, обеспечивающих эффективность и устойчивость рыночной среды.

Учитывая, что надежность и цена - это основные параметры, которые влияют на выбор конкурентных стратегий в условиях глобализации, были проведены исследования и расчеты, и на их основе, разработана модель формирования условий устойчивости конкурентной среды по уровню

надежности изделий и цены на космическом рынке пусковых услуг в условиях глобализации.

Рассматривалась проблема выбора конкурентных стратегий между двумя участниками международного рынка пусковых услуг в условиях конкуренции по надежности изделий, как наиболее важному параметру для заказчика.

В статье рассмотрен критерий «объема пусковых услуг», как наиболее значимый и показательный критерий, характеризующий возможность предприятия в определении цены и количества пусков относительно поведения других предприятий - конкурентов [5]. Пусть участниками международного рынка пусковых услуг известны функции спроса ql(p, ^) и q2(p, ^) на выпускаемые ракет-носители. Через равные промежутки бюджетного периода предприятия планируют изменение цен р1 и р2 продаж своего изделия и его надежности ы1 и ^2, измеряемые вероятностью отказа ракетоносителей. Критерий каждого предприятия определяется уровнем объема оказываемых пусковых услуг:

ОПУ;(^,р) = р;^(^,р),£,у = 1,2,1 Ф У;

Естественными ограничениями являются требования не отрицательности объемов выпуска ^ > 0, q2 > 0), а также цен (р1 > 0, р2 > 0).

Найти оптимальные значения цен рО и р£ и надежности и из условия независимой максимизации прибыли каждого предприятия.

В модели не однотипной дуополии управляемыми параметрами являются цены продаж каждым предприятием и уровень надежности изделия, выбираемые менеджерами на основе тех или иных стратегий.

Каждое предприятие, управляя ценой и уровнем надежности на выпускаемое изделие, стремиться максимизировать свой объем пусковых услуг, исходя из необходимых условий существования максимума

ЭОПУ^р) = 0 эопУ{(^,р) = 0 ■ = 1 2 (1)

Зр, ’ ’ ’

На функцию спроса qi (ю, р), 1=1,2 наложим следующие требования:

Для любых значений р1 и р2 функция спроса qi (ю, р), 1=1,2 убывает по р1, 1=1,2 и

возрастает по рь 1=1,2, 1 Ф 1, то есть ^ < 0; > 0; 1,1 = 1,2, 1 Ф 1; для любых

значений ю1 и ю2 функция спроса q1 (ю, р), 1=1,2 возрастает по ю1, 1=1,2 и

убывает по Ю], 1=1,2, 1 Ф 1, то есть > 0; < 0; 1,1 = 1,2, 1 Ф 1.

В соответствии с введенным предположением, чем выше цена

предприятия, тем меньше спрос на его продукцию, и чем выше цена

конкурента, тем этот спрос выше, и также, чем выше уровень надежности, тем больше спрос на его продукцию, и чем ниже уровень надежности конкурента, тем выше спрос на его продукцию.

Простейшей моделью поставленной задачи не однотипной

(дифференцированной) дуополии являются линейные модели функций спроса, которые определяются следующими уравнениями:

qi(w,p) = q0 + а^ -Ь^ - а?р4 + Ь?р5, 1,] = 1,2,1 Ф] (2)

где q0 - емкость рынка пусковых услуг, а“, Ь“, а^, Ь?3 > 0, 1 = 1,2 -

коэффициенты чувствительности функции спроса к изменению цен р1, р2 и уровня надежности ю1, ю2.

Из практики использования ракетно-космической техники на

соотношение между коэффициентами функции спроса наложены следующие ограничения:

а" > Ь",а" > а?,а? > Ь^,Ь" > Ь?

Каждое из уравнений (2) удовлетворяет наложенным требованиям на функцию спроса:

дРь

р

< 0; ^ = Ь? > 0 др1 1

д<1і ,, да; „

= а? > 0; ^ = -Ь" < 0, і,у = 1,2, і Ф у

Получение оптимального статического решения задачи не однотипной дуополии с выбором цены и уровня надежности сводится к вычислению частных производных систем (1) и последующему решению этой системы относительно цен и уровня надежности изделия предприятий.

Предположим, что цена изделия и его уровень надежности связаны следующей функциональной зависимостью:

Р1(Ю1) = рю + □ • Ю1,1=1,2, (3)

где □ > 0 - скорость увеличения цены.

С учетом (3) представим уравнение для объема пусковых услуг в следующем виде:

ОПУ;(^) = (р10 + у • ^)[^о + - а? (р10 + г • ^¿)

Необходимые условия существования максимума в соответствии с (1) определяются из равенства:

+ Ь?СРіо + Г • "¿)], і,У = 1,2, і Ф У.

(4)

Сгруппируем составляющие уравнения (4), в результате получим:

ОПУі(^) = (рі0 + у • ^)[^0 + а^ріо + Ь{рр]0 + (а" - уа?)^

- (Ь" - уЬ?)^], і,у = 1,2, і Ф у.

(5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дОПУ;

= Г (яо + а“^ - Ь“^ - а?(рі0 + у • ші) + Ь?3(рі0 + у • ші)) + (рі0 + у- ші)(а“ - уа?) = 0 і,] = 1,2, і Ф і

Группируя составляющие уравнения (6), получим:

= 2y(a“ - yaf)wi + [y(q0 - afpio + bfpj0) + pio(a“ - yaf) -Y(b“ - ybf)]^j = 0, ij=1,2, i ф j. (7)

Из уравнения (7) следует, что уровень надежности изделия для каждого предприятия в условиях конкуренции определяется из системы уравнений:

^ = 2^-0 [У(?0 " Pi° + Ь‘ + Pi°(a‘“ " ya¡)! ^ = 1,2, i*j. (8)

Обозначим первую составляющую уравнения (8) через Ai (q0, p0, ai, bi, □), то есть:

A¿(yo,p0,a¿,b¿,r) = 2^(^ap - a„) [У(Ч o - ^fp¿0 + bf pj0) + pi0(af - ya1-)] i,j = 1,2, i ф j, (9)

а коэффициент при уровне надежности roj через Bi(ai,bi,D), то есть:

о Гг л bi -ybí . . , n ■ , .

£¿Kb¿/J = -—p--------^ i’j = l’2,

’ , ' 2(yaf - a(f)

С учетом введенных обозначений систему уравнений (8) запишем в следующем виде:

/ Л Ь" - уЬ,р

В^щАг) ^ 1,1 = 1,2, * Ф^' (10)

, , ' 2(уа^ - а^)

или

- В1Ш<2,

(11)

Геометрическое решение системы (11) представлено на рисунке 1.

С01

А і/Пі А;г |

Рисунок 1. Г еометрическое решение задачи определения равновесных значений уровней надежности изделия

На рисунке 1 представлена линия реакция

^>1 = ^1 - ^1^2 первого предприятия и линия реакции второго предприятия ^2 = ^2 - ^2^1.

Решая систему (11) получим, что равновесные значения уровней надежности изделия первого и второго предприятия составят величину:

=

Л1_В1Л2 1—В1В2

Л2 В2Л1 1—В1В2

(12)

Точка пересечения линий реакции на рисунке 1 представляет собой точку равновесия Курно. Из рисунка следует, что точка равновесия существует, если одновременно выполняются следующие неравенства:

(Лх > тах (^і,51Л2)) Л (Л2 > тах ф,В2А1)) Л (В1В2 < 1)

В2

При выполнении этих неравенств рынок сбыта не становится монопольным и единственным положением в точке равновесия, координаты которой удовлетворяют приведенной системе линейных уравнений (12). При этом равновесие динамически устойчиво в том смысле, что из любого начального состояния рынок с течением времени переходит в равновесное состояние. Иными словами, если выполняется (13), то, несмотря на существование конкурентных отношений, обеспечиваются условия, необходимые для нормального функционирования обоих участников на рынке пусковых услуг.

Из рисунка 1 следует, что снижение уровня надежности одного из изделий приведет к выполнению требований взаимосвязанных неравенств (13). Это означает, что выпуск этого изделия, как не конкурентоспособного, предприятием прекращается, и в этой связи встает задача или его модернизации, или разработки и выпуска нового изделия. Из сказанного следует, что конкуренция на рынке пусковых услуг между предприятиями по изготовлению ракет-носителей является положительным фактором, поскольку стимулирует развитие ракетно-космической техники.

Блок-схема формирования условий устойчивости конкурентной среды и рентабельности выпуска продукции в условиях дуополии представлена на рисунке 2.

При определенных равновесных значениях уровня надежности изделий ^>*, ^2 легко определить равновесные значения цен, количество пусков каждого изделия и равновесную величину объема пусковых услуг, получаемого каждым предприятием.

Pi = Pío + №*, i,j = 1,2

q*(ш, p) = q0 + а“ш* - b“w* - af p* + bj3p*, i, j = 1,2

ОПУ*(^) = (pi0 + y • w2)[q0 + afp¿o + bfpj0 + (af - yaf)w* - (b? -

ybf)w7*], i,j = 1,2

Формирование исходных данных

V

Определение параметров функции спроса qi(u,p) = q0 + - bftej - afpj + bfpj, i,j = 1,2, i Ф y,

Формирование модели конкурентной среды по надежности изделий

ОПУ;(^) = (pi0 + 7 • ^i)[q0 + afpi0 + bfp70 + (a" - yaf)^

- fb" - ybf)w/l, i, j = 1,2, i Ф /'.

Формирование системы уравнений для определения равновесных значений уровня надежности изделий 1

[у(^0 - а?р1о + Ь?р7-0) + р1о(а? - уа?)]

1 2y(yaf - а")

(Ь- - уЬ?)

■о),-,

i,j — 1,2, і Ф ;.

2(yaf-afJ) ^

или

>£ = = л2 - &

Определение равновесных значений уровня надежности системы

* Ат—ВтАї

* __ А1_В1А2

1 — В1В2

1—В1В2

>ормирование условий устойчивости конкурентной среды

по уровню на нежности изделий

А2 А.л

[Ах > max 0^-,В1А2)) Л (А2 > max (—,В2А1)) Л (ВгВ2 < 1)

D2 D1

Рисунок 2. Схема формирования условий устойчивости конкурентной среды по уровню надежности изделий в условиях дуополии

Таким образом, предложена статистическая модель конкурентного взаимодействия на рынке пусковых услуг с учетом их надежности. Рынок пусковых услуг рассматривается как система, состоящая из предприятий, экономические интересы которых, количественно определяемые величиной объема пусковых услуг, связаны между собой.

С практической точки зрения рыночная ситуация является предпочтительной, поскольку препятствует монополизации экономики и приводит в конечном итоге к разнообразию ракет-носителей. Под устойчивостью рынка пусковых услуг понимается его способность функционировать без вытеснения слабых конкурентов более сильными, что формально выражается в существовании решения системы статистических уравнений в точке равновесия с уровнем надежности каждого из изделий, удовлетворяющих системе взаимосвязанных неравенств (13), при реализации которых каждое предприятие обеспечивает получение максимальной величины объема пусковых услуг.

Определены условия, при выполнении которых рынок функционирует устойчиво и обеспечивает исключение конкурентного вытеснения одного субъекта рынка пусковых услуг другим, а при несоблюдении условий рынок или монополизируется, или постепенно распадается.

Список использованных источников:

1. Кузнецов В. Что такое глобализация? // МэиМО. -1998. - № 2.

2. Ohmae K. The Bordless World - Power and the Strategy in the Interlinked Economy. - Fontana, 1990.

3. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М., 2000.

4. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление?

— М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.

5.Уильям Дж. Баумоль. Состязательные рынки: мятеж в теории

структуры отрасли // Вехи экономической мысли. Том 5. Теория отраслевых рынков. Под общ. ред. А.Г. Слуцкого. СПб: Экономическая школа. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.