Научная статья на тему 'Профессору Борису Васильевичу Личману 70 лет'

Профессору Борису Васильевичу Личману 70 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2269
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессору Борису Васильевичу Личману 70 лет»

Запарий В.В., Камынин В.Д.

Профессору Борису Васильевичу Личману

70 лет

Жизненный путь и научное творчество Б.В. Личмана тесно связаны с Уралом. Он родился 15 апреля 1946 г. в Казани. После окончания в 1973 г. исторического факультета Днепропетровского государственного университета он переехал в город Свердловск и поступил на работу в Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова на кафедру истории КПСС. На этой кафедре он прошел все должности от ассистента до профессора. В 1991 г. возглавил эту кафедру, а в 1992 г. принял активное участие в преобразовании ее в кафедру истории России. С 2006 г. Б.В. Личман работает проректором по учебной работе Уральского института экономики, управления и права.

В 1979 г. Б.В. Личман под руководством профессора М.Е. Главацкого (1924 - 2015) в совете Уральского государственного университета им. А.М. Горького защитил кандидатскую диссертацию на тему «Партийное руководство подготовкой научных и научно-педагогических кадров на Урале (1966 - 1970 гг.)».

Большое влияние на формирование Б.В. Личмана как ученого оказал профессор А.В. Бакунин (1924 - 1999) сначала в качестве заведующего кафедрой истории КПСС УПИ, а затем как научный консультант его докторской диссертации. При его непосредственном участии молодой ученый выбрал тему своего будущего исследования, изучению которой он посвятил более 10 лет жизни. Она была связана с исследованием роли уральской индустрии в экономической политике Советского государства во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг.

Уже работая в качестве заведующего отделом истории Института экономики УрО АН СССР, А.В. Бакунин пригласил Б.В. Личмана для участия в написании коллективного труда по истории народного хозяйства Урала [см.: 3]. В этом труде им была

написана глава «Экономика Урала в 50-е гг.». В начале 1990-х гг. Б.В. Личман опубликовал по теме своего исследования две монографии, написанные с учетом новых подходов [см.: 7; 8]. В них историку удалось показать, что развитие промышленности региона во второй половине 1950-х - середине 1980-х гг. не проходило однолинейно, в нем были взлеты и падения. Б.В. Личман считал, что по сравнению с периодом 1959 - 1970 гг. «основное противоречие в развитии региона заключается в сильнейшем нарушении в 70 - 80-е гг. оптимальных пропорций между материальной и социальной сферами. Первая получила большее развитие по сравнению со второй. Причем это противоречие на Урале является более глубоким, чем в целом по СССР и РСФСР» [7, с. 105].

Работы Б.В. Личмана всегда отличало желание разобраться в теоретических вопросах рассматриваемой проблемы. Прин-

ципиальным для историка стало разведение по содержанию двух понятий - «индустриальный» и «промышленный» потенциал, которые в литературе рассматривались как однопорядковые. Б.В. Личман писал: «Наше исследование базируется на том, что индустриальный потенциал гораздо шире промышленного. Индустриальный потенциал включает в себя разведанные и вовлеченные в хозяйственный оборот природные ресурсы, производственные мощности промышленных предприятий, строительных организаций и создающих необходимые материальные условия для функционирования отраслей производственные инфраструктуры, а также занятые в этой сфере кадры с их квалификацией и общей подготовкой» [7, с. 5].

Итогом изучения данной научной проблемы стала успешная защита Б.В. Личманом в 1991 г. в совете УрГУ докторской диссертации на тему «Региональная индустрия в экономической политике КПСС и Советского государства во второй половине 1950 - середине 1980-х гг. (на материалах Урала)». Докторская диссертация Б.В. Личмана внесла вклад в изучение не только экономической стратегии Советского государства, ее противоречий и просчетов. В ней были высказаны принципиальные соображения по целому ряду важнейших теоретических вопросов, которые активно обсуждались учеными и политиками на рубеже 1980 - 1990-х гг. в связи с наметившимся процессом распада СССР В частности, речь шла о необходимости выработки Российской Федерацией основ новой региональной политики, которые помогли бы избежать процесса дальнейшей децентрализации.

После защиты диссертации Б.В. Личман продолжил заниматься исследованием экономической политики Советского государства на разных этапах его развития. Он активно публикует свои работы, выступает на различных научных конференциях, в частности на форуме «Урал индустриальный: Бакунинские чтения», инициатором проведения которого он выступил в 1996 г. Б.В. Личман являлся научным редактором первых трех «Чтений».

Всероссийскую известность Б.В. Лич-ману принесла его деятельность по реформированию исторического образования в школах и вузах России на базе «многотеоретического изучения истории». Уже в начале 1990-х гг. в условиях быстро развивающейся в России «методологической революции», сметавшей универсальные методологические системы и заменявшей их на не менее универсальные, претендовавшие на звание «единственно правильных», коллектив единомышленников, возглавлявшийся Б.В. Личманым, предложил вариант отказа от единой методологии и выступил за преподавание отечественной истории в вузах методом равноуважительно-сти в интерпретации фактов [6, с. 2]. По словам Б.В. Личмана, «учебники с одной логикой основываются преимущественно на запоминании и повторении знаний в изложении одной теории. В многотеоретическом изучении истории основой является самостоятельное познание на основе осмысления исторических фактов, изложенных в русле нескольких теорий» [1, с. 5].

Руководитель коллектива авторов, суть предложенной им методики изложил таким образом. Он заявил, что в основе его учебника «лежит не факт, а концепция, исходящая из мировоззрения. Зачастую они прямо противоположны друг другу. Одна считает, что прогресс - это счастье человека, другая - гармоничное общество, третья берет за основу развитие техники. Есть теории, которые видят идеал в приближении человека к Богу, а есть такие, что исходят из гармонии человека и природы, приоритета семейных ценностей» [5].

Приоритет Б.В. Личмана в разработке и распространении новой методики преподавания отечественной истории признан многими историками. В новейшем историографическом труде указывается, что учебники, созданные в Екатеринбурге коллективом авторов под редакцией Б.В. Личмана, «заложили основу многоконцептуального изучения истории, получившего широкое распространение во второй половине 1990-х гг. - начале XXI в.» [2, с. 461]. С нашей точки зрения, именно в процессе препода-

вания отечественной истории парадигма многоконцептуальности в том виде, в которой ее предложил Б.В. Личман, оказалась наиболее востребованной и эффективной.

Обращает на себя внимание факт массового использования учебника для вузов под редакцией Б.В. Личмана в старших классах общеобразовательных школ региона. С одной стороны, это объясняется отсутствием соответствующим общественно-политическим условиям того времени и доступного пониманию преподавателей истории того времени школьного учебника. С другой стороны, фактический материал и манера его объяснения, предложенные в учебнике под редакцией Б.В. Личма-на, будили мысли у учащихся, вызывали дискуссии. В то же время учебник требовал достаточно существенных знаний по предмету, поэтому наиболее эффективно он использовался в специализированных классах лицеев и гимназий.

Являясь членами авторского коллектива, мы считаем, что в настоящее время не вполне правильно преподавать в школе историю в многоконцептуальном плане. Для подрастающего поколения необходима выработка однозначного понимания исторических фактов и основных этапов развития исторического процесса. Все имеющиеся точки зрения, существующие в научном сообществе, должны преподаваться на исторических и политологических факультетах университетов и педвузов.

Под руководством Б.В. Личмана в 1996 г. был издан первый в регионе учебник, показывающий историю края в контексте истории России на Урале с новых позиций [см.: 4]. Он был создан с соблюдением всех стандартов для школьных учебников, вышло несколько его изданий, он был рекомендован в качестве учебного пособия для школ региона.

Учебники по истории России и истории Урала, созданные коллективом автором под руководством Б.В. Личмана, опубликованы тиражом более 250 тыс. экземпляров и вышли 25 изданиями. Об уровне учебного пособия по истории России под редакцией Б.В. Личмана свидетельствует и то, что учебник получил третью премию во всероссийском конкурсе учебников для технических вузов. Эти учебники представлены в библиотеках США, Великобритании, ФРГ и других стран.

Признанием вклада Б.В. Личмана в разработку проблем преподавания отечественной истории в вузе стало присвоение ему в 2001 г. почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Он был избран членом Научно-методического совета по истории Министерства образования и науки России.

Желаем Борису Васильевичу Личману успехов, процветания, новых научных открытий, исполнения самых заветных желаний, внимания близких и восхищения окружающих.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Введение // Многоконцептуальная история России: Учебное пособие / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2000. Кн. I: С древнейших времен до конца XIX в.

2. Историография истории России: Учебное пособие для бакалавров / Под ред. А.А. Чернобаева. 2-е изд. М., 2015.

3. История народного хозяйства Урала. Свердловск, 1990. Ч. 2 (1946 - 1985).

4. История Урала: XX век / Под ред. Б.В. Личмана и В.Д. Камынина. Екатеринбург, 1996. Кн. II.

5. Кузьмин А. Кого спасет новый «единорог»? // Курган и курганцы. 2011. 7 сент.

6. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1992.

7. Личман Б.В. Экономическая стратегия КПСС и тенденции развития индустрии Урала (1956 - 1985 гг.). Свердловск, 1990.

8. Личман Б.В. Региональная индустрия в СССР. Свердловск, 1991.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ЗАПАРИЙ Владимир Васильевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой науки и техники, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург.

E-mail: [email protected]

КАМЫНИН Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.