Научная статья на тему 'Профессорская проза в английской литературе ХХ века'

Профессорская проза в английской литературе ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
374
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКАЯ ПРОЗА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ФЭНТЕЗИ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / PROFESSORIAL PROSE / HISTORICAL NOVEL / EXISTENTIALISM / FANTASY / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гоголева Сайара Анатольевна

Одно из самых ярких явлений в современной английской литературе это профессорская проза. Множество талантливых, самобытных, интересных писателей, таких как А. Мердок, Дж.Р.Р. Толкин, У. Голдинг, Дж. Фаулз имели профессорское звание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professorial novel is one of the brightest phenomena in contemporary English literature. Many of these talented, original and interesting writers such as I. Murdoch, J.R.R. Tolkien, W. Golding, J. Fowles were professors.

Текст научной работы на тему «Профессорская проза в английской литературе ХХ века»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3 УДК 82(093)(4/10)

Профессорская проза в английской литературе XX века

С.А. Гоголева

Одно из самых ярких явлений в соьременной английской литературе - это профессорская проза. Множество талантливых, самобытных, интересных писателей, таких как А. Мердок, Дж.Р.Р.

Ключевые слова: профессорская проза, исторический роман, экзистенциализм, фэнтези, постмодернизм.

Professorial novel is one of the brightest phenomena in contemporary English literature. Many of these talented, original and interesting writers such as I. Murdoch, J.R.R. Tolkien, W. Golding, J. Fowles were professors.

Key words: professorial prose, historical novel, existentialism, fantasy, postmodernism.

Особое место в современной художественной литературе занимает феномен профессорской прозы. В последнее время в литературоведении все чаще обращаются к этой теме, считая профессорскую литературу в целом «ярким явлений современной словесности» [1]. В данной статье мы ограничимся анализом профессорской прозы, т.к. именно проза наиболее явно отражает особенности мировосприятия её творцов и содержит в себе яркие отличительные черты, позволяющие выделить профессорскую литературу из ряда других.

Обращаясь к определению термина «проза», отметим, что оно имеет несколько значений: в первую очередь это устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи. Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству [1].

Известно, что в древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась

стали называть стихом в противопоставление речи, не связанной с ритмом. Древние римляне, продолжатели греческой культуры, стали называть ее прозой.

К литературным жанрам, традиционно пишущимся в прозе, относятся: роман, повесть, новелла, рассказ, эпопея, эссе и биография. В связи с этим существует более узкая терминология, относящаяся к данной теме - это «профессорский» роман, встречающийся в литературе разных стран, преимущественно европейских. По мнению E.H. Золиной, в отечественном литературоведении этот

ГОГОЛЕВА Сайара Анатольевна - ст. преподаватель каф. перевода ф-та иностранных языков СВФУ им. М.К. Ам-мосова, [email protected]

термин используется в основном по отношению к немецкой литературе, в частности, к сочинениям двух профессоров германских университетов XIX века - Г. М. Эберса, археолога, знатока Древнего Египта, и Ф. Дана, правоведа, специалиста по истории древних германцев. Профессиональная деятельность этих авторов напрямую повлияла на направленность романов, то есть была написана в жанре исторического романа. В немецком литературоведении термином «профессорский роман» определяется также художественно-историческая проза целого ряда их последователей, немецкоязычных писателей второй половины XIX века -В. Валлота, Р. Хамерлинга, А. Хаусрата, Э. Экш-тейнаидр. [2].

В мировой современной литературе жанр профессорской прозы стабильно остается востребованным и бьет рекорды по популярности. Среди его последователей следует отметить таких замечательных авторов, как А. Мердок, Дж.Р.Р. Толкин, У. Ле Гуин, Р. Желязны, ЭЛ. Доктороу, У.

улз, Г. Уэллс и многих других. В данной статье мы рассмотрим творчество английских писателей.

Основными причинами возникновения этого направления в литературе можно объяснить в первую очередь стремлением популяризовать результаты научных изысканий и наблюдений, сделать их доступными массовому читателю. Именно беллетристика дает свободу, которой не хватает сухому научному миру фактов и суждений, она позволяет соединить в единое целое историю, фантазию, догадки и предположения и облечь в доступную и занимательную форму.

Однако принадлежность к академической среде накладывает некоторый отпечаток на манеру и характер повествования. Сюда можно отнести научную строгость, точность бытописания и по-

ГОГОЛЕВА

груженность в культурные формы изображаемой эпохи. Характер их деятельности находит отражение в максимально подробном описании повседневной общественной и частной жизни, иногда даже выдуманной реальности (одежда, условия жизни и труда, медицина, наука, искусство, религиозные культы, политические институты и т. д.). Отсюда вытекает высокая познавательная ценность профессорской прозы.

Однако она не привлекла бы к себе внимания и не заслужила бы признания читателя, если бы её ценность ограничивалась только этнографическими картинками, портретными и биографическими зарисовками и пр. Напротив, чрезмерное погружение в собирание и коллекционирование фактов часто служило поводом для критики «профессорской» прозы, превращавшегося в «мелочную лавку, где всякому хламу находилось место» и в котором «антикварные подробности нередко весьма нехудожественно мешали свободному развитию действия» [3].

В английской литературе о профессорской прозе впервые заговорили в связи с творчеством Айрис Мердок. Профессор Оксфордского универси-

знатоком античной эстетики и восточной религии. В 1954 году был издан её роман «Под сетью», имевший большой успех.

Есть принципиальное отличие А. Мердок от предшественников. Они обращались к беллетристике с целью популяризации научных знаний. Просветительство чуждо автору «Черного принца», несмотря на то, что её проза пропитана философской мыслью, действие проистекает из разнообразия занимательных сюжетов.

Яркое творчество А. Мердок заставило критиков обратить внимание на профессорскую прозу, как на одно из самобытных явлений современной литературы.

Также как и А. Мердок, идеи экзистенциализма повлияли на У. Голдинга, автора знаменитого романа «Повелитель мух». Голдинг занимался преподаванием до войны и до тех пор, как решил отказаться от всего ради писательской карьеры.

В своем самом известном произведении «Повелитель мух» писатель поднимает вопросы в духе английской традиции о возвращении не на лоно природы, а в цивилизацию, где все отношения между людьми регламентированы.

Другим столь же ярким событием в английской литературе стало издание впоследствии всемирного бестселлера «Властелин колец», автор кото-

культовой фигурой современной английской литературы. Толкин был выдающимся лингвистом, фольклористом, ему принадлежат серьезные академические исследования, посвященные финскому эпосу «Калевала», сказанию «Беовульф» и «Кентерберийским рассказам» Джефри Чосера.

Тем не менее, слава автора художественных произведений затмила всю его академическую карьеру, так как он впоследствии стал считаться если не основателем, то, по крайней мере, писателем, поднявшим жанр фэнтези, находившийся в полном упадке, на новый уровень.

«Властелин колец» и предшествующая повесть «Хоббит, или Туда и обратно» на протяжении полувека находятся в числе самых читаемых английских произведений.

Одним из крупнейших прозаиков современной английской литературы по праву считается Джон Фаулз. Автор непревзойденных по своей пронзительности романов «Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта», «Волхв» и многих других, он занимался преподавательской деятельностью в университетах Франции и Греции.

Творчество Фаулза близко постмодернизму, в его произведениях можно найти множество аллюзий на готический и викторианский роман, его тексты полны иронии, парадоксов и глубокого психологизма.

Гуманизм составляет основу мировоззренческих и творческих позиций писателя, подразумевая, что литература должна содействовать духовному развитию человека, быть серьёзной и гуманной. Этот лозунг в той или иной мере можно применить к творчеству большинства авторов профессорской прозы.

Литература

1. Потебня А. А. Из записок по теории словесности. -Харьков, 1905.

2. Золима Е. Н. В поисках формы: к поэтике «профессорского» романа // Языковое образование в России: материалы научно-практ. гонф. -Иваново, 2005. - С. 4347.

3. Булгаков Ф. И. Исторический рома на западе // Исторический вестник. -1984, № 8. - С. 387-409.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.