Научная статья на тему 'Профиль обучения как фактор дисгармонии межличностных отношений старшеклассников'

Профиль обучения как фактор дисгармонии межличностных отношений старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
291
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДИСГАРМОНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / PROFILE OF EDUCATION / IDENTIFICATION / DISHARMONY OF INTERPERSONAL RELATIONS / SENIOR PUPIL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федина Людмила Викторовна

Профильное обучение является одним из перспективных направлений в решении задач самоопределения молодежи, развития индивидуальных способностей, успешной профессиональной идентификации и самореализации в будущем. Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников позволило выявить различия в структуре отношений и самоаттестации социально-психологических характеристик в классах с социально-гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим профилем обучения, определить проблемные и ресурсные зоны профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILE OF EDUCATION AS A FACTOR OF DISHARMONY OF SENIOR PUPILS INTERPERSONAL RELATIONS

The choice of education program, matching of education to the interests of the senior pupils creates the foundation for a successful professional identity in the future. However, indepth study of the profile of specific disciplines in practice leads to disharmonious development of interpersonal relationships between senior pupils. In the study of interpersonal relations of senior pupils took part 59 pupils of 9th grades (15–16 years old) in sociohumanitarian, natural science, physics and mathematics profiles of education. Compiled socio-psychological reliefs classes, sociogram, the analysis of significant differences in Student’s t-test revealed significant differences in the nature of the relationship between senior pupils with different learning profiles. “Humanitarians” show the highest level of team development and desire to communicate with each other, senior pupils of natural science profile show the average level of relations development – formal relations, senior “mathematics” pupils do not seek personal communication, and prefer only business contacts. A similar structure of interpersonal relations have natural science and socio-humanitarian groups, both have the structure of the team, while physical-mathematical profile forms large individuality in interpersonal pupils’ contacts. The results indicate that we observe a trend to limiting of self-conception, interests, values correlating only with the scope of professional activity, which is a factor of disharmonization of interpersonal relations, and professional identification performs an inhibitory function towards other abilities and interests. The effective implementation of objectives of the learning profiles is necessary to carry out the work aimed at mitigating negative effects and enhancing positive ones. You need to define the priorities of harmonious relations in classes of different profiles of learning: a resource for socio-humanitarian class can be considered conditions for the development of effective communication included in activities with clear targets, which will decrease the risk of false identification of the profession as «communication»; for the class of natural sciences it is necessary to expand the content of the communication, which will reduce the effect of formal relations; for the class of physics and mathematics it is necessary to create situations where interaction is not related to necessary activities, and to show them the joy of meetings and the value of communication with others, developing personal resources and potential.

Текст научной работы на тему «Профиль обучения как фактор дисгармонии межличностных отношений старшеклассников»

Л. В. Федина. Профиль обучения как фактор дисгармонии межличностных отношений...

ОБЩЕЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 159.922.27

DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-61-69

ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Л. В. Федина

Тюменский государственный университет, Тюмень

Профильное обучение является одним из перспективных направлений в решении задач самоопределения молодежи, развития индивидуальных способностей, успешной профессиональной идентификации и самореализации в будущем. Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников позволило выявить различия в структуре отношений и самоаттестации социально-психологических характеристик в классах с социально-гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим профилем обучения, определить проблемные и ресурсные зоны профильного обучения.

Ключевые слова: профиль обучения, идентификация, дисгармония межличностных отношений, старшеклассники.

Введение. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает исключительную значимость, становится важным определение своей принадлежности и круга общения, которые должны иметь одинаковые предпочтения. В этих условиях особенно большое значение имеет проблема приобретения жизненного опыта, нацеленного на становление личности подростка, формирование его отношения к миру, обществу, другим людям, сверстникам [1, 2]. Такой сферой, в которой происходит самопознание через общение и выбор приоритетов, можно считать профильное обучение. Его реализация в школе решает перспективные задачи индивидуализации и личностно ориентированного обучения, основанного на дифференцированном подходе. Так, Г. П. Логинова считает, что «профильное обучение дает возможность сформировать четкий жизненный план, достичь высокого уровня профессионализма на ранних этапах становления карьеры и отвечает запросам современного общества» [3, с. 46]. Однако именно в идее разделения детей по способностям и интересам может быть заложена проблема их дальнейшей интеграции, где «остаются неисчерпанными мотивы подросткового периода, направленные на общение со сверстниками» [3, с. 46]. Сферой особого внимания для преподавателей, работающих в профильных классах, должно становиться общение подростков в учебной деятельности.

В современных исследованиях ранней профессионализации подростков отмечается ряд противоречий: Г. Б. Горская отмечает, что, с одной стороны, она является фактором ускорения социализации, приобретения опыта взаимодействия с другими людьми, ответственного поведения, с другой - ограничивает возможности развития общих способностей, что может неблагоприятным образом отразиться на развитии способностей специальных и значительно усложнить условия личностного развития, взаимоотношений с социальным окружением [4, с. 111].

Постановка проблемы. Способы общения в группах, имеющих разную направленность, каковыми являются учебные классы с разным профилем обучения, формируются с учетом интересов, способностей, потребностей и предпочтений подростков. У подростков, обучающихся по заданному профилю, формируются определенные специфические интересы, что отражается при построении ими межличностных отношений, которые могут способствовать и облегчать процесс общения со сверстниками своего профиля, однако служить причиной затруднений в построении взаимодействия в рамках общения, не связанного с учебной деятельностью [5].

Ряд исследователей отмечают, что высокая сосредоточенность и концентрация подростков на образовательных приоритетах может провоцировать осложнения в межличностных взаимоотношениях. Е. В. Некрасова утверждает, что «основными факторами, влияющими на проявление дисгармонии в межличностных отношениях, являются: смысложиз-ненные ориентации, ценности прагматической направленности на увлечения и образование» [6, с. 872-873]. Экспериментальное изучение А. В. Капцовым и Е. В. Некрасовой дисгармонии межличностных отношений и неравновесности аксиосферы личности старшеклассника, установили, что чем выше предпочтение ценностей профессии над ценностями образования, тем выше уровень отчужденности старшеклассников друг от друга [7, с. 5].

Обусловленность специфики влияния ранней профессионализации особенностями деятельности, в которую включаются дети или подростки, была прослежена в исследованиях С. М. Ахметова, Г. Б. Горской, Ю. К. Чернышенко [4, с. 117]. Анализ особенностей становления Я-концепции младших и старших подростков, занимающихся спортом, обнаружил тенденцию к ее сужению. Включение в занятия спортом, с одной стороны, повышает готовность к неудачам, вместе с тем может провоцировать рост психической напряженности, в частности, за счет роста расхождения притязаний и самооценки [4, с. 115].

Одним из последствий ранней профессионализации оказывается сужение Я-концепции до представления о себе только как о спортсмене. «Вследствие этого спорт воспринимается спортсменами как единственная сфера приложения собственных сил, реализации себя как личности, что делает особенно болезненным завершение спортивной карьеры, воспринимаемое спортсменами как собственная психологическая смерть», - считает Г. Б. Горская [8, с. 107].

Полученные результаты обозначают противоречие: с одной стороны, выбор школьниками собственных интересов, их связь с будущей профессией помогают в социализации личности старшеклассника, с другой - «погружение» в профессиональную область в старшем школьном возрасте грозит нарушению задач общения, что негативно отражается на личностной удовлетворенности и социализации.

Таким образом, обозначенные противоречия позволяют выделить необходимость в детальном изучении характера межличностных отношений старшеклассников, выбравших разный профиль обучения. Необходимо четкое понимание особенностей построения взаимоотношений с коллективом класса, обучающегося по конкретному профилю, с тем, чтобы гармоничные межличностные отношения являлись ресурсом развития личности, а не создавали дополнительные проблемы в идентификации и формировании Я-концепции старшеклассника.

Научная новизна исследования заключается в том, что: гармоничные межличностные отношения старшеклассников определены как потенциал эффективной реализации задач профильного обучения; выявлены особенности межличностных отношений старшеклассников, обучающихся по программе социально-гуманитарного, естественнонаучного и физико-математического профилей.

Методы практического исследования: метод социометрии, методика социально-психологической самоаттестации малой группы как коллектива, методы математической статистики (расчет среднего, стандартного отклонения, критерий Стьюдента). В исследовании приняли участие 59 учеников 9-х классов (15-16 лет), обучавшихся по профилям: социально-гуманитарному, естественнонаучному, физико-математическому.

Результаты исследования. Изучение социально-психологической аттестации группы как коллектива показало, что существуют различия в самоаттестации классов, обучающихся по разным профилям: интегральный показатель класса социально-гуманитарного профиля х = 4,1; естественнонаучного профиля х = 3,5; физико-математического х = 2,8.

Соотнося результаты по показателям, полученным нами при исследовании социально-психологической аттестации учебных коллективов подростков, мы получаем следующую картину:

- по показателям «ответственность», «коллективизм», «сплоченность», «контактность», «открытость» наивысшие значения зафиксированы у класса социально-гуманитарного профиля обучения, а наименьшие - у класса физико-математического профиля;

- по показателям «организованность», «информированность» наивысшее значение отмечено у класса социально-гуманитарного профиля обучения, наименьшее - у класса естественнонаучного профиля.

Полученные данные свидетельствуют о достаточно благоприятном климате в коллективе социально-гуманитарного профиля, его способности решать различные задачи сообща и потенциале для дальнейшего роста.

У класса с естественнонаучным профилем обучения такие характеристики, как «открытость», «организованность» и «информированность», показывают низкий уровень развития, что подтверждает данные, полученные нами в ходе дальнейшего социометрического исследования: разнообразные связи, которые ученики устанавливают в своем коллективе, не способствуют его развитию и свидетельствуют, скорее, о внешнем, формальном общении.

В классе с физико-математическим профилем обучения все показатели отношений имеют низкий уровень выраженности. Интегральный показатель (х = 2,8) свидетельствует о неразвитости группы как коллектива. Такие результаты могут являться следствием высокой концентрации учеников на точных науках, а также их незначительной ориентацией на общение после переформирования классов по профилю обучения. Низкий уровень заинтересованности в построении гармоничных межличностных отношений может объясняться и индивидуально-типологическими особенностями учеников: точные науки интересуют более всего людей интровертированного типа, достаточно закрытых в общении, менее расположенных к коллективным делам.

На основе полученных данных нами был составлен социально-психологический рельеф классов, обучающихся по разному профилю. Ниже на рисунке графически представлено соотношение рельефа классов с социально-гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим профилями обучения.

Соотнося матрицы социально-психологического рельефа у классов с разным профилем обучения, видим, что наиболее высокие средние значения по всем показателям имеет класс с социально-гуманитарным профилем, несколько менее высокие, но близкие по рельефу -обучающийся по естественнонаучному профилю, что может говорить о сходной структуре межличностных отношений в этих коллективах.

Социально-психологический рельеф класса социально-гуманитарного профиля имеет наиболее ровную картину.

Социально-гуманитарный

Естественнонаучный

Физико-математический

Социально-психологический рельеф классов с разными профилями обучения: 1 - ответственность;

2- коллективизм; 3- сплоченность; 4- контактность; 5- открытость; 6- организованность;

7- информированность

Матрица социально-психологического рельефа класса, обучающегося по физико-математическому профилю, свидетельствует о низком уровне развития коллектива и отражает, скорее, формальный характер отношений в классе. Зафиксированы более низкие результаты, по сравнению с другими классами, показателей «ответственность», «коллективизм», «сплоченность» и «контактность». «Информированность», «организованность» и «открытость», напротив, достаточно высоки и опережают развитие таких же факторов в классе естественнонаучного профиля. Это позволяет предположить, что физико-математический профиль формирует большую индивидуалистичность в межличностных контактах учеников, что и обусловливает меньшую заинтересованность в групповой деятельности (низкая ответственность перед группой, разноплановость мнений и действий, малое количество личных контактов). Однако при этом можно констатировать высокий уровень открытости друг к другу, способность к быстрому созданию организованной структуры деловых взаимоотношений и более высокую доступность информации о состоянии дел в группе. Фактически можно говорить о высоком уровне мобильности в деловой активности группы учеников физико-математического класса, стремлению к коллегиальности.

Это подтверждается и анализом социограмм-«мишеней» классов, где максимальное число зафиксировано у класса с естественнонаучным профилем (10), минимальное - у класса с физико-математическим профилем (7). Несмотря на большое количество взаимных выборов, лидер в классе с социально-гуманитарным профилем обучения не получил максимального числа выборов. Кроме того, в этом классе два человека принадлежат к отвергаемым, т. е. их позиция на социограмме выходит за пределы окружности с максимальным радиусом. У класса с естественнонаучным профилем обучения лидер получает наибольшее количество выборов (10), однако взаимовыборов, т. е. взаимного положительного отношения, у этих ребят кратно меньше, чем в классе с социально-гуманитарным профилем, а эмоциональное отношение приближается к значению безразличия (0). Физико-математический класс имеет только одного человека в числе отвергаемых, при этом лидер этого класса получает наименьшее количество выборов, наименьшее (всего 1) количество взаимовыборов, а сила эмоционального отношения в этом классе носит отрицательный характер.

Проведенная статистическая проверка значимости различий с использованием ¿-критерия Стьюдента между значениями, полученными по каждому из показателей межличностных отношений в классах, показала, что в классе с социально-гуманитарным профилем обучения по сравнению с классом естественнонаучного профиля достоверно выше показатели взаимовыборов (¿эмп = 4,23; р < 0,005), но достоверно ниже среднее значение положительных (¿эмп = 5,20; р < 0,005) и отрицательных выборов (¿эмп = 4,88; р < 0,005). Такие данные подтверждают результаты, указанные нами выше и означают, что, несмотря на то, что в классе естественнонаучного цикла гораздо выше количество контактов, у «гуманитариев» эти контакты могут быть более глубокими и личностными. Однако такие результаты могут свидетельствовать и о стремлении «гуманитариев» к обособлению в небольшие группировки, что подтверждают тенденции возрастного развития, а также свидетельствует о значительной центрации старшеклассников, обучающихся по социально-гуманитарному профилю на общении и взаимодействии.

Также в гуманитарном классе результаты по показателям «контактность» (¿эмп = 1,98; р < 0,05), «открытость» (¿эмп = 2,36; р < 0,02), «организованность» (¿эмп = 2,45; р < 0,02), «информированность» (¿эмп = 2,38; р < 0,02) и «интегральный показатель СПСК» (¿эмп = 2,66; р < 0,01) достоверно выше, чем в классе естественнонаучного профиля. Такие данные свидетельствуют о более благоприятном климате в коллективе.

Статистический анализ результатов межличностных отношений между классами с физико-математическим и естественнонаучным профилями показал, что класс естественнонаучного профиля превосходит «математиков» по показателям «коллективизм» (¿эмп = 3,86; р < 0,005), «сплоченность» (¿эмп = 4,94; р < 0,005), «контактность» (¿эмп = 1,82; р < 0,05) и «интегральный показатель СПСК» (¿эмп = 3,52; р < 0,005). Напротив, у «математиков» достоверно выше «информированность» (¿эмп = -1,81; р < 0,05). Такие результаты подчеркивают профильную направленность учащихся. Поскольку для «математиков» информация в принципе имеет важное значение, они внимательны к ней, таким образом, знают и все детали жизни класса гораздо выше, чем класс естественнонаучного профиля. Однако для них построение благоприятных взаимоотношений уходит на второй план, потому они менее контактны и ориентированы на коллективное взаимодействие, ограниченное исключительно деловыми контактами.

Статистический анализ достоверности различий между классами социально-гуманитарного и физико-математического профиля показал, что у «гуманитариев» достоверно выше показатели взаимовыборов (¿эмп = 5,6; р < 0,005), а также все показатели социально-психологического климата коллектива, исключая «организованность» и «информированность». Полученные результаты в целом демонстрируют похожие тенденции в различиях межличностных отношений, обнаруженных между старшеклассниками-математиками и старшеклассниками, обучающимися по естественнонаучному профилю. «Математики» не стремятся к созданию дружного, крепкого коллектива, достаточно обособлены, но лучше, чем «гуманитарии», владеют информацией о том, что происходит в жизни класса, и более организованны. В данном случае мы можем констатировать тенденцию «сужения Я-кон-цепции», выделенную в исследованиях личности старшеклассников, занимающихся спортом [4, 5, 8].

Для класса социально-гуманитарного профиля в обучении проблемная зона может выделяться в следующем: высокое количество взаимных выборов на фоне относительно низкого числа простых выборов, особенно положительных, является свидетельством возникновения тенденции деления на подгруппы, никак между собой не связанные, что может приводить к непониманию и отсутствию общегрупповых интересов. Также существует

опасность, что общение может подменить интересы профессиональные, создать образ квазипрофессии в представлении старшеклассника.

Полученные нами данные соотносятся с исследованиями интенциональности личности подростков, проведенными М. Д. Кондратьевым, где были выявлены различия для обучающихся по профильной и базовой образовательной программам: первые ориентированы «На задачу» при одновременно низких показателях типа ориентации «На взаимодействие», что свидетельствует о стремлении в учебной или неформальной обстановке проявить себя или решить поставленную задачу, а не об отсутствии желания вступать в контакт с одноклассниками [9, с. 35]. Школьники, обучающиеся по базовой образовательной программе, напротив, ориентированы «На взаимодействие», при этом имея низкие показатели по шкалам «Будущее» и ориентации «На задачу», рассматривают одноклассников как возможный источник помощи при решении общих задач [9, с. 36].

Анализируя полученные нами результаты, можно утверждать, что на характер межличностных внутригрупповых отношений существенно влияет профиль обучения подростков, а именно те виды деятельности, которые доминируют в процессе такого обучения, степень эмоциональности, вложенная в характер деятельности в процессе обучения по тому или иному профилю.

Так, изучение предметов гуманитарного направления само по себе требует от человека большего развития эмоциональности и открытости, акцентирует внимание на межличностном взаимодействии. Изучение же физико-математических наук естественно предполагает некую аутентичность, раздумье в обособленности. Такие черты часто неосознанно демонстрируются и постулируются взрослыми, в том числе и преподавателями, как некое условие успешности в данном конкретном деле. В подростковом возрасте особенно легко идентифицировать себя с образом «эмоционального художника», «ушедшего в себя математика» или «бесстрастного естествоиспытателя». С одной стороны, это признак успешной идентификации с будущим характером деятельности и, следовательно, адаптации к будущей профессии. С другой стороны, мы можем наблюдать тенденцию к сужению Я-концеп-ции, когда интересы, ценности соотносятся исключительно с областью профессиональной деятельности, что может являться фактором дисгармонизации межличностных отношений, а профессиональная идентификация выполняет подавляющие функции по отношению к другим способностям.

Психолого-педагогические рекомендации по развитию гармоничных межличностных отношений в классах с разным профилем обучения. В контексте гуманизации образовательного процесса и реального существования профильного обучения осуществлять работу, направленную на нивелирование негативных проявлений и укрепление позитивных, представляется нам возможным в следующих направлениях:

- проведение специальных тренингов, направленных на становление эмоционального развития, эмпатии и сензитивности подростков, возможно в рамках работы психологической службы;

- определение приоритетов гармонических межличностных отношений в классах различного профиля обучения. Так, для класса социально-гуманитарного профиля необходимо создать условия для развития эффективного общения, включенного в деятельность с четкими целевыми установками; для класса естественнонаучного профиля необходимо расширять содержание общения; для класса физико-математического профиля необходимо создавать ситуации, где взаимодействие будет не связано с необходимой деятельностью, а будет демонстрировать им радость от встреч и ценность общения с другим;

- включение в план воспитательной работы классов и школы мероприятий, направленных на повышение сплоченности в подростковых коллективах;

- возможное включение в программы обучения видов деятельности, стимулирующих совместную деятельность (конференции, доклады, дискуссии, круглые столы и т. д.);

- повышение квалификации классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе и учителей-предметников по вопросам эмоционального развития подростков.

Таким образом, нами установлено, экспериментально исследовано, статистически подтверждено, что характер межличностных внутригрупповых отношений может определяться профилем обучения подростков: те виды деятельности, которые преобладают в процессе обучения, степень эмоциональности и ее значение задают определенную структуру взаимоотношений в коллективе. Так, изучение предметов гуманитарного направления требует от человека большей эмоциональности, а также стимулирует ее развитие. Изучение же математических наук предполагает обособленность и уединенность.

Мы предполагаем, что специальная работа, направленная на развитие уровня сформи-рованности навыков межличностного внутригруппового общения учеников, возникающих в процессе профильного обучения, позволит решить проблему приобретения подростками жизненного опыта, нацеленного на формирование его отношения к миру, обществу, другим людям, на динамику личностного и профессионального становления.

Список литературы

1. Collins W. A., Laursen Br. Changing relationships, changing youth: Interpersonal contexts of adolescent development // Journal of Early Adolescence. 2004. 24. Issue 1. Р. 55-62.

2. McGrath H., Noble T. Supporting positive pupil relationships: Research to practice // Educational and Child Psychology. 2010. 27. Issue 1. Р. 79-90.

3. Логинова Г. П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. С. 43-47.

4. Ахметов С. М., Горская Г. Б., Чернышенко Ю. К. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармоний // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2013. № 3 (123). С. 110-118.

5. Heyman S. R. Counseling and psychotherapy with athletes: Special considerations. In J. R. May & M. J. Asken (Eds.), Sport psychology: The psychological health of the athlete. New York: PMA Publishing Corp., 1987. P. 135-156.

6. Некрасова Е. В. Психологические причины дисгармонии межличностных отношений старшеклассников // Изв. Самарского научного центра РАН. 2011. № 2-4. С. 870-874.

7. Капцов А. В., Некрасова Е. В. Взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и неравновесности аксиосферы личности старшеклассника [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n4/48751.shtml (дата обращения: 25.02.2016).

8. Горская Г. Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности // Человек. Сообщество. Управление. 2008. № 3. С. 106-113.

9. Кондратьев М. Д. Особенности интенциональности подростков, обучающихся по профильной и базовой образовательным программам [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 3. С. 30-39. Doi: 10.17759/psyedu.2015070304.

Федина Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент,

Тюменский государственный университет (ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003).

E-mail: lllca@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 14.03.2016.

DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-61-69

PROFILE OF EDUCATION AS A FACTOR OF DISHARMONY OF SENIOR PUPILS INTERPERSONAL RELATIONS

L. V. Fedina

Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

The choice of education program, matching of education to the interests of the senior pupils creates the foundation for a successful professional identity in the future. However, in-depth study of the profile of specific disciplines in practice leads to disharmonious development of interpersonal relationships between senior pupils. In the study of interpersonal relations of senior pupils took part 59 pupils of 9th grades (15-16 years old) in socio-humanitarian, natural science, physics and mathematics profiles of education. Compiled socio-psychological reliefs classes, sociogram, the analysis of significant differences in Student's t-test revealed significant differences in the nature of the relationship between senior pupils with different learning profiles. "Humanitarians" show the highest level of team development and desire to communicate with each other, senior pupils of natural science profile show the average level of relations development - formal relations, senior "mathematics" pupils do not seek personal communication, and prefer only business contacts. A similar structure of interpersonal relations have natural science and socio-humanitarian groups, both have the structure of the team, while physical-mathematical profile forms large individuality in interpersonal pupils' contacts. The results indicate that we observe a trend to limiting of self-conception, interests, values correlating only with the scope of professional activity, which is a factor of disharmonization of interpersonal relations, and professional identification performs an inhibitory function towards other abilities and interests.

The effective implementation of objectives of the learning profiles is necessary to carry out the work aimed at mitigating negative effects and enhancing positive ones. You need to define the priorities of harmonious relations in classes of different profiles of learning: a resource for socio-humanitarian class can be considered conditions for the development of effective communication included in activities with clear targets, which will decrease the risk of false identification of the profession as «communication»; for the class of natural sciences it is necessary to expand the content of the communication, which will reduce the effect of formal relations; for the class of physics and mathematics it is necessary to create situations where interaction is not related to necessary activities, and to show them the joy of meetings and the value of communication with others, developing personal resources and potential.

Key words: profile of education, identification, disharmony of interpersonal relations, senior pupil.

References

1. Collins W. A., Laursen Br. Changing relationships, changing youth: Interpersonal contexts of adolescent development. Journal of Early Adolescence, 2004, 24, issue 1, pp. 55-62.

2. McGrath H., Noble T. Supporting positive pupil relationships: Research to practice. Educational and Child Psychology, 2010, 27, issue 1, pp. 79-90.

3. Loginova G. P. Psikhologicheskiye aspekty profil'nogo obucheniya [Psychological aspects of profile education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological science and education, 2003, no. 3, pp. 43-47 (in Russian).

4. Akhmetov S. M., Gorskaya G. B., Chernyshenko Yu. K. Rannyaya professionalizatsiya odarennykh detey: resurs razvitiya ili istochnik disgarmoniy [Early professionalizing of the gifted children: development resource or sourse of disharmonies]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - The Bulletin of Adyche State University.

Series Pedagogy and Psychology, 2013, no. 3 (123), pp. 110-118 (in Russian).

5. Heyman S. R. Counseling and psychotherapy with athletes: Special considerations. In J. R. May & M. J. Asken (Eds.), Sport psychology: The psychological health of the athlete. New York: PMA Publishing Corp, 1987. Pp. 135-156.

6. Nekrasova E. V. Psikhologicheskiye prichiny disgarmonii mezhlichnostnykh otnosheniy starsheklassnikov [Psychological reasons for interpersonal relations disharmony of senior school students]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN -Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2011, no. 2-4, pp. 870-874 (in Russian).

7. Kaptsov A. V., Nekrasova E. V. Vzaimosvyaz' disgarmonii mezhlichnostnykh otnosheniy i neravnovesnosti aksiosfery lichnosti starsheklassnika [Relationship between disharmony of interpersonal relations and imbalance of axiosphere of the senior school students personality] [Jelektronnyyi resurs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye: Elektronnoye spetsializirovannoye nauchno-prakticheskoye periodicheskoye izdaniye (Psyedu.ru) - Psychological Science and Education: Electronic specialized scientific and practical periodical publication (Psyedu.ru), 2011, no. 4 (in Russian). URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/ n4/48751.shtml (accessed 25 February 2016).

8. Gorskaya G. B. Psikhologicheskiye effekty ranney professionalizatsii lichnosti [Psychological effects of early professionalization of personality]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye - Human. Community. Management, 2008, no. 3, pp. 106-113 (in Russian).

9. Kondrat'ev M. D. Osobennosti intentsional'nosti podrostkov, obuchayushchikhsya po profil'noy i bazovoy obrazovatel'nym programmam [Peculiarities of the intentionality of teenagers studying in the a specialized and basic education programs] [elektronnyj resurs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye: Elektronnoye spetsializirovannoye nauchno-prakticheskoye periodicheskoye izdaniye (Psyedu.ru) - Psychological Science and Education: Electronic specialized scientific and practical periodical publication (Psyedu.ru), 2015, vol. 7, no. 3, pp. 30-39. Doi:10.17759/psyedu.2015070304 (in Russian).

Fedina L. V., Tyumen State University (ul. Volodarskogo, 6, Tyumen, Russian Federation, 625003). E-mail: lllca@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.